Программа для занятий в спец группах
статья на тему

Сушилин Николай Викторович

Методика

 учебно-оздоровительной работы

 с детьми в специальной медицинской группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Утверждаю"

"Согласовано"

директор школы _____________

___________________ 

_____________________

 

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20___ г.

Методика

 учебно-оздоровительной работы

 с детьми в специальной медицинской группе.

Составил  преподаватель физкультуры: Сушилин Н. В.

г. Пушкин  2012 г.

Проведение учебно-оздоровительной работы с детьми в специальной медицинской группе.

Методика оценки показателей физической работоспособности

Оценка уровня развития физических качеств является одним из компонентов системы мониторинга результативности применяемых методик.

Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале ОУ. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств и силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад и оттолкнувшись обеими ногами, упражняющийся прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценивать с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о хорошей координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, о скоростной выносливости и силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Обязательным в своей работе с детьми СМГ я считаю постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся, уровня развития их физических качеств и показателей физической дееспособности. Руководствуюсь при этом рекомендациями противопоказаний и ограничений при сдаче контрольных тестов. Соответствующие показатели фиксируются в рабочих журналах, накапливаются и затем анализируются. Тестирование учащихся провожу в декабре и в апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.

В дальнейшем на основе полученных данных я корректирую учебные планы, способы организации учебных занятий, содержание и характер индивидуальных заданий учащихся.

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2007 г. N 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) на занятиях физической культуры» в первую очередь я оцениваю их успехи в приобретении навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ соблюдаю особый такт, стараюсь уделять ученику максимальное внимание, не унижать его достоинство, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его занятия физической культурой и в дальнейшем.

Приложение 1

Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия 

  1. Сгибание и разгибание пальцев – 12-15 раз.
  2. Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.
  3. Ходьба на носках (5 шагов) и на пятках (5 шагов).
  4. Захваты пальцами различных предметов.
  5. Ходьба на наружной стороне стопы – 15 шагов.
  6. Катание стопой скалки, теннисного мяча по 3 мин. для каждой ноги.
  7. Ходьба с перекатом стопы.
  8. Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.

Релаксационные упражнения

  1. И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.
  2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.
  3. И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.
  4. И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо-влево.
  5. И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни: встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.

Лечебная физкультура при плеврите

  1. И. п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
  2. И. п.– стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой, опустить и завести их за спину, сделать выдох. Повторить упражнение в медленном темпе 4 раза.
  3. И. п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч, сделать вдох, на выдохе руки свести. Проделать упражнение 3-4 раза. Темп медленный.
  4. И. п. – руки вниз. Поднять правую руку вперед, выполнить ею круговое движение назад, то же – с левой.
  5. И. п. – стоя, руки на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполнить 3 раза в медленном темпе.
  6. И. п. – в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку и поймать его (6-8 раз). Темп средний. Дыхание свободное.
  7. И. п. – поднять правую ногу, согнутую в колене. Бросить из-под нее мяч вверх и поймать, то же – с левой. Повторить 5-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
  8. И. п. – стоя, руки вниз. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. 3-4 раза. Темп медленный.
  9. Спокойная ходьба.

Упражнение для профилактики остеохондроза

  1. Поднять руки вперед-вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 4-5 раз.
  2. Попеременное сгибание ног в коленных суставах (6-10 раз). Дыхание произвольное.
  3. Попеременно прижать плечи, лопатки, поясницу, бедра к плоскости кушетки с последующим расслаблением мышц (5-7 сек.).
  4. Положить руки на живот. Диафрагмальное дыхание.
  5. Согнуть ноги в коленях, поднять и опустить таз, максимально при этом напрягая ягодичные мышцы (4-5 раз). Исходное положение – лежа на животе.
  6. Приподнять плечи, выполнять имитационные упражнения руками как при плавании брассом (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  7. Попеременно отвести и привести прямую ногу, не касаясь кушетки (6-8 раз). Дыхание произвольное.
  8. Стоя в упоре на коленях, вытянуть руки вперед, положить на затылок, слегка приподнять туловище; вернуться в исходное положение (проделать 4-5 раз). Дыхание произвольное. Сесть на пятки, максимально потянувшись руками вперед (4-5 раз).
  9. Подтянуть к правой руке левое колено. То же – другой ногой.
  10. Поочередно поднять и удерживать ногу в течение 5-7 сек. (3-4 раза). Дыхание произвольное.
  11. 11. Потянуться левой (правой) рукой вверх, не прогибаться (проделать 4-6 раз). Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой

  1. Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
  2. Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
  3. Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
  4. Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
  5. Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.
  6. Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.

 


Приложение 2

Примерный план-конспект урока в специальной медицинской группе.

Тема: Выявление индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. Формирование правильной осанки и.

Задачи:

  1. Разучивание комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки.
  2. Освоение основных двигательных навыков и качеств.
  3. Улучшение физического состояния, укрепление здоровья.

Количество занимающихся – 12 чел.

Место: спортзал.

Время: 40 мин.

Инвентарь: гимнастические скакалки, гимнастические маты, отягощения, обручи.

Диагноз: нарушение осанки.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть 8 мин.

Построение, сдача рапорта.

Врачебно-педагогический контроль.

Подсчет пульса за 1 мин.

Строевые упражнения.

Дыхательные упражнения.

Выполняются команды: «В одну шеренгу становись!», «Равняйсь!», «Смирно!».

2. Основная часть 25 мин.

- ходьба,

1 круг

Следить за сохранением осанки, правильным дыханием.

- ходьба на внешнем и внутреннем сводах стопы.

1 круг

Ходьба сопровождается подниманием рук через стороны вверх и вниз.

Медленный бег (трусцой).

2 круга

Индивидуально работают дети с повышенным первоначальным пульсом.

Бег приставным шагом вправо-влево.

Руки согнуты в локтях, из строя не выходить.

Бег с высоким подниманием бедра.

Переход на ходьбу.

Сопровождается движением рук, колено поднимается высоко. Руки за голову. Выполнять не резко.

Измерение пульса.

ОРУ в колонне по четыре (дозировка индивидуальная).

Музыкальное сопровождение 120-128 уд. в мин.

Индивидуальная нагрузка в зависимости от заболевания. Пульс не более 130 уд./мин.

И.п. Свободная стойка.

Вращение головой на четыре счета влево, вправо.

Плечи неподвижны.

И.п. О.с., руки на пояс.

1– Наклоны головы в правую сторону.

2 – то же – влево.

3-4 – то же – назад-вперед.

Выполняется плавно, с максимальной растяжкой мышц.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

1-2 – отведение согнутых рук назад.

3-4 – то же с поворотом туловища в правую, затем в левую сторону.

Упражнения выполняются с максимальной амплитудой.

Руки на уровне плеч.

И.п. Ноги на ширине плеч, правая – вверх.

1-2 – отведение прямых рук назад.

3-4 – смена положения рук.

Выполнять резко, с максимально возможной амплитудой.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-2 – наклоны туловища влево.

3-4 – вправо.

5-7 – вперед.

Наклоны ниже, таз на месте.

И.п. О.с. Круговые движения тазом в правую и левую сторону.

Стопы прижаты к полу, ноги согнуты в коленях.

Комплекс ОРУ с гимнастическими палками (повторить).

Музыкальное сопровождение 124-132 уд. в мин.

7 мин.

Следить за правильностью выполнения упражнений, за дыханием, контролировать индивидуальный пульс.

Приседания, руки на поясе.

Индиви-

дуально

Спина прямая. Приседания должны быть максимальными.

Отжимания в упоре лежа.

Индиви-

дуально

Не прогибаться. Приблизиться к полу насколько возможно.

Ходьба медленным шагом.

