ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДОМОВОДСТВО. 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему
Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Программа носит интегрированный характер и способствует закреплению знаний, полученных на уроках математики, чтения, истории, географии, изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки и трудового обучения.
Программа ориентирована на процесс воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_domovodstvo_11kpass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа № 21 VIII вида Краснодарского края
Утверждено
решением педсовета протокол № 1
От « 28» августа 2015г
Председатель педагогического совета
_______________И.В. Куприяшкина
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ДОМОВОДСТВО
Класс – 11
Количество часов – всего - 68 часов;
в неделю - 2 часа
Учитель - Черновская Марина Борисовна
Программа разработана на основе пособия для учителей
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида,
Москва, «Владос», 2011 г, под редакцией А.М. Щербаковой,
учебника Смирнова А.Т. для учащихся 9-10 классов общеобразова-
тельных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»
Москва, «Просвещение», 2011 г
Пояснительная записка
Для обеспечения условий позитивной социализации учащихся с умственной отсталостью необходимо обучение детей навыкам самостоятельного ведения домашнего хозяйства.
Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Программа носит интегрированный характер и способствует закреплению знаний, полученных на уроках математики, чтения, истории, географии, изобразительного искусства, социально-бытовой ориентировки и трудового обучения.
Программа ориентирована на процесс воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.
Цель элективного курса: создание условий для успешного усвоения и закрепления программы по социально-бытовой ориентировке, трудовому обучению, расширение возможности применения умений и навыков, полученных на уроках СБО, трудового обучения для подготовки учащихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни в социуме (общение в семье, правила хорошего тона, элементы эстетического оформления жилища, приготовление праздничных блюд). Повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры; осознание их желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей.
Задачи курса.
Ознакомление учащихся с правилами обустройства жилых помещений, зонирования пространства дома.
Формирование познавательного интереса и позитивной мотивации на трудовую деятельность, психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Ознакомление с особенностями современного рынком труда, основными принципами выбора профессии, планирования карьеры,
Расширение кругозора учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, цветочной аранжировке и дизайне интерьера помещений.
Развитие умений в процессе изготовления украшений для дома, подарков.
Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса.
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту.
Подготовка школьников к жизни в обществе в современных изменяющихся социально – экономических условиях, развитие их личностных качеств: волю, мышление, творческий потенциал, формирование у них компетенций, необходимых для решения поставленных жизненных проблем, оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Коррекция недостатков психофизического развития.
Работа на занятиях основывается на принципах:
свободного выражения своего мнения, взаимоуважения, доверительности, обратной связи, безоценочности.
Методы работы:
лекции с элементами беседы; самостоятельные работы учащихся (с учётом технологических карт, рефераты, проекты); инструктаж с практической работой (составление букета, приготовление блюд, изготовление поделок); использование ИКТ; конкурсы, соревнования, тренинги; экскурсии.
Форы обучения.
Индивидуальные, групповые, бригадные.
Средства обучения:
наглядные пособия; использование инновационных технологий; раздаточный материал; мультимедийный проектор; инструкционные карты; творческие проекты.
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения.
Изучив данный курс, учащиеся должны:
- уметь различать зоны жилого помещения;
- владеть приёмами украшения помещения предметами декоративного творчества;
-уметь решать экономические задачи в быту;
-размещать комнатные растения в помещении;
-самостоятельно изготавливать открытки, подарки, составлять букеты ;
- правильно организовать рабочее место, соблюдать правила личной и санитарной гигиены;
- знать сроки хранения продуктов;
- владеть кулинарной этикой и правилами этикета;
- уметь красиво оформлять блюда;
- разбираться в предметах сервировки стола;
-знать правила хорошего тона;
-знать типы предприятий;
-утвердиться в правильности выбора будущей профессии.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ДОМОВОДСТВО»
№ п/п | Тематика | Количество часов | |
Теория - практика | всего | ||
1. | Уют жилого дома | 6--4 | 10 |
2. | В гармонии с природой | 4--4 | 8 |
3. | Экономика в быту | 2--4 | 6 |
4. | Обычаи, традиции, семейные праздники | 2--6 | 8 |
5. | Кулинарные идеи | 10--10 | 20 |
6. | Кем быть, чем заниматься | 8--2 | 10 |
7. | Этикет | 4-- | 4 |
8. | Рукоделие | --2 | 2 |
Итого | 68 |
Содержание обучения элективного курса «домоводство»
68 часов (2 часа в неделю)
I четверть-18 часов
Уют жилого дома (10 часов).
