Методическте разработки
план-конспект по теме

Подхолюзина Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки (фонемы). Иными словами, особенность формирования  речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха – слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их дифференциации, анализу и синтезу.

Недоразвитие фонематического слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению процесса письма, и дислексии – нарушению процесса чтения.

Процесс письма – это сложный патофизиологический процесс в осуществлении, которого, участвуют различные отделы коры головного мозга.

Для      овладения      процессом    письма необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как память, внимание, мышление.

Одна из первых задач, с которыми встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, - это необходимость усвоения букв. Процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Каждый буквенный знак важен сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Т.е. для того, чтобы усвоить буквы ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать звуки на слух (речевые звуки) не смешивая их друг с другом.

Только при этом условии ребенок сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с определенным зрительным образом буквы (графемы). И после того, как ребенок установит связь между фонемой и графемой, он сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.

В ходе преодоления  фонематического недоразвития предусматриваются  два взаимосвязанных направления работы:

  • коррекция звукопроизношения (постановка и уточнения артикуляции звуков),
  • последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

Развитие фонематического строя языка предполагает формирование фонематического восприятия (специальных умственных действий по дифференциации фонем), фонематических представлений (умение выделять звук на первом месте в слове), фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, в работе над звуком необходимо формировать и совершенствовать восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза.

Начинается работа с уточнения гласных звуков и букв, а затем переходят к согласным.

Последовательность работы над звуком такова:

  • выделение звука на  слух;
  • выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;
  • определение характеристик звука (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
  • определение места звука в слове;
    составление слогов, слов из заданных звуков;
  • подбор слов с определенным звуком.

Для развития фонематического синтеза используются задания на составление слогов, слов, произнесенным по отдельным звукам. [Ш], [А] - [ША], [Ж], [У] - [ЖУ]; [С], [У], [П] – СУП; по слогам - [ЖУ], [КИ] – ЖУКИ.

Для развития фонематического восприятия используют игры и задания на закрепление артикуляции, интонации, ритма. (смотрите ниже).

«Звуковые  песенки».

Цель: научить четко артикулировать и пропевать звуки (длинные – короткие, выше – ниже), отхлопывать ритм.

     

«Хлопни если услышишь звук»

Цель: научится слышать звуки и соотносить с заданным звуком.

«Рифмовки», «Доскажи словечко»

Цель: прослушать рифмовку, подобрать или заменить неправильное, на похожее по звуковому составу и подходящее по смыслу слово.

«Мы со звуком О играем,

 место в слове определяем»

Цель: определить на слух место звука в лове. ☺            ,          ☺       ,              ☺.

«Найди сбежавший звук»

Цель: прослушать предложение, определить в каком слове пропущен звук, произнести слово, назвать «сбежавший» звук.

«Цепочка слов»

Цель: подобрать слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается первое слово и т.д.

«Разделилочка»

Цель: разделить, отхлопать, оттопать слова на слоги.

         Когда дети научатся четко выделять звуки из слов на слух, из собственной речи и по представлению определять первый и последний звуки в слове, находить место заданного звука в слове, т.е. когда сформируется навыки звукового анализа, можно использовать задания на поиск ошибок в употреблении звуков в слове.

Используя путаницы, слова – паронимы (слова отличающиеся одним звуком), дети увидят, как важно правильно употреблять слова, ведь даже один замененный в слове звук совершенно изменяет смысл слова. Работая со словами – паронимами, ребенку нужно быть очень внимательным, чтобы их различить, тем самым развивается фонематическое восприятие и слух.

«Буква заблудилась»

Цель: найти ошибку связанную со звуковым составом слова.

На виду у детворы

КрыСу  красят  маляры.

«Собери пары»

Цель: подобрать предметную картинку, названия которых представляют из себя слова – паронимы.

Если у Вашего ребенка:

  • нарушено звукопроизношение,
  •  имеются замены, смешения звуков в устной речи,
  • или он испытывает трудности в выделение отдельных звуков,
  • затрудняется с определением характеристик (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)
  • ограниченно воспринимает и воспроизводит слоговую структуру слова,
  • допускает большое количество ошибок на письме;

     Вам  необходимо обратиться к учителю – логопеду, который поможет развить у ребенка фонематические процессы. Что в дальнейшем поможет ребенку избежать ошибок в овладении процессами письма и чтения.

Центр психолого-медико-социального

сопровождения

«Надежда»

Куйбышевского района

Развитие фонематических процессов у обучающихся начальных классов.

    Составитель: Подхолюзина Н.Н.,

                         учитель - логопед

       



Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия посвященного Всекузбасскому дню здоровья

«Будьте здоровы!»

