Урок математики в 6 классе "Величины"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок направлен на развитие навыков преобразования, сложения и вычитания мер длины, массы, стоимости, посредством выполнения тестов и решения практических задач, связанных с адаптацией учеников к жизненным ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_uroka_6_kl_velichiny.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Величины».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний об изученных величинах
Задачи урока:
Обучающие: - закреплять умение преобразовывать числа, полученные при измерении длины, массы, стоимости;
-закреплять навыки выполнения действий сложения и вычитания над числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости;
-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
-отрабатывать умения анализировать и решать текстовые задачи.
Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;
-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;
-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.
Воспитательные: - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;
-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;
-продолжить формирование навыков самоконтроля;
-содействовать формированию трудолюбия.
Структура урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока:
-оформление тетрадей
III. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Фронтальный опрос «Величины».
2. Тест «Проверь себя».
3. Работа с таблицей «Алгоритм».
4.Тест «Проверь себя».
IV. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний.
1. Практическая работа в парах.
2. Тест «Проверь себя».
3. Физкультминутка.
4. Решение задачи.
5. Самостоятельная работа.
V. Домашнее задание.
VI. Итог урока. Оценки.
Ход урока.
- Оргмомент.
-Добрый день! Дорогие друзья!
Друзья - какое прекрасное слово! С друзьями и учиться легче и отдыхать веселей. Ну, а дружба, как известно, начинается…
Да, вы правы, с улыбки. Так что не прячьте свои улыбки. Дарите их друг другу.
-Ребята, у нас на уроке гость. Знакомьтесь это домовёнок Тимофей.
Домовой по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает их. В общем, существо забавное и безобидное. Такой и наш Тимофей. Но в последнее время он загрустил. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. Давайте поможем ему построить такой дом.
-А что такое «дом»? Как вы понимаете?
(дом - это место, где спокойно и уютно, чисто, хорошо, где всегда поймут).
-Какие вы у меня мудрые, как хорошо рассуждаете.
-Именно с этого качества начнем строительство дома для Тимофея.(мудрость)
-Остальные бревна появятся у нас в процессе дальнейшей работы на уроке.
II. Сообщение темы и цели урока.
1.Заканчивается учебный год, все темы пройдены. Я приглашаю вас на урок повторения и обобщения.
-Что мы будем повторять?
-Предлагаю вам отгадать тему сегодняшнего урока.
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова сказано, что это слово обозначает «все, что можно измерить и исчислить».
-Как вы думаете, что это?
-(Величины)
-Правильно. Сегодня на уроке мы соберем багаж знаний о величинах, выясним, нужны ли величины нам в реальной жизни. Я надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
2.Оформление тетрадей.
-Давайте оформим тетради.
-Открыли тетради, записываем число, классную работу и тему урока.
-Какое сегодня число?
-Какой месяц?
-Какой он по счёту в году?
-Какой сегодня год?
III.Актуализация опорных знаний, умений.
1. - Для успешной работы на уроке предлагаю вам разминку.
- Какие величины вы знаете?
(меры длины, массы, стоимости)
( на экране открываются постепенно название мер)
-Назовите меры, длины начиная с самой мелкой (мм, см, дм, м, км)
массы (г, кг, ц, т)
стоимости (коп., руб.)
- Ребята, а какими единицами измерения люди пользовались раньше? (шаг, локоть, ладонь и т.д.)
Удобны ли они для измерения, как вы считаете? (нет)
2.В наше время стало модным проводить тестирование. Давайте вспомним соотношение мер длины, массы, стоимости с помощью теста «Поверь себя».
Тест «Проверь себя» | ||
Меры длины | Меры массы | Меры стоимости |
1км=…м 1м=…см 1м=…дм 1дм=…см 1см=…мм | 1т=…кг 1т=…ц 1ц=…кг 1кг=…г | 1руб. =…коп. |
(учащиеся вписывают нужные числа)
-Проверяем (учитель открывает числа на интерактивной доске)
-Кто допустил ошибки, исправьте их.
