Час общения "Умей сказать нет" с элементами деловой игры 4 класс
классный час по теме
1. Подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам.
2. Обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.
3. Вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_umey_skazat_net_.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения «Умей сказать нет» с элементами деловой игры 4 класс
Цель: Создание условий для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности.
Задачи:
-сформировать знания о воздействии вредных веществ на организм человека;
-пропаганда ЗОЖ;
-подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;
-обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;
-вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.
Ход часа общения
I. Психологический настрой «Все в твоих руках».
Жил на свете один мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что это не так. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
-скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?
А сам думает «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – я выпущу». Мудрец, подумав, ответил:
-все в твоих руках.
Как вы думаете, почему мудрец сказал человеку, что все в его руках?
- Что хотел человек сделать с бабочкой? (либо умертвить, либо оживить).
- Для чего он хотел это сделать? (Чтобы доказать, что мудрец не все в жизни знает).
- Как ответил мудрец?
- Он мудро ответил? (да, потому что мудрец не знал как поступит человек с бабочкой).
Потому что именно человек должен был решить сам – умертвить бабочку либо выпустить. Все было в его руках.
Учитель: Да, в его руках – жизнь бабочки, а в наших руках – наша жизнь. И оттого как правильно мы будем жить – зависит только от нас.
II. Основная часть:
1.Упражнение «Найди себе подобного» (деление на 2 команды) - солнышко, цветок.
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Вы смогли сами увидеть свой рисунок на спине?
- Кто вам в этом помог? (т.е. без помощи друг друга вы обойтись не смогли бы).
- Какой рисунок был у вашей команды? (лучики). Лучики чего? (солнца)
- Что вы чувствуете при виде солнца? (тепло, заботу, любовь, хорошее настроение)
Солнце – это сила счастья. Некоторые думают, что счастье – это поспать, поесть, развлечься. Вот такое понимание счастья, оно гасит жизнь человека. Человек от этого становится все слабее, у него копятся болезни в организме. А вот чтобы быть по-настоящему счастливым – нужно быть каким? (целеустремленным, трудолюбивым, добрым, отзывчивым).
- Какой рисунок был у другой команды? (лепестки).
- Что вы чувствуете, когда видите цветы? (красоту, гармонию, природу, радость, улыбки).
Цветы - это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы — это радость, повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном. Во все времена самое главное, что доставляли цветы — это радость, красоту и хорошее настроение.
- Ребята! Эти названия мы выбрали не случайно. Когда мы вспоминали слова «солнце», «цветы», мы не только говорили о своих ощущениях, связанных с данными словами, но и перечислили много хороших качеств, которые должны быть в человеке.
- Как вы думаете, чтобы человек прожил долгую и счастливую жизнь, что ему для этого необходимо? (быть здоровым)
- А как сохранить свое здоровье? (закаляться, правильно питаться, заниматься спортом и не иметь привычку к вредным привычкам).
- Какие вредные привычки вы знаете? А как искоренить вредные привычки?
- Надо уметь говорить нет в ситуациях, когда ты понимаешь, что это вредно, вредит твоему здоровью и здоровью твоих родных, т.е. надо «Уметь сказать нет всем вредным привычкам».
- Сформулируйте тему классного часа: «Умей сказать нет!»
- При выполнении заданий вы будете прикреплять к ватману: одна команда – лучики, другая команда - лепестки. В конце классного часа у вас из частей сложится обща картина солнца и цветка.
2. Моделирование здорового образа жизни и вредных привычек.
- Перед вами 2 ватмана.
- У команды «Солнышко» человечки какого цвета? (яркие, красивые.)
- Значит у человека все хорошо или плохо?
- Если у человека все хорошо, значит он успешен и счастлив. Тогда какой образ жизни он ведет? (здоровый)
- Вам необходимо высказать свое правильное отношение к здоровью и доказать, что вы правы, т.е. ответить на вопрос: Как жить человеку, чтобы быть здоровым? (заниматься спортом, учиться и работать, соблюдать режим дня и т.д. (По ходу своих высказываний дети выкладывают желтых человечков на ватман).
