Доклад: "Развитие цветовосприятия и цветоразличения".
статья на тему
Предварительный просмотр:
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета
«Особые» дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов, соотносить цвета, плохо запоминают их названия. Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми». Четырех-пятилетние дети с умственной отсталостью часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Старшие дошкольники с недостатками умственного развития легко и правильно различают цвета белый и черный, насыщенные красный, синий. Однако не дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят их сходства с насыщенными, не воспринимают оттенков. Дети в большом числе случаев не различают цвета, соседние по спектру: синий и фиолетовый, оранжевый и красный. Основной причиной нарушения цветоразличения у умственно отсталых детей является отклонение в познавательной деятельности, хотя известную роль играет понижение цветовой чувствительности.
В ряде случаев установленное экспериментальным путем повышение цветовых порогов у детей с недостатками умственного развития объясняется не особенностями восприятия, а тем, что в активном словаре детей отсутствуют названия многих цветовых оттенков. Возможно, что дети замечают тот или иной цвет, но называют лишь тогда, когда он становится достаточно насыщенным. В тех случаях, когда дошкольники пытаются назвать различаемый ими слабонасыщенный оттенок, они используют своеобразные определения. Так, например, ненасыщенный синий цвет оказывается у них «сине-зеленоватым» или «зеленовато-желтым». В других случаях дети используют выражения «не такой», «они разные». Часто в дошкольном возрасте дети путают и сами названия, например, фиолетовый цвет называют оранжевым, оранжевый - сиреневым и т.п. Неточное распознавание детьми цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира. При обозрении пространства они воспринимают объекты, лишенными тонких цветовых различий.
По данным Т. Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно. Большинство умственно отсталых детей правильно узнают и называют основные цвета. Однако узнавание и называние промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков вызывает большие затруднения. В целях преодоления дефектов цветоразличения умственно отсталого ребенка необходимо учить наблюдать окраску предмета, называть его цвет, сравнивать предметы по цвету, воспроизводить цвет в активной, изобразительной деятельности (рисовании, лепке). Необходимо также воспитывать способность давать правильную эстетическую оценку явлений природы, быта, искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Колледж – интернат «Центр искусств д...
Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»
Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...
Доклад развитие речи на уроках физической культуры
Развитие речи на уроках физической культуры, речедвигательные упражнения, ритмические стишки для начальной школы...
Доклад "Развитие рецептивных умений у учащихся по английскому языку (аудирование и чтение)"
доклад...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста
Материал представляет собой рекомендации родителям по формированию у детей цветофосприятия и цветоразличения....
Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"
Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...