Рабочая программа "Альтернативное чтение" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Байков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Рабочая программа по "Альтернативному чтению" 6 класса 8 вида (2) составлена для обучающихся коррекционных школ на индивидуальном (надомном) обучении и скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.6_alt.cht_.docx | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Альтернативное чтение
6 класс (VIII вид 2 вариант)
Составитель: Крестовникова Галина Егоровна
учитель надомного обучения
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
Актуальность.
Учитывая, что речь, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции. В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — обобщающее понятие — закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Одним из факторов, способствующих оптимальному речевому развитию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является предметно-развивающая среда, построенная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Процесс чтения определяется, как процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые на всем протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.
В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащейся оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому очень важно научить альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.
Сам предмет предполагает обучение учащейся следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках;
- «аудиальное» чтение (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, СД-диски и др.);
- «чтение» видеоизображений;
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и др. знаков;
- чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и соответственно обучение способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащейся. Процесс « чтения» важен для формирования у ребенка правильных представлений о себе, социальном и природном мире. Обучение в данной последовательности на основе работы со звуко-символической системой ориентированно на индивидуальные психофизические и речевые особенности (сохранные и нарушенные) функции ребенка. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащейся. Основой обучения «Альтернативному чтению» является ежедневное чтение ребенку художественной литературы (потешки, стихотворения, короткие рассказы и т.д.) и формирование умений воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
При обучении «Альтернативному чтению» учитель решает в процессе обучения следующие задачи:
- формировать целостное представление о книгах, иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворяя коммуникативную потребность ребенка;
- создавать условия для пробуждения речевой активности;
- обеспечить необходимую мотивацию слушания, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием, эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе «чтения»;
- формировать предметные и предметно-игровые действия.
В процессе работы по предмету используется последовательное выполнение упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- упражнения по прослушанному тексту;
- упражнения со словами.
Следует отметить, что к работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вообще не может быть универсального подхода. Поэтому выбор той или иной кодовой системы варьируется в зависимости от уровня развития учащегося и его возраста.
Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-развивающей работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 6 класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой, 2011год.
- Распоряжения Комитета по образованию № 2525-р, от 30.10.2013 года «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
- Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч. год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 2 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 1 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.
Цель и задачи программы:
Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- организовать речевую среду;
- пробуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения»;
- научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Инструментарий:
- рабочая программа
- диагностическая карта наблюдений
- рабочие тетради
- дидактические игры
- наглядные пособия
- развивающие игры
- демонстрационный материал
- тематические словари в картинках
Виды и формы организации учебного процесса: Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала)
Формы работы на уроке: фронтальная работа с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | 17 |
2 | «Аудиальное чтение». | 7 |
3 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). | 10 |
4 | Итого | 34 |
Содержание тем учебного курса.
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (17 часов).
- Аудиальные и визуальные упражнения с предметами личной гигиены, бытовой техники и картинками
- Рассматривание картин и картинок с доступным содержанием
- Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоских изображений
- Работа с пиктограммами, ситуационные упражнения с использованием пиктограмм
«Аудиальное чтение» (7 часов).
- Совместное с учащимся слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков, природы, улицы, голосов животных, птиц
- Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их; выбор такого же музыкального инструмента или картинки из ряда других
- Музыкально-дидактические упражнения и игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия
- Слушание аудио книг
Чтение букв и слов («глобальное чтение») (10 часов).
- Буквы О, У, И, Э, Ы; «чтение» по артикуляции, узнавание и воспроизведение на основе их беззвучной артикуляции
- Упражнения на закрепление навыка различия гласных звуков с опорой на картинки; Дидактические упражнения на выбор букв среди картинок и цифр
- «Чтение» карточек со словом
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Слушать стихотворения, рассказы и показывать картинки, изображающие действие, на выбор нужной картинки из двух-трех, выполнять движения в соответствии с прослушанным текстом;
- «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, соотносить предметы с пиктограммами; соотносить знакомые слова с предметами, картинками, пиктограммами;
- Разыгрывать содержание картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.
- Слушать аудиокниги, сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений, договаривать стихи при прослушивании (сопряжено, а затем и самостоятельно, используя все доступные средства общения);
- Узнавать и показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля.
Cкорректированное тематическое планирование по « Альтернативному чтению».
6 класс 34 часа (1 раз в неделю).
