Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2016-2020 годы
календарно-тематическое планирование на тему
Индивидуальный план учителя-дефектолога группы с задержкой психического развития на межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_gafiyatullinoy_l.r.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2016-2020 годы
ФИО: Гафиятуллина Лилия Рафаиловна
Образование: Высшее профессиональное образование. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, квалификация по диплому «Учитель-логопед», «Логопедия». Диплом ИВС № 0489238, выдан 16 сентября 2002года; Институт Непрерывного Педагогического Образования, г.Набережные Челны, «Олигофренопедагогика», «Учитель-олигофренопедагог».Диплом ППI №693784, выдан 24 июня 2010года.
Стаж:
Общий: 17 лет
Педагогический: 17 лет
На данной должности: 13 лет
В данном ДОУ: 13 года
Категория: Первая квалификационная категория, присвоена 30.12.2010г.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов на тему: «Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности»,108 часов, «Институт Экономики, Управления и Права», г. Нижнекамск, удостоверение № 2204, выдано 26 июня 2015года.
Тема самообразования: «Роль дидактических игр в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
- создание условий для развития логического мышления;
- развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- развитие интеллектуальных способностей;
- формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения;
- выявление наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления;
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
- изучение педагогического опыта других педагогов;
- изучение психолого-педагогической литературы.
Творческие замыслы: участие в региональных и республиканских МО, в конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, мастер-классах, конференциях, составление презентаций к занятиям.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и потенциала обучающихся.
Актуальность:
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
- Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
- Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
- Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Логическое мышление — это способность и умение производить простые логические действия самостоятельно. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи. Именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. Развитие логического мышления у дошкольников не может происходить само собой. Важно осуществлять целенаправленную работу совокупно с родителями, воспитателями.
Программа развития логического мышления часто осуществляется в игровой форме. Стартовые игры несут в себе предметно-манипуляционные характеристики, сюда относятся простые игры типа собирания пирамиды, построения дома из кубиков и так далее. Затем идут интеллектуальные игры, особо важная роль здесь отдается математическим видам игры.
В дошкольном возрасте дети начинают управлять собой, вспоминая и применяя на практике все навыки, приобретенные ранее. Скоро ребенок пойдет в школу и там ему понадобится умение не просто знать, а сопоставлять одно с другим, анализировать некие действия и так далее.
З.А. Михайлова и М.Н. Полякова указывают, что на сегодняшний день существуют разнообразные виды логических и математических игр
- настольно-печатные игры («Цвет и форма», «Логический домик», «Логоформочки», «Игровой квадрат» и др.);
- игры на объемное моделирование («Кубики для всех», «Тетрис», «Геометрический конструктор» и др.);
- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Крестики», «Абрис», «Соты» и др.);
- игры на составление целого из частей («Дроби», «Чудо-цветик» и др.);
- игры-забавы (лабиринты, перевертыши и т.д.).
Главными целями дидактических игр на развитие логического мышления является не только освоение и закрепление математических понятий и умений, но и овладение способами познания (сравнение, обследование, классификация, сериация и пр.), на накопление логико-математического опыта и развитие мышления, сообразительности.
Кроме данных игр, обучающий характер носят также и сюжетные логико-математические игры, которые в соответствии с проблемно-игровой технологией, рассматриваются как аналог современного занятия.
Для сюжетных логико-математических игр свойственны такие черты, как игровая направленность деятельности, широкое использование проблемных ситуаций, творческими задачами, практического исследования и т.д. Главное требование к данным играм – наличие развивающего начала, т.е. обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением.
Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, входящих в логико-математические игры:
- игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер);
- игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;
- игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
Основными компонентами сюжетных логических игр являются:
- наличие завязки-сюжета, действующих лиц и наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия;
- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
- абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;
- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;
- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
- наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
- возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
- общая направленность на развитие инициативы детей.
Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».
операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Логическое мышление развивается на основе образного и является высшей ступенью развития детского мышления. Достижение этой ступени - длительный и сложный процесс, так как развитие логического мышления требует не только продуктивной умственной деятельности, но и расширенных знаний о признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда мышление ребенка приобретет черты, свойственные мыслительной деятельности взрослых. Следует начинать развитие логического мышления уже в дошкольный период. Таким образом, в настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Но одной из эффективной является использование системы обучающих игр. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Дидактические игры должны стать неотъемлимой частью повседневной жизни ребёнка, стимулировать его познавательную активность. Чем больше ребёнок будет играть в словесные, дидактические игры в семье, тем больше пользы получит как и сам ребёнок , так его родители и общество!
Содержание работы | Практическая деятельность | Сроки | |
1 | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Чтение научно-методической литературы; Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, инновационным технологиям; Изучение работы лучших учителей-дефектологов ДОУ района и республики; Курсы повышения квалификации учителей-дефектологов; Продолжать изучение ФГОС дошкольного образования. | 2016-2020 гг. 2019 гг. 2016-2020 гг. |
2 | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Разработка конспектов, рекомендаций Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС Разработка плана воспитательной работы с применением ИКТ (учебные рабочие программы);
Участие в тренингах личного роста;
Участие в семинарах | 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг.
2016-2020 гг.
2016 – 2020 гг. |
3 | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Выступление на педсоветах
Участие в Днях открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей); Участие в семинарах - практикумах
Участие в выставках, конкурсах. | 2016 – 2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. |
4 | Проведение итогов. Оформление результатов работы | Участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах; Участие в работе сайта ДОУ, личного сайта учителя-дефектолога; Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер); Разработка конспектов ООД; Оформление методико-дидактических материалов. | 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. 2016-2020 гг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2011-2015 годы)
Индивидуальный план включает личную карту учителя, план самообразования и планируемые результаты...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя химии Арстамбековой Гульфии Зуфаровны на 2016-2020 годы.
Индивидуальный план развития учителя на 2016 - 2020 годы....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя татарского языка и литературы Мифтаховой В.Х. на 2016-2020 годы
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя татарского языка и литературы Мифтаховой В.Х. на 2016-2020 годы...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2011-2015 годы)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя химии и биологииХАБИБУЛЛИНОЙ ЭНДЖЕ АНАСОВНЫ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2020 года
Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать с...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2016-2020 годы)
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (на 2016-2020 годы)/...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2020 годы
План повышения профессионального уровня посвящен основным этапам реализации ФГОС на уроках технологии и ориентирован на ближайшие 5 лет...