Музыкальное пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).
учебно-методическое пособие на тему

Рыбакова Елена Владимировна

В материале представлено музыкально-методическое пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С  ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ «НЯГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

http://mir-detstva.kiev.ua/files/ris8.jpg

Музыкальное

пособие

для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате

VIII вида (в том числе для уроков музыки) 

учитель музыки

1 категории

Е.В.Рыбакова

г. Нягань, 2012г.

        «Занятия ритмикой, полные бодрости,
радости, чувства гармонии излучаемого
музыкой, наложат отпечаток на развитие
личности этих детей и возродят в них
чувства гармонического согласия
со всеми функциями организма".
                                  Н.Г. Александрова

        Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Все любят музыку. Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл и радость жизни. Ещё в Древней Руси обряды славян включали заклинания, игры, пение, танцы, игру на музыкальных инструментах.

         О роли музыки в воспитании и формировании личности говорилось очень много. Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой и логикой, а триединая хорея - музыка, танец и слово - служила средством для очищения и возвышения души. Музыка раскрывает перед нами картину нашего мира.

        Мир детства - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой, сказкой и музыкой.

        Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно - воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребёнка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальной коррекционной школы VIII вида. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению психолога Л.С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения её воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка с выраженным интеллектуальным недоразвитием. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, звук, музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

        Ритм, музыка и движение – едины. Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка. Каждое движение совершается в определённом ритме. Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Понятие "ритм" имеет широкое распространение и применяется по отношению к речи (ритм прозы, ритм музыки, стихотворной строки), к работе систем организма (сердечной, дыхательной), а также к цикличности природных явлений (смена времён года, смена дня и ночи). Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для младших школьников форме – ритмических упражнений под музыку и игр. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных рече - двигательных. Швейцарский педагог и музыкант Эмиль-Жак Далькроз, основатель известной системы ритмического воспитания, которая получила название "Метод ритмической гимнастики", утверждал, что в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Телесные ощущения ритма способствуют восприятию ритма музыкального, который имеет моторную и эмоциональную природу. В последние годы резко возросло число детей с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. Эта проблема всегда является одной из самых актуальных в работе  специальных коррекционных учреждений. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Жизнь не даёт времени на раскачку. Ребёнок живёт сегодня, рядом с нами - взрослыми. И поэтому главная цель педагога - помочь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллектуального развития) коррекционной школы VIII вида в преодолении речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются соединить одновременно речь и движение. Необходимы  логоритмические занятия в школе VIII вида, на которых  речь связана с музыкой и движением. Кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка логоритмика позволяет развивать детские эмоции и повышать интерес ребёнка к занятиям, пробуждать его мыслить и фантазировать.  Логоритмика направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания,  познавательных процессов, творческих способностей детей, на активизацию чувств, воображения, мышления, воспитывает нравственно - эстетические и этические чувства.

        В соответствии с этим логоритмика имеет следующие задачи:

1. Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2. Оздоровительные:

  • укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
  • развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

  • обучение певческим, речевым, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств высшего порядка.

5. Развивающие:

  • развитие познавательной деятельности;
  • развивать устойчивый интерес к действованию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • развивать ориентировку в пространстве.

На занятиях логоритмики соблюдаются основные педагогические принципы:

  • принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Наибольший эффект в работе по преодолению отставания в речевом и психомоторном развитии детей достигается при условии, что занятия проводятся регулярно. Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
  • принцип сознательности и активности. В работе с детьми активность поддерживается заинтересованностью педагога, образностью музыки, различными игровыми приёмами и упражнениями. Детям очень нравится использование в качестве основы занятий сказочных сюжетов, воображаемых путешествий или экскурсий, фольклорных источников, сюжетных игр - это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Значительно повышает эффективность всего курса логопедической ритмики применение различных средств наглядности, которые способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга.
  • принцип наглядности реализуется как путём непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога. Взаимосвязь в работе различных рецепторов обогащает образ движений, его восприятие, его связи с речью и музыкой.
  • принцип доступности. Важнейшими условиями эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие всех компонентов речевой системы, являются доступность всех видов заданий, правильное распределение материала на занятиях в течение курса, чтобы предлагаемые ребёнку игры и упражнения не превышали его возможностей, соответствовали возрастным, речевым и психомоторным особенностям, типу высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизических и речевых возможностей.  Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Логоритмика проводится в форме коррекционных занятий, используются следующие методы и приёмы: игра -  путешествие, прогулка, сказкотерапия, дыхательная (Комфорт ЛОГО и по методу Емельянова В.) и артикуляционная гимнастика, музыкальные, пальчиковые и коммуникативные игры,  упражнения на развитие чувства ритма, пространственной ориентации, танцевальные элементы.

