Методы и приемы обучения
учебно-методический материал на тему
В работе представлен сравнительный анализ методов и приемов обучения в общеобразовательной и коррекционной школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ методов и приемов обучения в общеобразовательной и коррекционной школах.
Задачи школы | Методы и приёмы обучения | Результат развития | |||||
словесный | наглядный | практический | игровой | ||||
Общеобразова- тельная школа | 1.Дать целому поколению учеников универсальное, общее образование. 2.Обеспечить готовность к профессиональной ориентации учащихся. 3.Воспитать образованного, культурного человека. | Материал можно изучать целыми блоками (В.Ф. Шаталов), объём его большой и разнообразен по научным направлениям и применению в самостоятельной жизни | Получение молодым поколением граждан такого уровня образования и воспитания, который обеспечит каждому выпускнику возможность и оптимальные пути «вхождения в общество», достижения им достойного уровня в социальной иерархии — социализации и всей полноты самореализации. | ||||
Беседа, рассказ, учебная лекция, дискуссия | Иллюстрации, демонстрации | Упражнение, тренировка, исследование, эксперимент, опыт, экскурсия, диспут, семинар, наблюдение, лабораторная работа, летние задания, изготовление изделия. | Дидактические игры, игры – путешествия, соревнования, трудовая бригада, научно – практическая конференция, конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д. | ||||
Коррекционная школа | 1.Наиболее полно скорректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся с ОВЗ. 2.Дать учащимся такие доступные основные знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. 3.Воспитывать у учащихся личностные, в том числе регулятивные качества, способствующие их социализации в современном обществе. | Материал делится на маленькие порции, повторяется из урока в урок на разном материале, его объём расширяется на немного из года в год. В самостоятельной жизни имеет практическое применение в основном в самообслуживании. | Достижение школьником с ОВЗ максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. | ||||
Беседа, рассказ. Никогда - лекция | Иллюстрации, демонстрации | Упражнение, тренировка, опыт, экскурсия, эксперимент, наблюдение, изготовление изделия. Никогда – исследование, лабораторная работа, летние задания, диспут, семинар. | Дидактические игры, игры – путешествия, соревнования, трудовая бригада, , конкурс, ярмарка идей, фестиваль талантов, вечер загадок и т.д. Никогда - научно – практическая конференция |
- Словесный метод.
Рассказ может быть использован в любом классе. Отличия будут в степени его доступности, длительности, сочетания с наглядными и другими методами. В менее подготовленных классах (коррекционных), надо больше заботиться о доступности, наглядности, о длительности и объеме информации, содержащейся в рассказе. В более подготовленном классе общеобразовательной массовой школы рассказ может быть объемным, более сложным, содержащим меньше примеров, иллюстраций и пр., но в должной мере доступным для этих учеников. Рассказ используется и в ходе проверки знаний учеников. Дети сами готовят свои ответы в общеобразовательной школе в виде рефератов, докладов, презентаций по конкретной теме по заданию учителя или по его вопросам. В коррекционной школе дети готовят сообщения только под руководством учителя или при непосредственном его участии.
Метод беседы во всех видах школы предполагает работу учителя с учениками с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению фактов, понятий или закономерностей или целой системы знаний. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенный материал, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изученного ранее явления, закона и пр. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на актуализацию знаний, на активизацию памяти учеников. В процессе обучения применяются также вводные, основные и заключительные беседы по изучаемой теме. Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения учеников к формулированию выводов и обобщений.
Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей ёмкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, охватывает весь урок или занятие. В коррекционных школах лекция не применяется.
Высока роль словесных методов в вооружении учащихся общеобразовательной школы умениями аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления. В небольшой мере этими умениями овладевают и школьники коррекционных школ, но именно в небольшой мере и, в основном, при направляющей роли учителя.
- Наглядный метод.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов, предметов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов, сегодня - проведение уроков с презентацией. Оба метода применимы в общеобразовательной и коррекционной школах. Но в коррекционной школе необходимо более тщательные пояснения и более конкретные иллюстрации, желательно, чтобы в картине, например, было не более трёх объектов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
Наглядные методы обучения обеспечивают не только приобретение учащимися новых знаний на уроках, но и приучают школьников правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях, например между предметом – кусок сахара, геометрическим телом - куб и его развёрткой - полной поверхностью куба.
