Роль педагога в коррекционном процессе.
статья по теме
Взаимодействие педагогов в системе работы логопункта в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_korrektsionnom_protsesse.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой в деле преодоления у них связанной с этим неуспеваемости в школе является учитель-логопед, способный предупредить их возникновение. Еще до начала начального образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. Каждый из трех вышеперечисленных “разделов” (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи) требует отдельного разговора. Начать этот разговор удобнее всего со звукопроизношения, поскольку его формирование заканчивается во вполне определенные сроки и степень его сформированности поддается строгой количественной оценке.
Владение ребенком умением правильно произносить все звуки речи и дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения грамотой.
В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей заканчивается к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на практике дело обстоит иначе, причем в последние время в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось.
В связи с тем, что у многих детей с речевыми проблемами по результатам диагностики выявляется нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления), общей моторики, координации движений встает необходимость взаимодействия в коррекционной работе других специалистов дошкольного учреждения – педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-организатора валеологической деятельности, музыкального руководителя.
Наиболее тесная связь в условиях логопункта осуществляется между учителем-логопедом и педагогом- психологом, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями.
Педагог- психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми.
Сформированы основные направления, определяющие индивидуальную и групповую деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога:
1. Охрана здоровья ребенка, коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
2. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственной ориентации.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие компонентов речи и письма: мелких мышц рук; фонематического слуха, артикуляционного аппарата, координации в системе «глаз – рука» и др.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Формирование произвольности (умения планировать свою деятельность).
Совместная работа позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, разработать индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.
При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель следит за их четким и правильным произношением, осуществляет активное закрепление навыков произношения.
В расписании занятий для детей старшего возраста предусмотрены специальные занятия для формирования у детей графомоторных навыков. Проводят эти занятия воспитатели по индивидуальным тетрадям. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопедов показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте в массовом учреждении, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в процессе социализации учащихся. Выступление на педсовете.
Презентация "Роль педагога в процессе социализации учащихся." Выступление на педсовете....
Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе
Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы шко...
Курс лекций "Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения"
Для учителя гуманитарно-социальных предметов и предметов естественно - научного цикла общеобразовательных учреждений, классные руководители, педагоги дополнительного образования, организаторы внекласс...
Доклад на тему: "Роль арттерапии в коррекционно- развивающем процессе"
Доклад на методическое объединение....
«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»
Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...
Роль педагога в образовательном процессе с учетом развития цифровых инструментов
Данная работа была необходима для участия в конкурсе "Учитель года"...
Роль педагога-наставника в процессе подготовки молодых специалистов к конкурсам профессионального мастерства
Как создать необходимую образовательную среду, мотивировать на участие вконкурсах профессионального мастерства, как готовить, на что обратить фокус внимания, а что можно оставить на периферии....