Учебно-методическое пособие "Найди точное место"
учебно-методическое пособие на тему

Головина Нина Анатольевна

Пространственные представления у большинства учащихся-логопатов либо не сформированы, либо не обобщены в той степени, которая позволила бы этим детям свободно олерировать ими в своей учебной деятельности. Коррекционная работа в данном случае  направлена на устранение недостатков пространственного восприятия, чёткое определение правых и левых частей тела в обычном и зеркальном положении, точное определение направлений в пространстве, на понимание пространственных взаимоотношений объектов, на правильное употребление предлогов, имеющих пространственное значение.  В процессе коррекционной работы пользуемся разнообразным наглядным материалом. Но однажды обычный настольный календарь с "бегунком" подтолкнул меня на создание учебно-методического пособия, которое я здесь представляю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед ГБОУЦППРК «Доверие» Головина Н.А.

Учебно-методическое пособие

«Найди точное место»

Задачи:   1. Формирование пространственного восприятия и пространственных                       представлений.

             2. Развитие слухового и зрительного внимания.

                3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

                4. Отработка предложных конструкций, обозначающих зрительно-                        пространственные отношения.

                 5. Закрепление лексического значения предлогов.

                 6. Организация синхронных движений пальцев обеих рук.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика.

                 1. Рамка на подставке с передвижным устройством: влево-вправо,                            вверх-вниз (от настольного календаря).

                 2. Набор карточек-вкладышей с контурными картинками.

Инструкция по использованию:

Детям раздаются рамки, в которые они вставляют одинаковые  картинки. С помощью передвижного устройства ученики указывают место на картинке, названное  логопедом, либо сами оречевляют свои действия по передвижению в пространстве.

Примечание:

При использовании этого пособия, создаётся игровая ситуация, которая улучшает эмоциональный настрой учащихся, повышает интерес к уроку и  позитивное отношение к учебному процессу. Дети с удовольствием выполняют задания логопеда. Работают внимательно, заинтересованно, контролируя не только себя, но и соседа по парте. Сравнивают свои результаты, и в случае расхождения, анализируют и обосновывают свои действия.

Поставленные цели реализуются успешно.


Первый вариант.

Картинка «Мухомор»

Задание.

Представьте себе, что на нашей картинке появился жук.

Я буду называть место, где он находится, а вы - показывать.

   -  Прилетел жук и закружился над мухомором.

   -  Жук сел на мухомор.

   -  Закружился справа от мухомора.

   -  Залез под мухомор.

   -  Пополз жук вправо / влево от гриба.

   -  Оказался перед мухомором.

   -  Посадите жука куда хотите и расскажите, где он находится.


Второй вариант

Картинка «Конура Мухтара».

Задание.

Сейчас на картинке появится муха, а вы будете показывать то место, где она находится.

   -  Муха залетела в конуру.

   -  Вылетела из конуры и села на дорожку перед ней.

   -  Села на цветок.

   -  Теперь спряталась под цветком.

   -  Взлетела над конурой.

   -  Села на правую/левую сторону крыши.

   -  Закружилась между ромашкой и конурой.

   -  Приземлилась справа / слева от конуры.

   -  Поднялась над травой.

   -  Посадите муху куда хотите и расскажите, где она находится.


Третий вариант

Картинка «Пиджак на вешалке»

Задание.

Представьте, что вы сняли пиджак и повесили его на вешалку. Теперь он висит прямо перед нами.

   - Покажите левый / правый рукав.

   - Покажите правый / левый воротник.

   - Покажите правый / левый карман.

   - Покажите верхнюю пуговицу.

   - Покажите правый /левый нижний угол картинки.


Четвёртый вариант.

Картинка «Снеговик».

Задание.

Прямо перед нами стоит снеговик, он смотрит на нас.

- Покажите правую / левую руку снеговика.

- Покажите левый / правый глаз.

- Скажите, в какой руке метла.

- Представьте, что прилетела птичка и села на правую ногу снеговика. Покажите.

 - Птичка села на шляпу снеговика.

 - Взлетела над снеговиком.

 - Села на левую/правую нижнюю ветку ёлки.

 - С какой стороны картинки расположена ёлка?

 - Представьте, что вы стоите на месте снеговика. С какой стороны от вас расположена ель?


Пятый вариант

Картинка «Обезьянки».

Задание.

Перед нам две цирковые обезьянки. Их зовут Доня и Мики.

- Скажите, с какой стороны нарисована Доня, а с какой Мики?

- Покажите правую/левую руку Дони.

- Покажите правую/левую руку Мики.

- Покажите правую/левую ногу Дони.

- Покажите правую/левую ногу Мики.

- Покажите левое/правое ухо Дони.

- Покажите правый/левый глаз Мики.

-Скажите, в какую сторону направлен хвост у Мики, а в какую у Дони.

- Представьте себя на месте Мики. С какой стороны от вас будет находиться Доня?

- Теперь вы на месте Дони. С какой стороны Мики?


Шестой вариант.

Картинка «Под дождём».

Задание.

Мальчик бежит, чтобы укрыться от сильного дождя.

- Скажите, в какую сторону бежит мальчик?

- Покажите, что над головой у мальчика.

- Покажите, что под ногами у мальчика.

- Покажите, что нарисовано слева от мальчика.

- Покажите правую/левую ногу мальчика.

- Покажите правую/левую руку.

- Скажите, за какую лапу мальчик держит мишку?

- Покажите правую/левую заднюю ногу мишки.

- Покажите правый глаз мальчика.

- Покажите левое ухо мишки.

- Скажите, в какой руке мальчик держит зонт?

- Скажите, кто находится впереди?


Седьмой вариант.

Картинка «В классе».

Задание.

В классе идёт урок. Дети сидят за партами, учитель стоит перед ними.

- Покажите, кто сидит слева, а кто справа.

- Скажите, какую руку поднял мальчик?

- Какую руку подняла девочка?

- Покажите правую ногу мальчика.

- Покажите левую ногу девочки.

- Покажите правое/левое ухо мальчика.

- Покажите правую/левую косичку у девочки.

- Скажите, с какой стороны от мальчика находится девочка?

- Скажите, где мальчик относительно девочки?

- Скажите, с какой стороны от детей находится учитель?

- Покажите левую руку учителя.

- Покажите правый/левый глаз учителя.

- Скажите, в какой руке указка?

- Покажите, что находится за учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...