«Значение сенсомоторного развития в процессе коррекции и обучения детей»
консультация по теме

в материале рассмотрено значение сенсоматорного развития в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение сенсомоторного развития

в процессе коррекции и обучения детей»

        Ребёнок открыт всему миру. Он начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений, затем с помощью движений и действий. Известно, что с первых дней жизни он усваивает огромный объём информации и практических навыков.

       Так происходит начало, зарождение сенсомоторного развития, которому предстоит стать основой, фундаментом для общего умственного и физического развития ребёнка.

     Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что обеспечение полноценного сенсомоторного воспитания, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому первые семь лет жизни и называются периодом сенсомоторного развития.

     Сенсомоторное развитие – что же это? Каково его значение в развитии ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся вместе найти ответы.

     А начнём мы с того что подробнее рассмотрим определение «сенсомоторика», состоящее из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – движение). 

  Сенсомоторика –  взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

· Развитие мелкой моторики рук;

· Развитие координации движения кистей рук;

· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

· Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

    Сенсомоторное   развитие дошкольника в свою очередь, закладывает фундамент для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия, речи, внимания и воображения), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, улаживать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и запускает механизм гармоничного развития личности в целом. 

        Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами.    Дети начинают открывать мир, впитывать в себя потоки сенсорной информации, учатся интегрировать, то есть соединять в единую картину окружающего мира, так мир становиться понятнее.

     И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе  воспитания и главную роль, конечно же, играют родители.

   Так в дошкольном возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должно быть практическое сотрудничество, а действия с предметами – ведущей деятельностью.

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

    Поэтому коррекционный процесс обучения и воспитания невозможен без опоры на полноценное восприятие и моторное развитие.

        Так как сенсомоторное развитие является базой для дальнейшего развития высших психических функций, логично в ходе коррекционного процесса отдать предпочтение именно сенсомоторным методам, не только создающим потенциал для дальнейшего развития, но и активизирующим, восстанавливающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

    Учёными доказано, что развитие моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   Для детей, нуждающихся в коррекционном воздействии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи. Таким образом, в раннем дошкольном периоде очень важно помочь ребенку как можно лучше научить познавать мир и себя через ощущения, т.е. сенсорное восприятие, развивать его моторику.    Именно в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие сенсомоторики решается целый ряд как коррекционных так и воспитательных задач.

      Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук, из семян на пластилиновой основе и т. д.

     Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными:

зрительные игры, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д.), форму, размер, длину; 

игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать;

тактильные игры — это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и прикосновения, объятия с другим человеком);

подвижные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д. 

игры направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира.

Полезно будет сочетать их с играми по познавательному развитию детей:

- «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.

- «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.

- «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.

- «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.

- «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.

- «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Далее приведены примеры продуктивной творческой деятельности, способствующих  сенсомоторному развитию:


Список используемой литературы:

  1. Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009

2.        Григорьева Г.Г . « Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» // Москва 2000

3.   Лебедев С.М., А.С. Большев , Ю .Р. Силкин , Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» // Москва « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС » 2001 год 220 стр.

7. Э.Г, Пилюгина "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М.,

8.

2.Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: ил. - (Здоровьесберегающая педагогика).

  1. .Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....