Подборка игр для релаксации.
картотека
Многолетний опыт логопедов работающих в группах коррекционной направленности дошкольных учреждений показал, что при коррекции тяжёлого нарушения речи недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Большинству детей с тяжёлым нарушением речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Один из важных приёмов, который необходимо использовать в логопедической работе с данными детьми - это релаксация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_relaksatsii.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» Игры для релаксации Нижневартовск 2012г. | Подготовил: учитель-логопед: Ишметова В.М. |
Нервная система маленького ребёнка непрерывно развивается. Дети младшего и даже старшего дошкольного возраста недостаточно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Также возникают и другие проблемы связанные с нервно-эмоциональным перенапряжением. Несмотря на это, существует способы, с помощью которых ребёнку можно помочь, научив его контролировать свои психические процессы (возбуждение и торможение). Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. А детям с тяжелым нарушением речи тяжело вдвойне, потому что они требуют дополнительного коррекционного вмешательства. Главными показателями психического здоровья ребенка являются: во-первых, способность познавать окружающую действительность, а во-вторых, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Многолетний опыт логопедов работающих в группах коррекционной направленности дошкольных учреждений показал, что при коррекции тяжёлого нарушения речи недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Большинству детей с тяжёлым нарушением речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Один из важных приёмов, который необходимо использовать в логопедической работе с данными детьми - это релаксация.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.
Мы будем говорить именно о произвольной релаксации. Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
В логопедической работе необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
В работе с детьми с общим недоразвитие речи, как обязательный элемент логопедического занятия, включается упражнения на мышечное расслабление и дыхательные упражнения в течение всего года. В работе с заикающимися дошкольниками обязательно добавляется и эмоциональная релаксация. Продолжительность выполнения упражнений 4 -7 мин. Релаксационные упражнения можно применять на любом этапе логопедического занятия.
.
Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (напряжение в ногах). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя ( дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри свежесть и бодрость».
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук»
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулачки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!
«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-накрепко зажмуривайте глаза и делайте глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
«Штанга»
Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделайте вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
«Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Я читаю вам загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделает вдох и поднимите руки над головой, а на третью и четвертую строчки – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получается!»
«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!».
«Шалтай – Болтай»
Цель: расслабит мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай – Болтай».
Шалтай – Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».
«Возьми себя в руки» (с пяти лет).
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
«Сбрось усталость» (с пяти лет).
Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость»
«Дыши и думай красиво»
Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
- мысленно скажи: «Я – лев» - выдохни, вдохни;
- скажи – «Я – птица» - выдохни, вдохни;
- скажи – «Я – камень» - выдохни, вдохни;
- скажи – «Я – цветок» - выдохни, вдохни;
-скажи – «Я спокоен» - выдохни, вдохни. Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик»
Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!
«Замри!»
Скажите ребенку: «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг себя, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«Сломанная кукла»
Скажите ребенку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней хотят играть!»
«Спаси птенца»
Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!».
«Солнечный зайчик»
Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«Путешествие на облаке»
Скажите детям: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Постарайтесь мысленно увидеть то место, куда несет вас облачко. Здесь ты чувствуешь себя спокойно и счастливо (30 сек). Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. Слезь с облачка и поблагодари его за то, что оно так тебя хорошо покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Шарик-подарок
Цель: развитие навыков сотрудничества.
Описание. Это очень простая и поэтическая игра. На символическом уровне она позволяет детям почувствовать, как важно что-то получить в подарок и дарить самим.
Материалы: веселая, но не быстрая музыка, воздушный шар.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Сядьте на пол в круг теснее. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик – это чудесный подарок, который вы дарите лучшему другу. Если вы даете шарик тому, кто рядом с вами, он благодарит за то, что вы ему дарите что-то красивое. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажите? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть. И ребенок, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо»… А может быть, некоторые дети захотят предать подарок с закрытыми глазами.
Солнце, песок и море.
Цель: учить детей передавать информацию разными способами.
Материал: бумага, карандаши на каждого ребенка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары и сядьте на пол один за другим. Представьте, что тот, кто сидит сзади, - это мел, а тот, кто впереди, - доска для рисования. Мел будет прямо сейчас что-нибудь рисовать на доске, а доска должна представить, как выглядит картинка, нарисована на ее спине.