1 круг

Согласовать ритм дыхания с ритмом выполняемых упражнений.

Измерение пульса.

3. Заключительная часть 7 мин.

Упражнения на растягивание…

2,5 мин.

…мышц спины, живота, плечевого пояса, ног.

Упражнения на расслабление.

2,5 мин.

В положении стоя, сидя, лежа.

Игра «Минутка».

2 мин.

Контроль пульса.

Приложение 3

Календарно-тематическое планирование работы в специальных медицинских группах.

(1 четверть)

№ урока

Тема

1

Теоретические сведения «Двигательный режим школьников». Индивидуальные особенности детей.

2

Подсчет частоты пульса. Ходьба в сочетании с бегом. Обучение технике легкоатлетических упражнений. Дыхательные упражнения.

3

Комплекс упражнений с малыми мячами. Метание мяча в цель. Упражнения на расслабление.

4

Метание малого мяча. Прыжки в длину с места. Дыхательные упражнения в положении сидя.

5

Танцевальные шаги в сочетании с дыхательными упражнениями. Разучивание техники низкого старта. Эстафеты.

6

Метание малого мяча из-за спины через плечо. Прыжки в длину с места. Дыхательные упражнения.

7

Ходьба в сочетании с бегом. Учет техники метания мяча. Дыхательные упражнения.

8

Общеразвивающие упражнения. Низкий старт. Эстафеты.

9

Ходьба с преодолением простейших препятствий. Высокий старт 2=30. Упражнение на расслабление.

10

Подсчет частоты пульса. Дыхательные упражнения. Прыжок в высоту «перешагиванием». Игра в гольф.

11

Медленный бег с изменением направления. Прыжок в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения.

12

Бег с изменением направления. Эстафеты. Дыхательные упражнения.

13

Строевые упражнения. Учет челночного бега 3=10. Дыхательные упражнения в положении сидя.

14

Упражнения на внимание. Бросок набивного мяча (1 кг.) из положения сидя. Упражнения на расслабление.

15

Бег с изменением направления. Равновесие. Дыхательные упражнения.

16

Ходьба с перешагиванием набивных мячей. Равновесие. Упражнения на расслабление.

17

Повороты в движении, полоса препятствий, дыхательные упражнения. Ходьба при сочетании приставных и переменных шагов.

18

Полоса препятствий. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.


 (2 четверть)

 

№ урока

Тема

19

Ходьба с остановками и поворотами. Передача и ловля мяча двумя руками от груди. Дыхательные упражнения.

20

Бег с изменением направления. Ведение мяча. Дыхательные упражнения.

21

Ходьба с изменением скорости движения. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Дыхательные упражнения.

22

Построение парами. Ведение мяча. Ходьба и дыхательные упражнения.

23

Передачи мяча от груди. Ведение мяча с изменением высоты.

24

Ведение мяча, остановка в шаге. Передачи мяча от груди. Бросок мяча в корзину. Ходьба с предметом на голове.

25

Медленный бег с изменением направления. Бросок мяча в корзину. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

26

Бег с изменением скорости под музыку. Броски мяча в корзину. Комплекс упражнений с гимнастической скакалкой.

27

Бег с остановками и поворотами. Передачи мяча от груди. Упражнения дыхательные и на расслабление.

28

Ходьба приставными и переменными шагами. Бег с изменением направления. Дыхательные упражнения.

29

Танцевальные упражнения. Упражнения со скакалкой. Игра в гольф.

30

Танцевальные упражнения. Эстафеты. Учет техники упражнений со скакалкой.

31

Упражнение с гимнастической скакалкой. Танцевальные упражнения. Упражнения на расслабление.

32

Бег с изменением направления. Танцевальные упражнения. Эстафеты. Дыхательные упражнения.

 (3 четверть)

33

Упражнение на внимание. Бег с изменением направления. Ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

34

Упражнения с мячами. Упражнения дыхательные и на расслабление.

35

Строевые упражнения. Бег с изменением направления. Упражнения на дыхание.

