Развитие мелкой моторики через предметно-игровые действия
статья по теме
Одним из аспектов построения логопедической коррекционно-развивающей среды является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Важнейшими условиями развития речи являются движения кисти и пальцев, которые оказывают большое влияние на развитие активной речи ребенка.
/слайд № 2/ Моторные центры речи в лобной доле коры больших полушарий головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому /слайд № 3/ развивая моторику пальцев мы передаем импульсы в речевые центры.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (по типу нашей «Сороки-белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы Владимира Михайловича Бехтерева /слайд № 4/ доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев” /слайд № 5/.
У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта недостаточная иннервация мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.
Поэтому особое внимание в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта школьного возраста мы уделяем развитию мелкой моторики.
В условиях нашей специальной (коррекционной) школы выработаны единые требования развития мелкой моторики на уроках, внеклассных мероприятиях, занятиях специалистов (логопеда, психолога, дефектолога). На каждых занятиях обязателен этап развития мелкой моторики по следующим направлениям:
/слайд № 6/
- Упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- Упражнения на расширение тактильного опыта;
- Конструирование на плоскости;
- Графические работы в тетрадях;
- Элементы Монтессори-педагогики;
/слайд № 7/ 1) Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. /слайд № 8/ Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Можно помочь детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания взрослого были ясными и четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.
/слайд № 9/ Проводя упражнения с проговариванием стихотворений и потешек дети усваивают на практике грамматические формы речи, учатся дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, учатся понимать предложенные конструкции с предлогами – в, -на, -под, -за, -у, -с, пополняют активный словарь за счет введения в речь местоимений, наречий, числительных, союзов, развивают речевое дыхание, артикуляцию, слуховое восприятие, чувство ритма
/слайд № 10/ Следующим направлением логопедической коррекционно-развивающей работы являются упражнения на расширение тактильного опыта:
- «Волшебный мешочек»; /слайд № 11/
- Работа с природным материалом; /слайд № 12/
- Поиск предметов в миске с крупой; /слайд № 13/
- Игры с набивными подушечками с разными наполнителями (песок, крупа, орехи, каштаны). /слайд № 14/
Эти игры на развитие тактильных ощущений у детей способствуют нормализации мышечного тонуса, увеличения объёма и амплитуды движений пальцев рук, расширяют словарный запас и представления об окружающей среде.
/слайд № 15/ Развитию устной и письменной речи способствует такой вид деятельности, как конструирование на плоскости. Данный вид работы учащиеся выполняют с помощью «блоков Дьенеша», «палочек Кюизенера», построения рисунков из геометрических фигур, выкладывания узоров из цветной мозаики, букв и цифр из природного материала (фасоль, каштаны). /слайд № 16, 17, 18 по 2-3 секунды/
Конструирование на плоскости закрепляет пространственные представления, дети начинают использовать предложно-падежные конструкции, упражняются в словообразовании разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов).
/слайд № 19/ Следующим этапом после конструирования является выполнение графических работ в тетрадях. Важно, чтобы они имели образно-смысловую значимость, поэтому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, доступные пониманию детей с тяжелым нарушением интеллекта. Видами графических заданий являются:
- штампование на альбомных листах;
- дорисовка недостающих деталей у цветов и предметов;
- обведение шаблонов и трафаретов;
- штриховка и закрашивание контурных изображений.
/слайд № 20/ Детям предлагаются для дорисовки орнаменты и лабиринты с постепенным нарастанием сложности. Например:
«Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
1. Попади мячом и сбей палочку.
2. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
3. Попади мячом в баскетбольную «корзину».
Графические работы в тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги, развитию зрительно-моторной координации и готовят руку ребенка к обучению письму.
Создание логопедической коррекционно-развивающей среды во внутреннем пространстве школы способствует оптимальной включенности каждого ребенка в речевую деятельность. Комфорт ребенка в этой среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживает положительно эмоциональный фон, т.е. способствует социальной адаптации детей с тяжелым нарушением интеллекта. Пятым направлением развития мелкой моторики являются элементы Монтессори – педагогики, о котором более подробно расскажет вам Алпатова Виктория Викторовна.
Важное место в работе по развитию мелкой моторики детей с нарушением интеллекта занимают элементы Монтессори - педагогики. Девиз данной системы обучения: "Помоги мне сделать это самому" - очень точно согласуется с целями работы нашей школы. Из всего многообразия игр мы выбрали такие, которые наиболее комплексно воздействуют на развитие детей с нарушением интеллекта.
