Развитие речи и гендерное воспитание
статья
ГБОУ ЦЛПДО ЮАО
Доклад учителя - логопеда Насоновой Т.Р. на заседании МО логопедов от 6 ноября 2014
Почему у ребенка с ОНР формирование лексико-грамматического строя речи не соответствует возрасту и он говорит, допуская многочисленные аграмматизмы? Дети с ОНР, находясь в речевой среде, слышат речь окружающих, смотрят телевизор, вступают в контакт, и если бы у них все было в порядке, то логопеды были бы не нужны, звуки и грамматический строй речи формировались естественным путем, но этого не происходит. Можно сказать, что ребенок по тем или иным причинам, не восприимчив к информации, которую получает.
Развитие речи и гендерное воспитание
Почему у ребенка с ОНР формирование лексико-грамматического строя речи не соответствует возрасту и он говорит, допуская многочисленные аграмматизмы? Дети с ОНР, находясь в речевой среде, слышат речь окружающих, смотрят телевизор, вступают в контакт, и если бы у них все было в порядке, то логопеды были бы не нужны, звуки и грамматический строй речи формировались естественным путем, но этого не происходит. Можно сказать, что ребенок по тем или иным причинам, не восприимчив к информации, которую получает. Конечно, можно методом тренировки (натаскивания) отработать некоторые грамматические формы, но использоваться они будут по шаблону без связи с реальной ситуацией. Именно поэтому, приступая к коррекции, необходимо начинать работу не с заучивания с ребенком правил словоизменения и согласования слов в предложении, а с взаимодействия, причем взаимодействие должно быть двусторонним.
Используемые примеры грамматических форм необходимо выбирать таким образом, чтобы они базировались на том социуме, в котором находится ребенок: родители, члены семьи, друзья. Грамматические формы для ребенка должны быть не просто абстрактным правилом, а должны восприниматься, как неотъемлемая и естественная часть его ежедневного общения и взаимодействия.
Правильное употребление местоимений – это не просто правила, а обозначение в речи понимания своего места в социуме. Если у ребенка не сформировано четкое понимание гендерных различий, он не будет использовать в своей речи дифференцированные понятия рода имен существительных, а как следствие, не будет правильно согласовывать местоимения, прилагательные, глаголы с именами существительными. «Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп» [1].Можно возразить, как же так, ребенок говорит папа и мама, он же их различает. Конечно он знает, кто папа, а кто мама, но это вовсе не значит, что он понимает, что мама – это женщина, а папа – мужчина. Коррекционную работу необходимо начинать с формирования этих базовых понятий. Работу надо вести таким образом, чтобы ребенок начал задавать вопрос: «Почему, стул - это папа, а каша - это мама?» Сам факт возникновения подобного вопроса свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться дифференциация по гендерным признакам. Ответить на подобный вопрос можно просто: все вокруг нас либо «он», либо «она», либо неопределенное «оно». Но сначала пусть ребенок задастся этим вопросом, без этого совершенно бессмысленно тренировать ребенка на запоминание, что карандаш – это «он», а ручка – это «она». Вашими трудами он конечно это запомнит, но когда Вы дадите ему лист бумаги, то ребенок без подсказки не определит, что бумага – «она».Гендерное воспитание – это:
- влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
- отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в обществе;
- формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.
- формирование определенной модели поведения;
- овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
- личная жизнь людей в семье;
- правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.
Задачи полового гендерного воспитания:
- воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру;
- закладывать основы осознания своих особенностей;
- учить строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
- уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Методы и приемы
-сюжетно - ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;
- беседы с использованием иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
- дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?» [2].
Конспект логопедического занятия
Тема: Формирование понятия «Она моя»
ЦЕЛИ: формировать самосознание, учить взаимодействовать, учить соотносить предметы с изображением (картинками), формировать понятие слово, формировать обобщающие понятия, учить ориентироваться в пространстве, учить соотносить предмет с его действием, развивать глагольный словарь, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить выражать свойства предмета через действия и интонацию. Через взаимодействие с предметами формировать понятия: быстро – медленно; громко – тихо; начало – середина – конец. Учить выделять ударный гласный в двусложных словах, формировать самоконтроль, формировать структуру слова. Учить определять ж.р. имен существительных.
Ход занятия:
- Оргмомент.
- Мы будем играть с игрушками, сочинять сказку, петь песенки.
2. Логоритмическое упражнение «Кто у нас хорошая?»
- Кто у нас хорошая,
Кто у нас пригожая.
Маруся хорошая,
Маруся пригожая. ( Погладить ребенка по ручке, ножке, грудке.)
Носиком дышит,
Ушками слышит,
Глазками видит,
Ротиком говорит,
Ладошками постучит. (петь и показывать части тела)
- Покажи: как носом дышишь, как руками машешь, как хлопаешь, как топаешь.
- Покажи правую руку, левую руку и то же самое с ногами, ушами, щекой и т.д.
3. Игра: «Сделай так». Хлопать и топать по образцу логопеда.
4. Игра «Ты Маруся, а я Татьяна Романовна»
- покажи, как мне надо хлопнуть, топнуть.
5. Игра с мыльными пузырями и мячом:
(отработать слова: дую, ловлю, бросаю)
Мыльные пузыри:
Логопед: Я буду дуть, а ты ловить, можно поймать пузырь, если скажешь: «Я ловлю»
Логопед: «Я дую». – Ребенок: «Я ловлю». (меняться ролями с ребенком)
Мяч
(Бросать мячи в корзину)
- Мяч бросает то логопед, то ребенок и комментируют свои действия: «Я бросаю».
- Логоритмическое упражнение с мячом.
6. Работа с альбомом «Я и моя семья»
Ребенок показывает и рассказывает: это я, это моя мама и т.д., рассказывает, что члены семьи умеют делать.
Логопед показывает на маму и задает вопрос: «Чья мама?», «Какая мама?».
- Женский род запомню я и скажу: «Она моя»
- написать в тетради: Она моя – подчеркнуть окончания и написать А – Я
- записать слова под диктовку: девочка, мама, Маруся, бабушка (подчеркнуть а - я).
8. Логоритмика: «Я пеку» - разучивание, выполнение движений по тексту.
Я пеку, пеку, пеку.
Детям дам по пирогу,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка,
А детей позову,
Им картинки разложу.
9. Игра: Разложи картинки: «Она моя» - нарисовать схему слова, выделить последнюю букву в слове «А». Разложить картинки на игровом поле, выбрать из 10 картинок - 6 женского рода (лиса, улитка, лягушка, лента, коляска, малина). Записать слова в тетрадь и подчеркнуть в конце «А».
10. Автоматизация «ЛЬ» - работа по индивидуальной тетради (стр. 4). Назвать имена мальчиков и девочек. Чем отличаются мальчики от девочек? Кем будут девочки, когда вырастут? Кем будут мальчики, когда вырастут? Игра: «Закончи предложение».
11. Игра – инсценировка: «Мой дом» (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь)
- зайди в дом и расскажи, что делать умеешь. Рассказывает то логопед, то ребенок.
12. Пальчиковые игры: «Кто перед домом» - логоритмика. Ребенок должен по характеру звучания музыки отгадать, кто перед домом и выполнить движения руками. Составление предложений: заяц прыгает, лиса бегает, волк бегает, медведь топает. Подобрать слова – определения, какой заяц, какая лиса, какой волк, медведь. Составление схем предложений: определение, предмет, действие. Запись предложений.
13. Звери прощаются с жителями дома, ребенок рассказывает кто, какие выполнял движения, отвечая на вопрос логопеда «Что делал? И «Что делала?».
14. Итог: вспомни, во что мы играли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание в школе.
Цель: формирование коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола....
гендерное воспитание
\ Гендерное воспитание в школе направлено на закрепление традиционных мужских и женских ролей. Основная цель воспитания видится в создании условий для развития «правильно...
Программа гендерного воспитания старшеклассниц коррекционной школы
Проблема воспитания школьников в процессе гендерной социализации очень сложна и многогранна и имеет различные аспекты - физиологические, социологические, психологические, педагогические.Можно вы...
Гендерное воспитание.
Гендерное воспитание....
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Методическая разработка представляет собой часть системной работы воспитателя на основе личной практической работы. Работа выполнена в соответствии с целями и задачами воспитательной работы учебного к...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, которое звучит дома и вокр...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...