Организация пропедевтики трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
статья на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. Ручной занимательный труд, являясь учебным предметом базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида, рассматривается как составная часть единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация пропедевтики трудового обучения

в коррекционной школе VIII вида

Е.Г. Говорецкая, учитель технологии ВКК

Ачинской коррекционной школы-интерната VIII вида

Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. Ручной занимательный труд, являясь учебным предметом базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида, рассматривается как составная часть единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение ручному труду предполагает достижение следующих целей, с учетом его пропедевтической направленности:

- приобретение определенных общетрудовых знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности;

- развитие образного, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики кистей рук;

- овладение практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

- воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;

- развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности, воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школы VIII вида, как учебный предмет, содержит большие возможности для коррекции недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы учащихся с интеллектуальными проблемами. Трудовое обучение в младших классах включает изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке, формирование системы трудовых операций и практических действий, необходимых для изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала, знакомство с необходимыми инструментами. В результате педагогической работы у учащихся с интеллектуальными проблемами формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности школьников при выполнении учебно-трудовых заданий.

Ручной занимательный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Содержание ручного труда учеников начальных классов составляют:

- работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с текстильными, бросовыми, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов, подарков, сувениров);

- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);

- работа с пластическими материалами (глиной, пластилином, солёным тестом) – создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды;

- работа с тканью, нитками, кожей (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, декоративных игрушек и сувениров).

В целях повышения мотивации учащихся, творческой активности учащихся с нарушением интеллекта в программу обучения ручному занимательному труду вводятся нетрадиционные художественные техники, например: по разделу «Работа с бумагой и картоном» аппликационные изделия выполняются в технике бумагопластики, бумагокручения, бумагоскатывания; по разделу «Работа с пластическими материалами» лепка игрушек выполняется в технике тестопластики, плоскостные лепные изделия – в технике пластилинографии; по разделу «Комбинированные работы» предоставляется возможность использования неограниченного списка бросовых материалов для воплощения творческих идей учащихся.

Изготовление поделок из различных материалов: бумаги, картона, пластилина, соленого теста, нитей, кусочков кожи, поролона и ткани, плодов растений, бросового материала в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт. Итогом работы учащихся является оформление коллективных работ, участие детских работ в выставках: «День знаний», «Дары осени»,  Декада инвалидов, «Город мастеров», «День открытых дверей», «По итогам года», зональный конкурс «Поверь в себя». Лучшие детские работы помещаются в течение учебного года в выставочный центр в кабинете  и на стендах школы: «Мир творчества», «Город Солнца», «Умелые ручки».

Ручной труд как учебный предмет может быть органично объединен с уроками русского языка,  математики, рисования, занятиями по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности, так как содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, коррекционно-развивающих и дидактических задач.

Например, взаимосвязь ручного труда с обучением русскому языку заключается в том, что на уроках ручного труда дети на практике учатся владеть речью – формулировать мысли, отвечая на вопросы, говорить развернуто и кратко; овладевают специальной терминологией: название материалов, инструментов, приспособлений и т.д. Взаимосвязь ручного труда с математикой выражается по линии использования числа, употребления мер и приемов измерения, мер времени. Напрямую с ручным трудом связана изодеятельность, т.к. рисуя узоры в квадратах, кругах, прямоугольниках учащиеся уточняют представления и понятия о геометрических фигурах и их размерах. При этом зрительное восприятие, пространственное ориентирование учащихся приобретает особую организованность, целенаправленность в силу того, что перед ними стоит задача передать увиденное на уроках изодеятельности в рисунке, а на уроках  ручного труда в лепке или в изготовлении поделок из природного материала.