- Игры с крупой:
- сортировка круп (по виду, по цвету, по величине)
- пересыпание из одной ёмкости в другую
Погружаясь как можно глубже в наполнитель руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными, упражнения можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. Каждое действие ребёнка мы сопровождаем речью. Например: «Ты взял большой каштан, ты взял маленькую горошину». Также дети учатся отвечать на вопрос «Какой каштан?» (гладкий, твёрдый, коричневый).
2. Игры с прищепками.
Мы начинаем с самой простой игры «Покорми рыбку». Нашим учащимся с большим трудом даются даже самые простые движения - открыть и закрыть прищепку. Когда это начинает получаться, переходим к следующим упражнениям: «Сажаем цветы», изготовляем «Солнышко», «Ёжика» и др. Тренируя пальцы с помощью прищепок, ребёнок начинает чувствовать силу нажима, регулировать её, что важно для навыка письма.
3. Построение башни из цветных стаканчиков (по аналогии с «Розовой башней» Монтессори). Такая игра развивает внимание, пространственное восприятие, мышление, дети оперируют наречиями «больше», «меньше», «выше», «ниже».
4. Нанизывание деревянных бусин. Детям предлагаются задания нанизать бусины одного цвета, одной формы и, затем, как более сложный вариант- нанизывание с чередованием. Во время этих упражнений закрепляются пространственные представления, восприятие цвета и формы, развивается двуручная деятельность.
5. «Рыбалка» - ловля заданных предметов на удочку с магнитом на конце. Для этой игры мы используем готовые формы с магнитами или вырезаем из картона по заданной лексической теме. Сопровождая свои действия речью, дети используют глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени («я ловлю», «я поймал»). Кроме того, развивается глазомер, координация движений, внимание.
6. Игры с образцами ткани (поиск пары). Это развивает тактильные ощущения, зрительное восприятие. Во время этой игры учащиеся употребляют прилагательные, отвечая на вопрос «Какая это ткань?» (мягкая, полосатая, тонкая, плотная).
7. Цветные цилиндры. Цилиндры вставляют в углубления подставки, тренируя моторику и ловкость рук, или выстраивают из них башенки или заборчики. Учащиеся закрепляют названия цветов, используют наречия «выше» - «ниже», «ближе»- «дальше».
Таким образом, данные игры и упражнения развивают мелкую моторику, способствуют развитию цветовосприятия, внимания, памяти, мышления. Добавляя в каждую игру и упражнение речевое сопровождение, мы развиваем речь: дети пополняют словарный запас за счёт прилагательных, глаголов, наречий, учатся отвечать на вопросы в процессе предметно-практической деятельности.
Создание логопедической коррекционно-развивающей среды во внутреннем пространстве школы способствует оптимальной включенности каждого ребенка в речевую деятельность. Комфорт ребенка в этой среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, способствует социальной адаптации детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare.doc | 97 КБ |
prezentatsiya_k_dokl._razvitie_melkoy_motoriki.ppt | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики через предметно-игровые действия /слайд № 1/
Одним из аспектов построения логопедической коррекционно-развивающей среды является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Важнейшими условиями развития речи являются движения кисти и пальцев, которые оказывают большое влияние на развитие активной речи ребенка.
/слайд № 2/ Моторные центры речи в лобной доле коры больших полушарий головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому /слайд № 3/ развивая моторику пальцев мы передаем импульсы в речевые центры.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (по типу нашей «Сороки-белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы Владимира Михайловича Бехтерева /слайд № 4/ доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев” /слайд № 5/.
У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта недостаточная иннервация мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.
Поэтому особое внимание в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта школьного возраста мы уделяем развитию мелкой моторики.
В условиях нашей специальной (коррекционной) школы выработаны единые требования развития мелкой моторики на уроках, внеклассных мероприятиях, занятиях специалистов (логопеда, психолога, дефектолога). На каждых занятиях обязателен этап развития мелкой моторики по следующим направлениям:
/слайд № 6/
- Упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- Упражнения на расширение тактильного опыта;
- Конструирование на плоскости;
- Графические работы в тетрадях;
- Элементы Монтессори-педагогики;
/слайд № 7/ 1) Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3-5 минут в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. /слайд № 8/ Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Можно помочь детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания взрослого были ясными и четкими, содержали элементы одобрения, оценки действий детей.
