Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях
статья на тему

Макошенко Елена Евгеньевна

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_konferentsiya.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в современных условиях

Современные процессы новообразований, связанные с реформированием отечественной системы специального образования и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции делает, как никогда, актуальным  обновление содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов.

На современном этапе развития  сферы образования наиболее приоритетной задачей является оказание комплексной личностно-ориентированной помощи детям с учётом их психофизических возможностей, что ориентирует специалистов-практиков на разработку интегрированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, и все факторы, влияющие на возникновение особенностей     психического развития.

Момент поступления в школу является кризисным для любого ребенка, а для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, как показывает многолетняя практика,  он осложняется ещё рядом негативных особенностей затрудняющих развитие ребенка с ОВЗ.

Первой социальной группой, в которую попадает ребенок с интеллектуальной недостаточностью, является семья. И здесь приходится сталкиваться с  двумя типами неблагоприятного влияния семьи на ребенка. Первый, это когда родители сами психически здоровы и не имеют психофизических дефектов, чаще всего  здесь речь идёт о сильном психотравмирующем влиянии дефекта ребенка на психику родителей, что часто выражается противоречивом характере семейного воспитания. Второй, если сами родители имеют такие же дефекты, как и их ребенок, нарушения развития ребенка их практически не травмируют. Они идентифицируют дефект со своим собственным, так что в их сознании он воспринимается как норма. Однако в этом случае родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии и не демонстрируют стремления к их обретению.

Как в первом, так и во  втором случае, вместо смягчения проблем, имеющихся у ребенка, путем формирования гармоничных личностных черт в результате родительской любви, взрослые отягчают путь вхождения ребенка с отклонениями в развитии в мир сложных социальных отношений.

Неблагополучие социальной ситуации развития ребенка, естественно, может быть детерминировано не только сферой семейных отношений, но и неправильно выбранным маршрутом обучения.

Серьезным испытанием для ребенка с интеллектуальной недостаточностью является поступление в массовую школу, в которой сразу проявляется его непохожесть на сверстников, что погружает ребенка в стойкую ситуацию неуспеха и лишает его веры в собственные силы. Неуспехи в учёбной деятельности часто усугубляются негативным отношением учителей. В результате сложившихся обстоятельств оказывается фрустрированным целый ряд базовых ведущих социальных потребностей ребенка с отклонениями в развитии: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (педагогов и родителей);  потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости ребенка в учебе обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей, интеллекта); потребность в общении, поскольку в младших классах мнение учителя в значительной степени определяет мнение одноклассников.  Указанные потребности охватывают основные сферы жизнедеятельности ребенка, следовательно, данная ситуация выступает для ребенка как психотравмирующая.

 И, когда  речь идет об определении соответствующей для ребенка программы обучения, первичный дефект нарушения психического развития «обрастает» множеством вторичных: учёбная деятельность теряет свою значимость;  отмечаются нарушения поведения от мелких «шалостей» до более серьезных проступков; ребенок убежден во враждебности к нему со стороны окружающих; у детей формируются различные личностные новообразования, препятствующие процессу социализации  и т.п.

Теперь необходимую поддержку ребенку с проблемами в развитии может оказать только образовательное учреждение соответствующего типа с системой комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Учитывая  все  эти проблемные вопросы, на базе МБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 8 вида г. Елизово Камчатского края была создана психолого-педагогическая медико-социальная служба сопровождения.

При создании модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью был учтен практический опыт работы.

В качестве наиболее главных организационных принципов сопровождения можно выделить следующие:

- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

- равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

- приоритет всегда "на стороне ребенка", основное – это защита его интересов и прав. Неправым может быть только взрослый, который не сделал свою программу интересной и увлекательной для ребенка.

В  систему психолого-педагогического медико-социального  сопровождения входят  диагностические, обучающие и развивающие мероприятий для учащихся, педагогов, и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, дающих возможность позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, способствующих интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в общество. 

Что касается особенностей организации и содержания системы коррекционно-развивающей работы, которую осуществляет коллектив МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 г. Елизово,  то здесь в основе, прежде всего, – это оказание личностно-ориентированной помощи, обеспечивающий индивидуально-дифференцированный подход и комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики ребенка в их системном единстве, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Программа «Профилактика и коррекция школьных трудностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» входит в единую систему коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в рамках обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Сложности формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов на фоне интеллектуальной недостаточности и тяжелых нарушений речи определяют важность оказания детям с нарушениями развития своевременной психолого-логопедической помощи  с использованием эффективных  инновационных педагогических технологий.