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть «Чтение» изображений картинках, картинах и пиктограммах (5 часов). | |||||
1. | Чтение картинок на тему: «Продукты питания». | 2 | Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке»; Продолжать учить узнавать на картинках продукты питания. | ||
2. | Чтение картинок на тему: «Животные». | 2 | Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке». Продолжать учить узнавать на картинках животных. | ||
3. | Чтение картинок на тему: «Профессии» (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач). | 1 | Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай на картинке». Продолжать учить узнавать на картинках профессии людей (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач). | ||
Аудиальное чтение (1 час). | |||||
4. | Слушание аудиосказки «У солнышка в гостях» | 1 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
Чтение букв и слов «глобальное чтение» (3 часа). | |||||
5. | Буква М «Чтение» слов с буквой М. | 1 | Формировать представление о звуке и букве М. Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение. | ||
6. | Буква Н «Чтение» слов с буквой Н. | 1 | Формировать представления о звуке и букве Н. Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение. | ||
7. | Знакомство со словами МАМА, ПАПА, БАБА | 1 | Учить «читать» слова МАМА, ПАПА, БАБА. Учить подкладывать знакомые буквы в предложенных словах. | ||
2 четверть «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.(4 часа) | |||||
8. | Работа с пиктограммами «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». | 1 | Учить соотносить школьные принадлежности с пиктограммами. Продолжать формировать понятие пиктограмма. Учить узнавать и показывать пиктограмму. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». | ||
9. | Знакомство с пиктографическим стендом о режиме дня. | 1 | Продолжать формировать понятие пиктограмма. Учить узнавать и показывать пиктограмму. Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». | ||
10. | Знакомство с пиктографическим стендом об отдыхе. | 1 | Продолжать формировать понятие пиктограмма. Учить узнавать и показывать пиктограмму. Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». | ||
11. | Знакомство с пиктографическим стендом «Мы идем в магазин». | 1 | Продолжать формировать понятие пиктограмма. Учить узнавать и показывать пиктограмму. Учить «читать» информацию (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». | ||
Аудиальное чтение (1 час). | |||||
12. | Слушание аудиокниг. Рассказы В. Бианки. | 1 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
Чтение букв и слов «глобальное чтение» (2 часа). | |||||
13. | «Чтение» слов по теме: «Школьные принадлежности». | 1 | Продолжать учить «читать» слова по карточкам. Учить прикреплять карточки со словами на соответствующие реальные предметы. | ||
14. | Найди букву А, О, У. Найди букву И, Э, Ы. | 1 | Учить «читать» слова, прикрепленные к соответствующей пиктограмме. Учить подкладывать буквы А, О, У в предложенных словах Учить подкладывать буквы И, Э, Ы в предложенных словах. | ||
3 четверть «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах(3 часа). | |||||
15. | Игра «Угадай, что это?». Тема: «Продукты питания». | 1 | Учить узнавать продукты питания по их изображению по упаковке, по описанию учителя. | ||
16. | Игра «Найди картинку». Тема: «Профессии». | 1 | Учить находить картинку (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением труда людей (продавец, кассир и др.) | ||
17. | Рассматривание сюжетно-бытовых картин на тему: «Бытовые приборы». | 1 | Учить показывать изображение по словесной инструкции « Слушай и показывай». Учить узнавать на картинках бытовые приборы. | ||
Аудиальное чтение (3 часа). | |||||
18. | Слушание аудиокниг. Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок». | 2 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
19. | Слушание аудио сказки «Два жадных медвежонка». | 1 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
Чтение букв и слов «глобальное чтение» (1 час). | |||||
20. | Буква П. «Послушай и покажи букву П». | 1 | Формировать представления о звуке и букве П. Учить показывать буквы на основе слухового восприятия без зрительного контроля (то есть ученик не может наблюдать артикуляцию букв при произнесении их учителем). | ||
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (4 часа). | |||||
21. | Чтение информационных знаков: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Медицинский кабинет». | 1 | Учить выбирать и называть информационные знаки. Продолжать учить читать значения информационных знаков. | ||
22. | Чтение запрещающих знаков: «Движение пешеходов запрещено», «Запрещается пользоваться огнём», «Посторонним вход запрещён». | 1 | Учить выбирать и называть запрещающие знаки. Продолжать учить читать значения запрещающих знаков. | ||
23. | Светофор. | 1 | Продолжать учить «чтению» сигналов трех- и двухсекционного светофора. | ||
24. | Разыгрывание содержание картины «Мы идем в магазин». | 1 | Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин с помощью настольного театра. | ||
4 четверть «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах (3 часа). | |||||
25. | Разыгрывание сказки «Репка». | 1 | Разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчикового театра. Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
26. | Разыгрывание сказки «Три Медведя». | 1 | Разыгрывание сказки «Три медведя» с помощью плоскостных моделей. Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
27. | Разыгрывание содержание картины «Я помогаю маме». | 1 | Совместное с учащимся разыгрывание содержания картин с помощью объемных и плоскостных моделей. | ||
Аудиальное чтение (2 часа). | |||||
28. | Слушание аудиосказки. Чуковский К. «Айболит». | 1 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
29. | Слушание и разыгрывание сказки: «Волк и семеро козлят». | 1 | Закрепление навыка слушания сказок и называния героев (показ по иллюстрациям). Учить самостоятельному рассказыванию сказки (используются все доступные средства общения). | ||
Чтение букв и слов «глобальное чтение» (2 часа). | |||||
30. | «Чтение» слов: мама, папа, баба, стул, стол, дом. | 1 | Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам. Учить раскладывать карточки со словами к определенной картинке. | ||
31. | Чтение» слов по теме: «Транспорт», «Продукты питания». | 1 | Учить «читать» слова по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам. Учить раскладывать карточки со словами к определенной картинке. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой 2011год.
- Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова, Л.В.Лопатина Я-говорю! Упражнения с пиктограммами Дрофа 2011год.
- 2.И.В. Ковалец Азбука эмоций М.Владос 2011 год. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...