«Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности».
рабочая программа на тему
Это программа воспитательной работы в 4 классе коррекционной школы 8 вида по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_4_klassa_po_fgos.docx | 61.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана
(ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана)
Программа воспитательной работы в 4 классе
«Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности».
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории
Гриб Наталья Николаевна
2014-2015 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы | Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы, требованиями ФГОС |
Заказчик | АдминистрацияГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Матвеева- Кургана |
Разработчик программы | Гриб Н.Н. - воспитатель |
Цели программы | Создание благоприятных условий воспитания для формирования личности ребенка, развитие творческих способностей, формирование гражданской позиции, развитие эстетического вкуса, сохранение и укрепление здоровья детей. |
Задачи программы | формировать такие личностные качества у воспитанников как доброта, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь другу формировать у воспитанников знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); умения организовывать свой досуг; корректировать и развивать разговорную речь учащихся. |
Сроки реализации | 2014 – 2015 гг. |
Основные направления воспитательной системы | Духовно-нравственное направление, спортивно-оздоровительное, обще интеллектуальное, общекультурное, социальная деятельность. |
Участники реализации | Учащиеся 4 класса |
Контингент | Младшие школьники 10-12 лет |
Дополнительные сведения | Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы. |
Ожидаемые результаты | Личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы. Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Пояснительная записка
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях.
К.Д.Ушинский.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания учащихся 4 класса являются:
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ министерство образования и науки Российской Федерации.-2-е изд.-М.,2011.
Методические рекомендации. Моделируем внеурочную деятельность / М. «Просвещение» 2014.
ГригорьевД.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.,2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова,-3-е изд. – М.,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -3-е изд. М., 2012.
Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. Метод. Разработок / под ред. Е.Н.Степанова. М., 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е. С. Савинов – 4-е изд. –М.,2012.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Я считаю, что особенно трудно осуществлять процесс воспитания в школе-интернате.Во-первых, потому, что здесь вместе обучаются и домашние дети, и дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Одни дети уезжают домой на выходные, а другие остаются в школе. У одних есть семья, а у других нет никого. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей не любят каникулы как домашние дети, они скучают за своими одноклассниками и с нетерпением ждут их приезда после каникул. Класс для детей сирот является, по сути, их семьей. И поэтому воспитание в классе нужно строить так, чтобы создать дружескую, доброжелательную атмосферу, чтобы все дети чувствовали себя как дома, чтобы они не боялись раскрыть свои способности.
Во-вторых, потому, что многие домашние дети находятся в неблагополучных семьях и привозят из дома негативные эмоции, которые им нужно куда-то выплеснуть. Для многих домашних детей школа иногда остаётся единственным местом, где есть дело до самого ребёнка и его проблем. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью.
Сложность воспитания в нашем классе состоит в том, что многие дети плохо разговаривают, не умеют читать и писать. Многие дети очень слабо владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Поэтому большая работа по помощи этим детям ложится на учеников, которые владеют этими навыками.
Я считаю, что планировать работу в нашем классе нужно так, чтобы каждому ребенку нашлось занятие по душе, чтобы всем было интересно.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому данная программа опирается на результаты предыдущих лет воспитания, которые строились на программе, разработанной на основе Худенко Е.Д.
Эта программа направлена на создание психолого-педагогических условий для формирования дружеского отношения к сверстникам, на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений школьников наразвитие и становлению личности ребенка, всех его духовных и физических сил и способностей.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Дружеская атмосфера в классном коллективе позволит найти каждому ребенку занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Выбранная мною программа в ходе реализации будет не только формировать и развивать интегративные качества личности, но и на всем протяжении позволит вести непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику. Обеспечивает оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание.
Психолого–педагогическая характеристика классного коллектива.
В классе 15 обучающихся: 8 мальчиков и 7 девочек. Из них два человека находятся на домашнем обучении. Два воспитанника – это дети, оставшиеся без попечения родителей. Это Бердникова Вероника и Янченко Ваня. Ваню иногда на выходные дни берет сестра, Веронику никто никогда не забирал. В классе 6 человек имеют средний уровень познавательных интересов и 7 человек имеют низкий уровень познавательных интересов.
Дети, которые имеют средний уровень, познавательных интересов активно участвуют во внеклассных мероприятиях. Эти дети выделяется ответственным отношением к делам, поручениям. Многие дети в классе до сих пор с трудом читают по букварю - это Янченко Ваня, Рудаков Даниил, Котлярова Диана, Попова Настя. Дети, которые знают отдельные буквы, но не читают и не пишут – это Крюковских Даниил, Рагимова Настя, Колбасенко Артем. Дети, которые имеют низкий уровень, познавательных интересов слабо владеют навыками по самообслуживанию и санитарно-гигиеническими навыками. Привитие этих навыков дается им с большим трудом. У многих из этой группы детей очень плохо развита разговорная речь, плохо развита мелкая моторика пальцев. За три года дети овладели определенными навыками воспитанности, определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны. Особенно отмечается дух сотрудничества и творчества. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров в воспитательной работе.
