Рабочая программа "Графика и письмо" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И.Байков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Программа 6 класс, 8 вид, 2 вариант скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ и с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка, обучающегося на индивидуальном (надомном) обучении. Содержит следующие разделы: Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Виды и формы организации учебного процесса. Методы и технологии обучения. Учебно-тематический план.Содержание тем учебного курса. Требования к уровню подготовки учащегося. Скорректированный тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Графика и письмо
6 класс (VIII вид 2 вариант)
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
Актуальность.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.
Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком.
«Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.
обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
— рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
— рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
— рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
— обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащейся, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 6класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 3 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 2 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание и развитие стремления обучающихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Задачи:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты;
- развитие коммуникативной функции речи;
- обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные
Формы работы на уроке: индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Упражнение для развития мелкой моторики рук | 6 |
2 | Рисуночное письмо | 11 |
3 | Жестово-образные игры | 6 |
4 | Письменные упражнения | 11 |
Всего | 34 |
Содержание тем учебного курса.
«Упражнения для развития тонкой моторики рук» (6 часов):
- Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции;
- Массаж рук с использованием различных массажеров;
- Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание;
- Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо» (11 часов):
- Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона;
- Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой;
- Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
- Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров);
- Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.
«Жестово-образные игры» (6 часов):
- Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.
«Письменные упражнения» (11 часов):
- «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
- Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии:
- Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь»;
- «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
- Индивидуальные упражнения в тетради.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
- Владеть приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров; выполнять пальчиковую гимнастику;
- Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками;
- Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.
- Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами;
- «Письмо» букв по трафарету
- Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.
Cкорректированное тематическое планирование «Графика и письмо»
6 класс 34 часа (1 раза в неделю).
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть Упражнения для развития тонкой моторики рук (3 часа). | |||||
1. | Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. | 1 | Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). | ||
2. | Самомассаж с использованием мячей и шишек. | 1 | Развитие тонкой моторики рук. Закрепление навыка делать самомассаж рук с использованием специального и импровизированного массажеров. | ||
4. | Игры с песком и водой. Переливание. | 1 | Развитие тонкой моторики рук (переливание с помощью мерных стаканчиков). | ||
Рисуночное письмо (6 часов). | |||||
5. | Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Гриб». | 1 | Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. | ||
6. | Обводка и штриховка по внутреннему трафарету «Машина». | 1 | Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку цветными карандашами. | ||
7. | Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Груша». | 1 | Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку шариковыми ручками. | ||
8. | Составление узоров из точек и мазков в полоске «Коврик». | 1 | Обучение составлению простых узоров из мазков. Развитие умений рисовать (с помощью учителя), используя приемы – мазки, касание кончиком кисти. Развитие тонкой моторики рук. Обучение пользоваться красками. | ||
9. | Рисование башенки. | 1 | Обучение рисованию предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине. | ||
10. | Наклеивание контурных изображений букв и цифр. | 1 | Наклеивание контурных изображений букв и цифр на два листа — цифры и буквы. Закрепление зрительного образа букв М, Н. Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе и клеем. | ||
2 четверть Жестово-образные игры (2 часа). | |||||
11. | Игры-пантомимы «Спокойствие». | 1 | Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (спокойствие). | ||
12. | Игры-пантомимы «Злость». | 1 | Обучение мимическому выражению. | ||
Письменные упражнения(5 часов). | |||||
13. | Письмо по трафарету буквы А, О,У. | 1 | . | Закрепление зрительного образа буквы А, О, У. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см). | |
14. | Письмо по трафарету буквы И, Э,Ы. | 1 | Закрепление зрительного образа буквы И, Э, Ы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см.) | ||
15. | Письмо по трафарету буквы М, Н. | 1 | Закрепление зрительного образа буквы М, Н. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см). | ||
16. | Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее и сотри». | 1 | Знакомить с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком (невозможность стереть рисунок, написанный ручкой). Развитие внимания. | ||
17. | Пиктограмма «тетрадь», «ручка», «ластик», «карандаш». | 1 | Учить узнавать и показывать пиктограмму. Формировать навык самостоятельных действий с пиктограммой. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». | ||
3 четверть Упражнения для развития тонкой моторики рук(3 часа). | |||||
18. | Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. | 1 | Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). | ||
19. | Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов. | 1 | развитие произвольных движений артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений) | ||
20. | Пальчиковая гимнастика. | 1 | Развитие тонкой моторики рук. | ||
Рисуночное письмо (5 часов). | |||||
21. | Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Снеговик». | 1 | Развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по внешнему трафарету, развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом | ||
22. | Рисование красками (мазки) «Дерево». | 1 | Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – мазки, развитие тонкой моторики рук. | ||
23. | Наклеивание контурных изображений букв А, О, У. | 1 | Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации, обучение работе с кистью и клеем. | ||
24. | Наклеивание контурных изображений букв И, Ы, Э. | 1 | Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации, обучение работе с кистью и клеем. | ||
25. | Рисование красками (примакивание) «Тучи». | 1 | Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – примакивание, развитие тонкой моторики рук. | ||
Жестово-образные игры (3 часа). | |||||
26. | Игры-пантомимы «Радость». | 2 | Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (радость). | ||
27. | Игры-пантомимы «Радость-печаль». | 1 | Обучение мимическому выражению эмоционального состояния (радость-печаль), обучение менять мимическое выражение злости на спокойствие. | ||
4 четверть Жестово-образные игры (1час). | |||||
28. | Пиктограммы «смеяться», «плакать». | 1 | Учить соотносить пиктограммы «смеяться», «плакать». | ||
Письменные упражнения (6часов). | |||||
29. | Письмо вертикальных линий по нескольким точкам. | 1 | Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука». | ||
30. | «Письмо» линий в тетради в линейку под музыку. | 1 | Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии). | ||
31. | Письмо по трафарету буквы А, О,У. | 1 | Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см). | ||
32. | Письмо по трафарету буквы И, Э, Ы, М, Н. | 1 | Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см). | ||
33. | Письмо ломаных линий по нескольким точкам. | 1 | Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука». | ||
34. | «Письмо» линий в тетради в клетку под музыку. «Письмо» стрелок → по пунктирным линиям. | 1 | Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии). |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.
- Андрющенко Н. В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2012 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. — СПб.: СОЮЗ, 2011 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
- Пак Чжэ By. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2012 год.
- Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М. Генезис, 2010 год.
- Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-925415-1496222082.jpg)
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...