Аутизм. Этиология и коррекция
статья
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской области
Аутизм - это несоответствие возможностей головного мозга по обработке входящей информации – объему информации, которая на него обрушивается из внешней среды.
Причем безразлично, чем вызвано это несоответствие. Это может быть и снижение потенциала мозга из-за органического поражения, повреждения химическими, наркотическими или генномодифицированными средствами, а может быть потеря способности мозга к восприятию из-за его самоконцентрации ресурсов на выполнение сверхсложной умственной задачи. Логично предположить, что и находящийся абсолютно в нормальном органическом состоянии мозг можно перевести в аутичное состояние с помощью потока информации, превышающего его физиологические возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sayt.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация, необходимая для разработки индивидуальных методик коррекции поведенческих и речевых нарушений у детей с нарушением аутистического спектра (РАС)
Перед тем как приступить к разработке соответствующих методик
коррекции необходимо четко определить:
- Что такое аутизм?
- Какие причины приводят к его появлению?
Очень заманчиво сразу дать четкое определение, назвать причины, приводящие к аутизму и быстро разработать методики коррекции. К сожалению, так не получается. Поэтому, наберемся терпения и рассмотрим вопрос более подробно.
Что такое аутизм
У детей с РАС нарушены базовые программы поведения, обеспечивающие выживание человека. Прежде всего, это выражается в стойком нежелании детей с РАС контактировать с окружающим их социумом, а дальше проблемы нарастают как снежный ком: нарушается речевое развитие, наблюдается стереотипность поведения, присутствует агрессия и самоагрессия, страхи и необычные реакции на сенсорные стимулы. Во всех странах наблюдается устойчивая динамика увеличения доли детей, у которых обнаруживаются признаки этого расстройства. Статистические данные на примере США позволяют говорить о том, что мы имеем дело с эпидемией. Подобное наблюдается по всему миру в большей или меньшей степени. Раз эпидемия, раз она носит глобальный характер, значит, должен быть патоген который воздействует на весь мир. Что же это за фактор? «Так что же поменялось в этом мире для всех? Под подозрением остается только один фактор, который в большей или меньшей мере затрагивает весь мир, влияет на человека независимо от его образования, социального статуса, рода занятий и места жительства. Это фактор существенного увеличения информационной нагрузки, обусловленный появлением и продолжающимся быстрым развитием высокотехнологичных средств передачи информации. Аутизм - это несоответствие возможностей головного мозга по обработке входящей информации – объему информации, которая на него обрушивается из внешней среды. Причем безразлично, чем вызвано это несоответствие. Это может быть и снижение потенциала мозга из-за органического поражения, повреждения химическими, наркотическими или генномодифицированными средствами, а может быть потеря способности мозга к восприятию из-за его самоконцентрации ресурсов на выполнение сверхсложной умственной задачи (эффект Перельмана). Логично предположить, что и находящийся абсолютно в нормальном органическом состоянии мозг можно перевести в аутичное состояние с помощью потока информации, превышающего его физиологические возможности.
Имеющиеся статистические данные, которые отражают динамику нарастания этого заболевания (в США доля 8-ми летних детей с РАС в 1999г. - 0,2%, в 2012г. – 1,58%) заставляют об этом задуматься всерьез. В публикации [2] это подробно изложено и приведено доказательство на основе анализа статистических данных.
Любое исследование всегда начинается с гипотез.
Гипотезы, как их проверить
Во всем мире за годы исследований этой проблемы накоплен значительный объем информации, обнаружены определенные зависимости. Называются причины возникновения РАС - негативное воздействие прививок, генетические факторы, негативное воздействие продуктов питание и т.д., но, тем не менее, к решению проблемы нас это мало продвигает, так как нет объяснений, как это работает.
Статистические данные подтверждают некоторую взаимосвязь с прививками, но как может воздействовать прививка - объяснений нет. Нет объяснений, почему негативные последствия наблюдаются далеко не у всех детей. Может быть, это всего – навсего временное совпадение, а, может быть, прививка выполняет роль недостающего звена в более сложной совокупности обстоятельств?
