«Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности».
рабочая программа на тему

Гриб Наталья Николаевна

Это программа воспитательной работы  в 4 классе коррекционной школы 8 вида по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_klassa_po_fgos.docx61.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана

(ГКОУ  РО школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана)

Программа воспитательной работы в 4 классе

«Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Гриб Наталья Николаевна

2014-2015 учебный год

Паспорт программы

Наименование

программы

Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности

Основание для

разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы, требованиями  ФГОС

Заказчик

АдминистрацияГКОУ РО школа-интернат VIII вида п. Матвеева- Кургана

Разработчик программы

Гриб Н.Н. - воспитатель

Цели программы

Создание благоприятных условий воспитания для формирования личности ребенка, развитие творческих способностей, формирование гражданской позиции, развитие эстетического вкуса, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи программы

формировать такие личностные качества у воспитанников  как доброта, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь другу

формировать у воспитанников знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); умения организовывать свой досуг;

корректировать  и развивать разговорную речь  учащихся.

Сроки реализации

2014 – 2015 гг.

Основные направления воспитательной

системы

Духовно-нравственное направление, спортивно-оздоровительное, обще интеллектуальное, общекультурное, социальная деятельность.

Участники реализации

Учащиеся   4 класса

Контингент

Младшие школьники 10-12 лет

Дополнительные

сведения

Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы.

Ожидаемые результаты

Личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Организация контроля

за ходом исполнения

Ежегодный анализ воспитательной системы.

Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса.

Пояснительная записка

Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях.

К.Д.Ушинский.

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания  учащихся 4 класса являются:

   Закон «Об образовании»;

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ министерство образования и науки Российской Федерации.-2-е изд.-М.,2011.

Методические рекомендации. Моделируем внеурочную деятельность / М. «Просвещение» 2014.

ГригорьевД.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.,2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.

Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова,-3-е изд. – М.,2011.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -3-е изд. М., 2012.

Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии: сб. Метод. Разработок / под ред. Е.Н.Степанова. М., 2010.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е. С. Савинов – 4-е изд. –М.,2012.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Я считаю, что особенно трудно осуществлять процесс воспитания в школе-интернате.Во-первых, потому,  что здесь вместе обучаются и домашние дети, и дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Одни дети уезжают домой на выходные, а другие остаются в школе. У одних есть семья, а у других нет никого. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей не любят каникулы как домашние дети, они скучают за своими одноклассниками и с нетерпением ждут их приезда после каникул.  Класс для детей сирот является, по сути, их семьей. И поэтому воспитание в классе нужно строить так, чтобы создать дружескую, доброжелательную атмосферу, чтобы все дети чувствовали себя как дома, чтобы они не боялись раскрыть свои способности.

Во-вторых, потому, что многие домашние дети находятся в неблагополучных семьях и привозят из дома негативные эмоции, которые им нужно куда-то выплеснуть. Для многих домашних детей  школа иногда остаётся единственным местом, где есть дело до самого ребёнка и его проблем. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью.

Сложность воспитания в нашем классе состоит в том, что многие дети плохо разговаривают, не умеют читать и писать. Многие дети очень слабо владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Поэтому большая работа по помощи этим детям ложится на учеников, которые владеют этими навыками.

Я считаю, что планировать работу в нашем классе нужно так, чтобы каждому ребенку нашлось занятие по душе, чтобы всем было интересно.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому  данная  программа  опирается на результаты предыдущих лет  воспитания, которые строились на программе, разработанной на основе Худенко Е.Д.

Эта программа направлена на создание психолого-педагогических условий для формирования дружеского отношения к сверстникам,  на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений школьников наразвитие и становлению личности ребенка, всех его духовных и физических сил и способностей.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Дружеская атмосфера в классном коллективе позволит найти каждому ребенку занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Выбранная мною программа в ходе реализации будет не только формировать и развивать  интегративные качества личности, но и на всем протяжении позволит  вести  непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику. Обеспечивает оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание.

Психолого–педагогическая характеристика классного коллектива.