3. При переходе от больших мер к меньшим, и наоборот мы пользовались таблицей - помощницей.
-Давайте вспомним принцип ее работы.
1км 1м 1дм 1см 1мм
1000 10 10 10
-Что означает эта таблица?
(В 1 км =1000м =10000дм =100000см =1000000мм)
-Какое правило, связанное с таблицей мы знаем?
(при переходе к меньшим мерам нужно умножать на число под дугой)
(открывается алгоритм на доске)
Алгоритм
6км = м 6м2дм = дм
3т = кг 3т500кг= кг
Тест «Проверь себя»
1,2 группа
10кг105г = г 5м30см= см
14т500кг = кг 6км110м = м
70ц57кг = кг 5р.70к.= к.
3 группа
8м = см 1кг г
5дм = см 5р. = к.
IV. - Ребята ответьте мне на такой вопрос:
-Когда и где мы используем величины в нашей жизни? (в измерениях)
-Правильно. Мы пользуемся ими при определении массы, при подсчёте денег, при измерении размеров и т.д.
-Попробуйте выделить в своём расписании предмет, который, по вашему мнению, очень тесно связан с величинами (урок труда)
-Внимание на экране (просмотр слайдов)
-Назовите, пожалуйста, по каким трудовым профилям обучаются учащиеся вашего класса. (Столярное дело, швейное дело,)
-Ни один из этих предметов нельзя представить себе без использования величин.
-Вы пользуетесь ими, когда измеряете детали и заготовки, при построении чертежей. А умеете ли вы правильно измерять величины? Давайте выясним это с помощью небольшой практической работы.
1.Практическая работа в парах.
-Ребята у вас на столах лежат измерительные инструменты, детали, заготовки.
-Кому - то из вас предстоит найти диаметр пуговицы.
-Кому - то измерить длину бруска, проволоки.
- Запишите в тетради то, что у вас получится при измерении.
- Поменяйтесь заданиями, проверьте друг друга.
-Кому нужна моя помощь?
-Справились с заданием?
-Что помогло вам быстро и правильно выполнить работу? (дружба, взаимопомощь)
-В нашем доме появились новые бревнышки.
2.
-Вернемся к предметам, с которыми вы работали. Возьмём пуговицу (напомните её диаметр). На уроках швейного дела, чтобы рассчитать длину петли нужно к диаметру данной пуговицы добавить ещё 2 мм.
-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину петли? (сложения)
-Возьмем брусок, проволоку. На уроках столярного дела часто приходиться отрезать, отпиливать какую-то часть от предмета.
-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину оставшейся части? (вычитания).
-Значит, на уроках труда, мы не только преобразуем величины, но и выполняем арифметические действия с ними, такие как сложение и вычитание.
-Давайте вспомним правила сложения и вычитания величин. (При записи действий в столбик: крупные меры пишут под крупными, мелкие под мелкими).
Алгоритм: 7р.89к. + 13р.08к. 23м24см – 12м15см
7р. 89к. 23м24см
+13р. 19к. - 12м15см
21р. 08к. 11м09см
Проверь себя
1,2 группа
Выполните действия.
4км 290м 16см5мм 90см 31мм
-2км 426м +24см5мм + 9см79мм
1км 864м 41см 0мм 100см 10мм
3 группа
Выполни действия.
234м 548р. 124кг
+232м -126р. +235кг
3.Физкультминутка.
-Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю немного отдохнуть.
-Тихо встали, вышли из-за парт.
-Будьте очень внимательны.
Если я называю единицы длины - вы поднимаете обе руки вверх, если называю единицы стоимости - хлопайте в ладоши, если единицы массы- подпрыгиваете на месте.
-Готовы?
-И так тонна, рубль, грамм, метр, килограмм, дециметр, сантиметр, копейка, миллиметр, центнер, километр.
-Молодцы!
-Тихо, сели.
-Вы не только хорошо разбираетесь в величинах, но и следите за своим здоровьем.