Коррекционно-развивающая программа «Профилактика и коррекция школьных трудностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»  оказывает комплексное междисциплинарное педагогическое воздействие и обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход с учётом психофизических возможностей детей,  давая возможность каждому ребенку наиболее полно реализовывать свой потенциал. Она основана на системе упражнений, направленных на развитие высших психических функций с учетом общих закономерностей онтогенеза и полноценного их участия в формировании учебных навыков, позволяет решать поставленные коррекционно-развивающие задачи с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, что способствует своевременной профилактике и коррекции проблем в обучении и воспитании ребенка.

Степень выраженности искажения когнитивного, личностного и эмоционального развития у детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии может быть различной, но в любом случае это затрудняет развитие  ребенка и его адаптацию к сложившейся ситуации.  Учитывая, что адекватное поведение человека в обществе обусловлено гармоничным воздействием интеллекта и эмоциональной стороны психики (Л.С.Выготский), коррекционно-развивающее воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть направлено как на развитие когнитивной сферы, так и на развитие социально-значимых свойств эмоциональной сферы. Поэтому планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, приходится ориентироваться в большей степени не на возраст, а на их психофизические возможности с учётом основополагающих факторов развития ребенка.

Безусловно, с одной стороны,  структурно-функциональная недостаточность нервной системы неблагоприятно влияет на развитие ребенка, замедляя или искажая его, с другой стороны, она не фатально определяет особенности развития, а лишь создает предрасположенность к тем или иным проблемам. Психика и формирующийся мозг необыкновенно пластичны и готовы к развитию базальных нейропсихологических факторов, являющихся опорными составляющимися для дальнейшего совершенствования познавательных процессов. На них в дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция индивидуальности человека. Поэтому начинать коррекционно-развивающую работу необходимо с формирования и развития базовых систем.

Для достижения поставленной цели  программы наиболее эффективно использование комплексного подхода, основанного на методе нейропсихологической коррекции (А. В. Семенович, А.Л. Сиротюк), одной из составляющих которой является кинезиология.

Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ (три функциональных блока А.Р. Лурия), он   активизирует и простраивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности и создает потенциал для дальнейшего развития ВПФ. Комплексы кинезиологических упражнений  способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом. При этом воздействие кинезиологических упражнений имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Также  в процессе реализации коррекционно-развивающей программы свою эффективность показали  методы музыкальной коррекции, направленные на преодоление интеллектуальных и речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  Жесты и движения, выражающие дружелюбие, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми,  даря им положительные, радостные эмоции. У детей формируется положительный «образ Я» и повышается мотивация к общению и совместной деятельности со сверстниками и  взрослыми. Помимо эмоциональной составляющей, актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции.

Именно такое комплексное воздействие  на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию  и  развитие всех ВПФ, где реализуется планирующая, контролирующая и регулирующая функции речи. Следовательно, в результате коррекции создается базовая предпосылка для полноценного участия ВПФ в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В дальнейшем, учитывая взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, определяется оптимальная последовательность включения тех или иных развивающих или коррекционных воздействий. Новые виды деятельности вводятся постепенно, давая ребенку возможность понять, заинтересоваться и научиться выполнять задание (поэтапность формирования новых видов деятельности в соответствии с теорией Гальперина П.Я.). С каждым разом занятия усложняются, объем заданий увеличивается. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

Структура каждого занятия логично простраивается  с учётом сказочного сюжета. Опираясь на пласт русской народной культуры,  позволяющей решать развивающие, речевые, этические и эстетические задачи, педагог создает эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что  активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их речь, способствует личностному становлению детей. Благодаря сказочным инструкциям обычное задание приобретает совсем другой смысл и приобщает детей к жизненным ценностям и сокровищам коллективного бессознательного (Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева).

От воздействия внешних факторов, от усилий, затраченных взрослыми на компенсацию неблагоприятных особенностей развития детей, от эмоциональных отношений взрослого с ребенком в значительной степени зависит то, как ребенок сможет реализовать свой потенциал развития.  