/слайд № 9/ Проводя упражнения с проговариванием стихотворений и потешек дети усваивают на практике грамматические формы речи, учатся дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, учатся понимать предложенные конструкции с предлогами – в, -на, -под, -за, -у, -с, пополняют активный словарь за счет введения в речь местоимений, наречий, числительных, союзов, развивают речевое дыхание, артикуляцию, слуховое восприятие, чувство ритма
/слайд № 10/ Следующим направлением логопедической коррекционно-развивающей работы являются упражнения на расширение тактильного опыта:
- «Волшебный мешочек»; /слайд № 11/
- Работа с природным материалом; /слайд № 12/
- Поиск предметов в миске с крупой; /слайд № 13/
- Игры с набивными подушечками с разными наполнителями (песок, крупа, орехи, каштаны). /слайд № 14/
Эти игры на развитие тактильных ощущений у детей способствуют нормализации мышечного тонуса, увеличения объёма и амплитуды движений пальцев рук, расширяют словарный запас и представления об окружающей среде.
/слайд № 15/ Развитию устной и письменной речи способствует такой вид деятельности, как конструирование на плоскости. Данный вид работы учащиеся выполняют с помощью «блоков Дьенеша», «палочек Кюизенера», построения рисунков из геометрических фигур, выкладывания узоров из цветной мозаики, букв и цифр из природного материала (фасоль, каштаны). /слайд № 16, 17, 18 по 2-3 секунды/
Конструирование на плоскости закрепляет пространственные представления, дети начинают использовать предложно-падежные конструкции, упражняются в словообразовании разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов).
/слайд № 19/ Следующим этапом после конструирования является выполнение графических работ в тетрадях. Важно, чтобы они имели образно-смысловую значимость, поэтому для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб, доступные пониманию детей с тяжелым нарушением интеллекта. Видами графических заданий являются:
- штампование на альбомных листах;
- дорисовка недостающих деталей у цветов и предметов;
- обведение шаблонов и трафаретов;
- штриховка и закрашивание контурных изображений.
/слайд № 20/ Детям предлагаются для дорисовки орнаменты и лабиринты с постепенным нарастанием сложности. Например:
«Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
1. Попади мячом и сбей палочку.
2. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
3. Попади мячом в баскетбольную «корзину».
Графические работы в тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги, развитию зрительно-моторной координации и готовят руку ребенка к обучению письму.
Создание логопедической коррекционно-развивающей среды во внутреннем пространстве школы способствует оптимальной включенности каждого ребенка в речевую деятельность. Комфорт ребенка в этой среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживает положительно эмоциональный фон, т.е. способствует социальной адаптации детей с тяжелым нарушением интеллекта. Пятым направлением развития мелкой моторики являются элементы Монтессори – педагогики, о котором более подробно расскажет вам Алпатова Виктория Викторовна.
Важное место в работе по развитию мелкой моторики детей с нарушением интеллекта занимают элементы Монтессори - педагогики. Девиз данной системы обучения: "Помоги мне сделать это самому" - очень точно согласуется с целями работы нашей школы. Из всего многообразия игр мы выбрали такие, которые наиболее комплексно воздействуют на развитие детей с нарушением интеллекта.
- Игры с крупой:
- сортировка круп (по виду, по цвету, по величине)
- пересыпание из одной ёмкости в другую
Погружаясь как можно глубже в наполнитель руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными, упражнения можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. Каждое действие ребёнка мы сопровождаем речью. Например: «Ты взял большой каштан, ты взял маленькую горошину». Также дети учатся отвечать на вопрос «Какой каштан?» (гладкий, твёрдый, коричневый).
2. Игры с прищепками.
Мы начинаем с самой простой игры «Покорми рыбку». Нашим учащимся с большим трудом даются даже самые простые движения - открыть и закрыть прищепку. Когда это начинает получаться, переходим к следующим упражнениям: «Сажаем цветы», изготовляем «Солнышко», «Ёжика» и др. Тренируя пальцы с помощью прищепок, ребёнок начинает чувствовать силу нажима, регулировать её, что важно для навыка письма.
3. Построение башни из цветных стаканчиков (по аналогии с «Розовой башней» Монтессори). Такая игра развивает внимание, пространственное восприятие, мышление, дети оперируют наречиями «больше», «меньше», «выше», «ниже».