В классе 15 обучающихся: 8 мальчиков и 7 девочек. Из них два человека находятся на домашнем обучении. Два воспитанника – это дети, оставшиеся без попечения родителей. Это Бердникова Вероника и Янченко Ваня. Ваню иногда на выходные дни берет сестра, Веронику никто никогда не забирал. В классе 6 человек имеют средний уровень познавательных интересов и 7 человек имеют низкий уровень познавательных интересов.
Дети, которые имеют средний уровень, познавательных интересов активно участвуют во внеклассных мероприятиях. Эти дети выделяется  ответственным отношением к делам, поручениям. Многие дети в классе до сих пор  с трудом читают по букварю  - это Янченко Ваня, Рудаков  Даниил, Котлярова Диана, Попова Настя.  Дети, которые знают отдельные буквы, но не читают и не пишут – это Крюковских Даниил, Рагимова Настя,  Колбасенко Артем. Дети, которые имеют низкий уровень, познавательных интересов слабо владеют навыками по самообслуживанию и санитарно-гигиеническими навыками. Привитие этих навыков дается им с большим трудом.  У многих из этой группы детей очень плохо развита разговорная речь, плохо развита мелкая моторика пальцев. За три года дети овладели определенными навыками воспитанности, определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны. Особенно отмечается дух сотрудничества и творчества. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров в воспитательной работе.

Цель: Создание благоприятных условий воспитания для формирования личности ребенка, развитие творческих способностей,формирование гражданской позиции, развитие эстетического вкуса, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

формировать такие личностные качества у воспитанников  как доброта, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь другу

формировать у воспитанников знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); умения организовывать свой досуг;

формировать представления и знания о межличностных отношениях со своими одноклассниками,с другими детьми и работниками школы

корректировать  и развивать разговорную речь  учащихся.

Принципы реализации программы:

  1. личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  2. принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  3. принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы

Основные направления воспитательной работы

Духовно-нравственное направление

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллектуальное направление

Общекультурное

Социальная деятельность

Духовно-нравственное направление

«Ученик-патриот и гражданин»

Ценности:Любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

 Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,свободам и обязанностям человека.

Задачи:

- воспитание уважения к истории своей страны, своим землякам, людям старшего поколения;

-формировать представления о символах государства – гербе,флаге и гимне России;

-формировать представления о добре и зле, о должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки;

-развивать у обучающихсязаботливое  отношения к  младшим и к тем, кто слабее,  доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Проводимые мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Моя малая родина.

Формировать простейшие представления о своей стране

Экскурсия с элементами беседы

Сентябрь

2

Символы нашего государства.

Закрепить знания государственных символов страны

Рисунки и  раскраски

Сентябрь

3

Моя Родина –Россия.

Прививать любовь к родной стране

Чтение стихов и заучивание наизусть

Октябрь

4

Декларация прав ребенка.

Знакомство детей с декларацией прав ребенка

Экскурсия с элементами беседы

Ноябрь

5

Игра «Угадай какой знак».

Закрепить знания детей о запрещающих и разрешающих знаках, отражающих основные статьи декларации прав ребенка

Игровая

Ноябрь

6

Поведение в парикмахерской

Знакомить детей с правилами этикета в парикмахерской

Экскурсия с элементами беседы

Декабрь

7

Поведение в театре, кино и цирке

Продолжить обучение детей правилам поведения  в театре

Разгадывание кроссворда, разбор ситуаций

Декабрь

8

Доброе слово, что ясный день

Показать, что словом можно развеселить,поддержать, обидеть,учить задумываться над сказанным словом

Чтение,игра, обсуждение

Январь

9

Честь имею

Формировать сознание необходимости  защищать свое  Отечество

Конкурсы с элементами беседы

Февраль

10

Когда лень – все идет через пень

Показать на примере литературных героев как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными

Творческая работа,чтение и обсуждение сказки

Март

11

Человек среди людей

Продолжать развитие коммуникативных качеств учащихся

Практическая работа, пословицы

Апрель

12

Подвигу народа жить в веках

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа

Экскурсия к памятникам с элементами беседы

Май

Ожидаемые результаты:

- Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка;

- воспитание чувства долга и ответственности перед Отечеством.

Спортивно-оздоровительное направление

  «Гармония здоровья»

Ценности: забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.

3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

4. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.

Проводимые мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки

1

Азбука безопасности.

Закрепить изученные ранее ПДД

Игровая

Сентябрь

2

Как вести себя на улице.

Развивать чувство осторожности, смелость и находчивость при криминогенной ситуации

Обсуждение ситуаций

3

Пожарная безопасность.

