Рабочая программа по логокоррекции в 5-6 классах
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Соболева Наталья Владимировна

В 5-6 классах школы обучающей детей с интеллектуальными нарушениями проводятся занятия по логопедической коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

занятий по логокоррекции

для учащихся 5а и 6-х классов

на 2013-2014 учебный год

Программа принята и утверждена

Педагогическим советом

от __________________________

Составлена учителем

Н.В. Соболевой

II квалификационная категория

Август 2013

Содержание:

1.Пояснительная записка:

1.1. Общая характеристика программы

1.2. Методологические и теоретические основы программы

1.3. Цели и задачи программы

1.4. Организация работы по программе

2. Сетка программы

3. Учебно-тематический план

4. Календарное-тематическое планирование

5. Используемая литература

Пояснительная записка 

1.1. Общая характеристика программы

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в ГБОУ СКОШ VIII вида.

         Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

         Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.  

         Контингент  учащихся специальной коррекционной  школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие  фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

         Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

               Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, очень незначительное количество специальной литературы вызвало необходимость создания логопедической программы для учащихся. 

1.2. Методологические и теоретические основы программы

         Как и любая программа, “Программа логопедических занятий ” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

         Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в ГБОУ СКОШ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.

1.3. Цели и задачи программы

             Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

             

              Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения     и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

 2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

 3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

1.4. Организация работы по программе

              Коррекция нарушений речи учащихся ГБОУ СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида  предусмотрены часы логопедических занятий.

               На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы в во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 30-40 минут.

              Занятия с каждой группой проводятся:

5-м классе – 2 раза в неделю (по расписанию),

6-х классах – 1 раза в неделю (по расписанию).

               Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

               Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

               В структуру занятия может входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

               Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.


Сетка рабочей программы по логопедическим занятиям ( класс)

 (68 ч в год, 2 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Обследование речи

Обследование речевого уровня учащихся (4ч)

Обследовать состояние речевого уровня учащихся.

Выполнить все задания учителя для тщательного обследования речевого состояния.

Индивидуальные занятия с учащимся

Учащиеся должны показать свои ЗУН усвоенные в прошлом учебном году

Понимание речи

Звуки. Гласные – согласные. (2ч)

Повторить речевые звуки, гласные; признаки согласных звуков, дифференциацию гласных и согласных звуков.

Вспомнить речевые звуки, гласные. Вспомнить признаки согласных звуков, дифференциацию гласных и согласных звуков.

Индивидуальные и групповые занятия. Выполнение заданий: образование гласных II ряда; работа со схемой слова; запись букв, слогов, слов, предложений с оппозиционными звуками и буквами, обозначающими на письме при помощи Ь знака; слуховые и зрительные диктанты; тексты с оппозиционными звуками. Логопедические игры.

Обучающиеся  должны звать;

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

Обучающиеся  должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Гласные I-II ряда.

(3ч)

Познакомить с гласными I ряда, с гласными II ряда. Учить дифференцировать понятия звук — буква.  Учить дифференцировать  твердые и мягкие согласные.

Познакомиться с гласными I ряда, с гласными II ряда. Учиться дифференцировать понятия звук - буква.  Учиться дифференцировать  твердые и мягкие согласные.

Дифференциация гласных А-Я.

(2ч)

Продолжать повторять твердые - мягкие согласные. Учить обозначать мягкость на письме при помощи гласной II ряда. Учить дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учить  работать со звуковой схемой слова.

Развивать фонематическое восприятие и анализ.

Повторить твердые - мягкие согласные. Учиться обозначать мягкость на письме при помощи гласной II ряда. Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

Дифференциация гласных О-Е.

(2ч)

Дифференциация гласных У-Ю

(2ч)

Дифференциация гласных Э-Е.

(2ч)

Дифференциация гласных Ы-И.

(2ч)

Мягкий знак.

