логопедические советы
статья на тему

Кузьмичева Ольга Александровна

 

Большинство детей, начиная говорить,  не выговаривают некоторые звуки. У одних это  с возрастом проходит,  у других  затягивается. Родители этих детей думают, что малышам не надо помогать, что это бесполезно. «Выговорится» - слышу я от них. Другие родители умиляются сюсюканью ребёнка. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Тем самым они не только не стимулируют его к овладению нормальным звукопроизношением, но и ещё более закрепляют детский лепет. А ведь речь детей формируется под влиянием взрослых и условий жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТ ЛОГОПЕДА

     Речь занимает  важное  место  в  развитии  ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Большинство детей, начиная говорить,  не выговаривают некоторые звуки. У одних это  с возрастом проходит,  у других  затягивается. Родители этих детей думают, что малышам не надо помогать, что это бесполезно. «Выговорится» - слышу я от них. Другие родители умиляются сюсюканью ребёнка. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Тем самым они не только не стимулируют его к овладению нормальным звукопроизношением, но и ещё более закрепляют детский лепет. А ведь речь детей формируется под влиянием взрослых и условий жизни.

Непременно одним из условий нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных её недочётов.

  Научить правильной речи  и преодолеть её недостатки лучше всего начинать  в раннем детстве от одного  года до трёх лет и в дошкольном возрасте с трёх  до шести  лет.  Этому способствуют следующие особенности:

Высокая пластичность детского мозга. Этим объясняется подражательность  детей взрослым.

Ведущая игровая деятельность. Дети охотно играют в различные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в речи.

Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Они рано осознают фонетические ( звуковые)  нормы. Хотя такой слух ещё никак не связан с мышлением. Он относится к восприятию и затрагивает память. А именно, хорошо сформированный  фонетический  слух является залогом успешного овладения чтением и письмом в школе.

Фонетический слух сам по себе не развивается, здесь необходима помощь взрослого. Я предлагаю    игры, в которые можно играть с детьми, начиная с года.

«Прятки».  Взрослый  прячется в комнате  и завёт малыша по имени.  Ребёнок ищет его, ориентируясь  только на голос взрослого.

«Что звучало». Вам понадобятся следующие предметы: ножницы, бумага, два стакана, в одном из них должна быть налита вода, деревянные ложки (можно железные), две железные крышки из- под кастрюли, две глубокие тарелки, в одной из них  насыпан горох или фасоль, соя, что есть в доме. Вы демонстрируете все действия,  которые можно совершить  с этими предметами, например:

ножницами резать бумагу, руками комкать лист бумаги, стучать железными крышками,пересыпать зерна из одной тарелки в другую, переливать воду из одного стакана в другой,стучать ложкой о стакан, стучать ложками  и т.д.

При этом обращаете внимание ребёнка,  как звучит то или иное действие. Затем ребёнку завязываете глаза или отворачиваете  его  и ещё раз демонстрируете одно действие. А ребёнок должен либо назвать, что вы делали  или  показать.

«Волшебные коробочки»

 Для игры понадобятся   пустые коробочки из-под киндора или спичечные коробки, но они должны быть одинаковыми и по форме, по цвету и размеру. Коробочки наполнить различными крупами и предметами , что есть в доме: гречка, рис,  горох, фасоль, соль, манная крупа, спички, бисер и т.д. Ребёнку дают послушать  и просят  запомнить, как звучит коробочка, затем демонстрируют её содержимое.   После этого  коробочки перемешивают и дают снова одну из них послушать, а ребёнок  должен угадывать, что  в ней звучит.  Для детей 3-4 лет достаточно до 5 штук  коробочек, 6-7годам демонстрируется до 10.

«Сыщики»

  В определённом помещении прячется выбранная ребёнком игрушка. Ребёнку  даётся инструкция для игры: «Я спрячу сейчас игрушку, ты будешь её искать.  Если ты будешь находиться близко от неё, я буду хлопать громко ( демонстрируем хлопки), а  если  далеко хлопки будут тихими, также демонстрируем. В этой игре я вам рекомендую меняться ролями с ребёнком, для того чтобы и он научился различать  и воспроизводить тихие и звонкие хлопки.

      Остановлюсь  на артикуляционных упражнениях, которые играют важную роль в становлении звуков.  Чем развитие лицевые мышцы и мышцы артикуляционного аппарата, тем меньше или отсутствуют вообще звуковые нарушения в речи ребёнка.

      С самого рождения необходимо  как можно больше общаться с ребёнком глядя ему в лицо, чтобы он мог видеть и запоминать вашу артикуляцию звуков. Произносите все звуки чётко, не торопясь, не искажая их, т.е не сюсюкать, как  бы это мило не выглядело, т.е. ребёнок должен слышать нормативный звук.  Можно погримасничать, играя с ребёнком,  улыбаться, вытягивать губы трубочкой или рупором, формируя звук «О» губами.  Можно, как змея высовывать узкий язык, а затем его убирать, цокать языком, как лошадка.  Если ваш ребёнок ел варенье или что-то вкусное и выпачкался, не спешите его вытирать. Подведите к зеркалу и покажите,  как можно  облизать верхнюю и нижнюю губу,  и назовите эту игру «Язычок на прогулке». Тем самым вы развиваете и укрепляете  мышцы языка.  Для развития мышц артикуляции,  необходимо приучать детей с раннего возраста (согласно возрастной норме), к жёсткой пищи: овощи, фрукты, вареное мясо и т.д.

      Немаловажное значение  на развитие речи  оказывает дыхание.  Я советую упражнения, которые способствуют становлению  речевого дыхания:

Надувание воздушных шариков.

Надувание мыльных пузырей.

Игра в различные детские духовые инструменты, например губная гармошка. Эти игры развивают силу и длительность воздушной струи, а также укрепляют мышцы губ

«Футбол»

Для этой игры вам необходимо на столе построить  футбольные ворота. Берётся теннисный или лёгкий шарик. Цель игры: задуть мяч к противнику в ворота. Кто больше «забьёт» в ворота тот и выиграл.  

«Фокус»

Вам понадобится  небольшой кусочек   ватного шарика. Можно взять  цветную вату.   Необходимо  намочить слегка один край ваты и его наклеить на кончик носа ребёнка. Язык  загнуть на верхнюю губу и в таком положении языка нужно сдуть ватку с носа.

 «Кораблик»

Необходимо нарисовать или вырезать контур корабля, приклеить его на пластиковую бутылочку объёмом 0,5. Затем в пробке сделать дырочку  равную диаметру питьевой трубочки. Трубочку желательно взять длинную и широкую.  В бутылочку наливаем до середины воду, закрываем крышку и вставляем трубочку. Просим ребёнка подуть в трубочку, должно получиться бурление, как будто плывёт кораблик.

    Выше перечисленные упражнения, если их выполнять систематически, способствуют  правильному формированию у ребёнка звуковой стороны речи и более раннему развитию и становлению звуков. Желаю успехов.    

                                                                                              Учитель-логопед  Кузьмичева О.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Логопедические советы для родителей

Логопедические советы для родителей...

Логопедические советы учителям младших классов

Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучени...