Моральное развитие аномальных детей и подростков.
учебно-методическое пособие на тему
Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moralnoe_razvitie_anomalnyh_detey_i_podrostkov.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Моральное развитие аномальных детей и подростков.
Любой дефект можно считать одной из важных детерминантов морального развития. Но так как моральное развитие не связано непосредственно с дефектом, оно наиболее легче поддаётся воспитательному воздействию.
Исходя из теоретических суждений Л.С. Выготского: «Чем дальше стоит симптом от первичного тем он более поддаётся воздействию (воспитательному, лечебному). На первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психических функций высших характерологических образований являющиеся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым чем недоразвитие низших психических или элементарных процессов, непосредственно связных с самим дефектом ( обусловленным).
То, что возникло в процессе развития ребёнка как вторичное образование – принципиально говоря может быть профилактически или лечебно – педагогически устранено». (Л. С. Выготский, 1983, с. 291 )
Это в отношении умственно отсталых детей. Но многие считают, что его идею возможно применить на всю популяцию аномальных людей. Дефект модифицируют социальную ситуацию, социальное положение ребёнка.
В результате чего в развитии индивида формируются внутренние движущие силы личности – создаётся его внутренний мир. С его постепенным усложнением возникают противоречия субъективного и объективного; внешнего и внутреннего, ведущего к напряжению духовного и морального развития в особенности.
Это в значительной мере зависит от отнощения общества к аномальным. Успешная интеграция во многом зависит от дефекта.
Самосознание формируется под воздействием ограничения возможностей индивида. Развитие самосознания и связанная с ним потребность самоутверждения обуславливает динамику моральной жизни.
Прежде всего составляет неудовлетворённого самоутверждения, что является критической точкой в моральном развитии личности. Здесь начинается два пути: - душевная пустота; моральный скептицизм; моральное разложение; моральная неустойчивость ( менее тяжёлых случаях);
- Либо путь к развитию и реализации моральных возможностей на основе принципа самосознания и утверждения в сферах жизнедеятельности, прежде всего в труде. (С. Л. Березин). В этот период создаёт отличие себя от нормально развивающихся сверстников и начинает субъективно предвосхищать последствие своего дефекта и формировать свой прогноз. Правомерно предположить, что аномальные будут стремиться в поведении следовать нормам получающим положительную оценку от окружения в котором живут. Частые колебания между моральным рассуждением и моральными действиями, что нельзя говорить о высоко моральном поведении, а скорее о реактивных состояниях которые зависят от отношении окружающей среды к аномальным.
В качестве исследования проводились эксперименты по изучению некоторых моральных свойств ( честность, альтруизм, бескорыстие). Анкетирование не дало высокого результата. Испытуемые были уверены, что со стороны нет социального контроля, что их никто не видит.
В результате подтвердился факт - что дефект не припятствие морального развития. В некоторых случаях они даже лучше чем у нормально развитых:
- слепые, слабовидящие - менее эгоистичные;
- слабослышащие - более честные;
- дети с нарушением ОДА - честные.
Исходя из результатов предполагали, что дефект можно не только с успехом компенсировать, но именно моральное развитие аномальных может быть той областью в которой:
- Осуществляется компенсация их личности ( с одной стороны).
- Создаются условия для положительного приятия аномальных в обществе.
В методологической точки зрения план эксперимента составился не сложно:
- этап. « Частота проявления моральных черт, поведение ребёнка ».
- этап. «Экспериментальное вмешательство » (интеоризация моральных принципов).
- этап. « Создание вновь ситуации в которой он мог вести себя честно и нечестно».
Эти изменения являлись мерой эффективности психологического воздействия. На основании контрольных экспериментов выяснилось, что самыми эффективными кратковременными приёмами положительно воздействующими моральное поведение следующие:
а) вербальное отождествление ребёнка с положительными героями рассказа с эмоциональным зарядом;
б) самооценка ребёнка, производимая группой;
в) управляемая игра типа ролевой, в которой ребёнок выполняет несколько ролей разным моральным поведением героя.
Причём самая привлекательная роль должна представлять положительное моральное поведение героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.
Особенность эстетического воспитания аномальных детей состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...
Моральное развитие аномальных детей и подростков.
Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида....
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...
Школьные СМИ как инструмент развития медиакомпетентности детей и подростков
Презентация на тему школьных средств массовой информации (формат PDF)....
Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ
В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственнос...
Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...