36

Упражнения с малыми мячами. Игра в гольф. Упражнения на расслабление.

37

Подсчет частоты пульса. Полоса препятствий. Дыхательные упражнения.

38

Ходьба в сочетании с бегом. Полоса препятствий. Упражнения дыхательные и упражнения на расслабление.

39

Строевые упражнения. Упражнения с мячом. Эстафеты. Упражнения на расслабление.

40

Строевые упражнения. Комплекс упражнений с малыми мячами. Дыхательные упражнения.

41

Бег с изменением направления. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. Упражнения на расслабления.

42

Ходьба приставными и переменными шагами. Общеразвивающие упражнения без предметов. Игра в гольф.

43

Танцевальные упражнения. ОРУ с набивными мячами. Комплекс упражнений с гимнастическими палками.

44

Танцевальные упражнения. Эстафеты. Упражнения на расслабление.

45

ОРУ без предметов в движении. Игра в гольф. Упражнения на расслабление.

46

Строевые упражнения. Полоса препятствий. Дыхательные упражнения.

47

Повороты в движении. Эстафеты. Упражнения на расслабление в сочетании с ходьбой.

48

Ходьба с выполнением дыхательных упражнений. Верхняя прямая передача мяча. Пионербол.

49

Ходьба обычная с переходом на ускорение. Нижняя прямая передача. Пионербол.

50

Упражнения на внимание. Нижняя прямая подача. Игра в волейбол.

51

Ходьба с пружинящими движениями ног и плавными движениями рук. Передача мяча сверху. Игра в волейбол.

52

Ходьба с изменением скорости движения. Нижняя прямая передача мяча. Волейбол.

 (4 четверть)

 урока

Тема

53

Медленный бег с остановками и поворотами. Комплекс упражнений с большими мячами. Игра «Обгони мяч». Дыхательные упражнения.

54

Ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Передача мяча двумя руками от груди. Игра в баскетбол. Медленный бег.

55

Медленный бег с передвижением спиной вперед. Передача мяча с отскоком от пола. Игра в баскетбол. Упражнения на расслабление.

56

Медленный бег с остановками и поворотами. Передача мяча двумя руками из-за головы. Штрафной бросок. Дыхательные упражнения.

57

Ходьба с преодолением препятствий. Ведение мяча змейкой. Игра в баскетбол. Упражнения на расслабление.

58

Ходьба по канату. Ведение мяча змейкой. Игра в баскетбол.

59

Ходьба по гимнастической скамейке. Броски мяча в кольцо. Игра в баскетбол. Медленный бег.

60

Дыхательные упражнения. Комплекс упражнений с набивными мячами. Учебная игра в баскетбол.

61

Ходьба в сочетании с бегом. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Совершенствование техники низкого старта.

62

ОРУ в движении. Совершенствование техники низкого старта. Игра в гольф.

63

Ходьба с изменением направления и скорости. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения.

64

Упражнения дыхательные и упражнения на расслабление. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Игра «Обгони мяч».

65

ОРУ в движении. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения.

66

Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание малого мяча с разбега. Дыхательные упражнения.

67

Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание мяча с разбега. Упражнения на осанку.

68

ОРУ в движении. Метание мяча с разбега. Упражнения на коррекцию осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

Программа для уроков в спец мед группах 5-7 класс

сборник иатериалов и конспектов по урокам...

Тесты по физической культуре для спец.групп

Тесты для учащихся освобожденнных от физической культуры....

Планирование для учащихся отнесенных к спец.группам.

Рекомендации министерства образования....

Особенности занятий со спец. группой

Особенности занятий со спец. группой...

Рабочая прогр. по спец группе 2014 - 2015 учебный год

Эта рабочая программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Структура и содержание рабочей программы  по специальной  медицинской группы разделяются на соответствующие разделы: «Основы з...

ИОМ ученика спец. группа

ИОМ ученика спец. группа...