РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. Консультация для родителей.
консультация на тему
|
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ |
Консультация для родителей |
|
Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему все необходимое: одежду и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение.
В школе особое внимание уделяется письменной речи – чтению и письму. Школьное обучение предъявляет ребенку серьезные требования к его речи. Для овладения первоначальными навыками чтения и письма необходимо достаточное развитие всех сторон речи:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп. Должен воспроизводить структуру слов различной слоговой наполняемости.
2. У ребенка должен быть достаточный по объему активный и пассивный словарь. В речи должны быть все части речи, абстрактные и отвлеченные понятия, обобщающие слова, слова-антонимы, синонимы. Ребенок в полном объеме должен понимать обращенную речь.
3. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
4. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: выделение первого и последнего звука из состава слова; определение позиции звука в слове; анализ слогов, слов; синтез слогов и слов из данных звуков и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «предложение». Дифференцировать звуки гласный-согласный; звонкий-глухой; твердый-мягкий. Оцениваются: умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
5. Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (рука-ручка, ухо-ушко и т.д.); уметь образовывать прилагательные от существительных (железо-железный, лед-ледяной; лиса-лисий и т.д.).
6. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение работать с предложением (правильно строить простые предложения; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам).
7. Сформированность связной речи: умение давать адекватные ответы в ситуации диалога; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ-описание по заданной теме или ССК, определяя последовательность действий, и не ограничиваться только перечислением предметов.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Все речевые нарушения можно условно разделить на три группы:
Фонетические нарушения речи. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - горловое или одноударное произношение звука [р]; мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка; межзубное произношение свистящих и т.д. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Школьники с нарушениями звуковой стороны речи и фонематических процессов, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие - свистящие; звонкие - глухие; твердые - мягкие, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах-паронимах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (специфических нарушений чтения и письма).
Общее недоразвитие речи. У школьников наряду с нарушениями произношения звуков наблюдается недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно-бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Нарушения навыков языкового анализа и синтеза влекут за собой неумение списывать, анализировать написанное, запоминать фразу из нескольких слов, затруднения при письме по памяти и т.д. На письме наблюдаются следующие нарушения: замены и пропуски букв, слитное написание предлогов со словами, лишние слоги, не дописываются окончания, нет согласования слов и т.д.. А письменные работы таких детей выглядят так:
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._rechevaya_gotovnost.docx | 278.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ |
Консультация для родителей |
Некоторые родители всерьез думают, что для подготовки ребенка к школе вполне достаточно вовремя закупить ему все необходимое: одежду и обувь, рюкзачок, учебники и тетради, учебные принадлежности… Чтобы он, как говорят, был «не хуже других». Это глубоко ошибочное мнение.
В школе особое внимание уделяется письменной речи – чтению и письму. Школьное обучение предъявляет ребенку серьезные требования к его речи. Для овладения первоначальными навыками чтения и письма необходимо достаточное развитие всех сторон речи:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп. Должен воспроизводить структуру слов различной слоговой наполняемости.
- У ребенка должен быть достаточный по объему активный и пассивный словарь. В речи должны быть все части речи, абстрактные и отвлеченные понятия, обобщающие слова, слова-антонимы, синонимы. Ребенок в полном объеме должен понимать обращенную речь.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: выделение первого и последнего звука из состава слова; определение позиции звука в слове; анализ слогов, слов; синтез слогов и слов из данных звуков и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «предложение». Дифференцировать звуки гласный-согласный; звонкий-глухой; твердый-мягкий. Оцениваются: умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (рука-ручка, ухо-ушко и т.д.); уметь образовывать прилагательные от существительных (железо-железный, лед-ледяной; лиса-лисий и т.д.).
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; умение работать с предложением (правильно строить простые предложения; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам).
- Сформированность связной речи: умение давать адекватные ответы в ситуации диалога; владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять самостоятельно рассказ-описание по заданной теме или ССК, определяя последовательность действий, и не ограничиваться только перечислением предметов.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.
Все речевые нарушения можно условно разделить на три группы:
Фонетические нарушения речи. Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, - горловое или одноударное произношение звука [р]; мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка; межзубное произношение свистящих и т.д. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Школьники с нарушениями звуковой стороны речи и фонематических процессов, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие - свистящие; звонкие - глухие; твердые - мягкие, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах-паронимах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (специфических нарушений чтения и письма).
Общее недоразвитие речи. У школьников наряду с нарушениями произношения звуков наблюдается недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно-бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Нарушения навыков языкового анализа и синтеза влекут за собой неумение списывать, анализировать написанное, запоминать фразу из нескольких слов, затруднения при письме по памяти и т.д. На письме наблюдаются следующие нарушения: замены и пропуски букв, слитное написание предлогов со словами, лишние слоги, не дописываются окончания, нет согласования слов и т.д.. А письменные работы таких детей выглядят так:
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения
Актуализация знании родителей по проблеме психологической готовности к школе....
Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Речевая готовность к школьному обучению (для родителей)
Речевая готовность - это один из важных компонентов школьной готовности к обучению. Не всегда родители могут найти время для поиска специалистов, которые помогли бы им определить уровень речевой готов...
Речевая готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста рассказывает о готовности всех разделов речи (звуковая культура, лексикон, связная речь, владение грамматическими категориями) для успешн...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения,...
Речевая готовность к школьному обучению
Информационный листок для родителей...
Рекомендации для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению"
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников....