Рабочая программа "Альтернативное чтение" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Байков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Рабочая программа по "Альтернативному чтению" 6 класса 8 вида (2) составлена для обучающихся коррекционных школ на индивидуальном (надомном) обучении и скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.6_alt.cht_.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:  Альтернативное чтение

6 класс (VIII вид 2 вариант)

Составитель: Крестовникова Галина Егоровна

                                                                                                   учитель надомного обучения

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка.

Актуальность.

     Учитывая, что речь,  не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.

     Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,  является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

      Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

     В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.

     В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

     Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках;
  • «аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.);
  • «чтение» видеоизображений;
  • «чтение» пиктограмм;
  • глобальное чтение;
  • чтение букв, цифр и др. знаков;
  • чтение по складам.

Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение    ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.

     При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает  в процессе обучения следующие задачи:

  • формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности;
  • обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения»;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия.

      В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами (символами);

- упражнения по прослушанному тексту;

- упражнения со словами.

     Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы  варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

     Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (VIII вид 2 вариант)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, 2011год.
  2. Распоряжения Комитета по образованию № 2525-р, от 30.10.2013 года «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
  3. Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч. год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Причина создания учебной программы.

     Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой  предусмотрена нагрузка 2 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 1 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.

Цель и задачи программы:

Цель:  максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

  • организовать речевую среду;
  • пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения»;
  • научить их понимать соотносящие и указательные жесты.

Инструментарий:

  • рабочая программа
  • диагностическая карта наблюдений
  • рабочие тетради
  • дидактические игры
  • наглядные пособия
  • развивающие игры
  • демонстрационный материал
  • тематические словари в картинках

Виды и формы организации учебного процесса: Для реализации  данной  программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала)

Формы работы на уроке: фронтальная  работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

17

2

«Аудиальное чтение».

7

3

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

10

4

Итого

34

Содержание тем учебного курса.

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (17 часов).

  • Аудиальные и визуальные упражнения с предметами личной гигиены, бытовой техники и картинками
  • Рассматривание картин и картинок с доступным содержанием
  • Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоских изображений
  • Работа с пиктограммами, ситуационные упражнения с использованием пиктограмм

«Аудиальное чтение» (7 часов).

  • Совместное с учащимся слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков, природы, улицы, голосов животных, птиц
  • Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их; выбор такого же музыкального инструмента или картинки из ряда других
  • Музыкально-дидактические упражнения и игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия
  • Слушание аудио книг

Чтение букв и слов («глобальное чтение») (10 часов).

  •  Буквы О, У, И, Э, Ы; «чтение» по артикуляции, узнавание и воспроизведение на основе их беззвучной артикуляции
  • Упражнения на закрепление навыка различия гласных звуков с опорой на картинки; Дидактические упражнения на выбор букв среди картинок и цифр
  •  «Чтение» карточек со словом

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

    К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом;
  • «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами,  картинками, пиктограммами;
  • Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
  • Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения);
  • Узнавать и показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля.

       

 

 

Cкорректированное тематическое планирование по « Альтернативному чтению».

6  класс 34 часа (1 раз в неделю).

№ п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

«Чтение» изображений картинках, картинах и пиктограммах (5 часов).

1.

Чтение картинок на тему: «Продукты питания».

2

Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке»;

Продолжать учить узнавать  на картинках продукты питания.

2.

Чтение картинок на тему: «Животные».

2

Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке».

Продолжать учить узнавать  на картинках животных.

3.

Чтение картинок на тему: «Профессии» (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач).

1

Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке».

Продолжать учить узнавать  на картинках профессии людей (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач).

Аудиальное чтение (1 час).

4.

Слушание аудиосказки «У солнышка в гостях»

1

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

Чтение букв и слов «глобальное чтение» (3 часа).

5.

Буква М

«Чтение» слов с буквой М.

1

Формировать представление о звуке и букве М.

Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.

6.

Буква Н

«Чтение» слов с буквой Н.

1

Формировать представления о звуке и букве Н.

Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.

7.

Знакомство со словами МАМА,  ПАПА, БАБА

1

Учить «читать» слова МАМА,  ПАПА, БАБА.

Учить подкладывать знакомые буквы  в предложенных словах.

2 четверть

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.(4 часа)

8.