Виды творческой деятельности на занятиях логоритмики.

Музыкально - ритмические движения.

Речедвигательные упражнения. Упражнения для релаксации.

        Музыкальная ритмика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида необходима для осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально - ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально - волевой сферы, воспитанию положительных  качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, "звёздочек", "каруселей", движения к определённой цели и между предметами) осуществляется развитие представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нём. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. - развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

        Речедвигательные упражнения способствуют ритмичному исполнению стихотворного текста, согласованного с движениями. В основе содержания этих упражнений - любимые занятия школьников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал даёт возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Речедвигательные упражнения   неизменно вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствуют развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

        Упражнения для релаксации проводятся в начале занятия с целью   настройки, так и в конце с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Тихо звучащая музыка помогает детям лучше расслабляться во время релаксации.

Музыкально - ритмическое пение.

Логопедические песенки - распевки. Вокально - артикуляционные упражнения. Вокальные чистоговорки. Дыхательная гимнастика.

        Логопедические песенки - распевки способствуют комплексному решению задач по освоению детьми вокально - интонационных, речевых, двигательных навыков, развитию внимания, восприятия, памяти. Многие дети страдают неумением концентрировать своё внимание, существует проблема с  запоминанием, восприятием и прочностью усвоения материала. Ни для кого не секрет, что при работе с детьми, прежде всего, нужно заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание слушать музыку и с удовольствием петь песни. Логопедические песенки - распевки отличаются эмоциональной яркостью, выразительностью, мелодичностью, доступностью для детского восприятия. Отличительной чертой логопедических песен - распевок является:

  • удобный для произношения, исключающий трудные звуковые сочетания текст;
  • несложная, запоминающаяся мелодическая линия, с ясной ладовой основой, без больших скачков;
  • темп песенок - спокойный, подвижный, но не быстрый, позволяющий детям самостоятельно контролировать качество исполнения;
  • наличие прозрачного по фактуре, аккомпанемента, не заглушающего пение, а лишь украшающего и поддерживающего исполнение.

Логопедические песенки - распевки способствуют развитию голоса, позволяют  сделать его более выразительным, воспитывают основные качества голоса - силу и высоту, а также оказывают профилактическое действие. Благодаря таким песенкам мелодии, тексты, ритмы легко запоминаются, поскольку изложены в доступной форме, что позволяет проводить развивающие и лечебно - профилактические занятия с детьми в весёлой, занимательной форме.         

        Вокально - артикуляционные упражнения выполняются под музыку,  корректируют звукопроизношение, укрепляют гортань, мышцы органов артикуляции, развивают их подвижность. При исполнении этих упражнений активно работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица.

        Вокальные чистоговорки используются для автоматизации и дифференциации звуков. Фонопедические упражнения стимулируют мускулатуру, принимают участие в голосообразовании, расширяют диапазон, силу звучания голоса у каждого ребёнка. В процессе певческой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально - сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости). При пении развивается дыхание, формируется  чувство ритма и темпа, улучшается дикция и координируется слух и голос.         Дыхательная гимнастика прививает навыки певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкально - ритмические игры.

Пальчиковая гимнастика. Коммуникативные танцы-игры. Развивающие, дидактические игры с движениями, когнитивные (познавательные), креативные (творческие) игры.

        Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Интерес к процессу действования, "условность" действий, ситуаций, "языка" вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным - задача взрослых, педагогов. Наиболее полезны для ребёнка такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления и на обеспечение полноценного эмоционально - психического комфорта. По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель - удовольствие от игры - "Хочу". Вторая цель - выполнять правила - "Надо". Третья цель - творческое выполнение игровой задачи - "Могу". Таким образом, складывается основной механизм игры "Хочу! Надо! Могу!", влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

        Первый аспект - физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерёва, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно - двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

        Второй аспект - психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально - личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, коммуникативных нарушений.

        Третий аспект - педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, позволяют раскрепоститься, показать себя и сопровождают его в каждой игре.