(2ч)

Знакомить учащихся с мягким знаком. Учить соотносить мягкий знак с символом; обозначать мягкости согласных при помощи мягкого знака. Знакомить учащихся с мягким знаком как разделительным. Учить дифференцировать мягкий знак в словах при обозначении мягкости и при разделении. Учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

Знакомиться с мягким знаком. Учиться соотносить мягкий знак с символом; обозначать мягкости согласных при помощи мягкого знака. Знакомиться с мягким знаком как разделительным. Учиться дифференцировать мягкий знак в словах при обозначении мягкости и при разделении. Учиться соотносить слова с мягким знаком со схемой.

Твердый знак.

(2ч)

Знакомить учащихся с твердым знаком. Учить составлять схемы слов с твёрдым знаком. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. Знакомить учащихся с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Учить дифференцированно употреблять твердый и мягкий знак в словах.

Развивать слухового и зрительного внимания.

Знакомиться с твердым знаком. Учиться составлять схемы слов с твёрдым знаком. Учиться дифференцировать твердые и мягкие согласные. Познакомиться с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Учиться дифференцированно употреблять твердый и мягкий знак в словах.

Звуки Б-Б', П-П'. (2ч)

Продолжать знакомить учащихся с нормой произношения и характеристикой изучаемых звуков. Учить дифференцировать изучаемые звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учить работать с паронимами. Познакомить с обозначением звонких и глухих звуков. Учить соотносить звуки с символами. Развивать фонематическое восприятия; логическое и образное мышление.

Продолжать знакомиться с нормой произношения и характеристикой изучаемых звуков.  Учиться дифференцировать изучаемые  звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать с паронимами. Познакомиться с обозначением звонких и глухих звуков. Учиться соотносить звуки с символами.

Звуки В-В', Ф-Ф'. (2ч)

Звуки Г-Г', К-К'.

(2ч)

Понимание речи

Звуки Д-Д', Т-Т'.

(2ч)

Звуки 3-3', С-С'.

(2ч)

Звуки Ж-Ш . (1ч)

Звуки С-Ш. (1ч)

Звуки 3-Ж.  (1ч)

Звуки Ч-Т'. (1ч)

Звуки С-Ц. (1ч)

Звуки Ц-ТС. (1ч)

Звуки Ч-Щ. (1ч)

Звуки Ч-Ц. (1ч)

Звуки Р-Р', Л-Л'. (2ч)

Звуки Й-Л-Л'. (2ч)

Звуки В-Л. (1ч)

Слог. Слово. Предложение. Текст.

Работа со слогами, словами, предложением текстом.

(17ч)

Учить учащихся работать на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Учиться работать на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Работа с деформированными предложениями, текстом. Самостоятельные работы, зрительные диктанты.

Повторение

Повторение изученного за год. (4ч)

Обследовать состояние речевого уровня учащихся.

Выполнить все задания учителя для тщательного обследования речевого состояния.

Индивидуальные занятия с учащимся.

Учащиеся должны показать свои ЗУН усвоенные в учебном году.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практические работы

1

Обследование речи.  Обследование речевого уровня учащихся.

4

1

2

Понимание речи. Звуки. Гласные – согласные. Гласные I-II ряда. Дифференциация гласных А-Я. Дифференциация гласных О-Е. Дифференциация гласных У-Ю

Дифференциация гласных Э-Е. Дифференциация гласных Ы-И. Мягкий знак.

Твердый знак. Звуки Б-Б', П-П'. Звуки В-В', Ф-Ф'. Звуки Г-Г', К-К'. Звуки Д-Д', Т-Т'. Звуки 3-3', С-С'. Звуки Ж-Ш . Звуки С-Ш. Звуки 3-Ж.  Звуки Ч-Т'. Звуки С-Ц.

Звуки Ц-ТС. Звуки Ч-Щ. Звуки Ч-Ц. Звуки Р-Р', Л-Л'. Звуки Й-Л-Л'. Звуки В-Л.

40

2

3

Слог. Слово. Предложение. Текст.  Работа со слогами, словами, предложением текстом.

16

1

4

Повторение.  Повторение изученного за год.

