Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
статья на тему

Апрыщенко Ирина Владимировна

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Основные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцированной системы работы. Рассмотрены представленные в литературе методы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

         Р.Е. Левина (1968 г.) определяет такие основные пути работы:

1. Направление внимания на звуковую сторону речи.

2. Отработка и уточнение артикуляции сходных звуков.

3. Различие звуков на слух.

4. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.

5. Закрепление имеющегося уровня фонематического анализа и синтеза.

6. Формирование сложных форм фонематического анализа.

Левина считает, что целенаправленная работа создаст фундамент для последующей работы.

         А.В. Ястребова (1984 г.) предлагает начинать работу с упорядочения представлений учащихся в области фонетики (включая формирование фонематического представления на базе развития фонематического восприятия). Однако развитию операций фонематического анализа и синтеза автор уделяет недостаточно внимания, ссылаясь на традиционные методы коррекции.

         В методике Л.Н. Ефименковой (1991г.) заслуживает внимания построение логопедической работы с учётом:

1.Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической

стороны речи, связной речи).

2.Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения).

3.Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений).

4.Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, слухового и зрительного внимания и памяти).

         Однако, при развитии операций фонематического анализа и синтеза, Л.Н. Ефименкова не учитывает сложность используемого речевого материала (частота употребления слова, слоговая структура слова).

         А.Н. Корнев (1995г.) предлагает комплексную коррекционную работу для преодоления дисграфии. Автор выделяет основные моменты коррекционно-профилактической работы с детьми:

1.Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2.Выработка индивидуальных темпов и методов обучения письму.

3.Формирование функционального базиса (включает развитие речевых навыков и функций, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Р.И. Лалаева (1978 г.) предлагает следующую последовательность работы:

1. Развитие языкового анализа и синтеза:

- формирование умений определять количество, последовательность и место слов в предложении.

2. Развитие слогового анализа и синтеза:

- умение выделять гласные звуки в слове.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука на фоне слова

- вычленение звука в начале, в середине, в конце слова

- определение последовательности, количества и места звука в слове

И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:

- развитие пространственных и временных представлений

- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

- количественное и качественное обогащение словаря

- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

- обогащение фразовой речи учащихся путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, синтаксических конструкций.

Из всего выше сказанного видно, что большинство методик направлено на преодоление отдельных симптомов, а не на формирование процесса письма в целом. Предлагаемые методики коррекционной работы у большинства исследователей схематичны и не содержат чётких обоснований. Нет обоснования подбора лингвистического материала, рекомендуемого для коррекционной работы.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.     Одной из наиболее частотной формой дисграфии является -  дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

2.     Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

- пропуск гласных

- пропуск согласных при стечении

- перестановка букв

- добавление букв

- пропуски, добавление, перестановки слогов

- слитное написание предлогов

- слитное написание слов в предложении

         3. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза предлагается следующая последовательность работы:

             - развитие языкового анализа и синтеза

             - развитие слогового анализа и синтеза

             - развитие фонематического анализа и синтеза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методик по устранению дисграфии на почве  нарушения языкового анализа и синтеза

Основные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцированной системы работы. Рассмотрены представленные в литературе методы преодоления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

          Р.Е. Левина (1968 г.) определяет такие основные пути работы:

1. Направление внимания на звуковую сторону речи.

2. Отработка и уточнение артикуляции сходных звуков.

3. Различие звуков на слух.

4. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.

5. Закрепление имеющегося уровня фонематического анализа и синтеза.

6. Формирование сложных форм фонематического анализа.

Левина считает, что целенаправленная работа создаст фундамент для последующей работы.

          А.В. Ястребова (1984 г.) предлагает начинать работу с упорядочения представлений учащихся в области фонетики (включая формирование фонематического представления на базе развития фонематического восприятия). Однако развитию операций фонематического анализа и синтеза автор уделяет недостаточно внимания, ссылаясь на традиционные методы коррекции.

          В методике Л.Н. Ефименковой (1991г.) заслуживает внимания построение логопедической работы с учётом:

1.Принципа системности (развитие функций фонематической системы осуществляется параллельно с развитием лексико-грамматической

стороны речи, связной речи).

2.Принципа поэтапности (логопедическая работа проводится в 2 этапа: на первом году обучения и на втором году обучения).

3.Принципа дифференцированного подхода (методический материал предложено использовать с учётом речевых нарушений).

4.Введение в систему работы заданий по развитию неречевых процессов (мышления, слухового и зрительного внимания и памяти).

         Однако, при развитии операций фонематического анализа и синтеза, Л.Н. Ефименкова не учитывает сложность используемого речевого материала (частота употребления слова, слоговая структура слова).

          А.Н. Корнев (1995г.) предлагает комплексную коррекционную работу для преодоления дисграфии. Автор выделяет основные моменты коррекционно-профилактической работы с детьми:

1.Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2.Выработка индивидуальных темпов и методов обучения письму.

3.Формирование функционального базиса (включает развитие речевых навыков и функций, зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Р.И. Лалаева (1978 г.) предлагает следующую последовательность работы:

1. Развитие языкового анализа и синтеза:

- формирование умений определять количество, последовательность и место слов в предложении.

2. Развитие слогового анализа и синтеза:

- умение выделять гласные звуки в слове.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- выделение звука на фоне слова

- вычленение звука в начале, в середине, в конце слова

- определение последовательности, количества и места звука в слове

И.Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии:

- развитие пространственных и временных представлений

- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

- количественное и качественное обогащение словаря

- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

- обогащение фразовой речи учащихся путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, синтаксических конструкций.

Из всего выше сказанного видно, что большинство методик направлено на преодоление отдельных симптомов, а не на формирование процесса письма в целом. Предлагаемые методики коррекционной работы у большинства исследователей схематичны и не содержат чётких обоснований. Нет обоснования подбора лингвистического материала, рекомендуемого для коррекционной работы.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одной из наиболее частотной формой дисграфии является -  дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
  2. Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

- пропуск гласных

- пропуск согласных при стечении

- перестановка букв

- добавление букв

- пропуски, добавление, перестановки слогов

- слитное написание предлогов

- слитное написание слов в предложении

        3. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза предлагается следующая последовательность работы:

             - развитие языкового анализа и синтеза

             - развитие слогового анализа и синтеза

             - развитие фонематического анализа и синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

консультация для учителей начальных классов. содержит практические рекомендации  по преодолению данного вида дисграфии....

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.

Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза.   Итоговое занятие.Лексическая:       Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  Правила переноса...

Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя ...