Воспитательное занятие "Роль здоровья в жизни человека"
методическая разработка (8 класс) на тему
Занятие посвящено приобщению детей к здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zdorovya_v_zhizni_cheloveka.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: « РОЛЬ ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА »
Воспитатель:
Малышева Н.И.
2012 – 2013 учебный год
Цель занятия : формировать у воспитанников новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье.
Задачи занятия:
образовательные:
1.Обобщить знания воспитанников о формах и методах сохранения здоровья.
2.Познакомить воспитанников с новыми системами оздоровления.
коррекционно-развивающие:
1.Способствовать развитию мыслительной деятельности через рассуждение и споры.
2.Способствовать развитию памяти воспитанников путём запоминания новых понятий.
воспитательные:
1.Воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
2.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I.Организация начала занятия.
Цель: настрой учащихся на работу, проверка рабочей обстановки.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята . Сегодня я хочу начать нашу встречу с очень мудрой притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
II.Сообщение темы и цели занятия .
Цель: сообщить воспитанникам тему занятия, поставить перед ними цель .
Воспитатель:
- Вы, наверное, уже догадались, что разговор у нас сегодня с вами пойдет о здоровье. И тема нашего сегодняшнего занятия «Роль здоровья в жизни человека »
III.Проверка опорных знаний
Цель: выявить уровень знаний воспитанников в данной области, повысить познавательный интерес.
- Вот как объясняет термин «здоровье» Всемирная Организация Здравоохранения: «ЗДОРОВЬЕ- ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ, МОРАЛЬНОЕ и ДУХОВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ». Давайте рассмотрим этот термин подробнее.
- Народная мудрость гласит:
«Береги платье снову, а здоровье смолоду».
Я считаю, что в этих словах заключен главный смысл.
Вопрос 1 : Может ли человек прожить счастливую жизнь, если у него нет здоровья? (Ответы детей)
Воспитатель:
-Однако в жизни часто встречаются люди, которые считают, что заботиться о своем здоровье совсем не обязательно. По сути они не следят за собой и своим здоровьем , но от этого страдают они сами и окружающие их люди.
Вопрос 2:
Что такое здоровье и как сделать так, чтобы прожить жизнь здоровым и счастливым? (Ответы детей)
Каждый из вас в течение занятия должен будет ответить для себя на ряд вопросов:
1.Что такое здоровье?
2.Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?
3.Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
IV.Изложение нового материала.
Цель: изложить содержание материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания.
Воспитатель:
-С первых дней рождения нашей Родины здоровье людей, особенно детей, стало неустанной заботой государства. Значит охрана здоровья- это личное дело каждого человека или же государственное?
Голосование
Да – З Нет – К
Почему?
Здоровье - важнейшее условие для активной работоспособности человеческого организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, но и предупреждение его. Для этого созданы все необходимые условия. Идёт большая работа по оздоровлению окружающей среды, по созданию хороших условий учебы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.
И снова я обращаюсь к народной мудрости.
Здоровье дороже богатства.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Что же мы понимаем под словом здоровье?
Толковый словарь:
Здоровье- это нормальное состояние организма человека, хорошие условия труда и отдыха, ежедневное духовное, психическое и физическое самосовершенствование.
Духовное здоровье- это ежедневное занятие творческими делами, познание нового.
Психическое здоровье- это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
Физическое здоровье- это ежедневные тренировки тела с помощью физических упражнений.
Воспитанница:
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика, в общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед!
Воспитатель:
- Считаете ли вы, что здоровым быть легко?
Голосование
Да- З Нет- К.
Сценка
Выбегает мальчик :
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка как лягушка ускакала от меня!
Дети:
- Что с тобой случилось?
Расскажи, что приключилось?
Мальчик:
За мной мчится Мойдодыр-
Всех мочалок командир!
Мой додыр:
У него на шее- вакса!
У него под носом- клякса!
Мальчик:
Ой, я слышу- он идёт!
Сейчас меня он заберет!
Выходит Мой додыр:
Где тут гадкий, где тот грязный
Неумытый поросенок?
Воспитатель:
Подожди, Мойдодыр, не ругайся,
И на мальчика так не бросайся!
Мойдодыр:
Долго мне пришлось терпеть
И на грязь его смотреть.
Все ребята просыпаются
И, конечно, умываются.
Он один не умывался,
И грязнулею остался!
Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть,
Надо мыло в руки взять и в воде пополоскать!
Он же мыла не берет, а хватает бутерброд!
Даже после туалета он ко мне заходит редко!
Дети:
Мойдодыр! Во всём ты прав,
Мальчика с собою взяв, вместе мы с тобой пойдем
И в порядок приведем этого ученика!
Что является нашим помощником в сохранении здоровья?
- Личная гигиена.
- А что обозначают эти слова?
1. «Личная»- то есть каждый человек выполняет эти правила.
2. «Гигиена»- это те действия, выполняя которые люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте и не болеют.
Игра. На экране изображены предметы.
- Какой из них может быть общим для всех членов семьи?
1.Расческа
2.Зубная щетка
3.Зубная паста
- Какой из предметов должен быть личным для каждого члена семьи?
1.Шампунь
2.Мыло
3.Мочалка
Молодцы! Справились с заданием отлично!
Продолжение сценки
Воспитатель:
-Ученик наш чистым стал!
Мальчик: Я и сам не ожидал, что могу таким я быть!
Мойдодыр: Повторим ещё, друзья, как построить режим дня!
1.Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в 7 часов.
2.Отворив окна засов,
Сделать легкую зарядку
И убрать свою кроватку!
3.Душ принять,
4.И завтрак съесть,
5.А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных черных шин!
6.На уроках ты сиди и всё тихо слушай,
За учителем следи, навостривши уши!
7.После школы отдыхай: но только не валяйся,
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
8.Пообедав, можешь сесть выполнять задания.
Всё в порядке, если есть воля и старание.
Воспитатель:
- Что ещё является одним из главных моментов в режиме дня?
Дети:
- Занятия любимым делом (психическое и духовное здоровье).
Вопрос:
- Сколько времени в день можно смотреть телевизор?
- В какое время вы должны ложиться спать?
Дети:
Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня:
В час положенный ложимся,
В час положенный встаем,
Нам болезни нипочём!
Просто классно мы живём!
Сделаем вывод:
- Что же является ещё одним условием для сохранения нашего здоровья?
СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ
Воспитанница:
Стало плохо мне сейчас,
Передо мной всё закружилось,
В голове всё помутилось!
Дети: Так, нельзя её бросать , надо доктора позвать!
Воспитанница: Не хочу я докторов! Я почти уже здорова!
Дети: У тебя ужасный вид! Визит к врачу не повредит!
Доктор Айболит:
Я добрый доктор Айболит, если что-то заболит,
Времени зря не теряйте, свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут, звери и детишки,
Вот опять сюда идут девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуй, доктор Айболит!
Айболит: Здравствуйте, ребята!
Что случилось, что болит?
Воспитанница: Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне!
Не хочу я даже сладость,- вот какая везде слабость!
Айболит:
Сейчас осмотр я проведу, чем смогу- тем помогу!
Ручки слабые, ножки тоже. Так-так, на что же это похоже?
Ну-ка, рот открой пошире:1 и 2 и 3, 4.
Зубы все пока на месте, посоветуемся вместе!
- Как же ей помочь? Может вы посоветуете, ребята?
Айболит:
У природы есть секрет, как быть здоровым много лет:
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Так что, Маша, подымайся и за дело принимайся.
У тебя болезней нет, дам тебе такой совет:
Спортом больше занимайся, а к докторам лишь обращайся
За советом, и тогда здорова будешь ты всегда!
Подведём итог этой части разговора.
Вопрос:
Какие помощники в сохранении здоровья существуют?
Дети:
- Осмотры у врачей-специалистов.
- Занятия физкультурой, спортом и закаливание.
Учитель:
Одной из современных систем оздоровления в мире является система П.К.Иванова «Детка».
Иванов считает, что все мы- дети природы (отсюда и название- «детка») и должны укреплять своё здоровье, используя природные факторы- воду, воздух, солнечную энергию.
Нам он даёт следующие советы:
- Ежедневно обливайся водой так, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, в ванной, принимай душ. Купание в горячей воде завершай холодным душем.
- Перед купанием или после него, а если это возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой-на снег, хотя бы на 1-2 мин.
- Не употребляй алкоголя и не кури.
- Старайся хоть раз в неделю обходиться полностью без пищи: лучше с 18-20 часов в пятницу до субботы
- Люби окружающую природу. Не плюй вокруг, привыкни к этому: это- твоё здоровье.
- Хочешь быть здоровым- здоровайся со всеми.
- Помогай людям.
- Победи в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие, верь людям и люби их.
- Освободи свою голову от мыслей о болезнях, смерти. Это твоя беда.
- Мысль не отделяй от дела. Твори только хорошие дела. Будь скромен.
Ведущий: Я думаю, что необходимо пользоваться этими советами и тогда здоровье будет сопутствовать вам.
Ведущий:А вот какой случай я наблюдала однажды в нашей школьной столовой.
Сценка.
За одним столом сидели ученик и учитель биологии. Мальчик торопился на тренировку и поэтому ел очень быстро.
Учитель биологии:
- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?
Ученик (удивленно):
- Разве не видите, ем кашу.
Учитель:
- Но ведь ты совсем её не пережёвываешь!
Мальчику стало смешно:
- А зачем я буду её жевать, если она и так жидкая?
Учитель:
- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой.
Вопрос:
-А для чего ещё?
Всякая пища нуждается в обработке слюной, с которой она смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма.
Учитель биологии:
- Запомни, что кусочек хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
Вопрос-голосование:
- Считаете ли вы, что все продукты одинаковые и без разницы, что есть и когда?
1.Да- З.
2.Нет- К.
Воспитатель:
-Врачи говорят, что гораздо чаще болеют те люди, которые неправильно питаются. Мы должны чаще есть свежие овощи и фрукты, так как в них содержатся витамины, т.е. органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
ВЫВОД: Правильное питание- это разнообразное и регулярное питание.
Голосование.
Как вы считаете, каждый ли человек имеет возможность вести здоровый образ жизни?
1.Да- З.
2.Нет- К.
Воспитатель:
-Вот ещё один интересный факт:
Оказывается, мы можем прожить до 140 лет, но живём почему-то в среднем до 70 лет. Что же мешает нам достойно перешагнуть 100летний рубеж? Есть несколько факторов, от которых это зависит:
- гены
- наследственность
- нервная система
- сон
- спорт
- интеллект
- семья
- дружба и друзья.
V.Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить в памяти воспитанников полученные знания, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.
Воспитатель:
- Мы постепенно подошли к финалу нашего разговора.
Что же необходимо делать человеку, чтобы прожить здоровым и счастливым всю свою жизнь?(Ответы детей)
- Заниматься спортом.
- Закаляться.
- Правильно питаться.
- Соблюдать режим дня.
- Соблюдать личную гигиену.
- Вести здоровый образ жизни
- Проходить профилактические осмотры у врачей-специалистов.
- Чаще бывать на свежем воздухе и т.д.
- Перед вами на экране мудрые высказывания, пословицы или фразы, которые необходимо закончить.
Прочтите их.
1.Чистить зубы необходимо (2 раза в день).
2.Перед едой нужно обязательно (мыть руки).
3.Во время еды нельзя (разговаривать).
4.Болен- лечись, а здоров- (берегись).
5.Здоровье дороже (денег).
6.Здоровьем слаб, так и духом (не герой).
7.Ешь правильно, и лекарство (не пригодится).
8.Обед без овощей, что праздник (без музыки).
VI.Подведение итогов занятия .
Цель: способствовать постепенному снижению функциональной активности организма воспитанников и приведение его в относительно спокойное состояние.
-Что нового вы узнали сегодня?(Ответы детей)
Воспитатель:
-Спасибо вам за откровенный разговор сегодня. Надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Вы всегда должны помнить о том, как и зачем нужно беречь здоровье. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый образ жизни человека с позиции биоэтики
Биоэтика – это определенная область философского знания, формирование которого, связано с процессами, происходящими в традиционной и медицинской этике. Она способствует гуманизации биомедицины и этиче...
К постановке проблемы здорового образа жизни человека
Франсуа Де Ларошфуко говорил: «Мы редко до конца понимаем, что мы в действительности хотим»[1]. Человек в своей деятельности старается сделать все для улучшения своего быта, и стремится по...
"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...
Воспитательная программа "Здоровый образ жизни"
Воспитательная программа расчитана на три года.В программе прописана цель, разработаны направления работы, самоуправление в классе,составлена план-сетка на 5 класс....
«Влияние музыки на здоровый образ жизни человека».
Система работы по пропаганде здорового образа жизни....
Презентация ОБЖ 9кл по теме 10.2. Семья и здоровый образ жизни человека.
Семья и здоровый образ жизни человека....
Практическая работа "Определение уровня здорового образа жизни человека"
Практическая работа "Определение уровня здорового уровня жизни человека" включает в себя выполнение теста для учета вредных и неполезных для здоровья человека привычек и особенностей образа ...