Воспитательное занятие "Роль здоровья в жизни человека"
методическая разработка (8 класс) на тему

Малышева Надежда Ивановна

Занятие посвящено приобщению детей к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zdorovya_v_zhizni_cheloveka.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328  Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

                                           ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ

                       ТЕМА:  «  РОЛЬ ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА »

                                                                                              Воспитатель:

Малышева Н.И.

2012 – 2013 учебный год

Цель занятия : формировать у воспитанников новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье.

Задачи занятия:

образовательные:

1.Обобщить знания воспитанников о формах и методах сохранения здоровья.

2.Познакомить воспитанников  с новыми системами оздоровления.

           коррекционно-развивающие:

1.Способствовать развитию мыслительной деятельности  через  рассуждение и споры.

2.Способствовать развитию памяти воспитанников путём запоминания новых понятий.

           воспитательные:

1.Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

2.Воспитывать  потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, экран,  карточки с заданиями.

                                          Ход занятия.

I.Организация начала занятия.

Цель: настрой учащихся на работу, проверка рабочей обстановки.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята . Сегодня я хочу начать нашу встречу с очень мудрой притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

II.Сообщение темы и цели занятия .

Цель: сообщить воспитанникам  тему занятия, поставить перед ними цель .

Воспитатель:

- Вы, наверное, уже догадались, что разговор у нас сегодня с вами пойдет о здоровье. И тема нашего сегодняшнего занятия «Роль здоровья в жизни человека »

III.Проверка опорных знаний

Цель: выявить уровень знаний воспитанников  в данной области, повысить познавательный интерес.

- Вот как объясняет термин «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения: «ЗДОРОВЬЕ- ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ, МОРАЛЬНОЕ и ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ». Давайте рассмотрим этот термин подробнее.

- Народная мудрость гласит:

«Береги  платье снову, а здоровье смолоду».

Я считаю, что в этих словах заключен главный смысл.

Вопрос 1 : Может ли человек прожить счастливую жизнь, если у него нет здоровья? (Ответы детей)

Воспитатель:

-Однако в жизни часто встречаются люди, которые считают, что заботиться о своем здоровье совсем не обязательно. По сути   они не следят за собой и своим здоровьем , но от этого страдают они сами и окружающие их люди.

Вопрос 2:

 Что  такое здоровье и как сделать так, чтобы прожить жизнь здоровым и счастливым? (Ответы детей)

Каждый из вас в течение занятия должен будет ответить для себя на ряд вопросов:

1.Что такое здоровье?

2.Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?

3.Что необходимо  делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?

IV.Изложение нового материала.

Цель: изложить содержание   материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания.

Воспитатель:

-С первых дней рождения нашей Родины здоровье людей, особенно детей, стало неустанной заботой государства. Значит охрана здоровья- это личное дело каждого человека или же государственное?

                           

                          Голосование

Да – З                                                 Нет – К

Почему?

  Здоровье - важнейшее условие для активной работоспособности человеческого организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, но и предупреждение его. Для этого созданы все необходимые условия. Идёт большая работа по оздоровлению окружающей среды, по созданию хороших условий учебы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.

И снова я обращаюсь к народной мудрости.

Здоровье дороже богатства.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 - Что же мы понимаем под словом здоровье?

Толковый словарь:

  Здоровье- это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.

Духовное здоровье- это ежедневное занятие творческими делами, познание нового.

Психическое здоровье- это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.

Физическое здоровье- это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.

Воспитанница:

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика, в общем, сама красота!

Здоровье своё бережём с малых лет,

Оно нас избавит от болей и бед!

Воспитатель:

- Считаете ли вы, что здоровым быть легко?

                                     

              Голосование

Да- З                                   Нет- К.

Сценка

Выбегает мальчик  :

Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка как лягушка ускакала от меня!

Дети:

- Что с тобой случилось?

Расскажи, что приключилось?

Мальчик:

За мной мчится Мойдодыр-

Всех мочалок командир!

Мой додыр:

У него на шее- вакса!

У него под носом- клякса!

Мальчик:

Ой, я слышу- он идёт!

Сейчас меня он заберет!

Выходит Мой додыр:

Где тут гадкий, где тот грязный

Неумытый поросенок?

Воспитатель:

Подожди, Мойдодыр, не ругайся,

И на мальчика так не бросайся!

Мойдодыр:

Долго мне пришлось терпеть

И на грязь его смотреть.

Все ребята просыпаются

И, конечно, умываются.

Он один не умывался,

И грязнулею остался!

Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть,

Надо мыло в руки взять и в воде пополоскать!

Он же мыла не берет, а хватает бутерброд!

Даже после туалета он ко мне заходит редко!

Дети:

Мойдодыр! Во всём ты прав,

Мальчика с собою взяв, вместе мы с тобой пойдем

И в порядок приведем этого ученика!

 

Что  является нашим помощником в сохранении здоровья?

- Личная гигиена.

- А что обозначают эти слова?  

1. «Личная»- то есть каждый человек выполняет эти правила.

2. «Гигиена»- это те действия, выполняя которые люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте и не болеют.

Игра.  На экране изображены предметы.

- Какой из них может быть общим для всех членов семьи?

1.Расческа

2.Зубная щетка

3.Зубная паста

- Какой из предметов должен быть личным для каждого члена семьи?

1.Шампунь

2.Мыло

3.Мочалка

Молодцы! Справились с заданием отлично!

Продолжение сценки

Воспитатель:

-Ученик наш чистым стал!

Мальчик: Я и сам не ожидал, что могу таким я быть!

Мойдодыр: Повторим ещё, друзья, как построить режим дня!

1.Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в 7 часов.

2.Отворив окна засов,

Сделать легкую зарядку

И убрать свою кроватку!

3.Душ принять,

4.И завтрак съесть,

5.А потом за парту сесть!

Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных черных шин!

6.На уроках ты сиди и всё тихо слушай,

За учителем следи, навостривши уши!

7.После школы отдыхай: но только не валяйся,

Дома маме помогай,  гуляй, закаляйся!

8.Пообедав, можешь сесть выполнять задания.

Всё в порядке, если есть воля и старание.

Воспитатель:

- Что ещё является одним из главных моментов в режиме дня?

Дети:

- Занятия любимым делом (психическое и духовное здоровье).

Вопрос:

- Сколько времени в день можно смотреть телевизор?

- В какое время вы должны ложиться спать?

Дети:

Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня:

В час положенный ложимся,

В час положенный встаем,

Нам болезни нипочём!

Просто классно мы живём!

Сделаем  вывод:

- Что же является ещё одним условием для сохранения нашего здоровья?

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ

Воспитанница:

Стало плохо мне сейчас,

Передо мной всё закружилось,

В голове всё помутилось!

Дети: Так, нельзя её бросать , надо доктора позвать!

Воспитанница: Не хочу я докторов! Я почти уже здорова!

Дети: У тебя ужасный вид! Визит к врачу не повредит!

Доктор Айболит:

Я добрый доктор Айболит, если что-то заболит,

Времени зря не теряйте, свою боль мне доверяйте.

А меня все знают тут, звери и детишки,

Вот опять сюда идут девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуй, доктор Айболит!

Айболит: Здравствуйте, ребята!

                 Что случилось, что болит?

Воспитанница: Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне!

                 Не хочу я даже сладость,- вот какая везде слабость!

Айболит:

Сейчас осмотр я проведу, чем смогу- тем помогу!

Ручки слабые, ножки тоже. Так-так, на что же это похоже?

Ну-ка, рот открой пошире:1 и 2 и 3, 4.

Зубы все пока на месте, посоветуемся вместе!

- Как же ей помочь? Может вы посоветуете, ребята?  

Айболит:

У природы есть секрет, как быть здоровым много лет:

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Так что, Маша, подымайся и за дело принимайся.

У тебя болезней нет, дам тебе такой совет:

Спортом больше занимайся, а к докторам лишь обращайся

За советом, и тогда здорова будешь ты всегда!

Подведём итог этой части разговора.

Вопрос:

Какие помощники в сохранении здоровья существуют?

Дети:

- Осмотры у врачей-специалистов.

- Занятия физкультурой,  спортом и закаливание.

Учитель:

Одной из современных систем оздоровления в мире является система П.К.Иванова «Детка».

Иванов считает, что все мы- дети природы (отсюда и название- «детка») и должны укреплять своё здоровье, используя природные факторы- воду, воздух, солнечную энергию.

Нам он даёт следующие советы:

  • Ежедневно обливайся водой так, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, в ванной, принимай душ. Купание в горячей воде завершай холодным душем.
  • Перед купанием или после него, а если это возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой-на снег, хотя бы на 1-2 мин.
  • Не употребляй алкоголя и не кури.
  • Старайся хоть раз в неделю обходиться полностью без пищи: лучше с 18-20 часов в пятницу до субботы
  • Люби окружающую природу. Не плюй вокруг, привыкни к этому: это- твоё здоровье.
  • Хочешь быть здоровым- здоровайся со всеми.
  • Помогай людям.
  • Победи в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие, верь людям и люби их.
  • Освободи свою голову от мыслей о болезнях, смерти. Это твоя беда.
  • Мысль не отделяй от дела. Твори только хорошие дела. Будь скромен.