Значение жилища для человека. Виды жилых помещений. Требования, предъявляемые к помещению. Уют в доме. Функциональные особенности помещений. Планировка квартиры с учетом потребностей в уюте каждого члена семьи. Теплые и холодные цвета. Влияние цвета на уют дома. Удобства проживания семьи. Рассмотрение эскизов жилых зон уютного дома. Набор необходимой мебели. Оформление интерьера детской комнаты с учетом возраста и пола ребенка.
В гармонии с природой (8 часов).
Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. Вертикальное озеленение. Многообразие цветников. Лекарственные растения. Применение целебных свойств растений. Цветы на столе. Правила сохранения букета.
II четверть-14 часов
Экономика в быту (6 часов).
Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги. Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ.
Обычаи, традиции, семейные праздники (8 часов).
Любимые праздники. Подарки своими руками. Изготовление открыток новогодней тематики. Изготовление подарков, декора новогодней тематики.
Оформление жилища к новогоднему празднику или торжеству. Традиции. Новогодние блюда. Новогодняя символика.
III четверть-20 часов
Кулинарные идеи (20 часов).
Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Культура питания. Съедобны-ли продукты питания? Канцерогены, пищевые добавки, модифицированные продукты, условия хранения и продажи. Экзотические овощные, ягодные культуры. Виды и применение пряностей и приправ.
Целебные свойства продуктов питания. Расход калорий в различных продуктах. Русская кухня. Разнообразие русских блюд. Кухня народов Северного Кавказа. Особенности приготовления. Холодные закуски. Салаты каждый день. Изделия из теста. Секреты приготовления. Фруктово-ягодные десерты. Способы приготовления. Напитки. Лечебные чаи.
IV четверть-16часов
Кем быть, чем заниматься (10 часов).
Профессиональные интересы и склонности. Психологические особенности профессий «Человек- человек», «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек – знаковая система», «Человек - художественный образ». Профессиональная пригодность. Секреты выбора профессии. Современный рынок труда. Кто нужен нашему краю? Экскурсия в центр занятости населения. Влияние здоровья на успех в профессии. Успешность в профессиональной деятельности и темперамент. Достижения и характер. Труд и развитие личности. Встреча с выпускниками школы.
Этикет (4 часа).
Сила волшебных слов. Как бы ты поступил? Требования профессии к личности человека. Имидж делового человека. Этикет на рабочем месте.
Рукоделие(2часа).
Изготовление оберега. Кукла на удачу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ДОМОВОДСТВО»
11класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Дата |
Уют жилого дома | 10 | ||
1-2 | Значение жилища для человека. Виды жилых помещений. Требования, предъявляемые к помещению. | 2 | 04.09 |
3-4 | Уют в доме. Функциональные особенности помещений. Планировка квартиры с учетом потребностей в уюте каждого члена семьи. | 2 | 11.09 |
5-6 | Теплые и холодные цвета. Влияние цвета на уют дома. | 2 | 18.09 |
7-8 | Удобства проживания семьи. Рассмотрение эскизов жилых зон уютного дома. | 2 | 25.09 |
9-10 | Набор необходимой мебели. Оформление интерьера детской комнаты с учетом возраста и пола ребенка. | 2 | 02.10 |
В гармонии с природой | 8 | ||
1-2 | Комнатные растения и уход за ними. Цветы на балконе. | 2 | 09.10 |
3-4 | Вертикальное озеленение. Многообразие цветников. | 2 | 16.10 |
5-6 | Лекарственные растения. Применение целебных свойств растений. | 2 | 23.10 |
7-8 | Цветы на столе. Правила сохранения букета. | 2 | 30.11 |
Экономика в быту | 6 | ||
1-2 | Трудолюбие как качество личности. Умение считать. | 2 | 13.11 |
3-4 | Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги. | 2 | 20.11 |
5-6 | Его величество киловатт. И всего-то капля воды. Тепло душу греет. А у нас в квартире газ. | 2 | 27.11 |