Знакомство с работой пожарников, с правилами пожарной безопасности

Экскурсия в пожарную часть

Октябрь

4

Мы со спортом дружим.

Укреплять здоровье детей, выработка стремления к укреплению своего здоровья

Спортивные соревнования между учениками класса

Ноябрь

5

Безопасность дома и в школе.

Закрепить правила безопасного поведения дома и в школе

Праздник в классе, приглашение работника МЧС

Декабрь

6

Правила ухода за телом.

Закреплять правила личной гигиены по уходу засобой

Практикум с элементами беседы

Декабрь

7

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье».

Продолжать укрепление здоровья детей, создать веселое настроение

Зимние игры на воздухе

Январь

8

Уход за одеждой и обувью.

Формировать навыки самообслуживания:умение чистить одежду и приводить в порядок обувь

Практикум

Февраль

9

Мы катаемся с горы – будем бодры и сильны.

Создание положительных эмоций, укрепление дружеских отношений

Экскурсия на горку и катание с горы

Февраль

10

Опасности ранней весной.

Знакомить детей с опасностями в природе ранней весной (гололед, сосульки и др.)

Экскурсия с  элементами беседы

Март

11

Правильное питание-залог нашего здоровья

Формировать у воспитанников правильное представление о питании

Беседа с медработником

Апрель

12

Игры народов мира

Знакомить детей с играми разных народов, развитие внимания, быстроты реакции

Спортивный праздник

Май

Ожидаемые результаты:

- У обучающихся, формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

Общеинтеллектуальное направление

«Ученик и его интеллектуальные возможности»

Ценности: Любовь к чтению, занятие любимым делом.

Цель:  оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи воспитания:

- Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего    развития.

- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

- Раскрывать творческие способности детей. 

- Формировать  интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

Проводимые мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Помощь детям при выборе кружков и секций

Помочь детям выбрать кружки и секции по интересам

Сентябрь

2

Творчество Лермонтова

Познакомить детей с великим русским писателем с его произведениями

Праздник

Октябрь

3

Осенние пейзажи

Развитие творческих способностей детей и расширение их кругозора

Аппликация

Октябрь

4

«Однажды на Земле»

Развивать эстетический вкус, учить детей выступать перед публикой

Сценка на осеннем балу

Ноябрь

5

Загадки о зиме

Развивать мышление, сообразительность, речь

Конкурс загадок

Декабрь

6

Путешествие по сказкам

Расширять кругозор обучающихся

Викторина с библиотекарем

Январь

7

В мире пословиц

Привитие интереса к энциклопедическим знаниям, желание больше знать

Конкурс на лучшего знатока пословиц

Февраль

8

Животные родного края

Знакомить детей с животными, которые живут в нашей местности

Презентация и рисунки детей и раскраски

Март

9

Путешествие в страну мультфильмов

Расширять кругозор детей, раскрыть преимущество обучающих мультфильмов

Просмотр познавательных мультфильмов

Апрель

10

Хочу все знать

Расширять кругозор детей,раскрывать творческие способности, развивать любознательность,

находчивость

Развлечение

Комбинированная

Май

Ожидаемые результаты:

- Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;

- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Общекультурное направление

Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец».

Ценности: овладение правилами этикета, видеть прекрасное вокруг себя.

Цель: гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи воспитания:

- Воспитание основ эстетической культуры, способность различать и видеть красоту природы, труда и творчества.

- Развитие художественных способностей, интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

- Воспитание чувства любви к прекрасному, стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Проводимые мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Правила приема гостей

Знакомство детей с правилами сервировки стола, усовершенствование правил поведения за столом

Практикум с элементами беседы

Сентябрь

2

Ты идешь в гости

Продолжить знакомство детей с правилами поведения в гостях, повторить правила поведения за столом

Анализ ситуаций

Октябрь

3

В гостях у золотой осени

Развивать творческие способности обучающихся, эстетический вкус

Конкурс рисунков

Ноябрь

4

Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

Научить детей изготовлению игрушек на ёлку, развивать эстетический вкус

Изготовление поделок

Декабрь

5

Новый год к нам идет

Учить детей правильно заучивать стихи наизусть, развитие эстетического вкуса при изготовлении новогоднего костюма

