Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и роль педагога в этом процессе
статья на тему
Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы школьного образования: научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического.
Переход на новый стандарт можно считать крупным инновационным проектом в системе школьного образования РФ.
Ключевым вопросом становится вопрос о готовности педагогов нашей школы V вида №26 к внедрению ФГОС. Этот вопрос я решила изучить более подробно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perehod_na_fgos_esse.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое эссе.
«Перспективы развития ГСКОУ школа V вида №26 в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и моя роль в этом процессе».
Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы школьного образования: научно- педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического.
Переход на новый стандарт можно считать крупным инновационным проектом в системе школьного образования РФ.
Ключевым вопросом становится вопрос о готовности педагогов нашей школы V вида №26 к внедрению ФГОС. Этот вопрос я решила изучить более подробно.
Я просмотрела исследования лаборатории методологии и прогностики развития педагогического образования и увидела статистику: многие педагоги не в полной мере готовы к переходу с привычных стандартов на новый образовательный стандарт ФГОС.
Управленцы (директора школ, завучи) не готовы к изменению режима работы школы — переходу к нелинейному расписанию, к интеграции урочной и внеурочной деятельности, к разработке программ развития и воспитания, формирования УУД, к новым организационным формам образовательного процесса.
Педагоги не готовы к переходу от фронтальной формы обучения к организации парной, групповой и индивидуальной работы, к технологии поддержки и сопровождения школьников, к проведению коррекционной работы. Это требует доразвития профессиональных компетенций и принципиально новой дидактической культуры, готовности к инновациям.
Но вот что интересно – статистика показывает такие результаты, а я вижу на примере нашей школы, что многие педагоги, и я в том числе, уже используют ФГОС нового поколения на своих уроках.
Я уверена, что это происходит, в большей мере, потому, что мы – педагоги коррекционных учреждений - всегда учитывали в нашей работе индивидуальные особенности детей, такие как: врожденные ограничения по здоровью, РДА, физические недостатки детей и т.п. Также, благодаря тому, что в классах не более 15 человек, мы имеем возможность индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его особенностей.
В рамках Госстандарта в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Что касается личностных и предметных результатов, здесь всё нам более или менее знакомо и понятно. А вот метапредметность – это не просто общеучебные или универсальные умения и навыки. Это особый подход к организации учебного процесса. И необходимо писать не только план урока, но и сценарий учебного занятия. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется свобода педагогического действия, во втором – нет. В первом случае мы можем варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися – в зависимости от ситуации, хотя и сохраняем четкую, заранее выстроенную стратегию движения. Во втором случае мы слепо, от «А» до «Я» реализуем план, рассказываем то, что наметили. В случае сценирования мы всегда готовы к импровизации.
Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что новые стандарты инновационной деятельности педагога могут применяться в школах нашего города, и в коррекционной школе №26 в частности.
К факторам успеха инновационной деятельности в школе №26 я бы отнесла:
•мотивацию педагога, готовность его к переходу на ФГОС;
•заинтересованное и компетентное руководство деятельностью педагога;
•понятность (прозрачность) новшеств;
•осязаемые и измеряемые результаты;
•приемлемый риск;
•фокусирование на приоритетных целях;
•технологическую поддержку;
•методическую поддержку;
•консультационное сопровождение.
Переход и реализация ФГОС школьного образования рассматривается сегодня профессиональным педагогическим сообществом как сверхкрупная задача, выполнение которой невозможно без принципа согласования целей и задач методического сопровождения и управления образованием.
ФГОС—это шанс построения новой развивающей и развивающейся школы. Этот шанс может быть реализован при условии принятия педагогами, сообществами, общественностью идеологии и инновационного содержания стандарта.
Свою роль в реализации ФГОС и построении новой школы V вида № 26 я вижу в том, чтобы не только самой использовать сценирование учебных занятий, отслеживание личностных, предметных и метапредметных результатов, но и активно поддерживать своих коллег, участвовать в методических объединениях, проводить открытые уроки, делиться своими разработками.
Перед тем, как начать разработку каждого конкретного урока мы должны, в первую очередь, определиться, какому способу деятельности хотим научить школьников. Необходимо определить выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Очень важно учитывать и ограниченные возможности здоровья наших учащихся. К тому же, ФГОС поощряют инициативу по внедрению информационно-коммуникационных технологий на уроке.
Сценирование урока, определение выхода за пределы предмета, постановка межпредметных связей, учёт индивидуальных особенностей учащихся, их ограниченных возможностей здоровья, использование принципов коррекционной педагогики, теория и практика обучения детей с ОВЗ – всё это, по моему мнению, является благоприятными факторами для внедрения ФГОС нового поколения в нашей коррекционной школе.
Вот конкретный пример планирования – сценирования урока русского языка по новым ФГОС, который я провела.
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок - открытие новых знаний
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
- Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
- Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Ход урока:
1.Мотивация
2. Повторение теории.
3.Актуализация знаний
4.Постановка цели.
5.Первичное закрепление.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Список использованных источников.
poipkro.pskovedu.ru/?p=4531
iporao.org.ru/wp-content/uploads/2014-03-25-conf-itog.doc
www.educom.ru/ru/works/projects_fgos/educational_standarts/.../8.pdf
www.lsgu.ru/cat/18/news/44
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
- Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
- Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
- Требелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
- Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»на тему: «ИКТ в деятельности современного учите
Введение Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к кот...
Формирование УУД в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Материал подготовлен для выступления на педсовете....
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Организации внеурочной деятельности в школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...
Проектирование урока руcского языка в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Методическая разработка.
Мастер-класс представляет особенности разработки урока русского языка в свете требований ФГОС....