        Пальчиковые игры способствуют скорейшему речевому развитию. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

        Коммуникативные танцы - игры. Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах - играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от  того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить. Всё это даёт прекрасный эффект в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Коммуникативные танцы - игры на занятиях логоритмикой занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что "учиться надо весело...", то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Каковы же особенности коммуникативных танцев - игр? Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, например: кто лучше танцует и т. д. Движения и фигуры очень просты и доступны для исполнения. В этих танцах есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В коммуникативных танцах - играх, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Коммуникативные танцы - игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей:

  • игры на развитие внимания;
  • игры на развитие памяти;
  • игры на перестроение;
  • игры со сменой партнёра;
  • сюжетные танцы - игры.

        Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы - игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Для этого лучше использовать вариационную музыкальную форму, она позволяет варьировать и двигательные построения. Кроме того, в подобных танцах - играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев. Тактильный контакт, осуществляемый в танце - игре, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым, нормализации социального климата в детском коллективе, производит положительные и радостные эмоции.

        Развивающие, дидактические игры с движениями под музыку. В играх новые знания усваиваются гораздо легче. Именно поэтому детские развивающие игры - это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.  

Существует три вида дидактических игр:

  • игры с предметами или игрушками, направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, для развития пространственных и временных представлений, для развития творческого мышления и воображения;
  • словесные игры  для развития слуховой памяти, внимания, логики, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли;
  • настольно - печатные,  используются как наглядное пособие,  направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, чёткие правила и точная последовательность действий. Главное направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

        Когнитивные (познавательные) игры.

        "Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия"

                                                                                                                  Альберт  Эйнштейн           

        Что такое когнитивные навыки? Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее. Когнитивные (познавательные) навыки, которыми ребёнок овладевает в младшем возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счёту, а также к абстрактному и логическому мышлению. На любой стадии развития необходимо давать детям как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребёнку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Не мешайте ребёнку играть, даже если вам кажется, что он играет «неправильно», – так ребёнок познает мир. Давайте ему возможность проявить сообразительность и инициативу.

        Креативные (творческие) игры. Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал детям. Все они помогают развить правое полушарие, ассоциативное мышление, воображение, творческое начало.  Позитив и весёлое настроение обеспечены! Также стоит упомянуть любые физические, коллективные игры. Они так же помогают расслабится, развить игривость, а значит и активизировать состояние творческой активности. Самое главное, что игра (как процесс) сама по себе характерна для творческого состояния. Игривость, игривое настроение помогает разорвать рамки логики, обрести продуктивное состояние для творчества, творческих успехов.  Все эти игры не только способствуют развитию воображения ребёнка, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира. Большое значение в креативной игре придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, сопровождающие игровые действия, ритмичные совместные игры, когда дети  должны двигаться в такт музыки. Детям нравится всё ритмичное: под ритмичную простую мелодию легче запоминаются новые слова, целые стихотворные строчки. Скоро и сам ребёнок начинает рифмовать слоги, слова, называть совершаемые действия и подбирать к названиям рифмы, создавая свои, новые слова, занимаясь, по существу, словотворчеством. Педагогу  важно не пропустить момент, когда это происходит, поддержать ребёнка, отметив эту его новую способность, и стимулировать её дальнейшее развитие, предложив ребёнку короткое стихотворение, песенку или танцевальные движения, сопровождаемые ритмичной мелодией и стихами. Итак, творческая игра - деятельность в условной ситуации, результатом которой становятся личностно значимые для играющих продукты воображения, представляющие собой ситуативно значимые материальные и духовные ценности. Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат. Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и художественного, музыкального, театрального и пр. Широко используются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок.  

Игра на музыкальных инструментах.

        Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не ограничены в способности воспринимать музыку и "создавать" её. Даже самые маленькие дети любят играть на простейших музыкальных инструментах (погремушки, колокольчики). Музыкальная деятельность всегда эмоционально окрашена. Она создаёт вокруг себя положительный фон, поэтому в ней так приятно участвовать. Кроме того, существует множество разных музыкальных инструментов, и всегда можно подобрать инструмент, соответствующий физическим и интеллектуальным возможностям ребёнка. Ансамблевая игра способствует развитию чувства ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, психические процессы сопровождающие исполнение музыкального произведения. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются на занятиях логоритмики для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность  и координацию движений рук. Этот вид деятельности  важен в связи с тем, что у умственно отсталого ребёнка часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приёмами. Музицирование на простейших музыкальных инструментах способствует улучшению работы мозга. И в то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, даёт ему богатый опыт общения, наполняет жизнь радостью и яркими впечатлениями.

Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает. Таким образом, логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.  Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико - интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.  Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....