Образование лицом к ребёнку.Дети с ОВЗ - раняя коррекция
статья на тему
Трудности отдалённых посёлков Крайнего Севера в решении проблем ранней диагностики и коррекции детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rannem_vmeshatelstve.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы разные – но равные
Образование: лицом к ребёнку. Дети с ОВЗ: ранняя коррекция
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с Ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему особенно актуальной.
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей отклоняющимся развитием с ОВЗ в домашних условиях. С усилением этой тенденции, острее встаёт вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории детей и семей, так как в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений именно семья является основополагающим фактором успешного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.. Работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и развития, обусловлена основными направлениями государственной, социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе, педагогической, психологической, социальной, для успешной их интеграции в общество.
В настоящее время государство признало за собой ответственность за данную категорию граждан и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества.
Права детей с ОВЗ обеспечивают международные документы : Декларация прав ребёнка, Декларация о правах инвалидах, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В Российской Федерации введены в действие законодательные документы : Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребёнка с отклонениями развития и здоровья, и появляются новые возможности решения их проблем.
Современные преобразования в обществе и в образовании обуславливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование социально активной личности с социально адаптивным поведением стоит на первом месте в образовательном процессе для детей с ОВЗ. Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с ребёнком с отклоняющимся развитием, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям и детям необходима своевременная ранняя помощь в воспитании и обучении, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
В дефектологической науке уже доказано значение и необходимость раннего коррекционно-педагогического воздействия на личность ребёнка с особыми потребностями, особенно с нарушениями интеллекта. Дошкольная коррекционная педагогика ранее не ставила вопрос о раннем вмешательстве и стимуляции младенца. Но в последние годы взгляды общества на возможности детей с ОВЗ существенно изменились. На практике часто не менее важным наряду с лечением, а иногда и более значимым, является обучение и воспитание детей с ОВЗ на самых ранних этапах развития как профилактика инвалидности.
В западном обществе нет слова «инвалид», понятия «необучаемый». Необучаемых детей нет. Вопрос в том, чему научить ребёнка, что является для него на данном этапе важным. Как, используя все потенциальные возможности, помочь развитию ребёнка. Что же тогда представляет собой обучение ребёнка c ограниченными возможностями здоровья? Это формирование стойкой адаптации ребёнка к окружающей среде в соответствии с его индивидуальными возможностями, и адаптация общества, социальной среды к каждому конкретному ребёнку.
В практике работы в районе неоднократно сталкиваешься с родителями, которые не имеют представления, как заниматься с ребёнком с ОВЗ с отклоняющимся развитием, где получить консультацию, обследовать своего ребёнка. К сожалению, даже самые знающие и преданные своим детям родители не могут решить всех проблем, возникших у ребёнка с проблемами развития. Время уходит, ребёнок, не получая своевременной коррекционно-педагогической поддержки, безвозвратно теряет свои возможности. Доказано нейропсихологами, что у ребёнка до года имеются мощные восстановительные силы, и ранняя стимуляция малыша позволяет скорректировать его отстающие функции, обеспечивая тем самым дальнейший благоприятный прогноз развития. И здесь необходима совместная деятельность родителей и специалистов, причём различного профиля.
Крайне важно, чтобы в районе заработала Программа помощи детям с ОВЗ на самых ранних этапах их развития - до 3-х лет. Причин для этого много, но самой первостепенной является отдалённость посёлка, отсутствие знаний у родителей о заболевании, развитии и возможных путях решения проблемы их детей, в связи с невозможностью получить квалифицированную помощь, консультацию по раннему обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Необходимость создания Центра раннего Сопровождения детей с ОВЗ или Консультационного центра для всех родителей очевидна. Любые заинтересованные Родители смогли бы получить ответы на все интересующие их вопросы: где, как, зачем и почему, и с чего начинать раннюю коррекционно-педагогическую работу, развитие малыша.
Разработка комплексной Программы раннего сопровождения детей с ОВЗ, в которой должна работать «команда» специалистов: специалисты ЦРБ, детской консультации, специалисты по коррекционной работе общеобразовательных учреждений района, специалисты соцзащиты - позволит обеспечить родителям и детям квалифицированную помощь на ранних этапах развития ребёнка, обеспечить равные права. При этом следует поставить задачу на основе уже имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ в п.Тазовский, создать устойчивую, эффективно действующую систему психолого-педагогического коррекционного образования на ранних этапах развития ребёнка.
Мусина Н.В.,
Главная задача – собственно найти детей, которым грозит отставание в силу различных причин: должен быть обязательный массовый скрининг всех детей до 1года жизни
-дети биологического риска (родовые травмы, недоношенные дети)
- дети с выявленным и установленным отставанием (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, с.Дауна….)
-дети социального риска - матери-подростки, родители с психическими заболеваниями, родители наркоманы,
-депрессивные мамы это особая категория, так как ребёнок находится в состоянии депривации, что ведёт к психоэмоциональному, речевому отставанию.
Было предложение на базе ЦРБ открыть кабинет сопровождения детей с ОВЗ, но нет количественных показателей для его функционирования. Следует Администрации района обратить внимание на данную проблему.
При этом становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, эффективно действующую систему психолого-педагогического образования в учреждения разных типов и видов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».
Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....
Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии.
Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий ...
Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).
Урок разработан для учеников 2 «Б» класса «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....
Сценарий конкурсно-игровой программы к Всемирному дню ребёнка "Дети на большой планете всегда должны дружить"
День защиты детей - 1 июня очень популярен, в летнее время легко найти зелёную площадку, на которой можно провести праздник для детей или конкурсную программу. 20 ноября - Всемирный день детей. Погода...
Эссе на тему: « Образование – лицо разума».
Эссе для конкурса "Учитель года"...
Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».
Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...
Презентация к классному часу, посвященный Всемирному дню прав ребёнка "Дети - главное чудо на свете!"
Классный час, посвященный Всемирному дню прав ребёнка "Дети - главное чудо на свете!", 5 класс...