Добавим ещё одно брёвнышко – здоровье
4. При подготовке к этому уроку, я просила вас поговорить со своими родителями, чтобы они рассказали вам о своей работе, о людях, которые трудятся рядом с ними. Почему они выбрали эту профессию, что им нравится в ней, чем занимаются? В результате этой беседы, на основе полученной информации, вы должны были составить задачи о труде, с использованием величин.
-Во-первых, я рада, что вам многим удалось вызвать родителей на откровенный, душевный, семейный разговор (что, безусловно сблизило вас с родителями, добавило ещё больше в ваши отношения взаимопонимания и любви) (на доске выставляются бревна «взаимопонимание»,«любовь»)
-Во-вторых - хороший итог: много интересных и разнообразных задач о труде. Мы будем решать их на последующих уроках.
-А сейчас одна из них от ученика, чья мама работает киоскером.
-Ребята, а кто такой киоскер?
(киоскер – это продавец в киоске)
-Мама предложила нам рассчитать стоимость товаров купленных в её киоске.
Задача
В киоске купили журнал за 200 р.80к. (200р. для 3 группы) и 2 газеты по 40 рублей каждая (1 газета за 40 р. для 3 группы). Сколько денег заплатили за всю покупку?
- Решаем задачу:
- О чем говорится в задаче ?
- Что нам известно в задаче ?
- Что требуется найти в задаче ?
- Можем сразу это найти? – Почему?
- Сколько действий в задаче ?
- Какими арифметическими действиями решается задача?
- Запишем решение задачи.
(у доски ученик с комментарием решает задачу)
Решение.
- Сколько стоят газеты?
40р. *2=80р.
- Сколько стоит вся покупка?
200р.80к. 200р.
+ 80р. + 40р.
280р.80к. 240р.
Ответ: 280р80к. (240р.) стоит вся покупка.
-Все решили задачу? Молодцы!
5.Наступило время проверить прочность наших знаний, умений.
Предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. (Выберите задания по группам)
Найденные значения сравните с помощью листа самоконтроля. Кто выполнил верно, смело прикрепляйте лепесток с помощью степлера.
1,2 группа
Выполни действия:
20ц 45кг 57р 26к 29т 8ц 90см 1мм
-16ц 55кг -27р 58к + 7т 3ц +9см 9мм
3 группа
Выполни действия:
255кг 346р 184ц 701см
- 134кг -124р +215ц +243см
- Кто выполнил без ошибок? Молодцы.
- Кто допустил ошибки, исправьте их.
V. Домашнее задание творческого характера.
- Составить задачу практического содержания, связанную с вашим профилем трудового обучения (с использованием величин)
VI. Итог урока. Оценки.
-Давайте подведем итог урока.
-Что повторяли?
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Ребята, вы заметили, что повторяя все о величинах, мы, так или иначе, затрагивали тему труда.
-А что в вашем понимании «труд», что значит трудиться для вас?
(выставляется слово «трудолюбие»)
(ходить в школу, выполнять домашние задания, получать знания, работать на уроках)
-Ребята, я хочу, чтобы ваш труд приносил вам радость, удовольствие и, в итоге, хороший результат, т.е. прочные и крепкие знания, умения и навыки.
-То что они у вас есть вы доказали это своей замечательной работой на уроке.
-Мне хочется отметить самых активных-….
самых внимательных-…
самых аккуратных-…
Молодцы!
-Ребята, сегодня на уроке мы не только повторяли пройденный материал, но и делами вместе общее нужное дело. Мы строили дом для домовенка Тимки. Посмотрите, какой он у нас получился. В нем есть: мудрость, любовь, дружба, взаимопомощь, взаимопонимание, здоровье и трудолюбие. Нравится?
-Домовёнку очень нравится новый дом, дом в котором, как вы сказали в самом начале, уютно и хорошо. Дом, в котором всегда поймут. Пройдет время, и у вас появятся собственные семьи, дома. Будут - ли они похожими на наш построенный дом, это зависит от вас.
-Я желаю вам добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...