 По отношению к ряду  учебных предметов ручной труд выполняет роль наглядно-иллюстративного  метода, например, при изготовлении фигурок животных из различных материалов, обработка результатов практических работ, наблюдений, выполненных во время экскурсий. Это предполагает программа предметов «Живой мир», «Развитие устной речи», представленных во II варианте базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Для обеспечения пропедевтической направленности уроков ручного руда должны быть созданы особые  условия: во-первых, материально-техническое обеспечение (кабинет, оборудование, приборы, инструменты, материалы),  во-вторых, организационно-методическое (подготовка учителя к работе с детьми с ОВЗ, разработка рабочей программы по предмету). С целью реализации этих условий в школе создан специализированный кабинет ручного труда, в котором оборудованы учебная, рабочая, коррекционно-развивающая и выставочная зоны. В учебной зоне расположены рабочие столы учащихся; в рабочей – систематизированы инструменты, материалы, приспособления, оборудование, которые учащиеся самостоятельно могут выбирать в соответствии с видом работы;  в коррекционно-развивающей зоне находятся предметы и приспособления, используемые для развития цветовосприятия и цветоразличения, мелкой моторики и согласованности движений, тактильности, пространственной ориентировки и т.д. Данные материалы могут использоваться в ходе уроков на разных этапах (учащиеся знакомятся, повторяют, закрепляют знания о видах материалов, определяют нужные приёмы работы с данными материалами на демонстрационных стендах «Приёмы работы с материалами», «Виды материалов»; «Цветовой круг», «Цветовая палитра»), во время перемен, физминуток на уроке (массажные коврики для коррекции плоскостопия, подбор разминок, зарядок, пальчиковой и зрительной гимнастики согласно теме урока), для смены вида деятельности  учащихся на уроке применяется разнообразный раздаточный материал, оборудованы стационарные места для выполнения коррекционно-развивающих заданий.

В коррекционно-педагогической деятельности на уроках ручного труда большое внимание уделяется формированию познавательного интереса и  положительного отношения к труду как одной из основных задач обучения и воспитания в коррекционной школе. Эффективность учебного процесса будет снижена, если у ребенка не будет интереса к занятиям, тогда любой труд будет ему в тягость.  Интересное запоминается легко, быстро и надолго, интерес способствует повышению работоспособности. Поэтому на уроке ручного труда для формирования познавательного интереса используются различные методы подачи учебного материала; включаются элементы занимательности и игровой деятельности (сказочные герои, персонажи в виде иллюстраций, изображений на экране монитора, куклы «помогают» проводить урок: загадывают загадки, рассказывают о праздниках, временах года); детям предоставляется возможность выбрать поделочный материал, приборы и инструменты для изготовления поделок, имеющих практическое применение, например, предметы быта,  подарки к празднику, игрушки, сувениры, украшения (декоративная тарелка из папье-маше, игольница, поздравительная открытка ко дню 8 Марта, новогодние игрушки, брелок для ключей из кожи, закладка для книг и т.п.). Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.

В целях максимального развития личностного потенциала на пропедевтическом этапе трудового обучения сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы, что позволяет учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся, которые определяются особенностями познавательного  развития и структурой нарушения детей с ОВЗ.

При организации различных форм обучения  активно используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие существенно  расширить диапазон используемых методов и средств обучения, например, демонстрация электронных презентаций, видеофрагментов, прослушивание фонограмм, проведение видеоэкскурсий, инструкционных карт, схем последовательного выполнения заданий и т.д. Кроме того,  при помощи ИКТ используются игры и упражнения на развитие мыслительных операций: «Нелепицы», «Выбери лишнее», «Назови по группам», «Найди неверное» и другие; задания на развитие произвольного и непроизвольного внимания и памяти: «Нарисуй по памяти», «Вспомни-сравни-найди», «Что изменилось?», «Найди отличия» и т.д.; игры и упражнения на развитие пространственных представлений, сенсорики, восприятия формы, цвета, размера, контура предметов.

Коррекционно-развивающая направленность пропедевтики трудового обучения   предполагает также  осуществление работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью во время   уроков  проводятся традиционные физкультминутки с использованием пальчиковых игр, упражнений для зрительной гимнастики, которые подбираются в соответствии с темой урока. Кроме того, дети занимаются с тренажёрами, сенсорными ковриками, планшетами, подбираются упражнения и задания, направленные на развитие осязательного восприятия предмета, мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений: выкладывание фигур разноцветными деталями, работа с косточками, семенами, зёрнами, крышками, пробками. А также дети работают с прищепками разными по форме, цвету, материалу; со спичками, шнурами, тесьмой на шаблонах и зажимах, тренажёрами для рук:

- «Выложи узор, фигуру» (учащиеся выкладывают разноцветными деталями треугольной, квадратной, прямоугольной форм предлагаемую фигуру, изображающую животное, растение, насекомое или предмет). Задания предлагаются на уроках по изучению разделов программы «Комбинированные работы», «Работа с металлоконструктором», «Работа с бумагой и картоном»;

- «Бусинки-горошки» (учащимся предлагается покатать пальчиками по столу мелкие косточки, бусинки), «Орешки» (учащиеся прокатывают косточки, например, абрикосовые, поочерёдно в левой, правой руке, затем в обеих ладонях). Задания применяются на уроках по изучению разделов программы «Работа с природным материалом», «Работа с пластическими материалами»;