4

-

ИТОГО:

64

4

Сетка рабочей программы по логопедическим занятиям (6 а,б класс)

(34 ч в год, 1 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

Обследование речи

Обследование речевого уровня учащихся (2ч)

Обследовать состояние речевого уровня учащихся.

Выполнение всех заданий учителя для тщательного обследования состояния письменной и устной речи.

Проверочная работа, тестирование

Учащиеся должны показать свои ЗУН усвоенные в прошлом учебном году.

Звук.

Звук. Гласные-согласные звуки. (1ч)

Повторить с учащимися речевые звуки, гласные и согласные. Дать понятие звук, буква. Учить характеризовать звуки, соотносить звуки со схемой, выделять звуки в слова, словосочетаниях, предложениях. Учить осуществлять звуковой анализ. Обогащать словарь учащихся.

Повторение речевых звуков. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах.

групповые занятия, тестовые задания, логопеди

ческие игры

Должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы,
  • гласные и согласные
  • звуки, слоги, слова,
  • словосочетания, предложения и текст;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • правописание предлогов и приставок.

Должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова.

В ожидаемых результатах учитываются психофизические особенности каждого учащегося.

Гласные I ряда. (1ч)

Повторение гласных 1-го ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

Гласные II ряда. 1ч)

Повторение гласных II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов

Мягкий знак. (2ч)

Определение роли мягкого знака. Закрепление знаний орфографии. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу.

Согласные звуки. (2ч)

Повторение  согласных звуков. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

Практическая

работа по теме «Звук». (1ч)

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

Слог.

Слог. (2ч)

Дать понятие слог, Открытый, закрытый слог, ударение. Учить выделять определённый слог в ряду слов. Познакомить с дву-, трех-, четырехсложными словами. Учить делению на слоги и правильному переносу; выделять ударную гласную. Обогащать словарный запас учащихся.

Повторение понятий слог,  «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

 Ударение. Ударная гласная. (1ч)

Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я). (1ч)

Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов.

Практическая работа по теме «Слог». (1ч)

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

Слово.

Родственные слова. Корень слова. (2ч)

Дать понятие «слово», корень, приставка, суффикс; предлог. Учить выделять корни, приставки, суффиксы в словах, находить родственные слова, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, работать над графическим изображением. Учить дифференцировать предлог и приставку. Обогащать словарный запас учащихся.

Повторение строения слова, понятия корень. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах.

Образование слов при помощи суффиксов. (2ч)

Повторение понятия суффикс. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением).

Словообразование слов при помощи приставок. (2ч)

Повторение понятия приставка. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов.

Приставки и предлоги. (2ч)

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

Морфологический состав слова. (2ч)

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов

Практическая работа по теме «Слово». (1ч)

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

Состав предложения. (2ч)

Учить выделять слова в составе словосочетаний и предложений. Учить составлять схемы предложений. Учить работать с деформированными предложениями.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением.

Связная речь

Последовательный рассказ. (2ч)

Познакомить учащихся со структурой текста, дать знания о построении текста. Продолжить знакомство с деформированным текстом. Учить составлять рассказ по плану, по опорным словам. Тренировать составлять рассказ по предметной, сюжетной картинам или серии картин. Проверить полученные за год знания умения и навыки учащихся.

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану.

 Описательный рассказ. (2ч)

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом.

Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин. (1ч)

Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Практическая работа за год. (1ч)

Закрепление полученных знаний умений и навыков за год, путем выполнения практической работы.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практические работы

1.

Обследование речи.  Обследование речевого уровня учащихся.

2

-

2.

Звук.  Звук. Гласные-согласные звуки. Гласные I ряда. Гласные II ряда. Мягкий знак. Согласные звуки.

7

1

3.

Слог.  Слог.  Ударение. Ударная гласная.

Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я).

4

1

4.

Слово. Родственные слова. Корень слова. Образование слов при помощи суффиксов. Словообразование слов при помощи приставок.

Приставки и предлоги. Морфологический состав слова.

