"Логопедическая радуга "
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Логопедическое внеклассное занятие-турнир, направленное на активизацию знаний учащихся 5-х классов школы 7 вида по разделу "Грамматика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_2.doc172.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_k_otkr.uroku_grammat.raduga.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

 Активизация  знаний учащихся 5- х классов по разделу «Грамматика».

Оборудование: 

  1. Карточки с заданиями на каждую команду
  2. Цветные конверты по 3 каждого цвета
  3. Цветная разборная радуга на каждую команду
  4. Ручки, фломастеры на каждого ученика
  5. Карточки с правильными ответами на задания

Оформление доски в виде радуги и надписи.

Ход мероприятия:

  1.  - Приветствие участников «Турнира»

         - Представление команд

        - Представление членов жюри

  1. Объяснение правил.

- Сегодня состоится Турнир между командами 5 «Б» и 5 «В» классов.

На этом «Турнире» мы вспомним:

- как изменяются слова по числам, падежам;

 - как слова связаны друг с другом в предложении;

- как правильно употребляются предлоги;

 - как различаются предлоги и приставки;

 - будем составлять из слов предложения;

а из предложений текст.

        За каждое правильно выполненное задания будут начисляться баллы: 1 ответ – 1 балл. В конце «Турнира» будут подведены итоги и вручены подарки.

        У каждого задания свой цвет – как у радуги.  

  1. Итак, начинаем! Первое задание – цвет самой нижней дуги радуги.

Задание 1:  (Красный конверт)  -  5 баллов

 - Изменение существительных, глаголов и словосочетаний (прилагательное + существительное) по числам.

Задание 2:  (Оранжевый конверт) -  5 баллов

- Изменение словосочетания (прилагательное + существительное) по падежам.

Задание 3:  (Желтый конверт)  -  5 баллов

- Грамматическое оформление предложений.

Задание 4:  (Зелёный конверт)  -  10 баллов

- Работа с предлогами.

А) Вставить пропущенный предлог

Б) Исправить ошибку в употреблении предлога

Задание 5:  (Голубой конверт) -  5 баллов

- Различение предлогов и приставок

Задание 6:  (Синий конверт)  - 4 балла

- Работа с деформированным предложением

Задание 7:  (Фиолетовый)  - 4 балла

 - Работа с деформированным текстом.

IV.     Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение грамот.

 

   



Предварительный просмотр:

Задание:   1. Измените  название предмета  «Один - много»

Ребёнок –  _____________________

Звезда –  ______________________

Ухо –  _________________________

Зеркало –  _____________________

Жеребёнок –  ___________________

2. Измените  название действия    «Один - много»

Рисует - _______________________

Бежит - _______________________

3. Измените словосочетание   «Один - много»

Душистый ландыш – ____________________

Крепкое весло –  _________________________

Острый коготь –  _______________________

 

Задание:   1. Измените  название предмета   «Один - много»

Человек –  ______________________

Окно –  ________________________

Стол –  ________________________

Лист –  ________________________

Платье –  ______________________

2. Измените  название действия   «Один - много»

Поёт - ________________________

Хочет - _______________________

3. Измените словосочетание   «Один - много»

Тонкий стебелёк – ____________________

Славное имя –  _______________________

Мощный трактор  – __________________

Задание:   1. Измените  название предмета   «Один - много»

Перо –  _____________________

Утёнок –  ___________________

Стул –  _____________________

Пень –  ______________________

Поезд –  ______________________

2. Измените  название действия  «Один - много»

Читает - _______________________

Течёт - _______________________

3. Измените словосочетание «Один - много»

Мелкое семя  – ____________________

Лесная тропа  –  ___________________

Чистое стекло – ___________________

Задание:   1. Измените  название предмета   «Один - много»

Ягнёнок –  _____________________

Поросёнок –  ___________________

Пальто –  _____________________

Кофе –  _______________________

Доска –  _______________________

Монета – ______________________

Брат – ________________________

Весна –________________________

2. Измените  название действия   «Один - много»

