Программа для занятий в спец группах
статья на тему
Методика
учебно-оздоровительной работы
с детьми в специальной медицинской группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проведение учебно-оздоровительной работы с детьми в специальной медицинской группе. | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Утверждаю" | "Согласовано" |
директор школы _____________ | |
___________________ | _____________________
|
"_____"_______20___ г. | "_____"_______20___ г. |
Методика
учебно-оздоровительной работы
с детьми в специальной медицинской группе.
Составил преподаватель физкультуры: Сушилин Н. В.
г. Пушкин 2012 г.
Проведение учебно-оздоровительной работы с детьми в специальной медицинской группе.
Методика оценки показателей физической работоспособности
Оценка уровня развития физических качеств является одним из компонентов системы мониторинга результативности применяемых методик.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале ОУ. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств и силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад и оттолкнувшись обеими ногами, упражняющийся прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценивать с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о хорошей координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, о скоростной выносливости и силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Обязательным в своей работе с детьми СМГ я считаю постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся, уровня развития их физических качеств и показателей физической дееспособности. Руководствуюсь при этом рекомендациями противопоказаний и ограничений при сдаче контрольных тестов. Соответствующие показатели фиксируются в рабочих журналах, накапливаются и затем анализируются. Тестирование учащихся провожу в декабре и в апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.
В дальнейшем на основе полученных данных я корректирую учебные планы, способы организации учебных занятий, содержание и характер индивидуальных заданий учащихся.
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2007 г. N 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) на занятиях физической культуры» в первую очередь я оцениваю их успехи в приобретении навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ соблюдаю особый такт, стараюсь уделять ученику максимальное внимание, не унижать его достоинство, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его занятия физической культурой и в дальнейшем.
Приложение 1
Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия
- Сгибание и разгибание пальцев – 12-15 раз.
- Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.
- Ходьба на носках (5 шагов) и на пятках (5 шагов).
- Захваты пальцами различных предметов.
- Ходьба на наружной стороне стопы – 15 шагов.
- Катание стопой скалки, теннисного мяча по 3 мин. для каждой ноги.
- Ходьба с перекатом стопы.
- Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.
Релаксационные упражнения
- И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.
- И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.
- И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо-влево.
- И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни: встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.
Лечебная физкультура при плеврите
- И. п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
- И. п.– стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой, опустить и завести их за спину, сделать выдох. Повторить упражнение в медленном темпе 4 раза.
- И. п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч, сделать вдох, на выдохе руки свести. Проделать упражнение 3-4 раза. Темп медленный.
- И. п. – руки вниз. Поднять правую руку вперед, выполнить ею круговое движение назад, то же – с левой.
- И. п. – стоя, руки на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполнить 3 раза в медленном темпе.
- И. п. – в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку и поймать его (6-8 раз). Темп средний. Дыхание свободное.
- И. п. – поднять правую ногу, согнутую в колене. Бросить из-под нее мяч вверх и поймать, то же – с левой. Повторить 5-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
- И. п. – стоя, руки вниз. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. 3-4 раза. Темп медленный.
- Спокойная ходьба.
Упражнение для профилактики остеохондроза
- Поднять руки вперед-вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 4-5 раз.
- Попеременное сгибание ног в коленных суставах (6-10 раз). Дыхание произвольное.
- Попеременно прижать плечи, лопатки, поясницу, бедра к плоскости кушетки с последующим расслаблением мышц (5-7 сек.).
- Положить руки на живот. Диафрагмальное дыхание.
- Согнуть ноги в коленях, поднять и опустить таз, максимально при этом напрягая ягодичные мышцы (4-5 раз). Исходное положение – лежа на животе.
- Приподнять плечи, выполнять имитационные упражнения руками как при плавании брассом (6-8 раз). Дыхание произвольное.
- Попеременно отвести и привести прямую ногу, не касаясь кушетки (6-8 раз). Дыхание произвольное.