Данная коррекционно-развивающая программа предполагает не только тренировку определенных навыков, а направлена, прежде всего, на формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Система  коррекционно-развивающих занятий с учащимися построена с учетом потенциала детей,  используя их внутренние резервы при направляющей и грамотно организованной помощи взрослого.

Руководствуясь принципом «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович), необходимо понимать важность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимости.

Структура занятий  носит вариативный характер и позволяет в зависимости от конкретных проблем ребенка, использовать различные виды упражнений в рамках заявленной тематики, дает возможность  детям выполнять задания как в общем темпе, так и в индивидуальном. Длительность цикла занятий определяется динамикой продвижения детей. Работа эта является очень кропотливой и часто в течение длительного времени может не наблюдаться никого результата, однако грамотно и адекватно подобранные программы интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка обязательно приводят к успеху. Достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально, ведь то, что может оцениваться как незначительные шаги с одним ребенком,  для другого  может быть огромным достижением.

Как показывает наш опыт работы, вовремя начатое и специально организованное сопровождение в совместной продуктивной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога при их органичном взаимодействии обеспечивает высокую результативность занятий и позволяет  скорректировать имеющиеся проблемы и предотвратить возможные, создает ситуацию успеха, позволяет пережить чувство радости от достигнутого, даря надежду позитивные изменения  и уверенность в будущем ребенку и его семье.

Библиографический список

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развитя: Хрестоматия. 2 - е. Изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
  2. Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты. - Пособие для специалистов ПМПК. - М.: Школьная пресса, 2006. - 80 с.
  3. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». - М.: В.Секачев, 2004. - 80 с.
  4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учеб. Пособие, - Ростов на Дону: «Феникс», 2000. - 576 с.
  5. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПБ.:  прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 384с.
  6. Цыганок А.А., Виноградова А.Л. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно – игровых занятий - М.: Теревинф, 2006. - 72 с.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционой работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с: ил.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с: ил.
  9.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  10. Слепович Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб.:  Речь,2008. – 247с.
  11. Ткачёва В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование, - М.: «Книголюб», 2008. – 144с.
  12. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников (Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно–педагогических специальностей). - М.: В.Секачев, 2007. - 128 с.


Елена Евгеньевна Макошенко

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в современных условиях

Современные процессы новообразований, связанные с реформированием отечественной системы специального образования и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции делает, как никогда, актуальным  обновление содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов.

На современном этапе развития  сферы образования наиболее приоритетной задачей является оказание комплексной личностно-ориентированной помощи детям с учётом их психофизических возможностей, что ориентирует специалистов-практиков на разработку интегрированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, и все факторы, влияющие на возникновение особенностей     психического развития.

Момент поступления в школу является кризисным для любого ребенка, а для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, как показывает многолетняя практика,  он осложняется ещё рядом негативных особенностей затрудняющих развитие ребенка с ОВЗ.

Первой социальной группой, в которую попадает ребенок с интеллектуальной недостаточностью, является семья. И здесь приходится сталкиваться с  двумя типами неблагоприятного влияния семьи на ребенка. Первый, это когда родители сами психически здоровы и не имеют психофизических дефектов, чаще всего  здесь речь идёт о сильном психотравмирующем влиянии дефекта ребенка на психику родителей, что часто выражается противоречивом характере семейного воспитания. Второй, если сами родители имеют такие же дефекты, как и их ребенок, нарушения развития ребенка их практически не травмируют. Они идентифицируют дефект со своим собственным, так что в их сознании он воспринимается как норма. Однако в этом случае родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии и не демонстрируют стремления к их обретению.

Как в первом, так и во  втором случае, вместо смягчения проблем, имеющихся у ребенка, путем формирования гармоничных личностных черт в результате родительской любви, взрослые отягчают путь вхождения ребенка с отклонениями в развитии в мир сложных социальных отношений.

Неблагополучие социальной ситуации развития ребенка, естественно, может быть детерминировано не только сферой семейных отношений, но и неправильно выбранным маршрутом обучения.