10

1

5.

Словосочетание и предложение. Состав предложения.

2

-

6.

Связная речь. Последовательный рассказ.  Описательный рассказ.

Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин.

5

1

ИТОГО:

30

4


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная

(коррекционная) общеобразовательная  школа VIII вида № 532

Рассмотрено на заседании МО старших классов

Протокол № _____

от «____»  ________20__г.

Председатель МО

___________ /И. А.  Терехова/

       подпись                               ФИО

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

___________ /Е. В. Лысикова/

          подпись                            ФИО

Утверждаю

Директор ГБОУ СКОШ № 532

___________ /С. Н.   Кремнёва/

               подпись                        ФИО

Приказ № _____

от «____» __________ 20___ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету логопедической коррекции

  на 2013-2014 учебный год для 5а класса

учителя     Соболевой Н.В.

Автор программы: адаптированная программа

Количество учебных часов в год:      68.

Количество учебных часов в неделю:   2.

Количество учебных часов для выполнения:

  • контрольных работ              нет;
  • административных работ   нет;
  • практических работ            4.

Описание УМК:

Составляющие УМК

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебник

Рабочая тетрадь

Атлас

Контурная карта

Другое

Диктанты по русскому языку для скош VIII вида 5-7 классы

Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов.

Е.Я. Кудрявцева

Е.В. Мазанова

Владос

ГНОМ и Д

2003

2009

раз-дела

№ урока

Наименования разделов, тем уроков по программе

Кол-во часов

Дата

Основные учебные действия (умения) учащихся

2013-2014 учебный год 68 часов

I.

1-5

Обследование речевого уровня учащихся (практическая работа).

5

Показать свои  имеющиеся знания, умения и навыки. Выполнить предложенные задания.

II.

6-7

Понимание речи (42)

Звуки. Гласные – согласные.

2

Повторить речевые звуки. Сравнить гласные и согласные. Познакомиться с образованием гласных и согласных звуков. Учиться дифференцировать гласные и согласные звуки на всех этапах.

8-10

Гласные I-II ряда.

3

Знакомиться с гласными 1,2-го ряда. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух. Соотносить звуки с буквами. Знакомиться со схемой. Выделять гласные звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определять место гласных 1,2  ряда во всех позициях в слове. Развивать звуковой анализ и синтез.

11-12

Дифференциация гласных А-Я.

2

Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

13-14

Дифференциация гласных О-Е.

2

Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

15-16

Дифференциация гласных У-Ю.

2

Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

17-18

Дифференциация гласных Э-Е.

2

Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

19-20

Дифференциация гласных Ы-И.

2

Учиться дифференцировать  гласные I-II ряда в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться  работать со звуковой схемой слова.

21

Проверочная работа.

1

Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы.

22-23

Мягкий знак.

2

Знакомиться с мягким знаком. Учиться соотносить мягкий знак с символом; обозначать мягкости согласных при помощи мягкого знака. Знакомиться с мягким знаком как разделительным. Учиться дифференцировать мягкий знак в словах при обозначении мягкости и при разделении. Учиться соотносить слова с мягким знаком со схемой.

24-25

Твердый знак.

2

Знакомиться с твердым знаком. Учиться составлять схемы слов с твёрдым знаком. Учиться дифференцировать твердые и мягкие согласные. Познакомиться с правописанием и употреблением твердого знака в словах. Учиться дифференцированно употреблять твердый и мягкий знак в словах.

26-27

Звуки Б-Б', П-П'.

2

Продолжать знакомиться с нормой произношения и характеристикой изучаемых звуков.  Учиться дифференцировать изучаемые  звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Учиться работать с паронимами. Познакомиться с обозначением звонких и глухих звуков. Учиться соотносить звуки с символами.

28-29

Звуки Г-Г', К-К'.

2

30-31

Звуки Д-Д', Т-Т'.

2

32-33

Звуки 3-3', С-С'.

2

34

Звуки Ж-Ш.

1

35

Звуки С-Ш.