- «Тактильный центр» (учащиеся погружают ладони в контейнеры с косточками и крупами, перебирают их, потирают о ладони. Погружения выполняют в такой последовательности: от материала с мелкой фактурой (гречневая крупа) до материала с крупной фактурой (абрикосовые косточки) и наоборот); «Волшебный мешочек» (наполнение - пластмассовые, резиновые, металлические, деревянные предметы, косточки, зернобобовые культуры). Задания предлагаются на уроках по изучению разделов программы «Комбинированные работы», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природным материалом», «Работа с пластическими материалами»;

- «Шнуровка» (используется два варианта раздаточного материала: планшеты из ДВП или фанеры и картонные фигурки в виде сердечка, груши, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника). На планшетах учащиеся выполняют плетение шнурами разного цвета, например: стежки «вперёд иголку», «через край» или же различные изображения (машину, кораблик, квадрат, конверт, елочку и т.п.) по желанию. На картонных фигурах плетение выполняют тесьмой. Задания применяются на уроках по изучению раздела «Работа с текстильными материалами», «Работа с пластическими материалами»;

- «Плетение» (используется несколько вариантов материала: шнуры крепятся на столы для каждого учащегося при помощи канцелярских зажимов, а также оборудованы стационарные места для плетения из трёх, четырёх, шести прядей). Задания применяются на уроках по изучению разделов: «Работа с проволокой»,  «Работа с текстильными материалами».

С момента поступления ребёнка в коррекционную школу за ним ведётся постоянное наблюдение: заполняются дневники наблюдений, прослеживается динамика развития ребёнка, уровня сформированности коммуникативных навыков, состояния учебной деятельности. Это делается для того, чтобы правильно понимать закономерности психической деятельности, правильно объяснять те или иные проявления личности аномального ребёнка, и давать правильную оценку трудовой деятельности ребёнка его возможностей и способностей. Поэтому ежегодно проводится входная диагностика в начале года, середине и итоговая в конце учебного года, что позволяет своевременно реагировать на недостатки развития трудовой деятельности учащихся и оказывать коррекционно-педагогическое воздействие. Определяется уровень: ориентировки в задании (названия материалов, знание правил безопасной работы, анализ образца: подсчет деталей, определение их формы); планирования хода работы над изделием  (приемы работы и инструменты, последовательность изготовления, организация рабочего места, пользование предметной инструкционной картой); контроля своей работы (соблюдение правил безопасной работы, правильность действий в ходе работы, оценка качества готового изделия); владения двигательными трудовыми приемами (работа с материалом, работа с инструментами, выполнение упражнений для формирования двигательных навыков (моторики); пространственной ориентировки. Для диагностики трудовых умений и навыков используются оценочные количественные критерии по десятибалльной шкале: «10» -  задания выполнялись самостоятельно, быстро и правильно; «9 - 7» -  задания выполнялись самостоятельно, правильно, с незначительными ошибками; «6 - 4» - задания выполнялись частично самостоятельно, с ошибками, при направляющей помощи учителя; «3 - 1» - задания выполнялись только при помощи учителя; «0» - задания не выполнялись. Методика составлена по рекомендациям Павловой Н.П.

Рассматривая пропедевтическую направленность уроков ручного труда при обучении детей с нарушением интеллекта, можно отметить, что основное предназначение трудового обучения, в целом,  заключается в повышении уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что в значительной степени будет способствовать  повышению адаптационных способностей выпускников коррекционной школы и успешной их интеграции в социально-трудовые отношения.

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: 0-4 классы.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.- 220 с.
  2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребёнка.// Дефектология, 1976, № 6, с. 3-8.
  3. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1969. - 213 с.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.Л. Дидактические игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1991
  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании./Под ред. Г. Ф. Кумариной, М., АКАДЕМА, 2003
  6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. -2-е изд., перераб. /Под ред. В. Г. Петровой.- М., Просвещение, 1983
  7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Ж.И. Шиф. -  М.: Педагогика, 1965.
  8. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.: ил.
  9. Ручной труд. Примерное содержание уроков. Библиотека СКШ VIII вида. Красноярск, 2006

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Звездный час» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие«Звездный час»По предмету: швейное дело в коррекционной школе VIII видаИгра рассчитана на учащихся 8-9 классов .Данное мероприятие может проходить во время предметной недели по ...

Игра «Счастливый случай» на уроке трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Игра может быть проведена на уроке швейного дела, как закрепление пройденного материала  или как внеклассное мероприятие на Неделе трудового обучения.В игре принимают участие две команды по 5-7 ч...

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация в процессе трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективности обучения каждого ученика или  группы детей неодинаковых условий обучения. В ус...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...