Моральное развитие аномальных детей и подростков.
учебно-методическое пособие на тему

Мальцева Екатерина Владимировна

Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnoe_razvitie_anomalnyh_detey_i_podrostkov.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Моральное  развитие  аномальных  детей  и  подростков.

Любой  дефект  можно  считать  одной  из  важных  детерминантов  морального  развития.  Но  так  как  моральное  развитие  не  связано  непосредственно  с  дефектом,  оно наиболее  легче  поддаётся  воспитательному  воздействию.

Исходя  из  теоретических  суждений  Л.С. Выготского:  «Чем  дальше  стоит  симптом  от  первичного  тем  он  более  поддаётся  воздействию (воспитательному, лечебному). На первый  взгляд  парадоксальное  положение: недоразвитие  высших  психических  функций  высших  характерологических  образований  являющиеся  вторичным  осложнением  при  олигофрении  и  психопатии,  на  деле  оказывается  менее  устойчивым, более  поддающимся  воздействию,  более  устранимым  чем  недоразвитие  низших  психических  или  элементарных  процессов, непосредственно  связных  с  самим  дефектом ( обусловленным).

То,  что  возникло  в  процессе  развития  ребёнка  как  вторичное  образование – принципиально  говоря  может  быть  профилактически  или  лечебно – педагогически  устранено». (Л. С. Выготский, 1983, с. 291 )

Это  в  отношении  умственно  отсталых  детей. Но  многие  считают, что  его  идею  возможно  применить  на  всю  популяцию  аномальных  людей.  Дефект  модифицируют  социальную  ситуацию,  социальное  положение  ребёнка.

В  результате  чего в  развитии  индивида  формируются  внутренние  движущие  силы  личности – создаётся  его  внутренний  мир. С его  постепенным  усложнением  возникают  противоречия  субъективного  и  объективного;  внешнего  и  внутреннего,  ведущего  к  напряжению  духовного  и  морального  развития  в  особенности.

Это  в  значительной  мере  зависит  от  отнощения  общества  к  аномальным.  Успешная  интеграция  во  многом  зависит  от  дефекта.

Самосознание  формируется  под  воздействием  ограничения  возможностей  индивида. Развитие  самосознания  и  связанная  с ним  потребность  самоутверждения  обуславливает  динамику  моральной  жизни.

Прежде  всего  составляет  неудовлетворённого самоутверждения, что  является  критической  точкой  в  моральном  развитии  личности.  Здесь  начинается  два  пути: - душевная  пустота;  моральный  скептицизм;  моральное  разложение;  моральная  неустойчивость ( менее  тяжёлых  случаях);

- Либо  путь  к  развитию  и  реализации  моральных  возможностей  на  основе  принципа  самосознания  и  утверждения  в  сферах  жизнедеятельности, прежде  всего  в  труде. (С. Л. Березин). В  этот  период  создаёт  отличие  себя  от  нормально  развивающихся  сверстников  и  начинает  субъективно  предвосхищать  последствие  своего  дефекта  и формировать  свой  прогноз. Правомерно  предположить,  что  аномальные  будут  стремиться  в  поведении  следовать  нормам  получающим  положительную  оценку  от  окружения  в  котором  живут.  Частые  колебания  между  моральным  рассуждением  и  моральными  действиями,  что  нельзя  говорить  о  высоко  моральном  поведении, а  скорее  о  реактивных  состояниях  которые  зависят  от  отношении   окружающей  среды  к   аномальным.

В  качестве  исследования  проводились  эксперименты   по  изучению  некоторых  моральных  свойств ( честность, альтруизм, бескорыстие).  Анкетирование  не  дало  высокого  результата.  Испытуемые  были  уверены, что  со  стороны  нет   социального  контроля,  что  их  никто  не  видит.

В  результате  подтвердился  факт  - что  дефект  не  припятствие  морального  развития. В  некоторых  случаях  они  даже  лучше  чем  у   нормально  развитых:

  -  слепые,  слабовидящие -  менее  эгоистичные;

  -  слабослышащие  -  более  честные;

  -  дети  с  нарушением  ОДА  -  честные.

Исходя  из  результатов  предполагали,  что  дефект  можно  не  только  с  успехом  компенсировать,  но  именно  моральное  развитие  аномальных  может  быть  той  областью  в  которой:

  1. Осуществляется  компенсация  их  личности (  с  одной  стороны).
  2. Создаются  условия  для  положительного  приятия  аномальных  в  обществе.

В  методологической  точки  зрения  план  эксперимента  составился  не  сложно:

  1. этап. « Частота  проявления  моральных  черт, поведение  ребёнка ».
  2. этап. «Экспериментальное  вмешательство » (интеоризация  моральных  принципов).
  3. этап.  « Создание  вновь  ситуации в  которой  он  мог  вести  себя  честно  и  нечестно».

Эти  изменения  являлись  мерой  эффективности  психологического  воздействия.  На  основании  контрольных  экспериментов  выяснилось,  что  самыми  эффективными  кратковременными  приёмами  положительно  воздействующими  моральное  поведение  следующие:

       а)  вербальное  отождествление  ребёнка  с  положительными  героями  рассказа  с  эмоциональным  зарядом;

       б)   самооценка  ребёнка, производимая  группой;

       в)    управляемая  игра  типа  ролевой,  в  которой  ребёнок  выполняет  несколько  ролей  разным  моральным  поведением  героя.

Причём  самая  привлекательная  роль  должна  представлять  положительное  моральное  поведение  героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание аномальных детей во внеурочное время средствами танцевального искусства.

Особенность эстетического воспитания аномальных детей  состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, созд...

Моральное развитие аномальных детей и подростков.

Данный материал предназначен для педагогов , психологов , воспитателей коррекционных школ-интернатов 8 вида....

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...

Школьные СМИ как инструмент развития медиакомпетентности детей и подростков

Презентация на тему школьных средств массовой информации (формат PDF)....

Создание условий в семье для развития моральных качеств у детей с ОВЗ

В концепции модернизации российского образования в условиях нового федерального образовательного стандарта сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственнос...

Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...