4. Нанизывание деревянных бусин. Детям предлагаются задания нанизать бусины одного цвета, одной формы и, затем, как более сложный вариант- нанизывание с чередованием. Во время этих упражнений закрепляются пространственные представления, восприятие цвета и формы, развивается двуручная деятельность.
5. «Рыбалка» - ловля заданных предметов на удочку с магнитом на конце. Для этой игры мы используем готовые формы с магнитами или вырезаем из картона по заданной лексической теме. Сопровождая свои действия речью, дети используют глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени («я ловлю», «я поймал»). Кроме того, развивается глазомер, координация движений, внимание.
6. Игры с образцами ткани (поиск пары). Это развивает тактильные ощущения, зрительное восприятие. Во время этой игры учащиеся употребляют прилагательные, отвечая на вопрос «Какая это ткань?» (мягкая, полосатая, тонкая, плотная).
7. Цветные цилиндры. Цилиндры вставляют в углубления подставки, тренируя моторику и ловкость рук, или выстраивают из них башенки или заборчики. Учащиеся закрепляют названия цветов, используют наречия «выше» - «ниже», «ближе»- «дальше».
Таким образом, данные игры и упражнения развивают мелкую моторику, способствуют развитию цветовосприятия, внимания, памяти, мышления. Добавляя в каждую игру и упражнение речевое сопровождение, мы развиваем речь: дети пополняют словарный запас за счёт прилагательных, глаголов, наречий, учатся отвечать на вопросы в процессе предметно-практической деятельности.
Создание логопедической коррекционно-развивающей среды во внутреннем пространстве школы способствует оптимальной включенности каждого ребенка в речевую деятельность. Комфорт ребенка в этой среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, способствует социальной адаптации детей с тяжелым нарушением интеллекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моторные центры речи в лобной доле коры больших полушарий головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев
Развивая моторику пальцев мы передаем импульсы в речевые центры.
Работы Владимира Михайловича Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
“ Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев”. Сухомлинский В.А.
Упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; Упражнения на расширение тактильного опыта; Конструирование на плоскости; Графические работы в тетрадях; 5. Элементы Монтессори-педагогики
1 . Пальчиковая гимнастика должна проводиться в течение 3-5 минут в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе.
2. Упражнения с проговариванием стихотворений и потешек. Дети: усваивают на практике грамматические формы речи; учатся дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени, учатся понимать предложенные конструкции с предлогами – в, -на, -под, -за, -у, -с; пополняют активный словарь за счет введения в речь местоимений, наречий, числительных, союзов, развивают речевое дыхание, артикуляцию, слуховое восприятие, чувство ритма
3. Упражнения на расширение тактильного опыта: «Волшебный мешочек»; Работа с природным материалом; Поиск предметов в миске с крупой; Игры с набивными подушечками с разными наполнителями (песок, крупа, орехи, каштаны)
4. Конструирование на плоскости. «Блоки Дьенеша»; «Палочки Кюизенера»; Построения рисунков из геометрических фигур; Выкладывания узоров из цветной мозаики, букв и цифр из природного материала (фасоль, каштаны). Конструирование на плоскости закрепляет пространственные представления, дети начинают использовать предложно-падежные конструкции, упражняются в словообразовании разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов).
Графические работы в альбомах Штампование на альбомных листах; Дорисовка недостающих деталей у предметов; Обведение шаблонов и трафаретов; Штриховка и закрашивание контурных изображений.
Проведение прямых и волнистых линий. «Я самый меткий» 1. Попади мячом и сбей палочку. 2. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг. 3. Попади мячом в баскетбольную «корзину».
5. Элементы Монтессори - педагогики . Игры с крупой; Игры с прищепками; Цветные стаканчики-вкладки; Нанизывание деревянных бусин, шнуровка; «Рыбалка»; Игры с образцами ткани; Цветные цилиндры.
Создание логопедической коррекционно-развивающей среды во внутреннем пространстве школы способствует оптимальной включенности каждого ребенка в речевую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....
Консультация для родителей воспитанников детского сада на тему "Развитие мелкой моторики пальцев рук через русскую народную сказку".
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».Автор: учитель – логопед МАДОУ "Золотой ключик" г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А. ...
"Развитие мелкой моторики через рисование песком"
У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация....
Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.
Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательно...
Консультация "Развитие мелкой моторики через песочную терапию"
Игры с песком благотворно влияют на развитие мелкой моторики, речи...