Педагогическая поддержка детей при формировании умения различать предлоги и приставки.
консультация на тему
Материал подготовлен для выступления на методическом объединении учителей начальной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бобрикова Инна Алексеевна
Учитель - логопед МОСШ № 21
г. Нижневартовск
Педагогическая поддержка детей при формировании умения
различать предлоги и приставки.
Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества обученности. Логопедам отводится немаловажная роль в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Поэтому тема актуальности педагогической поддержки детей с общим недоразвитием речи, в их готовности к выполнению практических или теоретических действий на основе усвоенных знаний стоит особенно остро.
В логопедической работе при устранении в письме специфических ошибок, обусловленных недостаточным различением звуков в речи, встречаются и такие, которые нельзя объяснить нарушением только звукового анализа. К ним относятся ошибки на неправильное употребление служебных частей речи в предложении, в частности, предлогов. Это связано с еще незаконченным процессом овладения грамматическими закономерностями языка, а потому данный пробел так же мешает успешному усвоению программного материала.
Целесообразность работы над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. В букварный период у детей накапливается некоторый запас наблюдений над предлогами. Поэтому полезно сразу упорядочить их опыт, создав тем самым основу для работы над предлогами в дальнейшем.
Ошибки правописания предлогов можно разделить на три вида:
- слитное написание предлога со следующим за ним словом
- графически неправильное написание предлога
- пропуск предлога
При работе в устранении данных ошибок целесообразно использовать ряд приемов, которые необходимы для ознакомления учащихся с предлогом как с отдельным словом: подсчёт количества слов в предложении с акцентированием внимания учащихся на предлоге; выяснение начальной формы слова, употребленного в предложении с предлогом; вставка слова между предлогом и существительным и некоторые другие.
На начальном этапе вводятся написания предлогов как совпадающих, так и не совпадающих с произношением. При этом навык графически правильного написания предлогов формируется успешнее при условии сопоставления этих написаний.
Обучение правописанию предлогов, включает выработку у учащихся навыка раздельного написания предлогов и навыка графически правильного их написания. Следовательно, в практике обучения создаются такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью создается таблица предлогов, где каждый «новый» предлог, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. Таким образом, при возникновении трудности, где написание предлога расходится с произношением, а так же при составлении устных предложений дети обращаются к этой таблице и оценивают правильность написанного или сказанного. Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии проводится классификация предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о, составляется таблица.
В систему работы с предлогами важно вводить наблюдения, рассматривая предлоги в предложении и в тексте, отрабатывать умение ставить вопрос. Существенным является подбор материала, соответствующего возрастным особенностям детей. Использование игровых приемов улучшает качество восприятия материала.
Следующий прием работы – конструктивный: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения.
Для создания наиболее полного представления о предлоге, формируя умение его безошибочного распознавания, детям с недостатком речевого развития предлагаются алгоритмы, как основа поэтапности действий.
На втором этапе работы на логопедических занятиях, при изучении темы «Предлоги и приставки» все внимание сосредотачивается на том, чтобы отработать умение различать одинаково звучащие предлоги и приставки.
Ученики уже имеют практический опыт их написания. Детям показывается способ различения омонимичных предлогов и приставок.
Орфографическое правило написания предлога/приставки опирается на принцип дифференцирующих написаний; слитное или раздельное написание зависит от того, в каком значении и в какой грамматической роли употреблено слово — предлог/приставка.
К различению предлогов/приставок школьник идет (под руководством учителя и логопеда) путем наблюдения их функции в высказывании, в синтаксической конструкции (словосочетании или предложении). Он наблюдает предлоги в тексте и убеждается в том, что предлоги относятся к именам существительным, от предлога к существительному можно поставить вопрос, делается вывод, что предлог связывает слова. Это — первая ступень работы.
Вторая ступень — школьники сами составляют предложения, включая в них имена существительные. Определяют, какие слова связаны между собой при помощи предлога.
Третья ступень — сравнение предлогов и приставок. Школьники говорят, что называется приставкой.
Четвертая ступень — «лингвистический эксперимент», попытка вставить между предлогом/приставкой и словом другое слово или задать вопрос. Такой способ проверки опирается на языковое чутье, для детей с проблемами он достаточно сложен.В данном случае вся опора идёт на алгоритм.
Дополнительно детям сообщается и такой признак: предлоги никогда не могут стоять перед глаголами.
Упражнения на различение предлогов/приставок проводятся на протяжении всего учебного года. Одновременно проводится закрепление написания гласных и согласных в самих предлогах/приставках и подчеркивается, что в перечисленных предлогах/приставках гласные и согласные не меняются, пишутся всегда одинаково.
Особенно полезны текстовые упражнения: и аналитические, и синтетические — самостоятельное составление предложений и текста. На логопедических занятиях эти умения отрабатываются многократно с целью осознанного применения предлогов в собственном тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...
Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска.
Трудный ребенок - это........ Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре нач...
Современные методы и приемы индивидуальной психолого - педагогической поддержки детей группы риска
Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоцион...
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Статья ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
«Социально-педагогическая поддержка семье в формировании личности учащегося».
Для устранения неблагополучия в семье мною проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации дете...