- У команды «Цветы» человечки какого цвета? (темные, мрачные, неприятные)
- Как чувствует себя при этом человек? (плохо)
- Вы должны назвать отрицательные стороны человека и перечислить вредные привычки, которые тянут человека назад, не дают двигаться вперед, рушат все планы, т.е. отвечаете на вопрос: «Что делает человека несчастным?» (драки, конфликты, курение, алкоголь и т.д.) (По ходу своих высказываний дети выкладывают коричневых человечков на ватман).
- Давайте вспомним правила работы в группе:
1.Уважаем мнение друг друга.
2. Выслушиваем, не перебивая.
3. Высказываем мнение тихо, не мешая другой команде.
4. Каждый из команды должен выйти и высказать свое мнение, прикрепляя человечка на ватман.
- Приглашаем команду «…»
3. Беседа с элементами тренинга с включением видеомульфильмов.
1. У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам.
- Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы людей. Но не может быть такого, чтобы все люди были одинаковыми. Потому что каждый из нас– индивидуальность, личность и чем-то отличается от других. И порой группа друзей требует от человека отказаться от своего мнения. И часто мы сами этого не замечаем.
Простой пример: Мы приглашаем Эдика К. Эдик сильно сожмет кулак. Задача команд уговорить мальчика разжать кулак. Уговаривать можно по разному. Итак какая команда быстрее справится с заданием?
- То, что вы сейчас предлагали, уговаривали Эдика - это называется групповым давлением. Вы оказывали давление на человека, вы старались подавить его волю.
- Скажите, бывает ли так в жизни, когда человека уговаривают или запугивают – можно сломить волю человека?
- Смог ли выстоять Эдик при групповом давлении?
- Очень трудно оказать сопротивление, даже, если ты чувствуешь, что поступаешь неправильно. Поэтому и нужно уметь сказать «Нет!», если вы понимаете, что поступок неправильный.
2. В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления, как:
а) Лесть, похвала; б) Шантаж, подкуп; в) Уговоры, обман; г) Угроза, запугивание;
- Давайте посмотрим на примерах:
- Отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица"
- К какому виду группового давления относится этот отрывок? (лесть, похвала)
- Что ворона сделала, когда лиса ее похвалила? (выронила сыр и осталась голодная)
- Следующий отрывок из сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»
- К какому виду группового давления относится этот отрывок? (шантаж, подкуп)
- Что мышка предлагала Дюймовочке? (выйти замуж за крота, который ей не нравился)
- Чем мышка подкупала Дюймовочку? (тем, что крот был богатый)
- Чем шантажировала мышка Дюймовочку? (обещала ее укусить)
- Смотрим следующий отрывок из сказки «Колобок».
- К какому виду группового давления относится этот отрывок? (уговоры, обман)
- Почему лиса все-таки съела Колобка? ( потому что Колобок был очень доверчивый, его легко можно было обмануть и уговорить)
- Последний отрывок из сказки «Приключения Буратино».
- К какому виду группового давления относится этот отрывок? (угроза, запугивание)
- Зачем злодеи угрожали и запугивали Буратино? Что они от него хотели? (деньги)
Вы сейчас просмотрели разные виды группового давления. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Люди, которые уважают себя, свои цели, ценности и свое время, умеют говорить "Нет". Если вы не умеете говорить «Нет!» нужно этому научиться.
Молодцы» Вы справились с заданием. Положите 2 лепестка и 2 лучика к своим основаниям.
4. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться». 1. Чтобы противостоять групповому давлению существуют разные виды отказа:
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
2. - Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения. - Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ.
Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением.
Ситуация – 1.
Мама настойчиво предлагала сыну съесть добавку: «Пожалуйста, съешь еще три кусочка». («Ешь сама»)
- К какому виду отказа принадлежит отказ данной команды? (виды отказа выведены на экран) отказ-конфликт
Ситуация – 2.
Давай сбежим с уроков?
(Нет! Это ни к чему хорошему не приведет.) отказ-отрицание
Ситуация – 3.
В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья неожиданно спросила: «Слушай, Инга, у тебя такая классная золотая цепочка, ты можешь мне ее одолжить на один вечер». («Я бы с удовольствием одолжила, но завтра я иду на день рождение и цепочка мне нужна») отказ-обещание
Ситуация – 4.
Давай покурим! Или тебе слабо? (Нет! Я спешу на секцию по волейболу. Хочешь, пойдем со мной?) отказ-альтернатива (альтернативное предложение)
- Молодцы, справились с заданием. Положите 2 лепестка и 2 лучика к своим основаниям.