Ведущий: Я думаю, что необходимо пользоваться этими советами и тогда здоровье будет сопутствовать вам.

Ведущий:А вот какой случай я наблюдала однажды в нашей школьной столовой.

Сценка.

За одним столом сидели ученик и учитель биологии. Мальчик торопился на тренировку и поэтому ел очень быстро.

Учитель биологии:

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?

Ученик (удивленно):

- Разве не видите, ем кашу.

Учитель:

- Но ведь ты совсем её не пережёвываешь!

Мальчику стало смешно:

- А зачем я буду её жевать, если она и так жидкая?

Учитель:

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой.

Вопрос:

-А для чего ещё?

Всякая пища нуждается в обработке  слюной, с которой она смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма.

Учитель биологии:

- Запомни, что кусочек хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

Вопрос-голосование:

- Считаете ли вы, что все продукты одинаковые и без разницы, что есть и когда?

1.Да- З.

2.Нет- К.

Воспитатель:

-Врачи говорят, что гораздо чаще болеют те люди, которые неправильно питаются. Мы должны чаще есть свежие овощи и фрукты, так как в них содержатся витамины, т.е. органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.

ВЫВОД: Правильное питание- это разнообразное и регулярное питание.

Голосование.

Как вы считаете, каждый ли человек имеет возможность вести здоровый образ жизни?

1.Да- З.

2.Нет- К.

Воспитатель:

-Вот ещё один интересный факт:

Оказывается, мы можем прожить до 140 лет, но живём почему-то в среднем до 70 лет. Что же мешает нам достойно перешагнуть 100летний рубеж? Есть несколько факторов, от которых  это зависит:

- гены

- наследственность

- нервная система

- сон

- спорт

- интеллект

- семья

- дружба и друзья.

V.Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить в памяти воспитанников  полученные знания, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.

Воспитатель:

- Мы постепенно подошли к финалу нашего разговора.

Что же необходимо делать человеку, чтобы прожить здоровым и счастливым всю свою жизнь?(Ответы детей)

  • Заниматься спортом.
  • Закаляться.
  • Правильно питаться.
  • Соблюдать режим дня.
  • Соблюдать личную гигиену.
  • Вести здоровый образ жизни
  • Проходить профилактические осмотры у врачей-специалистов.
  • Чаще бывать на свежем воздухе и т.д.

- Перед вами на экране мудрые высказывания, пословицы или фразы, которые необходимо закончить.

Прочтите их.

1.Чистить зубы необходимо  (2 раза в день).

2.Перед едой нужно обязательно  (мыть руки).

3.Во время еды нельзя   (разговаривать).

4.Болен- лечись, а здоров-   (берегись).

5.Здоровье дороже   (денег).

6.Здоровьем  слаб, так и духом   (не герой).

7.Ешь правильно, и лекарство  (не пригодится).

8.Обед без овощей, что праздник   (без музыки).

VI.Подведение итогов занятия .

Цель: способствовать постепенному снижению функциональной активности организма воспитанников  и приведение его в относительно спокойное состояние.

-Что нового вы узнали сегодня?(Ответы детей)

 Воспитатель:

-Спасибо вам за откровенный разговор сегодня. Надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Вы всегда должны помнить о том, как и зачем нужно беречь здоровье. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни человека с позиции биоэтики

Биоэтика – это определенная область философского знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует гуманизации биомедицины и этиче...

К постановке проблемы здорового образа жизни человека

Франсуа Де Ларошфуко говорил: «Мы редко до конца понимаем, что мы в действительности хотим»[1]. Человек в своей деятельности старается сделать все для улучшения своего быта, и стремится по...

"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".

Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...

Воспитательная программа "Здоровый образ жизни"

Воспитательная программа расчитана на три года.В программе прописана цель, разработаны направления работы, самоуправление в классе,составлена план-сетка на 5 класс....

«Влияние музыки на здоровый образ жизни человека».

Система работы по пропаганде здорового образа жизни....

Практическая работа "Определение уровня здорового образа жизни человека"

Практическая работа "Определение уровня здорового уровня жизни человека" включает в себя выполнение теста для учета вредных и неполезных для здоровья человека привычек и особенностей образа ...