Серьезным испытанием для ребенка с интеллектуальной недостаточностью является поступление в массовую школу, в которой сразу проявляется его непохожесть на сверстников, что погружает ребенка в стойкую ситуацию неуспеха и лишает его веры в собственные силы. Неуспехи в учёбной деятельности часто усугубляются негативным отношением учителей. В результате сложившихся обстоятельств оказывается фрустрированным целый ряд базовых ведущих социальных потребностей ребенка с отклонениями в развитии: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (педагогов и родителей);  потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости ребенка в учебе обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей, интеллекта); потребность в общении, поскольку в младших классах мнение учителя в значительной степени определяет мнение одноклассников.  Указанные потребности охватывают основные сферы жизнедеятельности ребенка, следовательно, данная ситуация выступает для ребенка как психотравмирующая.

 И, когда  речь идет об определении соответствующей для ребенка программы обучения, первичный дефект нарушения психического развития «обрастает» множеством вторичных: учёбная деятельность теряет свою значимость;  отмечаются нарушения поведения от мелких «шалостей» до более серьезных проступков; ребенок убежден во враждебности к нему со стороны окружающих; у детей формируются различные личностные новообразования, препятствующие процессу социализации  и т.п.

Теперь необходимую поддержку ребенку с проблемами в развитии может оказать только образовательное учреждение соответствующего типа с системой комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Учитывая  все  эти проблемные вопросы, на базе МБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 8 вида г. Елизово Камчатского края была создана психолого-педагогическая медико-социальная служба сопровождения.

При создании модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью был учтен практический опыт работы.

В качестве наиболее главных организационных принципов сопровождения можно выделить следующие:

- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

- равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

- приоритет всегда "на стороне ребенка", основное – это защита его интересов и прав. Неправым может быть только взрослый, который не сделал свою программу интересной и увлекательной для ребенка.

В  систему психолого-педагогического медико-социального  сопровождения входят  диагностические, обучающие и развивающие мероприятий для учащихся, педагогов, и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, дающих возможность позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, способствующих интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в общество. 

Что касается особенностей организации и содержания системы коррекционно-развивающей работы, которую осуществляет коллектив МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 г. Елизово,  то здесь в основе, прежде всего, – это оказание личностно-ориентированной помощи, обеспечивающий индивидуально-дифференцированный подход и комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики ребенка в их системном единстве, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Программа «Профилактика и коррекция школьных трудностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» входит в единую систему коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в рамках обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Сложности формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов на фоне интеллектуальной недостаточности и тяжелых нарушений речи определяют важность оказания детям с нарушениями развития своевременной психолого-логопедической помощи  с использованием эффективных  инновационных педагогических технологий.

Коррекционно-развивающая программа «Профилактика и коррекция школьных трудностей у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»  оказывает комплексное междисциплинарное педагогическое воздействие и обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход с учётом психофизических возможностей детей,  давая возможность каждому ребенку наиболее полно реализовывать свой потенциал. Она основана на системе упражнений, направленных на развитие высших психических функций с учетом общих закономерностей онтогенеза и полноценного их участия в формировании учебных навыков, позволяет решать поставленные коррекционно-развивающие задачи с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, что способствует своевременной профилактике и коррекции проблем в обучении и воспитании ребенка.

Степень выраженности искажения когнитивного, личностного и эмоционального развития у детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии может быть различной, но в любом случае это затрудняет развитие  ребенка и его адаптацию к сложившейся ситуации.  Учитывая, что адекватное поведение человека в обществе обусловлено гармоничным воздействием интеллекта и эмоциональной стороны психики (Л.С.Выготский), коррекционно-развивающее воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть направлено как на развитие когнитивной сферы, так и на развитие социально-значимых свойств эмоциональной сферы. Поэтому планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, приходится ориентироваться в большей степени не на возраст, а на их психофизические возможности с учётом основополагающих факторов развития ребенка.

Безусловно, с одной стороны,  структурно-функциональная недостаточность нервной системы неблагоприятно влияет на развитие ребенка, замедляя или искажая его, с другой стороны, она не фатально определяет особенности развития, а лишь создает предрасположенность к тем или иным проблемам. Психика и формирующийся мозг необыкновенно пластичны и готовы к развитию базальных нейропсихологических факторов, являющихся опорными составляющимися для дальнейшего совершенствования познавательных процессов. На них в дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция индивидуальности человека. Поэтому начинать коррекционно-развивающую работу необходимо с формирования и развития базовых систем.

Для достижения поставленной цели  программы наиболее эффективно использование комплексного подхода, основанного на методе нейропсихологической коррекции (А. В. Семенович, А.Л. Сиротюк), одной из составляющих которой является кинезиология.

Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ (три функциональных блока А.Р. Лурия), он   активизирует и простраивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности и создает потенциал для дальнейшего развития ВПФ. Комплексы кинезиологических упражнений  способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом. При этом воздействие кинезиологических упражнений имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Также  в процессе реализации коррекционно-развивающей программы свою эффективность показали  методы музыкальной коррекции, направленные на преодоление интеллектуальных и речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  Жесты и движения, выражающие дружелюбие, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми,  даря им положительные, радостные эмоции. У детей формируется положительный «образ Я» и повышается мотивация к общению и совместной деятельности со сверстниками и  взрослыми. Помимо эмоциональной составляющей, актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции.

Именно такое комплексное воздействие  на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию  и  развитие всех ВПФ, где реализуется планирующая, контролирующая и регулирующая функции речи. Следовательно, в результате коррекции создается базовая предпосылка для полноценного участия ВПФ в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В дальнейшем, учитывая взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, определяется оптимальная последовательность включения тех или иных развивающих или коррекционных воздействий. Новые виды деятельности вводятся постепенно, давая ребенку возможность понять, заинтересоваться и научиться выполнять задание (поэтапность формирования новых видов деятельности в соответствии с теорией Гальперина П.Я.). С каждым разом занятия усложняются, объем заданий увеличивается. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

Структура каждого занятия логично простраивается  с учётом сказочного сюжета. Опираясь на пласт русской народной культуры,  позволяющей решать развивающие, речевые, этические и эстетические задачи, педагог создает эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что  активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их речь, способствует личностному становлению детей. Благодаря сказочным инструкциям обычное задание приобретает совсем другой смысл и приобщает детей к жизненным ценностям и сокровищам коллективного бессознательного (Т.Б. Зинкевич-Евстигнеева).

От воздействия внешних факторов, от усилий, затраченных взрослыми на компенсацию неблагоприятных особенностей развития детей, от эмоциональных отношений взрослого с ребенком в значительной степени зависит то, как ребенок сможет реализовать свой потенциал развития.  

Данная коррекционно-развивающая программа предполагает не только тренировку определенных навыков, а направлена, прежде всего, на формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Система  коррекционно-развивающих занятий с учащимися построена с учетом потенциала детей,  используя их внутренние резервы при направляющей и грамотно организованной помощи взрослого.

Руководствуясь принципом «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович), необходимо понимать важность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимости.

Структура занятий  носит вариативный характер и позволяет в зависимости от конкретных проблем ребенка, использовать различные виды упражнений в рамках заявленной тематики, дает возможность  детям выполнять задания как в общем темпе, так и в индивидуальном. Длительность цикла занятий определяется динамикой продвижения детей. Работа эта является очень кропотливой и часто в течение длительного времени может не наблюдаться никого результата, однако грамотно и адекватно подобранные программы интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка обязательно приводят к успеху. Достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально, ведь то, что может оцениваться как незначительные шаги с одним ребенком,  для другого  может быть огромным достижением.

Как показывает наш опыт работы, вовремя начатое и специально организованное сопровождение в совместной продуктивной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога при их органичном взаимодействии обеспечивает высокую результативность занятий и позволяет  скорректировать имеющиеся проблемы и предотвратить возможные, создает ситуацию успеха, позволяет пережить чувство радости от достигнутого, даря надежду позитивные изменения  и уверенность в будущем ребенку и его семье.

Библиографический список

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развитя: Хрестоматия. 2 - е. Изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
  2. Дробинская А.О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты. - Пособие для специалистов ПМПК. - М.: Школьная пресса, 2006. - 80 с.
  3. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». - М.: В.Секачев, 2004. - 80 с.
  4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учеб. Пособие, - Ростов на Дону: «Феникс», 2000. - 576 с.
  5. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПБ.:  прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 384с.
  6. Цыганок А.А., Виноградова А.Л. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно – игровых занятий - М.: Теревинф, 2006. - 72 с.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционой работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с: ил.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с: ил.
  9.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  10. Слепович Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб.:  Речь,2008. – 247с.
  11. Ткачёва В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование, - М.: «Книголюб», 2008. – 144с.
  12. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников (Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно–педагогических специальностей). - М.: В.Секачев, 2007. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС

Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....