5. Реклама хороших привычек.
- Ребята, мы уже четко знаем, что человек тогда успешен и счастлив, когда он умеет отказывать, отклонять то, что ему не нужно, т.е умеет говорить «НЕТ».
- От каких привычек мы обычно отказываемся? (От вредных).
- Чтобы нам не попасть в мир вредных привычек, нам нужно хорошо знать какие привычки? (полезные)
Вам было дано домашнее задание: представить, прорекламировать хорошие привычки. Прошу представить ваши рекламы. Команда «Солнышко»
Группа 1. Город Труда
Всех, кто привык трудиться, мы приглашаем в город труда. В этом городе очень хорошие дороги, мосты, прекрасные дома, красивая, модная одежда, потому что все жители здесь обожают трудиться. Они не минуты не сидят без дела. Всегда находят своим рукам занятие: это город настоящих мастеров. Они шьют и строят, пекут хлеб и лечат людей, вяжут, вышивают, ремонтируют машины. Обязательно побывайте в этом городе.
Группа 2. Город Спорта и Гигиены
В этом Городе с самого утра кто на велосипедах, кто на роликовых коньках, кто на скейтбордах. Тут все привыкли делать утреннюю гимнастику, закаляться, обливаться холодной водой. А в городе гигиены ослепительная чистота. В подъездах все блестит, люди опрятные, аккуратные. Они с детства привыкли следить за собой. У всех аккуратные прически, чистая, красивая одежда. В этом городе никто не болеет, потому что все привыкли мыть руки, овощи и фрукты. А у всех ослепительные улыбки, потому что все привыкли следить за своими зубами.
- Молодцы, вы все сделали правильный выбор. Прикрепите по одному лучику и лепестку.
III. Итог: «Сделай правильный выбор!»
- У каждой команды из лучиков и лепестков получились цельные картины.
- Вы все учитесь в одном классе и являетесь единой командой, единым целым.
- Последнее задание будет для всех ребят.
- Перед вами конверт, в котором смешаны и хорошие привычки и вредные. Выберите для себя только то, что приемлемо для вас, что вам нужно, что вам поможет быть успешным и счастливым.
Хорошее:
1. Я считаю, что каждый человек должен контролировать себя, отвечать за свой выбор и свои поступки.
2. У каждого человека должна быть цель в жизни. Если я буду к чему-то стремиться, значит я буду выбирать лучшие и полезные пути для достижения своих целей.
3. Каждый человек должен уметь постоять за себя, чтобы не поддаться дурному влиянию.
4.Нужно не стесняться и уметь обращаться в трудные моменты к другим за помощью.
5. Всегда надо думать о последствиях твоих поступков.
6. Главное, никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать «Нет»!
Плохое:
- Я считаю, что каждый человек может употреблять спиртные напитки (пиво,…).
- Нужно не стесняться и уметь правильно обращаться с сигаретой.
- Не надо думать о последствиях и обязательно ввязываться в любую драку.
- Чипсы, кола, кириешки – это вкусная и полезная пища.
- Хорошо выспаться, вкусно поесть, поиграть в компьютерные игры – вот главное счастье в жизни любого человека.
- И мы слушаем ваши ответы….
Вывод: Вы снова сделали правильный выбор. С каждым правильным выбором мы будем все ближе и ближе к счастью, радости и успешности.
Все дети встают в круг:
Стихотворение учителя
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить,
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем (Дети берутся за руки)
Планете и себе здоровье сохранить!
Итог: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека.
Давайте скажем хором друг другу и присутствующим гостям: «Будьте здоровы»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"
Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....
Урок с элементами деловой игры «Информационные системы. СУБД» (практическая работа № 9)
Класс: 10 Тип урока:урок-практикум. Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут. Цели урока. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапа...
Урок-практикум (урок с элементами деловой игры) "Создание базы данных туристической фирмы средствами ACCESS"
Урок-практикум в 11 классе при изучении БД....
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные в...
Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...
Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)
Урок по теме «Выбор профессии» с элементами деловой игры (9 класс)...
Конспект урока по английскому языку "Государственное и политическое устройство Российской Федерации" (с элементами деловой игры).
Данная методическая разработка рекомендуется для проведения урока английского языка по страноведению России для студентов 1 курса СПО. Содержит элементы деловой игры....