Развитие произвольных процессов у детей
методическая разработка на тему

               За последние годы в системе образования произошли существенные изменения в сторону увеличения требований к ученикам, возрастания  сложности решаемых ими  учебных задач. Особые требования школьная деятельность предъявляет к психическим качествам. Школьник должен ответственно относиться к учебе, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, иметь тот комплекс качеств, который образует умение учиться. 

Занятие из программы « Развитие произвольных процессов у детей младшего школьного возраста».

Педагог - психолог - Парамонова Е.С.

КОУ ВО «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект занятия.

Тема:         Обучение произвольной  деятельности

Цель:        1.   Формирование осознанного осуществления этапов предметной деятельности (планирования, реализации, контроля, оценки);

                                    2. Развитие творческого воображения.

Оборудование:

Как можно больше «строительного материала»; проволочки; деревяшки; картон;

ткань; ножницы; фломастеры; нитки; лоскутки; иголки и др.

Организация занятия:

Занятие построено согласно концепции психологического сопровождения развития ребенка. Оно не имеет жесткой структуры.

При сохранении целей занятия, многие моменты занятия варьируются в зависимости от требования детей.

В ходе продуктивной деятельности детей создаются условия для формирования про извол ь н ости.

Учитывая, что произвольные процессы характеризуются опосредованностыо, детям предоставляются средства, которые помогут строить деятельность осознано, осуществлять все её этапы.

Детям предлагается продуктивная деятельность - конструирование.

Для выполнения задания они могут быть разделены на группы, или работать индивидуально. Решение принимается по требованию детей.

В ходе хаотично начинающейся деятельности (конструирования) создается ситуация, побуждающая детей обсуждать ее этапы Этому способствует сопровождающий психолог, отслеживающий шаги каждого ребенка. Он пытается

эти шаги, например, преждевременны и т.д., чтобы, в конце концов, дети пришли к выводу, что работать можно более продуктивно, если соблюдать структуру деятельности. Участники занятия должны прийти к выводу, что следует сначала подумать, что они хотят сделать, проанализировать свой «проект», затем решить вопрос о наличии необходимых материалов и орудий труда, спланировать, как они это будут выполнять и только тогда приступать к исполнению.

В процессе общения с детьми психолог фиксирует их выводы на доске или в какой- то другой форме. Им должны быть выделены и обозначены все 5 этапов предметной деятельности.

Ход занятия:

Детям предлагается проявить фантазию и «знание жизни» одновременно - сотворить из имеющегося материала небольшую вещицу, которая могла бы к нам попасть из будущего, но которая обладает полезными качествами в настоящем. Желательно, чтобы изделие было многофункциональным.

Детям раздается материал, из которого они конструируют «некоторую вещицу».

Психолог по ходу работы задает вопросы: «Что ты делаешь?», «А что ты хочешь сделать?», «Почему ты думаешь, что у тебя получится именно то, что ты хочешь, а не другое?», «Может быть сначала надо обдумать, как?» и др.

В процессе обсуждения с детьми этапов деятельности психолог их фиксирует.

Должны быть записаны следующие этапы предметной деятельности:

1.                       продумывание того, что долэюно получиться, и всех требований к конечному результату, определены цели;

2.                       подготовка материала, необходимого для получения требуемого продукта;

3.                       планирование действий, которые надо выполнить;

4.                       выполнения действий для получения продукта;

5.                       оценка продукта с точки зрения достижения задуманного.

Этап оценивания проводится в виде выставки работ и их рекламы, с обсуждением «Получилось ли сделать то, что хотелось?»

Итог занятия;

Дети формируют вывод: что более продуктивно можно работать, если правильно соблюдать последовательность действий.

Вместе с детьми считываются с доски все этапы деятельности.

Детям сообщается, что по такому принципу выполняется любая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proizvolnyh_protsessov_u_detey.docx12.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Развитие произвольных процессов у детей.

Педагог – психолог: Парамонова Е.С.

               За последние годы в системе образования произошли существенные изменения в сторону увеличения требований к ученикам, возрастания  сложности решаемых ими  учебных задач. Особые требования школьная деятельность предъявляет к психическим качествам. Школьник должен ответственно относиться к учебе, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, иметь тот комплекс качеств, который образует умение учиться.

 Очень большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке.

Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка  - его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться  решения поставленных задач.

Как показывает практика, не все дети обладают подобными качествами, особенно дети, только что поступающие в школу. Но  уровень развития произвольности  может оставаться недостаточно высоким и в течение обучения   всей начальной школы. Даже обладая достаточно  высоким уровнем развития интеллекта, но имея неразвитую произвольную  сферу,  многие дети попадают в категорию «отстающих» учеников.             Требуя, буквально с первых дней пребывания в школе, высокого уровня развития произвольности, ни педагоги, ни родители, как правило,  никаким специальным образом не воздействуют на формирование этого качества.  Мною была разработана программа по развитию произвольной сферы для  дошкольников  и детей  младшего школьного возраста.   Предлагаемое занятие входит  в  цикл занятий по развитию произвольной деятельности.  Занятие можно проводить и с детьми более  старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникационных процессов у детей через экскурсионную деятельность.

Общение с животными это – двусторонний процесс, особые психологические отношения между человеком и животным, способность человека воспринимать и понимать некие сигналы и выражать свои чувства и ...

"Формирование эмоциональной стабильности и развитие сенсомоторных процессов у детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты".

Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. ...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.

Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста....

Психологические особенности развития произвольного запоминания у детей

С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминани...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ . Особенности развития мышления»

Развитие мышления в онтогенезе.Особенности мышления у детей старшего дошкольного возрастаОсобенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).Заключение...