Использование ИКТ на логопедических занятия в личностно - ориентированном обучении.
статья на тему
Выступление на педсовете (январь 2015 г).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_logo_zanyatii_v_lichn._podhode.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в личностно - ориентированном обучении детей с ОВЗ на логопедических занятиях.
Работаю учителем-логопедом в коррекционной школе более 10 лет.
Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностно деятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.
Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Для реализации поставленной цели необходима комфортная внутришкольная среда — внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе.
Акцент в работе логопедической службы был сделан на реализацию здоровьесберегающих технологий, которые объединили в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Для достижения положительных результатов в работе я активно использовала современные здоровьесберегающие педагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обучения с новейшими нетрадиционными педагогическими технологиями.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизировали процесс коррекции речи детей-логопатов и способствовали оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогали организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Многолетний опыт работы показал, что на современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: пальчиковые игры , музыкотерапия, релаксирующие упражнения, суджок терапия, зрительная гимнастика, дыхательные упражнения. Данные педагогические технологии (элементы технологий) я применяла на занятии с помощью ИКТ, что повысило эффективность коррекционно-логопедической работы.
Эффективная помощь данной категории учащихся невозможна без взаимосвязанной систематической и последовательной работы в следующих направлениях: развитие и коррекция процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие зрительного гнозиса, мнезиса, оптико-пространственных представлений, моторных компонентов письма, каллиграфии, совершенствование навыка самоконтроля, приемов учебной деятельности. Учитывая особенности детей с ОВЗ, на всех логопедических занятиях я использовала красочный наглядный материал: предметные и сюжетные картинки, таблицы, логопедические лото, тематические объемные лото, блок-схемы, условные обозначения, лексико-грамматические кроссворды; элементы мнемотехники, рациотехники; информационно-обучающие технологии: обучающие видеопрограммы, обучающие и развивающие компьютерные игры. Следует отметить, что на протяжении всей коррекционно-логопедической работы к каждому ребенку осуществлялся индивидуальный подход. С целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы я проводила индивидуальные консультации для родителей, педагогов, выступала на педагогических советах, на методических объединениях учителей и воспитателей начальной школы. Принимала активное участие в региональных семинарах с использованием компьютерных технологий.
Выступления на педсоветах, МО и спецсеминарах всегда проводила с использованиемИКТ.
Считаю, что учитель-логопед, сможет достичь положительной динамики в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья, создав комфортные условия учебного процесса.
Таким образом, цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса. Активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе. Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий: 1. При объяснении (введении) нового материала. 2. При закреплении. 3. При повторении. 4. При обобщении. 5. При обследовании. 6. В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия. 7. В коррекционной работе на лексическом уровне. 8. В коррекционной работе на синтаксическом уровне. 9. В коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников. Использование компьютерных программ на логопедических занятиях. При подготовке и проведении уроков логопед может использовать электронные ресурсы учебного назначения: 1. Презентации. 2. Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды.. 3. Тестовые оболочки. 4. Ресурсы Интернет. 5. Развивающие flash-игры. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил»
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Таким образом, презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
- . 2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
- 3. Усиливает воздействие выступления. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются творческие задания.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ «Артикуляционная гимнастика». При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. 1. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи существует п программа «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007).
Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки)
2. Слоговая структура.
Используется ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова, по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.
3. Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи».
4. « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.
5. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
6. Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий. 7. Коррекция письменной речи. Основная часть работы учителя – логопеда – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но иформационно — коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане. Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «Портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей. Интернет:
1. Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией.
2. Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты. 3. Использование электронных ресурсов. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. Разработанные с учетом электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе. «Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова». Большой плюс ИКТ: система сама обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
Статья на тему "Методика использования ЭОР как средство реализации концепции личностно- ориентированного обучения. "
Статья содержит анализ ЭОР, их типы и возможности использования на уроках. Данная работа является актуальной в рамках перехода но новые ФГОС и потому авлыется актуальной и может быть интересна учителя...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...