- Практический метод.
Этот метод предусматривает практическую работу, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Упражнения любого направления всегда дают понимание, осмысление и закрепление конкретного знания и умения. Тренировка формирует понятие и качество навыка конкретного знания. Неправильно поступают те учителя, которые предоставляют полную самостоятельность учащимся, особенно средних (5-8 классов) при проведении практических работ, считая это высшим проявлением их "творческого поиска" даже в условиях общеобразовательной массовой школы. Никогда не надо забывать, что развитие самостоятельности идет постепенно. Например, в начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде учителя. В конце же курса ботаники и в последующих курсах биологии (зоологии, физиологии, общей биологии) учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности (группами, парами, индивидуально с разными вариантами и не по команде, а по книге, инструкции на доске, листке, тетради. А в коррекционной школе руководство работой учеников постоянно и всегда лежит только на учителе.
Для опытов на пришкольном участке, особенно в коррекционной школе, надо подбирать культуры, не съедобные в сыром виде (свекла, картофель), что обеспечивает сохранность до завершения опыта. Во время опыта проводятся точные наблюдения с измерениями. Эта работа приучает учащихся к дисциплине, организованности, культуре, аккуратности, развивает любовь к труду, земле, растениям, воспитывает бережное отношение к природе, увязывает теорию с практикой. Детям, в целом, нравится работа на огороде, так как в этой работе они могут проявить себя с лучшей стороны - «трудяги и отличники». А ещё их привлекает возможность увидеть и «пощупать» результаты своего практического труда.
В коррекционной школе не используются такие практические формы, как диспут, семинар, лабораторные работы, исследования, летние задания только потому, что здесь высока роль словесных методов и растянутых во времени действий. Учащимся для подтверждения своих позиций необходимо аргументировать, доказывать, сопоставлять, противопоставлять факты, события, явления, делать логические выводы, заключения, что соответствует высокому интеллектуальному развитию. В коррекционных школах, в основном, обучаются дети с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями. Им очень сложно сравнивать и доказывать конкретными примерами свою точку зрения из – за нехватки слов (малый словарный запас) и слабости аналитического и синтетического видов мышления.
Многообразие форм практической организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать окружающий мир.
- Игровой метод.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к главной цели - творческо-поисковой. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Игра - изначальная школа поведения.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В школе в форме игры уроки - путешествия. Они носят характер географических, исторических, математических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по специально продуманным картам. Все путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, открывателя, топографа, искателя и т.д. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры - уроки можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних и практических действий.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр - трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать нужный материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность (Конкурс «А ну – ка, мальчики!»).
Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться и знать. Игра, как средство обучения, используется с древности для любой категории и любого возраста людей. Различаются игры в общеобразовательной и коррекционной школе наполнением и глубиной материала, количеством содержания. В коррекционной школе меньше самостоятельности у школьников с ОВЗ в выборе средств в составе игры.
В коррекционной школе нет научно – практических конференций, как в массовой общеобразовательной школе. Дело в том, что при подготовке исследования для защиты на научно – практической конференции необходимо прочитать и отобрать из большого объёма различного документального и художественного материала самую главную часть, суть задания. К тому же это научное ядро надо подтвердить примерами и исследованиями. Детям с ОВЗ эта работа крайне затруднительна в силу интеллектуальных нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения диалогической речи
Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТВОВЫХ ЗАДАЧ
Приёмы и методы решения текстовых задач....
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Методы и приемы обучения лексике.
Данная публикация содержит рекомендации для учителя англ. языка начальной школы по обучению лексике младших школьников, с опрой на основные методы и приемы, а так же приложение с различными видами игр...
Методы и приемы обучения
Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого мате...
Методы и приемы обучения речи в детском саду.
Понятие метода обучения речиЗакономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности чел...