- Стоя в упоре на коленях, вытянуть руки вперед, положить на затылок, слегка приподнять туловище; вернуться в исходное положение (проделать 4-5 раз). Дыхание произвольное. Сесть на пятки, максимально потянувшись руками вперед (4-5 раз).
- Подтянуть к правой руке левое колено. То же – другой ногой.
- Поочередно поднять и удерживать ногу в течение 5-7 сек. (3-4 раза). Дыхание произвольное.
- 11. Потянуться левой (правой) рукой вверх, не прогибаться (проделать 4-6 раз). Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой
- Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
- Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
- Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
- Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
- Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.
- Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.
Приложение 2
Примерный план-конспект урока в специальной медицинской группе.
Тема: Выявление индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. Формирование правильной осанки и.
Задачи:
- Разучивание комплекса упражнений, направленных на формирование правильной осанки.
- Освоение основных двигательных навыков и качеств.
- Улучшение физического состояния, укрепление здоровья.
Количество занимающихся – 12 чел.
Место: спортзал.
Время: 40 мин.
Инвентарь: гимнастические скакалки, гимнастические маты, отягощения, обручи.
Диагноз: нарушение осанки.
Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания | ||
1. Подготовительная часть 8 мин. | ||||
Построение, сдача рапорта. | Врачебно-педагогический контроль. Подсчет пульса за 1 мин. | |||
Строевые упражнения. Дыхательные упражнения. | Выполняются команды: «В одну шеренгу становись!», «Равняйсь!», «Смирно!». | |||
2. Основная часть 25 мин. | ||||
- ходьба, | 1 круг | Следить за сохранением осанки, правильным дыханием. | ||
- ходьба на внешнем и внутреннем сводах стопы. | 1 круг | Ходьба сопровождается подниманием рук через стороны вверх и вниз. | ||
Медленный бег (трусцой). | 2 круга | Индивидуально работают дети с повышенным первоначальным пульсом. | ||
Бег приставным шагом вправо-влево. | Руки согнуты в локтях, из строя не выходить. | |||
Бег с высоким подниманием бедра. Переход на ходьбу. | Сопровождается движением рук, колено поднимается высоко. Руки за голову. Выполнять не резко. Измерение пульса. | |||
ОРУ в колонне по четыре (дозировка индивидуальная). Музыкальное сопровождение 120-128 уд. в мин. | Индивидуальная нагрузка в зависимости от заболевания. Пульс не более 130 уд./мин. | |||
И.п. Свободная стойка. Вращение головой на четыре счета влево, вправо. | Плечи неподвижны. | |||
И.п. О.с., руки на пояс. 1– Наклоны головы в правую сторону. 2 – то же – влево. 3-4 – то же – назад-вперед. | Выполняется плавно, с максимальной растяжкой мышц. | |||
И.п. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1-2 – отведение согнутых рук назад. 3-4 – то же с поворотом туловища в правую, затем в левую сторону. | Упражнения выполняются с максимальной амплитудой. Руки на уровне плеч. | |||
И.п. Ноги на ширине плеч, правая – вверх. 1-2 – отведение прямых рук назад. 3-4 – смена положения рук. | Выполнять резко, с максимально возможной амплитудой. | |||
И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – наклоны туловища влево. 3-4 – вправо. 5-7 – вперед. | Наклоны ниже, таз на месте. | |||
И.п. О.с. Круговые движения тазом в правую и левую сторону. | Стопы прижаты к полу, ноги согнуты в коленях. | |||
Комплекс ОРУ с гимнастическими палками (повторить). Музыкальное сопровождение 124-132 уд. в мин. | 7 мин. | Следить за правильностью выполнения упражнений, за дыханием, контролировать индивидуальный пульс. | ||
Приседания, руки на поясе. | Индиви- дуально | Спина прямая. Приседания должны быть максимальными. | ||
Отжимания в упоре лежа. | Индиви- дуально | Не прогибаться. Приблизиться к полу насколько возможно. | ||
Ходьба медленным шагом. | 1 круг | Согласовать ритм дыхания с ритмом выполняемых упражнений. Измерение пульса. | ||
3. Заключительная часть 7 мин. | ||||
Упражнения на растягивание… | 2,5 мин. | …мышц спины, живота, плечевого пояса, ног. | ||
Упражнения на расслабление. | 2,5 мин. | В положении стоя, сидя, лежа. | ||
Игра «Минутка». | 2 мин. | Контроль пульса. |
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование работы в специальных медицинских группах.