Работа с пиктограммами «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка».

1

Учить соотносить школьные принадлежности с пиктограммами.

Продолжать формировать понятие пиктограмма.

Учить узнавать и показывать пиктограмму.

Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм».

9.

Знакомство с пиктографическим стендом о режиме дня.

1

Продолжать формировать понятие пиктограмма.

Учить узнавать и показывать пиктограмму.

Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах.

Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм».

10.

Знакомство с пиктографическим стендом об отдыхе.

1

Продолжать формировать понятие пиктограмма.

Учить узнавать и показывать пиктограмму.

Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах.

Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм».

11.

Знакомство с пиктографическим стендом «Мы идем в магазин».

1

Продолжать формировать понятие пиктограмма.

Учить узнавать и показывать пиктограмму.

Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах.

Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм».

Аудиальное чтение (1 час).

12.

Слушание аудиокниг. Рассказы В. Бианки.

1

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

Чтение букв и слов «глобальное чтение» (2 часа).

13.

«Чтение» слов по теме: «Школьные принадлежности».

1

Продолжать учить «читать» слова по карточкам.

Учить прикреплять карточки со словами на соответствующие реальные предметы.

14.

Найди букву А, О, У.

Найди букву И, Э, Ы.

1

Учить «читать» слова, прикрепленные к соответствующей пиктограмме.

Учить подкладывать буквы А, О, У в предложенных словах

Учить подкладывать буквы И, Э, Ы в предложенных словах.

3 четверть

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах(3 часа).

15.

Игра «Угадай, что это?». Тема: «Продукты питания».

1

Учить узнавать продукты питания по их изображению по упаковке, по описанию учителя.

16.

Игра «Найди картинку». Тема: «Профессии».

1

Учить находить картинку (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением труда людей (продавец, кассир и др.)

17.

Рассматривание  сюжетно-бытовых картин на тему: «Бытовые приборы».

1

Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай».

Учить узнавать  на картинках бытовые приборы.

Аудиальное чтение (3 часа).

18.

Слушание аудиокниг. Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок».

2

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

19.

Слушание аудио сказки «Два жадных медвежонка».

1

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

Чтение букв и слов «глобальное чтение» (1 час).

20.

Буква П.

«Послушай и покажи букву П».

1

Формировать представления о звуке и букве П.

Учить показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля (то есть ученик не может наблюдать артикуляцию букв при произнесении их учителем).

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (4 часа).

21.

Чтение информационных знаков: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Медицинский кабинет».

1

Учить выбирать и называть информационные знаки.

Продолжать учить читать значения информационных знаков.

22.

Чтение запрещающих знаков: «Движение пешеходов запрещено», «Запрещается пользоваться огнём», «Посторонним вход запрещён».

1

Учить выбирать и называть запрещающие знаки.

Продолжать учить читать значения запрещающих знаков.

23.

Светофор.

1

Продолжать учить «чтению» сигналов трех- и двухсекционного светофора.

24.

Разыгрывание содержание картины «Мы идем в магазин».

1

Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин с помощью настольного театра.

4 четверть

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (3 часа).

25.

Разыгрывание сказки «Репка».

1

Разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчикового театра.

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

26.

Разыгрывание сказки «Три Медведя».

1

Разыгрывание сказки «Три медведя» с помощью плоскостных моделей.

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

27.

Разыгрывание содержание картины «Я помогаю маме».

1

Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин с помощью объемных и плоскостных моделей.

Аудиальное чтение (2 часа).

28.

Слушание аудиосказки. Чуковский К. «Айболит».

1

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

29.

Слушание и разыгрывание сказки: «Волк и семеро козлят».

1

Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям).

Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения).

Чтение букв и слов «глобальное чтение» (2 часа).

30.

«Чтение» слов: мама, папа, баба, стул, стол, дом.

1

Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам.

Учить раскладывать карточки со словами к определенной картинке.

31.

Чтение» слов по теме: «Транспорт», «Продукты питания».

1

Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам.

Учить раскладывать карточки со словами к определенной картинке.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой    2011год.
  2. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина Я-говорю! Упражнения с пиктограммами Дрофа 2011год.
  3. 2.И.В. Ковалец Азбука эмоций    М.Владос 2011 год. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
  4. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
  5. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....