Представьте, что мы все поехали в очень интересное место. Мы на море. Мы дышим прекрасным свежим ветерком, дующим с моря. Наблюдаем, как встает солнце над водой. Начинайте рисовать большое солнце на спине того, кто пред вами. А теперь лучи солнца, идущие от него во все стороны…
Представьте, что мы идем вдоль пляжа и там много-много песчинок. Указательным пальчиком нарисуйте их на спине…
А теперь представьте, что мы остановились и смотрим на море. Легкий ветерок создает веселые красивые волны на воде. Снова нарисуйте пальцем веселые волны…
Мы видим, как какой-то кораблик плывет по морю. Нарисуйте на спине этот кораблик…
А сейчас возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте солнце, песок, волны и кораблик.
Два скульптора
Описание. Эта игра дает детям возможность оценить важность сотрудничества и доверия в маленькой команде. Когда два скульптора работают вместе над одной статуей, они должны пытаться согласовать свои представления о том, какой она будет.
Возраст участников: с 6 лет.
Инструкция детям.
Разделитесь, пожалуйста, на тройки. Представьте, что каждая команда находится в мастерской скульптора. Один из вас – глина, которая лежит на полу. Двое остальных – скульпторы. Скульпторы будут делать из глины красивую статую. Аккуратно прикасайтесь к глине и придавайте ей такую форму, которая приятна для этого ребенка. Когда скульпторы закончат работу, необходимо поставить статую на ноги. Ребенок-статуя должен напрячь свое тело так, как будто глину уже обожгли в печи и она затвердела и охраняет свою форму. Я буду ходить вокруг и восхищаться готовыми статуями. (Затем дайте детям возможность поменяться ролями в команде).
Холодные руки
Описание. Эта игра – хороший способ установления контакта между двумя детьми. Во второй половине игру – установление чувства общности всех участников группы.
Материал. Крем для рук.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары и сядьте на пол. Сейчас я пройду по комнате и каждому дам немного волшебного крема, который сделает ваши руки теплыми и свежими… Вотрите крем в руки и почувствуйте, как он действует…
Представьте, что в каждой паре один из вас не может даже пошевелить руками. Ваш партнер так долго играл со снегом, что его руки совершенно замерзли. И теперь вам надо помассировать и потереть эти холодные и замерзшие руки и с помощью волшебного крема сделать их теплыми и жизнерадостными… (1 минута).
А теперь поменяйтесь: пусть у другого ребенка в паре руки будут замерзшие и негнущиеся, а его партнер сделает их теплыми и подвижными…(1 минута).
А сейчас сделайте наш круг потеснее и протяните руки к центру, так чтобы вы касались других кончиками пальцев. Погрейте пальчики друг друга.
Автомойка
Описание. Игра поддерживает общность группы и дружелюбную атмосферу в ней.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Станьте все в колонну по одному, друг за другом. Поставьте ноги шире, так чтобы между ними можно было пролезть ребенку. Один из вас начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. А все остальные дети – части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль проходит под вашими ногами, вы можете помассировать и поскрести ему спинку. Делайте это осторожно и мягко, чтобы на машине не появились царапины. Каждый поможет машине выехать из мойки на улицу частой и красивой.
Крутящиеся обручи
Описание. В этом упражнении дети могут потренироваться делать вращательные движения прямыми руками, а также согласовывать свои движения с движениями партнера или вращающегося обруча. Как только дети освоят это совместное движение, игра может быть использована для создания спокойной, сосредоточенной и расслабляющей атмосферы.
Материалы: для каждой пары детей один обруч.
Возраст участников: с 6 лет.
Инструкция детям: Я хочу показать вам один фокус. Вам нужно разделиться на пары. Каждая пара берет обруч. Один ребенок из пары вешает обруч на руку и подает ее своему партнеру как для рукопожатия. Кто-то из вас начинает крутить обруч, а затем вы вместе двигаете сцепленными руками так, чтобы обруч продолжал крутиться. Если это у вас хорошо получается, то попробуйте сделать так, чтобы обруч не только крутился, но и перемещался от плеча одного ребенка к плечу другого и обратно.
Играющий котенок.
Описание. Игра побуждает детей использовать не ведущую руку. В ней важно, чтобы движения рук были дифференцированными.
