Использование педагогических технологий в логопедической работе.
консультация по теме
В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика, в том числе и коррекционная педагогика, не является исключением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_logopeda.docx | 43.63 КБ |
shema_tehnologiy.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель –логопед Васильева Н.О.
МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
Использование педагогических технологий в логопедической работе.
Каждый педагог в своей практике использует разнообразие педагогических технологий, позволяющих достичь требуемых результатов в работе, сделать свой урок или занятие насыщенным, интересным и разнообразным. Разработкой новых технологий занимались и занимаются выдающиеся ученые –педагоги, психологи. И определений понятия «педагогические технологии» немало в нашей литературе.
- Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. (Викепедия)
- В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается "совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве"[3, c 404].
- Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
- Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
- Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
- Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика, в том числе и коррекционная педагогика, не является исключением.
Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.
Не могут оставаться в стороне и логопеды-практики, ищущие новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В наше время в логопедической практике появилось множество инновационных технологий, кроме тех, что с которыми мы знакомы еще с институтской поры и которые проверены временем: технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Самые распространенные инновационные технологии в логопедии:
1. Арт - терапевтические технологии;
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциям.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия;
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ;
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия) ;
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия) .
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острей, ем слово. Врачи клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей.
В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Коррекционные задачи музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. В Японии фирма «Сумицу» проблему производительности труда и снижения утомляемости предложила решать с помощью запахов: привдыхании лаванды число ошибок у программистов снижается на 20 %, жасмина- на 30%, лимона – на 54%. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта пробуждают нервную систему и повышают работоспособность. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Конечно же, в условиях общеобразовательной школы эта технология не всегда реализуема, но в рекомендациях для родителей она имеет место быть.
Виды ароматерапии:
• ванны;
• распыление;
• ингаляциия;
• массаж.
Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия, несомненно, способствует:
• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Цветотерапия незаменима при использовании в детских учереждениях.
2. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
3. телесноориентированные техники;
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
4. современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• классический ручной;
• точечный;
• аппаратный.
Пальцевый массаж
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж зондами, зондозаменителями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
5. Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
• возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
• визуализация акустических компонентов речи;
• расширение спектра невебральных заданий;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у школьников. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма в целом.
Литература:
- Поваляева М.А., Чебонян Г.Г. Сказкотерапия в процессе интеграции личности ребенка. Ребенок с большой буквы: сборник статей под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. Ростов –на Д: изд-во РГПУ, 1999
- Поваляева М.А. Фитотерапия и ароматерапия в коррекционной педагогике. Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей, ч. 4: Педагогика и психология. Ростов на Д., изд-во РГПУ, 1997
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов на Д. «Феникс», 2002
- Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Н.О.Васильева
МОУ «СОШ №3 г.Свирск»
Образовательные технологии в работе логопеда
Наименование современных образовательных технологий | Цели применения современных образовательных технологий | Эффекты использования современных образовательных технологий |
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.). | Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи. | Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. |
Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.). | Формирование вербальных средств коммуникации. | Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры. |
Авторская технология "Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук". | Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР , обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией. | Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей. |
Информационно-коммуникативные технологии. | Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы. | Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда, расширяют возможности сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной. |
Игровые технологии. | Более успешная социализация,формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция. | Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. |
Мнемотехника | система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. | помогает в развитии связной речи,ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти,зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. |
современные технологии логопедического и пальцевого массажа | активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств | . Массаж мышц переферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. |
Куклотерапия | Раздел арт-терапии, использующийся в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого. | Помогает сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности. |
Музыкотерапия | Технология основана на эмоциональном восприятии музыки | нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей ;коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме :"Использование информационных технологий в логопедической работе."
Одним из важных условий является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны - повысить эффективность образовательног...
конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)
Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР 4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....
Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"
электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...
Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБО...
Использование игровых технологий в логопедической работе
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не ...
Презентация Использование игровых технологий в логопедической работе
Презентация "Использование игровых технологий в логопедической работе"...