Рабочая программа по логокоррекции в 5-6 классах
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
В 5-6 классах школы обучающей детей с интеллектуальными нарушениями проводятся занятия по логопедической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_po_logokorrektsii_na_2013-2014_uchebnyy_god.docx | 82.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
занятий по логокоррекции
для учащихся 5а и 6-х классов
на 2013-2014 учебный год
Программа принята и утверждена
Педагогическим советом
от __________________________
Составлена учителем
Н.В. Соболевой
II квалификационная категория
Август 2013
Содержание:
1.Пояснительная записка:
1.1. Общая характеристика программы
1.2. Методологические и теоретические основы программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Организация работы по программе
2. Сетка программы
3. Учебно-тематический план
4. Календарное-тематическое планирование
5. Используемая литература
Пояснительная записка
1.1. Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в ГБОУ СКОШ VIII вида.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, очень незначительное количество специальной литературы вызвало необходимость создания логопедической программы для учащихся.
1.2. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий ” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в ГБОУ СКОШ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
1.4. Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся ГБОУ СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы в во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30-40 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
5-м классе – 2 раза в неделю (по расписанию),
6-х классах – 1 раза в неделю (по расписанию).
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Сетка рабочей программы по логопедическим занятиям (5а класс)
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
Теория | Практические работы | ||
1. | Обследование речи. Обследование речевого уровня учащихся. | 2 | - |
2. | Звук. Звук. Гласные-согласные звуки. Гласные I ряда. Гласные II ряда. Мягкий знак. Согласные звуки. | 7 | 1 |
3. | Слог. Слог. Ударение. Ударная гласная. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я). | 4 | 1 |
4. | Слово. Родственные слова. Корень слова. Образование слов при помощи суффиксов. Словообразование слов при помощи приставок. Приставки и предлоги. Морфологический состав слова. | 10 | 1 |
5. | Словосочетание и предложение. Состав предложения. | 2 | - |
6. | Связная речь. Последовательный рассказ. Описательный рассказ. Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин. | 5 | 1 |
ИТОГО: | 30 | 4 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532
Рассмотрено на заседании МО старших классов Протокол № _____ от «____» ________20__г. Председатель МО ___________ /И. А. Терехова/ подпись ФИО | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ /Е. В. Лысикова/ подпись ФИО | Утверждаю Директор ГБОУ СКОШ № 532 ___________ /С. Н. Кремнёва/ подпись ФИО Приказ № _____ от «____» __________ 20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету логопедической коррекции
на 2013-2014 учебный год для 5а класса
учителя Соболевой Н.В.
Автор программы: адаптированная программа
Количество учебных часов в год: 68.
Количество учебных часов в неделю: 2.
Количество учебных часов для выполнения:
- контрольных работ нет;
- административных работ нет;
- практических работ 4.
Описание УМК:
Составляющие УМК | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Учебник | ||||
Рабочая тетрадь | ||||
Атлас | ||||
Контурная карта | ||||
Другое | Диктанты по русскому языку для скош VIII вида 5-7 классы Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. | Е.Я. Кудрявцева Е.В. Мазанова | Владос ГНОМ и Д | 2003 2009 |
№ раз-дела | № урока | Наименования разделов, тем уроков по программе | Кол-во часов | Дата | Основные учебные действия (умения) учащихся |
2013-2014 учебный год 68 часов | |||||
I. | 1-5 | Обследование речевого уровня учащихся (практическая работа). | 5 | Показать свои имеющиеся знания, умения и навыки. Выполнить предложенные задания. | |