Материалы: для каждого ребенка легкий шифоновый платок; плавная музыка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Возьмите платок и сядьте на пол. Держите его некрепко в руке, не сминая. А теперь бросьте платок повыше в воздух и поймайте другой рукой. Может быть, вам захочется представить, что платок – это котенок, который прыгает с одной руки на другую. Смотрите, как плавно парит платок в воздухе, как поднимается и падает… А теперь представьте, что платок устает все больше и больше. Бросайте его медленнее туда и сюда, и пусть он, наконец, отдохнет на руке и заснет…
Общая картина
Описание. Дети делают на полу из разноцветных губок общую для всей группы картину. Игра помогает решать задачи на сотрудничество, сплоченность группы.
Материалы: для каждого ребенка две цветные губки.
Возраст: с 3 лет.
Инструкция детям. Возьмите по две губки и сядьте на пол. Вы должны положить свои губки на пол. Вы можете поставить свою губку на короткую сторону или положить ее как вам захочется. Решите сами, будет ли ваша губка касаться других или нет. Все мы вместе строим большую картину на полу. Кладите одну губку одной рукой, а другую губку – другой рукой. Давайте пофантазируем, что у нас получилось.
Поймай платок
Описание. Дети должны подбрасывать платок в воздух разными способами так, чтобы он каждый раз падал по-новому. Ловить платок можно разными частями тела, а не только руками. Развитие ловкости, внимания, фантазии.
Материал: для каждого ребенка цветной шифоновый платок; спокойная музыка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Возьмите себе платок. Покажите мне, как вы можете подбрасывать платок, чтобы он плавно опустился. Какими частями тела вы сможете его подхватить?
Я буду ходить вокруг вас, и каждый сможет мне показать, как высоко вверх летит платок, и какой частью тела вы его подхватываете. Я включу медленную музыку.
Разделитель на пары. Поочередно один из вас бросает платок в воздух, а другой ловит его какой-нибудь частью тела. Пусть ваш платок летает туда и сюда, как красивая цветная бабочка, которая плавно садится на ваше тело. И даже если вы двигаетесь при этом быстро, не шумите и следите глазами за вашей бабочкой.
Разноцветные самолеты.
Описание. Дети смогут научиться координировать руки в положении высоко над головой.
Материалы: для каждого ребенка цветной шифоновый платок.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете самолетами. Я помогу каждому из вас на старте. Смотрите внимательно, когда я буду вам показывать, как самолет готовится к старту…
Педагог помогает каждому ребенку растянуть платок над головой. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, марш…», беги вперед. Я отпущу платок, ты сделаешь большой круг и приземлишься, а остальные посмотрят, как красиво развевается платок у тебя над головой.
Щенок
Описание. В этой игре дети могут дифференцированно использовать обе руки, ориентируясь на чувство пространства и понимания красивого движения.
Материалы: для каждого ребенка цветной шифоновый платок три обруча на всю группу; музыкальное сопровождение.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям: Возьмите каждый по платочку и держите его двумя пальцами за уголок, можно не очень крепко. Представьте, что ваш платок – это щенок, с которым вы идете на прогулку. Держите свою руку так, чтобы платочек уголком касался пола. Начинайте двигаться под музыку и смотрите, идет ли ваша собачка рядом с вами и радуется щеночек…
Теперь остановитесь и поставьте ноги пошире. Это мостик. Пусть собачка пробежит по мостику.
Вблизи других собачек видите его осторожно. На полу лежат три обруча. Представьте, что это большая лужа. Осторожно, не намочите ему лапки. А теперь представьте, что ваш щенок очень устал, он много бегал и хочет прямо здесь немножко поспать. Бережно опустите платочек на пол, посмотрите, как щенок укладывается на полу, чтобы вздремнуть…
Танцующие платки.
Описание. Дети работают в парах. В этой игре они должны согласовывать движения своих рук и ног с движениями рук и ног партнера, найти общий ритм движений.
Материалы: для каждого ребенка шифоновый платок; плавная музыка.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям: Встаньте парами. Возьмите платочки за уголки. Посмотрите, как медленно и осторожно мы двигаем платки. Мы держим их некрепко, ведь они такие тоненькие. Наши движения плавные и бережные.
Маленький зверек
Описание. Контролирование движений рук и ног. Развитие воображения.
