"Пути повышения сознательности и активности в обучении и воспитании у учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида.
статья на тему

Выступление на семинаре по дефектологии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14-15-vystuplenie-puti_povysheniya_soznatelnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

В  специальной  школе  принцип сознательности и активности относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при реализации этот принципа педагоги  встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению материала на основе его полного понимания.      Поэтому в коррекционной школе вопрос о том, как достичь полного понимания предлагаемого материала воспитанникам  был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый педагог  будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ребёнку  понятен тот или иной материал можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом — по характеру применения знаний .

Известно, как затрудняются умственно отсталые дети применять знания в практической деятельности, или в новых условиях.  Умение применять имеющиеся знания в новых условиях может служить критерием осознанности усвоения этих знаний.

Сознательное усвоение материала предполагает активность учащихся в обучении. Для проявления познавательной активности учащихся особое значение имеет интерес их к знаниям. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо ее активизировать.

Что в нашем случае подразумевается под активизацией?

Это, конечно же, доброжелательное отношение к воспитанникам в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи -важнейшие условия для развития мыслительной активности умственно отсталых детей. В противном случае трудно ожидать дальнейшего развития активности.


    Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ребёнка объектах.  В своей работе я стремлюсь направить активность познания ребенка на выполнение поставленных задач. Однако активность детей в процессе усвоения получаемого ими  материала может быть различной и неадекватной.   Особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, темперамент, воля, характер, интересы - все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым.  Моя задача – создавать условия для повышения общей познавательной активности каждого ребёнка , формировать положительное отношение его к окружающему миру, воспитывать самостоятельность и работоспособность. При проведении коррекционных занятий, бесед учитываю индивидуальные особенности детей, предлагаю им работу интересную и доступную их развитию. Важно чтобы вся работа проходила в обстановке непосредственного общения.      Групповое взаимодействие воспитанников, например, когда мы готовим поделки  или рисуем совместный плакат на конкурс, в котором каждый ребёнок  вносит свой вклад, стимулирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности.

      Создание на занятиях благоприятного эмоционального климата также являются средством воздействия на личность для создания сознательности и активности в обучении и играют положительную воспитательную роль.  Здесь всё  зависит от воспитателя , который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, воспитатель служит образцом речевого и неречевого поведения .

Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос – такой ответ, как вы умеете слушать ребёнка – так и ребёнок научится слушать вас. Задаю такие вопросы, чтобы они были понятны ребёнку и ребёнок смог ответить на них опираясь на свой, хоть и небольшой опыт, иногда дополнительными вопросами подводя его к самостоятельному ответу. А ответ на основной вопрос, даже если его окончательно был сформулирован мной, представляю как результат совместной деятельности .Ставлю конкретные цели, объясняю важность и значение предстоящей работы. Делаю так, что бы ребёнок осознал и понимал, как и почему нужно делать, а не механически выполнял те или другие задания. Логически связываю неизвестно детям, с  уже известным им, потому что где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения. Успех придет там, где все, что преподается, так обосновано доказательствами и аргументами, что не остается места  сомнению. 

Постоянно изучаю и использую индивидуальные интересы воспитанников ,на  основе этих результатов, стараюсь развивать их сознательность и активность таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.  Использую в обучении практические ситуации и требую от воспитанников самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Как пример к  выше сказанному хочу привести воспитательное занятие «Учиться –всегда пригодится». Цель: развитие у детей осознанного отношения к учёбе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Для настроя на рабочий лад, разобрали пословицы- например:

Учение и труд-рядом живут. Не стыдно не знать-стыдно не учиться.

«Человек должен учиться, потому, что он человек»-сказал великий педагог Сухомлинский. Эти слова -эпиграф занятия и во время работы они тоже прозвучали.

Дети высказали своё мнение в ответе на вопрос: -Для чего человек учится? После чего заполнили анкеты. Вывод: учиться детям трудно, но то чтобы кем то стать в будущем им необходимо учиться сейчас –это они поняли.

Я тоже ответила им  на вопрос «Для чего человек учится?» и чтобы подтвердить эту мысль, далее идёт рассказ о Петре Великом, о том как практическая потребность в знаниях и природная любознательность проявилась в этом человеке.

В конце занятия на карточках со смайлами дети определили своё отношение к учёбе. Большинство детей выбрали первые три смайла, только одна №5. Я пообещала им сохранить эти карточки до 9 класса и каждый год на них отмечать, как изменяется их отношение к учению. И пожелала им удачи в учёбе.

И какой бы вывод из всего сказанного мне бы хотелось сделать:

     На воспитание сознательности и активности нельзя  жалеть ни времени, ни усилий. Необходимо помнить, что сегодняшний сознательный и активный воспитанник  – завтрашний сознательный и активный гражданин общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1.    Исто...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...

Воспитание студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения

В статье говорится о воспитании студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения...

Развитие социальной активности учащихся специальных (коррекционных)школ

В презентации представленна  работа для развития социальной активности учащихся специальных (коррекционных) школ...

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвида

Конспект урока истории России в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIIIвидаПравление Екатерины IIЦели урока: Дать учащимся исторический портрет Екатерины II и познакомить с особенностями её пр...