Обычаи, традиции, семейные праздники. | 8 | ||
1-2 | Любимые праздники. Подарки своими руками. | 2 | 04.12 |
3-4 | Изготовление открыток новогодней тематики. Изготовление подарков, декора новогодней тематики. | 2 | 11.12 |
5-6 | Оформление жилища к новогоднему празднику или торжеству. Традиции. | 2 | 18.12 |
7-8 | Новогодние блюда. Новогодняя символика. | 2 | 25.12 |
Кулинарные идеи | 20 | ||
1-2 | Питание – неотъемлемая составная часть жизни. Культура питания. | 2 | 15.01 |
3-4 | Съедобны-ли продукты питания? Канцерогены, пищевые добавки, модифицированные продукты, условия хранения и продажи. | 2 | 22.01 |
5-6 | Экзотические овощные, ягодные культуры. Виды и применение пряностей и приправ. | 2 | 29.01 |
7-8 | Целебные свойства продуктов питания. Расход калорий в различных продуктах. | 2 | 05.02 |
9-10 | Русская кухня. Разнообразие русских блюд. | 2 | 12.02 |
11-12 | Кухня народов Северного Кавказа. Особенности приготовления. | 2 | 19.02 |
13-14 | Холодные закуски. Салаты каждый день. | 2 | 26.02 |
15-16 | Изделия из теста. Секреты приготовления. | 2 | 04.03 |
17-18 | Фруктово-ягодные десерты. Способы приготовления. | 2 | 11.03 |
19-20 | Напитки. Лечебные чаи. | 2 | 18.03 |
Кем быть, чем заниматься | 10 | ||
1-2 | Профессиональные интересы и склонности. Психологические особенности профессий. | 2 | 01.04 |
3-4 | Профессиональная пригодность. Секреты выбора профессии. | 2 | 08.04 |
5-6 | Современный рынок труда. Кто нужен нашему краю? Экскурсия в центр занятости населения. | 2 | 15.04 |
7-8 | Влияние здоровья на успех в профессии. Успешность в профессиональной деятельности и темперамент. | 2 | 22.04 |
9-10 | Достижения и характер. Труд и развитие личности. Встреча с выпускниками школы. | 2 | 29.04 |
Этикет | 4 | ||
1-2 | Сила волшебных слов. Как бы ты поступил? | 2 | 06.05 |
3-4 | Требования профессии к личности человека. Имидж делового человека. Этикет на рабочем месте. | 2 | 13.05 |
Рукоделие | 2 | ||
1-2 | Изготовление оберега. Кукла на удачу. | 20.05 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Москва: «Владос», 2006г
- Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: «Владос», 2011г
- Краткая Энциклопедия домашнего хозяйства. /Под редакцией Терехова И.М./ Москва: «Советская энциклопедия», 1990г
- Кузина Т.А. Программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5-10 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика – 2006.-№2(14)
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва: Аркти, 2008г
- Хозяюшка. Популярная энциклопедия по кулинарии, рукоделию, домашний лечебник / Сост. В. Некрасова, С. Русанов, Л. Струцюк.- Днепропетровск: ОТИП «Днепркнига», 1994г
- Энциклопедия этикета. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003г
- Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. Москва – «Кладезь-Букс» , 2010 г
- Маккалистер Р. Все о растениях в легендах и мифах.- Спб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007 г
- Ван дер Неер. Все о самых популярных комнатных растениях. - Спб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007 г
- Справочник Целебника. / Целебные свойства цветов от А до Я./ Москва: «Логос-медиа», 2008 г
- Подбор журналов: «Ваш сад», «Мастер цветов», «Домашние цветы», «Мои любимые цветы», «Цветок», «Вальс цветов», «Скатерть самобранка».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО ПТО Зам. директора по УВР
От «27» 2015г. № 1 ________ Э.Р.Литвиненко
___________М. Б. Черновская «__________» 2015год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДОМОВОДСТВО. 10 класс
Программа элективного курса «Домоводство» разработана для учащихся старших классов (10-11) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида с учетом психофизических особенностей и ...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...