II. | 6-7 | Понимание речи (42) Звуки. Гласные – согласные. | 2 | Повторить речевые звуки. Сравнить гласные и согласные. Познакомиться с образованием гласных и согласных звуков. Учиться дифференцировать гласные и согласные звуки на всех этапах. | |
8-10 | Гласные I-II ряда. | 3 | Знакомиться с гласными 1,2-го ряда. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух. Соотносить звуки с буквами. Знакомиться со схемой. Выделять гласные звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определять место гласных 1,2 ряда во всех позициях в слове. Развивать звуковой анализ и синтез. | ||
11-12 | Дифференциация гласных А-Я. | 2 | Учиться дифференцировать гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать со звуковой схемой слова. | ||
13-14 | Дифференциация гласных О-Е. | 2 | Учиться дифференцировать гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать со звуковой схемой слова. | ||
15-16 | Дифференциация гласных У-Ю. | 2 | Учиться дифференцировать гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать со звуковой схемой слова. | ||
17-18 | Дифференциация гласных Э-Е. | 2 | Учиться дифференцировать гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать со звуковой схемой слова. | ||
19-20 | Дифференциация гласных Ы-И. | 2 | Учиться дифференцировать гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать со звуковой схемой слова. | ||
21 | Проверочная работа. | 1 | Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы. | ||
22-23 | Мягкий знак. | 2 | Знакомиться с мягким знаком. Учиться соотносить мягкий знак с символом; обозначать мягкости согласных при помощи мягкого знака. Знакомиться с мягким знаком как разделительным. Учиться дифференцировать мягкий знак в словах при обозначении мягкости и при разделении. Учиться соотносить слова с мягким знаком со схемой. | ||
24-25 | Твердый знак. | 2 | Знакомиться с твердым знаком. Учиться составлять схемы слов с твёрдым знаком. Учиться дифференцировать твердые и мягкие согласные. Познакомиться с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Учиться дифференцированно употреблять твердый и мягкий знак в словах. | ||
26-27 | Звуки Б-Б', П-П'. | 2 | Продолжать знакомиться с нормой произношения и характеристикой изучаемых звуков. Учиться дифференцировать изучаемые звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать с паронимами. Познакомиться с обозначением звонких и глухих звуков. Учиться соотносить звуки с символами. | ||
28-29 | Звуки Г-Г', К-К'. | 2 | |||
30-31 | Звуки Д-Д', Т-Т'. | 2 | |||
32-33 | Звуки 3-3', С-С'. | 2 | |||
34 | Звуки Ж-Ш. | 1 | |||
35 | Звуки С-Ш. | 1 | |||
36 | Звуки 3-Ж. | 1 | |||
37 | Звуки Ч-Т'. | 1 | |||
38 | Звуки С-Ц. | 1 | |||
39 | Звуки Ц-ТС. | 1 | |||
40 | Звуки Ч-Щ. | 1 | |||
41 | Звуки Ч-Ц. | 1 | |||
42-43 | Звуки Р-Р', Л-Л'. | 2 | |||
44-45 | Звуки Й-Л-Л'. | 2 | |||
46 | Звуки В-Л. | 1 | |||
47 | Проверочная работа. | 1 | Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы. | ||
III. | 48-51 | Слог. Слово. Предложение. Текст. (17) Работа со слогами. | 4 | Учиться работать на уровне слога. | |
52-55 | Работа со словами. | 4 | Учиться работать на уровне слова. | ||
56-59 | Работа с предложением. | 4 | Учиться работать на уровне словосочетания и предложения. | ||
60-63 | Работа с текстом. | 4 | Учиться работать на уровне текста. | ||
64 | Проверочная работа. | 1 | Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы. | ||
IV. | 65-68 | Повторение. (4) Повторение изученного за год. | 4 | Закреплять знания о изученном за год. Развивать оптические представления. Работать с графическими схемами. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 532
Рассмотрено на заседании МО старших классов Протокол № _____ от «____» ________20__г. Председатель МО ___________ /И. А. Терехова/ подпись ФИО | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ /Е. В. Лысикова/ подпись ФИО | Утверждаю Директор ГБОУ СКОШ № 532 ___________ /С. Н. Кремнёва/ подпись ФИО Приказ № _____ от «____» __________ 20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету логопедической коррекции
на 2013-2014 учебный год для 6-х классов
учителя Соболевой Н.В.
Автор программы: адаптированная программа
Количество учебных часов в год: 34.
Количество учебных часов в неделю: 1.
Количество учебных часов для выполнения:
- контрольных работ нет;
- административных работ нет;
- практических работ 5.