1

36

Звуки 3-Ж.

1

37

Звуки Ч-Т'.

1

38

Звуки С-Ц.

1

39

Звуки Ц-ТС.

1

40

Звуки Ч-Щ.

1

41

Звуки Ч-Ц.

1

42-43

Звуки Р-Р', Л-Л'.

2

44-45

Звуки Й-Л-Л'.

2

46

Звуки В-Л.

1

47

Проверочная работа.

1

Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы.

III.

48-51

Слог. Слово. Предложение. Текст. (17)  

Работа со слогами.

4

Учиться работать на уровне слога.

52-55

Работа со словами.

4

Учиться работать на уровне слова.

56-59

Работа с предложением.

4

Учиться работать на уровне словосочетания и предложения.

60-63

Работа с текстом.

4

Учиться работать на уровне текста.

64

Проверочная работа.

1

Закреплять полученные знания, умения и навыки по теме, путем выполнения практической работы.

IV.

65-68

Повторение. (4)

Повторение изученного за год.

4

Закреплять знания о изученном за год. Развивать оптические представления. Работать с графическими схемами.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная

(коррекционная) общеобразовательная  школа VIII вида № 532

Рассмотрено на заседании МО старших классов

Протокол № _____

от «____»  ________20__г.

Председатель МО

___________ /И. А.  Терехова/

       подпись                               ФИО

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

___________ /Е. В. Лысикова/

          подпись                            ФИО

Утверждаю

Директор ГБОУ СКОШ № 532

___________ /С. Н.   Кремнёва/

               подпись                        ФИО

Приказ № _____

от «____» __________ 20___ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету логопедической коррекции

  на 2013-2014 учебный год для 6-х классов

учителя     Соболевой Н.В.

Автор программы: адаптированная программа

Количество учебных часов в год:      34.

Количество учебных часов в неделю:   1.

Количество учебных часов для выполнения:

  • контрольных работ              нет;
  • административных работ   нет;
  • практических работ            5.

Описание УМК:

Составляющие УМК

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебник

Рабочая тетрадь

Атлас

Контурная карта

Другое

Диктанты по русскому языку для скош VIII вида 5-7 классы

Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов.

Е.Я. Кудрявцева

Е.В. Мазанова

Владос

ГНОМ и Д

2003

2009

раз-дела

№ урока

Наименования разделов, тем уроков по программе

Кол-во часов

Дата

Основные учебные действия (умения) учащихся

2013-2014 учебный год 34 часа

I.

1-2

Обследование речевого уровня учащихся (практическая работа).

2

Показ своих  имеющихся знаний, умений и навыков. Выполнение предложенных заданий.

II.

3

Звук. (8ч)

Звук. Гласные-согласные звуки.

1

Повторение речевых звуков. Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех этапах.

4

Гласные I ряда.

1

Повторение гласных 1-го ряда. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Образование гласных 1 ряда (характеристика всех звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с буквами. Знакомство со схемой. Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места гласных 1 ряда во всех позициях в слове. Развитие звукового анализа и синтеза

5

Гласные II ряда.

1

Повторение гласных II ряда. Развитие фонематического восприятия, слуха. Соотношение со схемой и символом. Знакомство со звуковой схемой слова. Работа по звуковому анализу и синтезу. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Развитие неречевых процессов

6-7

Мягкий знак.

2

Определение роли мягкого знака. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу.

8-9

Согласные звуки.

2

Повторение  согласных звуков. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

10

Практическая работа по теме «Звук».

1

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

III.

11-12

Слог (5ч)

Слог.

2

Повторение понятий слог,  «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой

13

 Ударение. Ударная гласная.

1

Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

14

Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я).

1

Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов

15

Практическая работа по теме «Слог».

1

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

IV.

16-17

Слово (11ч)

Родственные слова. Корень слова.

2

Повторение строения слова, понятия корень. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах.

18-19

Образование слов при помощи суффиксов.

2

Повторение понятия суффикс. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением).

20-21

Словообразование слов при помощи приставок.