Цель: Создание благоприятных условий воспитания для формирования личности ребенка, развитие творческих способностей,формирование гражданской позиции, развитие эстетического вкуса, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
формировать такие личностные качества у воспитанников как доброта, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь другу
формировать у воспитанников знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); умения организовывать свой досуг;
формировать представления и знания о межличностных отношениях со своими одноклассниками,с другими детьми и работниками школы
корректировать и развивать разговорную речь учащихся.
Принципы реализации программы:
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы
Основные направления воспитательной работы
Духовно-нравственное направление
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное направление
Общекультурное
Социальная деятельность
Духовно-нравственное направление
«Ученик-патриот и гражданин»
Ценности:Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- воспитание уважения к истории своей страны, своим землякам, людям старшего поколения;
-формировать представления о символах государства – гербе,флаге и гимне России;
-формировать представления о добре и зле, о должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки;
-развивать у обучающихсязаботливое отношения к младшим и к тем, кто слабее, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
№ | Проводимые мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения | ||
1 | Моя малая родина. | Формировать простейшие представления о своей стране | Экскурсия с элементами беседы | Сентябрь | ||
2 | Символы нашего государства. | Закрепить знания государственных символов страны | Рисунки и раскраски | Сентябрь | ||
3 | Моя Родина –Россия. | Прививать любовь к родной стране | Чтение стихов и заучивание наизусть | Октябрь | ||
4 | Декларация прав ребенка. | Знакомство детей с декларацией прав ребенка | Экскурсия с элементами беседы | Ноябрь | ||
5 | Игра «Угадай какой знак». | Закрепить знания детей о запрещающих и разрешающих знаках, отражающих основные статьи декларации прав ребенка | Игровая | Ноябрь | ||
6 | Поведение в парикмахерской | Знакомить детей с правилами этикета в парикмахерской | Экскурсия с элементами беседы | Декабрь | ||
7 | Поведение в театре, кино и цирке | Продолжить обучение детей правилам поведения в театре | Разгадывание кроссворда, разбор ситуаций | Декабрь | ||
8 | Доброе слово, что ясный день | Показать, что словом можно развеселить,поддержать, обидеть,учить задумываться над сказанным словом | Чтение,игра, обсуждение | Январь | ||
9 | Честь имею | Формировать сознание необходимости защищать свое Отечество | Конкурсы с элементами беседы | Февраль | ||
10 | Когда лень – все идет через пень | Показать на примере литературных героев как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными | Творческая работа,чтение и обсуждение сказки | Март | ||
11 | Человек среди людей | Продолжать развитие коммуникативных качеств учащихся | Практическая работа, пословицы | Апрель | ||
12 | Подвигу народа жить в веках | Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа | Экскурсия к памятникам с элементами беседы | Май |
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка;
- воспитание чувства долга и ответственности перед Отечеством.
Спортивно-оздоровительное направление
«Гармония здоровья»
Ценности: забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
4. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.
№ | Проводимые мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки | |||
1 | Азбука безопасности. | Закрепить изученные ранее ПДД | Игровая | Сентябрь | |||
2 | Как вести себя на улице. | Развивать чувство осторожности, смелость и находчивость при криминогенной ситуации | Обсуждение ситуаций | ||||
3 | Пожарная безопасность. | Знакомство с работой пожарников, с правилами пожарной безопасности | Экскурсия в пожарную часть | Октябрь | |||
4 | Мы со спортом дружим. | Укреплять здоровье детей, выработка стремления к укреплению своего здоровья | Спортивные соревнования между учениками класса | Ноябрь | |||
5 | Безопасность дома и в школе. | Закрепить правила безопасного поведения дома и в школе | Праздник в классе, приглашение работника МЧС | Декабрь | |||
6 | Правила ухода за телом. | Закреплять правила личной гигиены по уходу засобой | Практикум с элементами беседы | Декабрь | |||
7 | «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье». | Продолжать укрепление здоровья детей, создать веселое настроение | Зимние игры на воздухе | Январь | |||
8 | Уход за одеждой и обувью. | Формировать навыки самообслуживания:умение чистить одежду и приводить в порядок обувь | Практикум | Февраль | |||
9 | Мы катаемся с горы – будем бодры и сильны. | Создание положительных эмоций, укрепление дружеских отношений | Экскурсия на горку и катание с горы | Февраль | |||
10 | Опасности ранней весной. | Знакомить детей с опасностями в природе ранней весной (гололед, сосульки и др.) | Экскурсия с элементами беседы | Март | |||
11 | Правильное питание-залог нашего здоровья | Формировать у воспитанников правильное представление о питании | Беседа с медработником | Апрель | |||
12 | Игры народов мира | Знакомить детей с играми разных народов, развитие внимания, быстроты реакции | Спортивный праздник | Май |
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся, формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление
«Ученик и его интеллектуальные возможности»
Ценности: Любовь к чтению, занятие любимым делом.
Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи воспитания:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Раскрывать творческие способности детей.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
№ | Проводимые мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения | ||
1 | Помощь детям при выборе кружков и секций | Помочь детям выбрать кружки и секции по интересам | Сентябрь | |||
2 | Творчество Лермонтова | Познакомить детей с великим русским писателем с его произведениями | Праздник | Октябрь | ||
3 | Осенние пейзажи | Развитие творческих способностей детей и расширение их кругозора | Аппликация | Октябрь | ||
4 | «Однажды на Земле» | Развивать эстетический вкус, учить детей выступать перед публикой | Сценка на осеннем балу | Ноябрь | ||
5 | Загадки о зиме | Развивать мышление, сообразительность, речь | Конкурс загадок | Декабрь | ||
6 | Путешествие по сказкам | Расширять кругозор обучающихся | Викторина с библиотекарем | Январь | ||
7 | В мире пословиц | Привитие интереса к энциклопедическим знаниям, желание больше знать | Конкурс на лучшего знатока пословиц | Февраль | ||
8 | Животные родного края | Знакомить детей с животными, которые живут в нашей местности | Презентация и рисунки детей и раскраски | Март | ||
9 | Путешествие в страну мультфильмов | Расширять кругозор детей, раскрыть преимущество обучающих мультфильмов | Просмотр познавательных мультфильмов | Апрель | ||
10 | Хочу все знать | Расширять кругозор детей,раскрывать творческие способности, развивать любознательность, находчивость | Развлечение Комбинированная | Май |
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Общекультурное направление
Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец».
Ценности: овладение правилами этикета, видеть прекрасное вокруг себя.
Цель: гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи воспитания:
- Воспитание основ эстетической культуры, способность различать и видеть красоту природы, труда и творчества.
- Развитие художественных способностей, интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Воспитание чувства любви к прекрасному, стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ожидаемые результаты:
-дети научатся видеть прекрасное вокруг себя;
-у детей появится художественный вкус;
-интерес к творческим занятиям.
Социальная деятельность
Ценности: Любовь к ближним, овладение трудовыми навыками.
Цель:подготовка детей к жизни в обществе,знакомство с разными профессиями, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
Задачи воспитания:
- помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики;
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов поформированию развитой личности;
- формирование у детей ответственности за свой главный труд – учебу;
- способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
№ | Проводимые мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Акция «Очистим планету от мусора» | Приучать детей к ответственному отношению к выполнению своих поручений | Уборка территории школы | Сентябрь |
2 | Акция «Озеленим нашу школу» | Прививать детям трудовые навыки, учить их копать и сажать деревья | Посадка деревьев | Октябрь |
3 | Путешествие в мир профессий | Получение информации о мире профессий, осознание того, что все профессии нужны | Интеллектуальная игра | Ноябрь |
4 | Твой внешний вид | Воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность, прививать трудовые навыки | Учить детей гладить, пришивать пуговки, чистить одежду и обувь | Декабрь |
5 | Дом, в котором ты живешь | Привитие трудовых навыков по уборке помещения | Генеральная уборка спальни | Январь |
6 | Семья и ее фамилия | Формировать у детей представление о семейных отношениях, познакомить с происхождением наших фамилий | Комбинированная | Февраль |
7 | Надо ли прислушиваться к советам родителей | Приучать детей прислушиваться к советам своих родителей, уважать их | Советы и рекомендации | Март |
8 | Акция «Украсим нашу школу» | Привитие трудовых навыков, эстетического вкуса | Посадка цветов | Апрель |
9 | Помоги книге | Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, учить ремонтировать книги | Ремонт книг | Май |
Ожидаемые результаты:
- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Обучающиеся научаться жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы.
Методы, используемые в работе:
Воспитательные часы
Конкурсы рисунков
Спортивные праздники
Театрализованные представления
Диагностические исследования.
Беседы, игры
Экскурсии, целевые прогулки.
Творческая деятельность детей.
Участие в проведении школьных праздников.
Участие в выставках.
Знакомство с людьми разных профессий
Прогнозируемый результат:
Формирование творческой, самостоятельной личности, способной к саморазвитию.
Умеющей ценить себя и уважать других людей.
Мотивированной к труду, познанию и творчеству.
Разделяющей ценности безопасного и здорового образа жизни.
Воспитать патриота, осознающего свою сопричастность к судьбе России.
Формирование человека умеющего хранить семейные ценности.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование в классном коллективе дружеских отношений, навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Презентация жизнедеятельности классного коллектива.
Представляю вашему вниманию сценарий выступления, в котором мы попытались рассказать о жизнедеятельности нашего класса....
ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРАВИЛА ЖИЗНИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ. ЗАКОНЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.ПИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ....
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Правила и принципы жизнедеятельности классного коллектива
Несколько советов для учащихся: следуй им - и ты будешь частичкой классного коллектива...
Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.
Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....