(1 четверть)
№ урока | Тема |
1 | Теоретические сведения «Двигательный режим школьников». Индивидуальные особенности детей. |
2 | Подсчет частоты пульса. Ходьба в сочетании с бегом. Обучение технике легкоатлетических упражнений. Дыхательные упражнения. |
3 | Комплекс упражнений с малыми мячами. Метание мяча в цель. Упражнения на расслабление. |
4 | Метание малого мяча. Прыжки в длину с места. Дыхательные упражнения в положении сидя. |
5 | Танцевальные шаги в сочетании с дыхательными упражнениями. Разучивание техники низкого старта. Эстафеты. |
6 | Метание малого мяча из-за спины через плечо. Прыжки в длину с места. Дыхательные упражнения. |
7 | Ходьба в сочетании с бегом. Учет техники метания мяча. Дыхательные упражнения. |
8 | Общеразвивающие упражнения. Низкий старт. Эстафеты. |
9 | Ходьба с преодолением простейших препятствий. Высокий старт 2=30. Упражнение на расслабление. |
10 | Подсчет частоты пульса. Дыхательные упражнения. Прыжок в высоту «перешагиванием». Игра в гольф. |
11 | Медленный бег с изменением направления. Прыжок в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения. |
12 | Бег с изменением направления. Эстафеты. Дыхательные упражнения. |
13 | Строевые упражнения. Учет челночного бега 3=10. Дыхательные упражнения в положении сидя. |
14 | Упражнения на внимание. Бросок набивного мяча (1 кг.) из положения сидя. Упражнения на расслабление. |
15 | Бег с изменением направления. Равновесие. Дыхательные упражнения. |
16 | Ходьба с перешагиванием набивных мячей. Равновесие. Упражнения на расслабление. |
17 | Повороты в движении, полоса препятствий, дыхательные упражнения. Ходьба при сочетании приставных и переменных шагов. |
18 | Полоса препятствий. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. |
(2 четверть)
№ урока | Тема |
19 | Ходьба с остановками и поворотами. Передача и ловля мяча двумя руками от груди. Дыхательные упражнения. |
20 | Бег с изменением направления. Ведение мяча. Дыхательные упражнения. |
21 | Ходьба с изменением скорости движения. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Дыхательные упражнения. |
22 | Построение парами. Ведение мяча. Ходьба и дыхательные упражнения. |
23 | Передачи мяча от груди. Ведение мяча с изменением высоты. |
24 | Ведение мяча, остановка в шаге. Передачи мяча от груди. Бросок мяча в корзину. Ходьба с предметом на голове. |
25 | Медленный бег с изменением направления. Бросок мяча в корзину. Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. |
26 | Бег с изменением скорости под музыку. Броски мяча в корзину. Комплекс упражнений с гимнастической скакалкой. |
27 | Бег с остановками и поворотами. Передачи мяча от груди. Упражнения дыхательные и на расслабление. |
28 | Ходьба приставными и переменными шагами. Бег с изменением направления. Дыхательные упражнения. |
29 | Танцевальные упражнения. Упражнения со скакалкой. Игра в гольф. |
30 | Танцевальные упражнения. Эстафеты. Учет техники упражнений со скакалкой. |
31 | Упражнение с гимнастической скакалкой. Танцевальные упражнения. Упражнения на расслабление. |
32 | Бег с изменением направления. Танцевальные упражнения. Эстафеты. Дыхательные упражнения. |
(3 четверть)
33 | Упражнение на внимание. Бег с изменением направления. Ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. |
34 | Упражнения с мячами. Упражнения дыхательные и на расслабление. |
35 | Строевые упражнения. Бег с изменением направления. Упражнения на дыхание. |
36 | Упражнения с малыми мячами. Игра в гольф. Упражнения на расслабление. |
37 | Подсчет частоты пульса. Полоса препятствий. Дыхательные упражнения. |
38 | Ходьба в сочетании с бегом. Полоса препятствий. Упражнения дыхательные и упражнения на расслабление. |