Цель: формирование   мотивации   к   здоровому   образу  жизни у обучающихся.

Задачи: 

  • актуализация знаний о полезных и вредных привычках, о влиянии режима дня и

физических упражнений на организм, о полезных и вредных продуктах питания;

  • создание условий для стимулирования творческой активности обучающихся;
  • обеспечение условий для положительного эмоционального настроя и психологического комфорта обучающихся.

Материалы и оборудование: пословицы и поговорки на отдельных карточках; мультимедийная презентация с изображением полезных привычек, иллюстрированным режимом дня, с изображением продуктов питания.

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята, сегодня у нас пройдет урок, посвященный Всекузбасскому дню здоровья, который ежегодно отмечают 7 апреля.

Быть здоровым сегодня модно! Не болеть – престижно! Быть сильным, ловким – красиво! Будьте здоровы! Человеческие возможности безграничны, тренируя свое тело, развивая свои умственные способности, принимая в пищу полезные продукты, вы становитесь красивыми и здоровыми. Мы сегодня с вами поговорим о полезных и вредных привычках, о режиме дня школьника и утренней гимнастике, о полезных и вредных продуктах питания.

Ребята, как вы думаете, что такое здоровый образ жизни? А какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровье? А как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?

У меня тоже есть пословицы и поговорки о здоровье, только они разрезаны на отдельные слова, а слова на слоги. Помогите мне их собрать и раскрыть смысл.

Игра «Собери пословицу»

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье - дороже любого богатства.

Здоров телом - богат и делом.

Береги платье снову, а здоровье с молоду.

Недавно ученые с удивлением обнаружили, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», - они и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом, - они сразу же перестают здороваться. И тогда ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Дети послушают и все сделают наоборот, и получится как раз правильно! И так, ребята вы готовы послушать вредные советы?

Вредные советы

Григорий Остер

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Когда тебя родная мать

Ведет к зубным врачам,

Не жди пощады от неё,

Напрасных слез не лей.

Молчи, как пленный партизан,

И стисни зубы так,

Чтоб не сумела их разжать

Толпа зубных врачей.

Решил подраться – выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Чем младше тот, кого ты бьёшь,

Тем сердцу веселей

Глядеть, как плачет он, кричит

И мамочку зовет.

А если вдруг за малыша

Вступился кто-нибудь,

Беги, кричи и громко плачь,

И мамочку зови.

Ребята, как вы думаете, автор стихотворения дает полезные советы? После прочтения стихотворений, идет анализирование смысла прочитанного и обсуждение. Замена вредных советов на полезные советы.

Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Ребята, а какие полезные и вредные привычки вы знаете?

Задача ребят, рассмотреть картинки и разложить в две стопки. В первой стопке - полезные привычки, которые помогают сохранить и укрепить здоровье, а во второй стопке - вредные привычки, которые губят организм и способствуют потере здоровья.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Только ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Игра «Режим дня»

А как вы думаете, утренняя гимнастика это полезная или вредная привычка, а соблюдение режима дня?

Давайте поможем мальчику правильно составить режим дня так, чтобы он смог сохранить и укрепить свое здоровье. Задача ребят рассмотреть картинки, разложить в нужном порядке и составить рассказ по картинкам.

Игра «Полезные продукты»

Ребята, как вы думаете, что такое правильное и полезное питание, а какие полезные продукты питания вы знаете? Перечислите известные вам продукты питания: молочные, мясные, кондитерские, хлебобулочные и макаронные изделия. Рассмотрите иллюстрации, ответьте на вопросы. Например: К какому виду продуктов относятся колбасные изделия? Какие колбасные изделия ты знаешь? Сосчитай сардельки 1↔5. (Одна сарделька, две сардельки, три сардельки, четыре сардельки, пять сарделек).

Как вы думаете, какие продукты из названных, являются полезными? А какие вы знаете продукты питания, которые могут вредить нашему здоровью? (Газированная вода, большое количество сладостей, острые и перченые блюда и т.д.).

Ребята, а кто же помогает нам, когда мы заболели? Конечно это врач. Если у вас заболел зуб, то помощь, какого врача вам понадобиться? А если заболели уши? А если вам необходимо проверить зрение?

Просмотр мультимедийной презентации «Полезные привычки».

Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? (О здоровье, о здоровом образе жизни). Что нужно делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье? Какие полезные привычки должны нас сопровождать по жизни? Какие полезные продукты всегда должны быть на нашем столе? Какой праздник отмечают 7 апреля в Кузбассе? Наш урок хочется закончить стихотворением:

Свежим воздухом дышите, по возможности всегда,

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, всегда!

Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...