2

Повторение понятия приставка. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов.

22-23

Приставки и предлоги.

2

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

24-25

Морфологический состав слова.

2

Закрепление знаний о морфологическом составе слова. Выделение корня, приставки, суффикса и окончания. Работа с графическими схемами слов. Развитие неречевых процессов

26

Практическая работа по теме «Слово».

1

Закрепление полученных знаний умений и навыков по теме, путем выполнения практической работы.

V.

27-28

Словосочетание и предложение (2ч) 

Состав предложения.

2

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением.

VI.

29-30

Связная речь (6ч)

Последовательный рассказ.

2

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Восстановление рассказа по плану.

31-32

 Описательный рассказ.

2

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом.

33

Составление связного рассказа по предметной, сюжетной картинам и серии картин.

1

Работа на уровне текста. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

34

Практическая работа за год.

1

Закрепление полученных знаний умений и навыков за год, путем выполнения практической работы.

Используемая литература              

 I Литература, используемая учителем в работе над программой:

  1. Логопедия под  ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989.
  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина.Основы  логопедии.- М.: “ Просвещение”, 1989.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая  работа в  коррекционных  классах.- М.: “ Владос”, 1998.
  4. Е.Ф.Рау , В.И.Рождественская.Исправление  недостатков произношения у школьников.- М.: “ Просвещение” 1968.
  5. Н.И. Садовникова. Нарушение  письменной  речи и  их преодоление у  младших  школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
  6. А.К. Аксенова. Методика  обучения  русскому  языку  в коррекционной  школе - М.: “ Владос”, 1999.
  7. И.Лопухина.Логопедия. 550 занимательных  упражнений  по развитию  речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
  8. Л.Н.Ефименкова. Коррекция  устной и  письменной  речи учащихся  начальных  классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
  9. З.А. Репина,В. И.Буйко. Уроки  логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”,   1999.
  10. З.А. Репина.Поле  речевых  чудес. Екатеринбург,2000.
  11. Р.И. Лалаева. Устранение  нарушений  чтения  у  учащихся вспомогательной  школы.- М.: “ Просвещение”, 1978.
  12. Е.А. Пожиленко. Волшебный  мир  звуков  и  слов.- М.: “ Владос” 1999.
  13. М.Ф. Фомичева. Воспитание  у  детей  правильного произношения.- М.: “ Просвещение”, 1988.
  14. Логопедическая  гимнастика. Санкт-Петербург  “ Детство”, 1999 .
  15. Скороговорки- чистоговорки.
  16. И.Б.Мусова.   Логопедические  чистоговорки.- М.: 1999.
  17. Е.Косинова .Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
  18. Е.Косинова .Гимнастика для развития речи .- М.: “Эксмо”, 2003.
  19. Е.В.Мазанова Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

 

 II.Учебные пособия для учащихся:

  1. Л.П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь  правильно говорить. - 1,2 части. -М.: “ Просвещение”, 1982 .
  2. Л.И. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование  связной  речи у  детей - олигофренов.- М.: “ Просвешение ”, 1970.
  3. И. В. Баранников, Л.А. Варковицкая. Русская  речь в картинках. - 1, 2 части- М.: “ Просвещение”,1989.
  4. Т. П.Бессонова, О.Е.Грибова .Развитие  речи. - М.:“ Просвещение”,1994.
  5. Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. Развитие  речи.- М.:“ Просвещение”,1994.
  6. Р.Д. Тригер. Дидактический  материал  по русскому  языку. -М.: “ Просвещение”,1992.
  7. В.П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 1-4 классы вспомогательной школы. -М.: “ Просвещение”,1969.
  8. В.П.Канакина. Русский язык. Дидактический материал 2,3,4 классы- М.: “ Просвещение” 1997.
  9. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- М.:
  10. “ Издат-школа” 1996.
  11. В.Г. Чиркина, Е.Н. Российская Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРТИ, 2012
  12.  В.Г. Чиркина, Е.Н. Российская Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРТИ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...