Печёт - _______________________

Машет - _______________________

Ходит – _______________________

Скачет – ______________________

Пишет – ______________________

Зовёт – _______________________

Кричит – _____________________

Зреет – ______________________

3. Измените словосочетание  «Один - много»

Полное ведро  – ____________________

Большое дупло  –  __________________

Ранняя весна  –  ____________________

Удалой молодец - ___________________

Дождевое облако - __________________

Хищный зверёк - ___________________

Старый дворец - ___________________

Дождливый день - __________________

Задание:    Соедини стрелками

Думаю  о        (о ком? о чем?)   *                  *     быстроногому оленю

Вижу               (кого? что?)          *                   *    быстроногого оленя

Нет                  (кого? чего?)          *                   *    быстроногим оленем

Доволен          (кем? чем?)          *                   *    быстроногом олене

Даю                   (кому? чему?)      *                   *     быстроногого оленя

Задание:    Соедини стрелками

Думаю  о        (о ком? о чем?)   *                  *     доброму человеку

Вижу               (кого? что?)          *                   *    доброго человека

Нет                  (кого? чего?)          *                   *    добрым человеком

Доволен          (кем? чем?)          *                   *    добром человеке

Даю                   (кому? чему?)      *                   *     доброго человека

Задание:    Соедини стрелками

Думаю  о        (о ком? о чем?)   *                  *     высокой берёзой

Вижу               (кого? что?)          *                   *    высокой берёзы

Нет                  (кого? чего?)          *                   *    высокой  берёзе

Доволен          (кем? чем?)          *                   *    высокой берёзе

Радуюсь        (кому? чему?)      *                   *     высокую берёзу

Задание:    Заполни таблицу

Беспокойное

сердце

Белоствольная берёза

Выразительное

лицо

НЕТ

(кого?чего?)

РАДУЮСЬ

(кому?чему?)

ВИЖУ

(кого?что?)

ДОВОЛЕН (кем?чем?)

ДУМАЮ О

(о ком о чём?)

Дождливый

день

Жёлтая

бумага

Близкая

дорога

НЕТ

(кого?чего?)

РАДУЮСЬ

(кому?чему?)

ВИЖУ

(кого?что?)

ДОВОЛЕН (кем?чем?)

ДУМАЮ О

(о ком о чём?)

     

Задание:  

 Закончите правильно предложения, используя слова в скобках

Папа нарисовал (белый конь) _________________ .

Мама купила два метра (цветная ткань) _______

Дорожки посыпаны (белый снег) _______________ .

Расскажи сказку (младшая сестрёнка) _____________ .

Задание:  

 Закончите правильно предложения, используя слова в скобках

Лена купила в магазине  (синяя чашка) ________ ____________ .

Саша съел кусок (яблочный пирог) _______________________.

Улица освещается (яркий фонарь) ___________________________ .

Позвони по телефону (верный друг) __________________________ .

Задание:  

 Закончите правильно предложения, используя слова в скобках

Дедушка прочитал (интересная книга) _______ ____________ .

Мальчик собрал корзину (белые грибы) ________ _______________.

В тетради пишут (шариковая ручка) _________________________ .

Помоги  убраться дома (старший брат) ______________________ .

Задание:  

 Закончите правильно предложения, используя слова в скобках

Оля принесла ведро (холодная вода) __________________

Петя купил килограмм (спелый помидор)_____________

На доске пишут (белый мел) _______________________

Раков ловят (голые руки) _________________________

Мы едем в деревню (ночной поезд) ___________________

Дядя Боря работает (детский врач) _________________

Руки моют (душистое мыло) _______________________

Дай морковку (белые кролики) _______________________

Почитай газету (старый дедушка) __________________

Бабушка рассказала сказку (маленькая внучка) _________

  Задание:  

 Вставьте пропущенные предлоги.

  1. ____ грядке зеленеет лук.
  2. ____ конуры сидит пёс.
  3. ____ норе маленькие лисята.
  4.  Лошадь шла   ____  дороге.
  5. ____ театра собралась толпа.

