Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников
статья на тему
Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В письме учащихся младших классов встречаются специфические ошибки, большинство из них составляют симптоматику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддаётся коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.
В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных форм дисграфии, в том числе, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, С.Б. Яковлева, Е.А. Логинова).
Однако, практически отсутствуют комплексы дидактических заданий для предупреждения и устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которые могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов. Недостаточно освещён вопрос взаимодействия учителя и логопеда. Есть отдельные статьи по данной проблеме.
Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили
обозначить тему работы в данном направлении "Взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".
Цель данной работы – на основе анализа специальной литературы и результатов экспериментального исследования охарактеризовать взаимосвязанную работу логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; определить этапы, содержание работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
1)изучить логопедическую, методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
2)проанализировать методы коррекции и приемы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3) выделить этапы, методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) определить способы взаимодействия логопеда и учителя по преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Практическая значимость: материал можно использовать в работе логопеда и учителей начальных классов.
Таким образом, коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста будет успешной благодаря тесной взаимосвязи логопеда и учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_nachalnyh_klassov_v_preodolenii_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 12.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В письме учащихся младших классов встречаются специфические ошибки, большинство из них составляют симптоматику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Именно эта форма очень часто встречается у учащихся 1-2 классов. Данное нарушение отличается стойкостью и с трудом поддаётся коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, приводит к школьной дезадаптации, затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.
В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных форм дисграфии, в том числе, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, С.Б. Яковлева, Е.А. Логинова).
Однако, практически отсутствуют комплексы дидактических заданий для предупреждения и устранения проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которые могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов. Недостаточно освещён вопрос взаимодействия учителя и логопеда. Есть отдельные статьи по данной проблеме.
Таким образом, актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили
обозначить тему работы в данном направлении "Взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза".
Цель данной работы – на основе анализа специальной литературы и результатов экспериментального исследования охарактеризовать взаимосвязанную работу логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; определить этапы, содержание работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
1)изучить логопедическую, методическую, психолого- педагогическую литературу по проблеме дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
2)проанализировать методы коррекции и приемы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
3) выделить этапы, методы и приёмы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) определить способы взаимодействия логопеда и учителя по преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Практическая значимость: материал можно использовать в работе логопеда и учителей начальных классов.
Таким образом, коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста будет успешной благодаря тесной взаимосвязи логопеда и учителя начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
За основу была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...
Использование малых форм физического воспитания во взаимодействии учителя физкультуры и классного руководителя начальных классов. Обеспечение оптимального двигательного режима младших школьников.
«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опят ...
Использование малых форм физического воспитания во взаимодействии учителя физкультуры и классного руководителя начальных классов. Обеспечение оптимального двигательного режима младших школьников.
«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опят ...
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...
Доклад на МО начальных классов "Социальное и психическое развитие младших школьников"
Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала её граждан, без развития их активности, инициативы и способностей....