Заучивание стихов и песен про Новый год  подготовка костюмов

Декабрь

6

Игра «Счастливый случай»

Развивать познавательные интересы детей, учить детей работать в группе, развивать дружеские отношения

Игра-соревнование двух команд

Январь

7

Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

Развитие творческих способностей детей, раскрытие их скрытых возможностей, развитие эстетического вкуса, учиться принимать самостоятельные решения

Рисунки, аппликация, поделки из разных материалов (дети делают выбор самостоятельно

Февраль

8

Как мы дарим подарки

Учить детей выбирать и дарить подарки, прививать эстетический вкус, любовь к ближнему

Беседа и экскурсия в магазин подарков

Март

9

Поздравление маме

Развивать интерес к занятиям творчеством,  учить детей правильно преподнести подарок

Изготовление открытки своими руками

март

10

К нам весна шагает

Учить детей замечать красоту окружающего мира, прививать любовь к природе

Экскурсия

Апрель

11

Весенние краски

Развивать художественный вкус, творческое воображение

Конкурс рисунков

Май

Ожидаемые результаты:

-дети научатся видеть прекрасное вокруг себя;

-у детей появится художественный вкус;

-интерес к творческим занятиям.

Социальная деятельность

Ценности: Любовь к ближним, овладение трудовыми навыками.

Цель:подготовка детей к жизни в обществе,знакомство с разными профессиями, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;

Задачи воспитания:

- помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики;

- максимальное сближение интересов родителей и педагогов поформированию развитой личности;

- формирование  у детей ответственности за свой главный труд – учебу;

- способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.

Проводимые мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Акция «Очистим планету от мусора»

Приучать детей к ответственному отношению к выполнению своих поручений

Уборка территории школы

Сентябрь

2

Акция «Озеленим нашу школу»

Прививать детям трудовые навыки, учить их копать и сажать деревья

Посадка деревьев

Октябрь

3

Путешествие в мир профессий

Получение информации о мире профессий, осознание того, что все профессии нужны

Интеллектуальная игра

Ноябрь

4

Твой внешний вид

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность, прививать трудовые навыки

Учить детей гладить, пришивать пуговки, чистить одежду и обувь

Декабрь

5

Дом, в котором ты живешь

Привитие трудовых навыков по уборке помещения

Генеральная уборка спальни

Январь

6

Семья и ее фамилия

Формировать у детей представление о семейных отношениях,

познакомить с происхождением наших фамилий

Комбинированная

Февраль

7

Надо ли прислушиваться к советам родителей

Приучать детей прислушиваться к советам своих родителей, уважать их

Советы и рекомендации

Март

8

Акция  «Украсим нашу школу»

Привитие трудовых навыков,  эстетического вкуса

Посадка цветов

Апрель

9

Помоги книге

Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, учить ремонтировать книги

Ремонт книг

Май

Ожидаемые результаты:

- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

 - У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

- Обучающиеся научаться жить дружно, сплочённо.

- Сформируется взаимодействие семьи и школы.

Методы, используемые в работе:

Воспитательные часы

Конкурсы рисунков

Спортивные праздники

Театрализованные представления

Диагностические исследования.

Беседы, игры

Экскурсии, целевые прогулки.

Творческая деятельность детей.

Участие в проведении школьных праздников.

Участие в выставках.

Знакомство с  людьми  разных профессий

Прогнозируемый результат:

Формирование творческой, самостоятельной личности, способной к саморазвитию.

Умеющей ценить себя и уважать других людей.

Мотивированной к труду, познанию и творчеству.

Разделяющей ценности безопасного и здорового образа жизни.

Воспитать патриота, осознающего свою сопричастность к судьбе России.

Формирование человека умеющего хранить семейные ценности.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является  формирование в классном коллективе дружеских отношений,  навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,  не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Презентация жизнедеятельности классного коллектива.

Представляю вашему вниманию сценарий выступления, в котором мы попытались рассказать о  жизнедеятельности нашего класса....

ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПРАВИЛА ЖИЗНИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.  ЗАКОНЫ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.ПИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ....

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Правила и принципы жизнедеятельности классного коллектива

Несколько советов для учащихся: следуй им - и ты будешь частичкой классного коллектива...

Роль классного руководителя в создании благоприятной атмосферы в классном коллективе.

Выступление на педсовете (2017) Классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна личность педагога. Тол...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....