Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
статья на тему
Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Основные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцированной системы работы. Рассмотрены представленные в литературе методы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Р.Е. Левина (1968 г.) определяет такие основные пути работы:
1. Направление внимания на звуковую сторону речи.
2. Отработка и уточнение артикуляции сходных звуков.
3. Различие звуков на слух.
4. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.
5. Закрепление имеющегося уровня фонематического анализа и синтеза.
6. Формирование сложных форм фонематического анализа.
Левина считает, что целенаправленная работа создаст фундамент для последующей работы.
А.В. Ястребова (1984 г.) предлагает начинать работу с упорядочения представлений учащихся в области фонетики (включая формирование фонематического представления на базе развития фонематического восприятия). Однако развитию операций фонематического анализа и синтеза автор уделяет недостаточно внимания, ссылаясь на традиционные методы коррекции.
В методике Л.Н. Ефименковой (1991г.) заслуживает внимания построение логопедической работы с учётом:
1.Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической
стороны речи, связной речи).
2.Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения).
3.Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений).
4.Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, слухового и зрительного внимания и памяти).
Однако, при развитии операций фонематического анализа и синтеза, Л.Н. Ефименкова не учитывает сложность используемого речевого материала (частота употребления слова, слоговая структура слова).
А.Н. Корнев (1995г.) предлагает комплексную коррекционную работу для преодоления дисграфии. Автор выделяет основные моменты коррекционно-профилактической работы с детьми:
1.Исправление фонетико-фонематических нарушений.
2.Выработка индивидуальных темпов и методов обучения письму.
3.Формирование функционального базиса (включает развитие речевых навыков и функций, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Р.И. Лалаева (1978 г.) предлагает следующую последовательность работы:
1. Развитие языкового анализа и синтеза:
- формирование умений определять количество, последовательность и место слов в предложении.
2. Развитие слогового анализа и синтеза:
- умение выделять гласные звуки в слове.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза:
- выделение звука на фоне слова
- вычленение звука в начале, в середине, в конце слова
- определение последовательности, количества и места звука в слове
И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:
- развитие пространственных и временных представлений
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
- количественное и качественное обогащение словаря
- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
- обогащение фразовой речи учащихся путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, синтаксических конструкций.
Из всего выше сказанного видно, что большинство методик направлено на преодоление отдельных симптомов, а не на формирование процесса письма в целом. Предлагаемые методики коррекционной работы у большинства исследователей схематичны и не содержат чётких обоснований. Нет обоснования подбора лингвистического материала, рекомендуемого для коррекционной работы.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Одной из наиболее частотной формой дисграфии является - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
2. Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- пропуск гласных
- пропуск согласных при стечении
- перестановка букв
- добавление букв
- пропуски, добавление, перестановки слогов
- слитное написание предлогов
- слитное написание слов в предложении
3. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза предлагается следующая последовательность работы:
- развитие языкового анализа и синтеза
- развитие слогового анализа и синтеза
- развитие фонематического анализа и синтеза
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Основные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцированной системы работы. Рассмотрены представленные в литературе методы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Р.Е. Левина (1968 г.) определяет такие основные пути работы:
1. Направление внимания на звуковую сторону речи.
2. Отработка и уточнение артикуляции сходных звуков.
3. Различие звуков на слух.
4. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.
5. Закрепление имеющегося уровня фонематического анализа и синтеза.
6. Формирование сложных форм фонематического анализа.
Левина считает, что целенаправленная работа создаст фундамент для последующей работы.
А.В. Ястребова (1984 г.) предлагает начинать работу с упорядочения представлений учащихся в области фонетики (включая формирование фонематического представления на базе развития фонематического восприятия). Однако развитию операций фонематического анализа и синтеза автор уделяет недостаточно внимания, ссылаясь на традиционные методы коррекции.
В методике Л.Н. Ефименковой (1991г.) заслуживает внимания построение логопедической работы с учётом:
1.Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической
стороны речи, связной речи).
2.Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения).
3.Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений).
4.Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, слухового и зрительного внимания и памяти).
Однако, при развитии операций фонематического анализа и синтеза, Л.Н. Ефименкова не учитывает сложность используемого речевого материала (частота употребления слова, слоговая структура слова).
А.Н. Корнев (1995г.) предлагает комплексную коррекционную работу для преодоления дисграфии. Автор выделяет основные моменты коррекционно-профилактической работы с детьми:
1.Исправление фонетико-фонематических нарушений.
2.Выработка индивидуальных темпов и методов обучения письму.
3.Формирование функционального базиса (включает развитие речевых навыков и функций, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Р.И. Лалаева (1978 г.) предлагает следующую последовательность работы:
1. Развитие языкового анализа и синтеза:
- формирование умений определять количество, последовательность и место слов в предложении.
2. Развитие слогового анализа и синтеза:
- умение выделять гласные звуки в слове.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза:
- выделение звука на фоне слова
- вычленение звука в начале, в середине, в конце слова
- определение последовательности, количества и места звука в слове
И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:
- развитие пространственных и временных представлений
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
- количественное и качественное обогащение словаря
- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
- обогащение фразовой речи учащихся путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, синтаксических конструкций.
Из всего выше сказанного видно, что большинство методик направлено на преодоление отдельных симптомов, а не на формирование процесса письма в целом. Предлагаемые методики коррекционной работы у большинства исследователей схематичны и не содержат чётких обоснований. Нет обоснования подбора лингвистического материала, рекомендуемого для коррекционной работы.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
- Одной из наиболее частотной формой дисграфии является - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- пропуск гласных
- пропуск согласных при стечении
- перестановка букв
- добавление букв
- пропуски, добавление, перестановки слогов
- слитное написание предлогов
- слитное написание слов в предложении
3. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза предлагается следующая последовательность работы:
- развитие языкового анализа и синтеза
- развитие слогового анализа и синтеза
- развитие фонематического анализа и синтеза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
В конспекте представлены разнообразные логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
консультация для учителей начальных классов. содержит практические рекомендации по преодолению данного вида дисграфии....
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.
Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.Лексическая: Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правила переноса...
Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя ...