Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в подготовительной группе «Семицветик»
план-конспект на тему

Татаринова Надежда Петровна

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах, в предложениях.

 

Задачи: - совершенствование артикуляционной моторики,

- уточнение артикуляции звука [ш],

- развитие фонематического слуха,

- развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза,

- обогащение словарного запаса,

- воспитание самоконтроля за речью.

 

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки, в названиях которых есть звук [ш], таблица для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, разноцветные кружочки для звукового анализа, карточка «Разгадай шифр»

 

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие.

 

Литература:

Маша и Медведь. Загадки, истории, песенки, раскраски, весёлые задания. О.Кузовков.

Занимательное азбуковедение. В.В.Волина.

Уроки логопеда. Косинова Е.М.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка- детский сад № 164».

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в подготовительной группе «Семицветик»

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях

 «Маша идёт в школу».

Разработала учитель-логопед:

Татаринова Надежда Петровна

2015 г.  

                                       

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в словах, в предложениях.

Задачи: - совершенствование артикуляционной моторики,

- уточнение артикуляции звука [ш],

- развитие фонематического слуха,

- развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза,

- обогащение словарного запаса,

- воспитание самоконтроля за речью.

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки, в названиях которых есть звук [ш], таблица  для  сравнения  фонетических и артикуляционных характеристик звуков, разноцветные кружочки для звукового анализа, карточка «Разгадай шифр»

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие.

Литература:

Маша и Медведь. Загадки, истории, песенки, раскраски, весёлые задания. О.Кузовков.

Занимательное азбуковедение. В.В.Волина.

Уроки логопеда. Косинова Е.М.

Ход занятия:

  • Организационный  момент.

Создание слухового образа звука «Шумелочки».

Звукоподражания:  шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гуся, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

  • Артикуляционная гимнастика.

Сейчас я расскажу тебе историю о том, как Маша пошла в гости к Мише.  Утром Маша проснулась, выбежала на крылечко, потянулась на солнышке и подумала «Какой хороший день!».  И следом было принято решение навестить своего друга -  Мишку. В лесу Маша нашла огромный гриб (упражнение «Грибок») и решила подарить его Мишке.  Тут подул тёплый ветерок (упражнение «Ветерок») и Маша остановилась на  минутку послушать, как шумит лес (упражнение «Шелест листьев»). А Мишка тем временем качался на качелях  (упражнение «Качели») во дворе своего дома.  Когда Маша появилась  во дворе, Мишка уже накрывал на стол.  Он достал две красивых чашки (упражнение «Чашечка»), ароматное малиновое варенье (упражнение «Вкусное варенье»), бублики (упражнение «Бублик»).  Маша  и Мишка стали пить чай. А потом, до самого вечера, Мишка показывал Маше фокусы (упражнение «Фокус»).

  • Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

Разгадай шифр и узнаешь,  о каком звуке мы будем говорить.

 

+

=

Давай охарактеризуем звук [ш].

Таблица  для  сравнения  фонетических и артикуляционных характеристик звуков.

звук

[ш]

Гласный/согласный

Согласный, т.к. есть преграда - язык

Твёрдый/мягкий

твёрдый

Звонкий/глухой

Глухой, голосовые складки не вибрируют

Губы

Округлены, вытянуты вперёд

Язык

В форме чашечки, кончик языка поднят вверх

Воздушная струя

Длительная, тёплая

Однажды Маше захотелось в первый класс, и Миша устроил для шалуньи школу. Медведь приготовил для Маши много интересных заданий.

  • Развитие фонематического слуха. Игра «Словопад».

Иногда с неба падают звёзды. Это называется звездопад. А у нас сегодня словопад. Пусть слова, где звук [ш] в начале падают в корзину; слова, где звук [ш] в середине слова – в ведро, а в конце слова – в кастрюлю, а слова, в которых звук [ш] встречается два раза в шкатулку.

Слова: букашка, кошка, мышка, кукушка, лягушка, школа, шапка, шарф, шина, шмель, карандаш, камыш, ландыш, голыш, финиш, кишмиш, шашлык, шишка, шашка, шалаш.

  • Автоматизация звука [ш] в словах.

Подошло время перемены, Маша расшалилась. Помоги Маше собрать игрушки. Прочитай. Следи за правильным произношением.

Игрушки: машинка, погремушка, матрёшка, чебурашка, хлопушка, мишка, шарик.

Теперь можно и покушать. Что у Миши в холодильнике?

Достанем из холодильника только те продукты, в названии которых есть звук [ш].

Каша, колбаса, ватрушка, творожок, окрошка, мёд, сушки, молоко, пышки, яблоки, груши, плюшки, желе, дюшес, пельмени, петрушка,  варенье, шоколад, мороженое, галушки, какао, вермишель.

6.    Динамическая пауза.

А) Физминутка «Маша - растеряша»

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша - растеряша!

Б) Офтальмогимнастика "Прогулка в лесу"

Маша и Миша перед выполнением сложного задания решили отдохнуть и прогуляться по лесу. Давай вместе погуляем.

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит, смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

Справа сосенки – подружки, смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

  •  Звуковой анализ слова.

Медведь приготовил для Маши очень сложное задание. Поможем ей выполнить его?

Звуко-буквенный анализ слова ШКОЛА. Подели слово на слоги и поставь ударение. Под каждой буквой поставь кружочек  соответствующего цвета (красный, синий, зелёный).

  • Машины загадки.

Теперь твоя помощь  нужна Мише. Маша загадала медведю загадки, помоги ему отгадать их.

Лёгкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно .... (Шишек)

Катя что-то завизжала.

Удивляется малыш:

- Что ты Катя задрожала?

Ведь в углу сидела … . (МЫШЬ)

На болоте проживает,

Ловит мух и комаров.

Только «Ква» она и знает.

Кто назвать её готов? (ЛЯГУШКА)

      Эта птица гнёзд не вьёт,

Песен дивных не поёт.

Громко, сидя на суку,

Счёт ведёт годам: «Ку-ку!» (КУКУШКА)

Какая игрушка

Стреляет, как пушка?

Не один Новый год

Без нее не пройдет. (ХЛОПУШКА)

  • Автоматизация звука [ш] в предложениях.

На опушке пушистый зайчишка.

Миша кушает шишечное варенье.

Маша большая шалунья.

Наша Маша кушает кашу.

Маша пошла в школу.

Тише, тише: Маша пишет!

Маша и Миша играют в игрушки.

В школе, Маша, не шали.

Миша и Маша вместе навсегда!

10. Домашнее задание. 

Дорисуй картинку по пунктирной линии, раскрась Машу.

 

Назови все предметы, изображённые на картинках. Раскрась только те, которые нужны Маше в школе.

11. Итог занятия.

О каком звуке говорили?

Герои, какого мультфильма были с нами на протяжении всего занятия?

Какие задания понравилось выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...