Задание:

Исправьте ошибки.

  1. Красивая ваза стояла по столе.
  2. У небе светит солнце.
  3. Машина  остановилась  в дома.
  4. Кот сидит  над крыльцом.
  5. По коробке лежат конфеты.

Задание:  

 Вставьте пропущенные предлоги.

  1. Ветер  ____ морю гуляет.
  2. Река  вышла  ____  берегов.
  3.  Тропинка  шла   ____  поле.
  4. Лодка плыла    ____  озеру.
  5.  Самолёт летит ___ морем.

Задание:

Исправьте ошибки.

 

  1.  Из дерева опадают листья.
  2. Папа наливает чай на чашку.
  3. Птенец выпал в гнезда.
  4. Пёс сидит по конуры.
  5. Деревья шумят с ветра.

Задание:  

 Вставьте пропущенные предлоги.

  1. Дети идут   ____ школу.
  2. Они строятся парами   ____ дверью класса.
  3.  Днём ученики выходят    ____  школы.
  4.  ____ школой большой сад.
  5. Ребята несут ____ сад скворечники.

Задание:

Исправьте ошибки.

  1.  Лодка плывёт к озеру.
  2. Чайка летит под водой.
  3. Молодая трава выглядывает из снега.
  4. Зрители собрались за театром.

   5.    Капли дождя капают из крыши.

Задание:  

 Вставьте пропущенные предлоги.

  1. Мальчик стоит  ____ доски.
  2. Ребята  шли  ____  дороге.
  3.  Тёплая берлога    ____  медведя.
  4.  Дятел стучит    ____  коре дерева.
  5. Весёлые голоса звучат ____ костра.
  6. Звонко запел жаворонок ____ костром.
  7. Стройная ёлочка росла ____ полянке.

8.Птички положили яички ____ гнёздышко.

9.___ сосновом лесу растут лисички.

10. Дикие гуси собрались ___ большие стаи.

11. Удобно сидеть ___ школьной партой.

12. ___ шустрым щенком бежала собака.

13. Маша налила молоко ____ кувшина.

14. Ребятишки бежали __ мокрой траве.

15. Птенец выпал __ гнезда.

Кот Васька.

 Кот Васька заметил на дереве гнездо     дрозда.

Он быстро полез по стволу к гнезду.

Старый дрозд увидел злодея и клюнул  Ваську в лоб.

Испугался кот и спрыгнул с дерева.

дрозда/заметил/на/Васька/дереве/Кот/ гнездо          

___________________________________

стволу/ гнезду/ полез/ к/ Он/ быстро/ по

__________________________________

и/Ваську/дрозд/лоб/увидел/в/Старый/ злодея/ клюнул

__________________________________

                                                                     

кот/ с/ спрыгнул/ и/ дерева/ Испугался

_______________________________________

Муравей.

Муравей нашёл в поле большое зерно пшеницы.

Он не мог тащить его один.

Муравей позвал на помощь товарищей.

Вместе муравьи легко притащили зерно в   муравейник.

зерно/ поле/ большое/ в/ Муравей/ пшеницы/ нашёл

______________________________________

тащить/ мог/ Он/ его/ один/ не

_____________________________________

помощь/ на/ Муравей/ товарищей/ позвал

_____________________________________

легко/ в /Вместе муравейник/ зерно/ муравьи притащили  

                                                                           

_____________________________________

Воробей и ласточки.

Весной ласточка под крышей свила гнездо.

Воробей увидел гнездо и занял его.

Ласточка позвала на помощь своих подруг.

Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

под/ свила/ Весной/ крышей/ ласточка/ гнездо

__________________________________________

его/ гнездо/ и/ Воробей/ увидел/ занял

______________________________________

помощь/ своих/ на/ позвала/ подруг/ Ласточка

_____________________________________

выгнали/ гнезда/воробья/ Вместе/из/ ласточки

______________________________________

Гроза.

Надвинулась огромная туча.

Загремел сильный  гром.