39 | Строевые упражнения. Упражнения с мячом. Эстафеты. Упражнения на расслабление. |
40 | Строевые упражнения. Комплекс упражнений с малыми мячами. Дыхательные упражнения. |
41 | Бег с изменением направления. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. Упражнения на расслабления. |
42 | Ходьба приставными и переменными шагами. Общеразвивающие упражнения без предметов. Игра в гольф. |
43 | Танцевальные упражнения. ОРУ с набивными мячами. Комплекс упражнений с гимнастическими палками. |
44 | Танцевальные упражнения. Эстафеты. Упражнения на расслабление. |
45 | ОРУ без предметов в движении. Игра в гольф. Упражнения на расслабление. |
46 | Строевые упражнения. Полоса препятствий. Дыхательные упражнения. |
47 | Повороты в движении. Эстафеты. Упражнения на расслабление в сочетании с ходьбой. |
48 | Ходьба с выполнением дыхательных упражнений. Верхняя прямая передача мяча. Пионербол. |
49 | Ходьба обычная с переходом на ускорение. Нижняя прямая передача. Пионербол. |
50 | Упражнения на внимание. Нижняя прямая подача. Игра в волейбол. |
51 | Ходьба с пружинящими движениями ног и плавными движениями рук. Передача мяча сверху. Игра в волейбол. |
52 | Ходьба с изменением скорости движения. Нижняя прямая передача мяча. Волейбол. |
(4 четверть)
№ урока | Тема |
53 | Медленный бег с остановками и поворотами. Комплекс упражнений с большими мячами. Игра «Обгони мяч». Дыхательные упражнения. |
54 | Ходьба в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Передача мяча двумя руками от груди. Игра в баскетбол. Медленный бег. |
55 | Медленный бег с передвижением спиной вперед. Передача мяча с отскоком от пола. Игра в баскетбол. Упражнения на расслабление. |
56 | Медленный бег с остановками и поворотами. Передача мяча двумя руками из-за головы. Штрафной бросок. Дыхательные упражнения. |
57 | Ходьба с преодолением препятствий. Ведение мяча змейкой. Игра в баскетбол. Упражнения на расслабление. |
58 | Ходьба по канату. Ведение мяча змейкой. Игра в баскетбол. |
59 | Ходьба по гимнастической скамейке. Броски мяча в кольцо. Игра в баскетбол. Медленный бег. |
60 | Дыхательные упражнения. Комплекс упражнений с набивными мячами. Учебная игра в баскетбол. |
61 | Ходьба в сочетании с бегом. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Совершенствование техники низкого старта. |
62 | ОРУ в движении. Совершенствование техники низкого старта. Игра в гольф. |
63 | Ходьба с изменением направления и скорости. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения. |
64 | Упражнения дыхательные и упражнения на расслабление. Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Игра «Обгони мяч». |
65 | ОРУ в движении. Прыжки в высоту «перешагиванием». Дыхательные упражнения. |
66 | Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание малого мяча с разбега. Дыхательные упражнения. |
67 | Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Метание мяча с разбега. Упражнения на осанку. |
68 | ОРУ в движении. Метание мяча с разбега. Упражнения на коррекцию осанки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
Программа для уроков в спец мед группах 5-7 класс
сборник иатериалов и конспектов по урокам...
Тесты по физической культуре для спец.групп
Тесты для учащихся освобожденнных от физической культуры....
Планирование для учащихся отнесенных к спец.группам.
Рекомендации министерства образования....
Особенности занятий со спец. группой
Особенности занятий со спец. группой...
Рабочая прогр. по спец группе 2014 - 2015 учебный год
Эта рабочая программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Структура и содержание рабочей программы по специальной медицинской группы разделяются на соответствующие разделы: «Основы з...
ИОМ ученика спец. группа
ИОМ ученика спец. группа...