Материалы: для каждого ребенка одна губка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям: Возьмите губку, сядьте на пол и снимите обувь. Поставьте губку на пол, так чтобы она была высокой. Представьте, что губка – это маленький зверек, который упадет от страха, если вы не будете осторожными. Коснитесь ее одним пальцем, а теперь другим. Дети поочередно касаются губки разными частями тела.
Я думаю, что ваш маленький зверек очень рад, что вы с ним так нежно поиграли…
Упражнение «Полет высоко в небе»
Педагог под спокойную музыку говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас представит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Релаксационный комплекс «Подснежник»
- В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).
- Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).
- Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
- Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я - первый весенний цветок и зовут меня подснежник» - кивает он всем своей головой.
- Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер).
- Побежали ручью, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
Маленький зверек
Описание. Контролирование движений рук и ног. Развитие воображения.
Материалы: для каждого ребенка одна губка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям: Возьмите губку, сядьте на пол и снимите обувь. Поставьте губку на пол, так чтобы она была высокой. Представьте, что губка – это маленький зверек, который упадет от страха, если вы не будете осторожными. Коснитесь ее одним пальцем, а теперь другим. Дети поочередно касаются губки разными частями тела.
Я думаю, что ваш маленький зверек очень рад, что вы с ним так нежно поиграли…
Упражнение «Лифт»
Педагог говорит детям: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите ладонь там. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.
Приготовьтесь, мы начинаем поездку на лифте:
- Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
- Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
- Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
Во время выдоха вы ощутите, что напряжение и волнение из тела, словно из дверей лифта».
Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
Упражнение «Водопад»
Педагог включает музыку и говорит:
«Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде умыть вас.
Упражнение «Порхание бабочки»
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены.
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, что ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Упражнение «Жираф»
Упражнение выполняется на стульчиках. Педагог говорит: «Сделайте вдох – выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза).
Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза).
Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза).
Поднимите правое плечо. (Повторить три раза).
Поднимите левое плечо. (Повторить три раза).
Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей».
Упражнение «Волшебный лес»
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день»
Упражнение «Цветок»
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семена, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.
Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится цветок на солнышке. Подставьте теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивая голову вправо – влево.
А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами.
Упражнение «Придуманная страна»
Дети рисуют волшебную страну, дают ей название.
Звучит спокойная музыка. Педагог говорит: «Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в той стране, которую только что нарисовали. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется».
Упражнение «Необычная радуга»
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет нам чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».
Упражнение «Волшебный сон»
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!».
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать! Но пришла пора вставать!
(музыка выключается)
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Упражнение «Воздушный шарик»
Педагог говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.
Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
Снова вдохните и наполняйте легкие воздухом.
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».
Упражнение «Веселая зарядка»
Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стульчиках. Педагог говорит: «Тело устает за день, и ему нужен отдых – сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовиться к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор (звучит бодрая музыка). Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы – проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь - задние лапки.
Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи?
Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими легкими, что кажется, еще чуть-чуть – и полетим.
Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы.
Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру.
Сейчас будем изображать маятник часов. Покачаемся из стороны в сторону.
Запускаем самолет. Крутим пропеллер изо всех сил.
Мы получили заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. Молодцы!»
Упражнение «Отдых на море»
Педагог под спокойную музыку говорит: « Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдуваемого все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Упражнение «Тихое озеро»
Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называется «Тихое озеро». Выйдите из поезда, лягте на ковер. Закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открывайте глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у вас доброе настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
«Дирижер» Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными
«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки.
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно Проводить на любом уроке в течение 3-5 минут.
I. Расслабление мышц плечевого пояса
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки — висят, как веревочки.
Трясем кистями
Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Стряхиваем воду с пальцев
Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).
Твердые и мягкие руки
Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы — от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Мельница
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, I При которых в руках нарушается правильное круговое движение.
II. Расслабление и напряжение мышц корпуса
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Деревянные и тряпичные куклы
Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Релаксация: отдохнете после трудного дня!!!...
Приёмы релаксации на уроках
Презентация "Приёмы релаксации на уроках". Представлены различные движения, игры, физкультминутки...
описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Возможность иностранного язы...
Психологическая релаксация
В данном сообщении разработан материал психологической релаксации на уроках в коррекционной школе. (Из опыта работы)...
Релаксация
Занимательный фрагмент о том, как мы тратим свою жизнь...
Подборка упражнений на релаксацию в работе с детьми
Все про релаксацию в работе с детьми тут....