Сверкнула яркая  молния.

Подул пронизывающий ветер.

Зашумели старые деревья.

Закружились сорванные листья.

Хлынул проливной дождь.

листья/ сорванные/ закружились

дождь/ хлынул/ проливной

сильный/ загремел/ гром

туча/ огромная/ надвинулась

деревья/ старые/ зашумели

ветер/ подул/ пронизывающий

молния/  сверкнула/ яркая

Охота.

Охотник рано утром пошёл в лес на охоту.

За ним побежала его собака Дружок.

Охотник на снегу увидел следы зайца.

Дружок сразу взял след.

Вот из-за куста выскочил заяц.

Дружок бросился за зайцем.

Но на этот раз заяц убежал от   преследователя.

побежала/ За/ собака/ его/ Дружок/ ним

преследователя/ Но/ от/ раз/ на/ заяц/ этот/ убежал

снегу/ следы/ на/ Охотник/ зайца/ увидел

на/ пошёл/ лес/ Охотник/ рано/ охоту/ утром/ в

куста /Вот /из-за/ заяц/ выскочил

зайцем/ Дружок/  за/  бросился

сразу/ след/ Дружок/ взял

Задание:  

 Правильно напишите предлоги и приставки.

  1. (За) цепилась  (за)  ветку.

2.  (От) берега (от) плыл  .

  1. (К) дому (под)  бежал.
  2. (На) столе  (раз) ложил.
  3. (У) бежал  (от)  волка.

Задание:  

 Правильно напишите предлоги и приставки.

      1.  (За)  шкаф  (за)   катился  .

  1. (От)  вязал  (от)  забора.
  2. (К)   реке  (с)  пустился   .
  3. (С) прятался  (за)  кустик.
  4. (К)  норе  (под)  кралась  .

Задание:  

 Правильно напишите предлоги и приставки.

  1. (За)   бежал  (за)  дерево.
  2. (От) куска    (от)  резал.
  3. (По) ложил   (на)   стол.
  4. (В)  лес   (по)   шёл.
  5. (Про)   летел   (над)  лесом.

Задание:  

 Исправьте ошибки.

  1. Бабушка положила хлеб на хлебницу.

2. Лягушки прыгали за кочкам.

  1. Муравьи спрятались над листом.
  2. Лошади выбежали в конюшни.
  3. Трактора вышли от поля.
  4. Из ветки упала шишка.
  5. Котёнок спал на креслом.
  6. На трубе идёт дым.
  7. Из клумбе расцвели цветы.
  8. Бельё повесили  с  верёвку.
  9. Тропинка вела  за  лесу.
  10. Из  волка  ушёл  колобок.

Задание:  

 Правильно напишите предлоги и приставки.

  1. (За)   шёл  (за)  товарищем.
  2. (От) дерева  (от)  бежал.
  3. (За)   сунул   (за)   пазуху.
  4. (От)  булки   (от)   ломил.
  5. (За)  плакал   (от)   радости.
  6. (В)  книжке   (про)  читала.
  7. (При)   колола   (к)    платью.
  8. (Подо)   шла   (к)    дому.
  9. (На)   клеила  (на)  конверт.
  10. (Над)   рекой   (с)  клонилась.
  11. (В) полз   (в)   горы.
  12. (На)  ступила  (на)   пятку.
  13. (По)   шла  (п0)   узенькой   тропинке.
  14. Коля бежал  (за) собакой.
  15.  (В) комнате  (на)  рядная    ёлочка  .
  16. Папа  (в)   нёс   (в)  комнату.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радуга счастья и Радуга профессий

Трансформация одного мероприятия под разным уклоном....

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Исследовательская работа по теме: «Как появляется радуга. Получение радуги в домашних условиях»(Выполнила Пономарева Вика).

Какое из природных явлений может сравниться  по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много человек. А радугу,  которая появляется сразу после дождя,...

Проект «Как появляется радуга. Получение радуги в домашних условиях»

Проект «Как появляется радуга.  Получение радуги в домашних условиях»...