Описание УМК:
Составляющие УМК | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Учебник | ||||
Рабочая тетрадь | ||||
Атлас | ||||
Контурная карта | ||||
Другое | Диктанты по русскому языку для скош VIII вида 5-7 классы Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. | Е.Я. Кудрявцева Е.В. Мазанова | Владос ГНОМ и Д | 2003 2009 |
№ раз-дела | № урока | Наименования разделов, тем уроков по программе | Кол-во часов | Дата | Основные учебные действия (умения) учащихся | |
2013-2014 учебный год 34 часа | 6а | 6б | ||||
I. | 1-2 | Обследование речевого уровня учащихся (практическая работа). | 2 | Показ своих имеющихся знаний, умений и навыков. Выполнение предложенных заданий. | ||
II. | 3 | Звук. (8ч) Звук. Гласные-согласные звуки. | 1 | Повторение речевых звуков. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах. | ||
4 | Гласные I ряда. | 1 | Повторение гласных 1-го ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза | |||
5 | Гласные II ряда. | 1 | Повторение гласных II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов | |||
6-7 | Мягкий знак. | 2 | Определение роли мягкого знака. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу. | |||
8-9 | Согласные звуки. | 2 | Повторение согласных звуков. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов. | |||
10 | Практическая работа по теме «Звук». | 1 | Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы. | |||
III. | 11-12 | Слог (5ч) Слог. | 2 | Повторение понятий слог, «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой | ||
13 | Ударение. Ударная гласная. | 1 | Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам | |||
14 | Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я). | 1 | Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов | |||
15 | Практическая работа по теме «Слог». | 1 | Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы. | |||
IV. | 16-17 | Слово (11ч) Родственные слова. Корень слова. | 2 | Повторение строения слова, понятия корень. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах. | ||
18-19 | Образование слов при помощи суффиксов. | 2 | Повторение понятия суффикс. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). | |||
20-21 | Словообразование слов при помощи приставок. | 2 | Повторение понятия приставка. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов. | |||
22-23 | Приставки и предлоги. | 2 | Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов | |||
24-25 | Морфологический состав слова. | 2 | Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов | |||
26 | Практическая работа по теме «Слово». | 1 | Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы. | |||
V. | 27-28 | Словосочетание и предложение (2ч) Состав предложения. | 2 | Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением. | ||
VI. | 29-30 | Связная речь (6ч) Последовательный рассказ. | 2 | Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану. | ||
31-32 | Описательный рассказ. | 2 | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. | |||
33 | Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин. | 1 | Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок). | |||
34 | Практическая работа за год. | 1 | Закрепление полученных знаний умений и навыков за год, путем выполнения практической работы. |
Используемая литература
I Литература, используемая учителем в работе над программой:
- Логопедия под ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989.
- Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы логопедии.- М.: “ Просвещение”, 1989.
- Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: “ Владос”, 1998.
- Е.Ф.Рау , В.И.Рождественская.Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: “ Просвещение” 1968.
- Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
- А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 1999.
- И.Лопухина.Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
- З.А. Репина,В. И.Буйко. Уроки логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
- З.А. Репина.Поле речевых чудес. Екатеринбург,2000.
- Р.И. Лалаева. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.- М.: “ Просвещение”, 1978.
- Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: “ Владос” 1999.
- М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: “ Просвещение”, 1988.
- Логопедическая гимнастика. Санкт-Петербург “ Детство”, 1999 .
- Скороговорки- чистоговорки.
- И.Б.Мусова. Логопедические чистоговорки.- М.: 1999.
- Е.Косинова .Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
- Е.Косинова .Гимнастика для развития речи .- М.: “Эксмо”, 2003.
- Е.В.Мазанова Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
II.Учебные пособия для учащихся:
- Л.П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. - 1,2 части. -М.: “ Просвещение”, 1982 .
- Л.И. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей - олигофренов.- М.: “ Просвешение ”, 1970.
- И. В. Баранников, Л.А. Варковицкая. Русская речь в картинках. - 1, 2 части- М.: “ Просвещение”,1989.
- Т. П.Бессонова, О.Е.Грибова .Развитие речи. - М.:“ Просвещение”,1994.
- Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. Развитие речи.- М.:“ Просвещение”,1994.
- Р.Д. Тригер. Дидактический материал по русскому языку. -М.: “ Просвещение”,1992.
- В.П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 1-4 классы вспомогательной школы. -М.: “ Просвещение”,1969.
- В.П.Канакина. Русский язык. Дидактический материал 2,3,4 классы- М.: “ Просвещение” 1997.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- М.:
- “ Издат-школа” 1996.
- В.Г. Чиркина, Е.Н. Российская Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРТИ, 2012
- В.Г. Чиркина, Е.Н. Российская Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРТИ, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...