Разобраться во всем этом можно только в результате подробных и детальных исследований. Например, необходимы исследования, позволяющие выявить, имеется или отсутствует взаимосвязь между точным возрастом осуществления прививки и вероятностью развития РАС. Для этого необходимо собрать данные по детям с диагнозом РАС, в каком возрасте и какие прививки им делались, причем возраст желательно определять с точностью до дня. По результатам такого исследования уже можно будет делать определенные выводы. В конце концов, окончательно признать прививки виновными можно будет только в том случае, когда мы сможем точно описать механизм ее воздействия на мозг ребенка.
Любое исследование начинается с предположения, порой на грани фантазии. Давайте пофантазируем, опираясь на данные, которые уже есть:
- Первый факт. Проявления РАС у детей достаточно похожи от случая к случаю. В настоящее время в соответствии с классификацией [12], различаются 4 типа аутизма.
- Второе обстоятельство. Такая похожесть симптомов указывает на то, что речь идет не о каком – то случайном поражении головного мозга, а о срабатывании или несрабатывании одного и того - же механизма.
Что это за механизм? Давайте подумаем. Мозг человека – это сложная управляющая система способная реагировать на внешние воздействия. Работа этой системы обеспечивается набором управляющих программ, которые передаются генетически. Где–то в цепочках ДНК содержится информация о том, как мозг должен реагировать на то или иное воздействие. Когда в процессе внутриутробного развития формируется мозг, каким – то непонятным нам способом происходит перезапись этой программы непосредственно в управляющие структуры мозга, причем, мы не знаем как, когда и все ли программы сразу. Человек рождается на свет с активированными программами, которые соответствуют его возрасту. О том, что это именно так, можно найти массу подтверждений, проанализировав, например, случаи преждевременных родов: ребенок рождается, а дышать самостоятельно не может, потому что не пришло время включения системы управления дыхательным центром. Вот и держат его на аппарате искусственного дыхания, пока не придет время включения штатной системы или запускают систему дыхания медикаментозно.
Родившись с программой поведения оптимальной для грудного младенца, ребенок развивается и через какое–то время необходим запуск новой программы, которая соответствует более высокому уровню коммуникации и социализации. Как это происходит, когда и сколько раз мы не знаем, но можем предположить, что это весьма ответственный момент в развитии ребенка. Мы предполагаем, что, скорее всего, это у всех происходит строго в определенный период. А если этот период совпадает с плановым временем проведения комплексных прививок? Позволим себе некоторую вольную аналогию: когда вы собираетесь инсталлировать новую программу на свой компьютер, на экране появляется сообщение о том, что для успешной инсталляции необходимо прекратить работу всех программ. А вот теперь представьте, что должно произойти в мозгу ребенка в тот момент, когда он собирается перейти на более совершенную программу взаимодействия со взрослым миром, а в это время его мозг перегружен информационными потоками, которые ему успешно поставляет высокотехнологичная окружающая среда и к тому добавляется сильнейший информационный удар от внутренних сенсоров организма, которые неожиданно обнаруживают мгновенный рост концентраций целого «компота» неизвестных сложных белков.
Вот программа корректно и не загрузилась. Что происходит дальше? А, приблизительно, то же самое, что и в компьютере. Мозг начинает использовать то, что есть в его распоряжении, возможно используя более примитивные программы, которые, как атавизм, остались в нашей генетической памяти от далеких предков. Конечно же, сразу возникает вопрос - что делать, если это уже случилось? В компьютере у нас есть возможность повторить инсталляцию, для мозга у нас такой возможности нет. А может быть есть? Мы просто не знаем как? Для того, чтобы сделать это, нам ни много, ни мало надо понять как развивается мозг, по какому механизму происходит перенос информации из цепочек ДНК или хотя бы разобраться, как запускается механизм перехода к более «взрослым» программам работы мозга.
Если это биохимический механизм управления, то теоретически возможно создание таблетки от аутизма. Определенные подсказки можно обнаружить в том факте, что наблюдаются улучшения состояния детей с диагнозом РАС при лечении с помощью диет. Надо только разобраться, как это работает на уровне биохимии мозга.
Некоторые исследователи указывают на генетические причины возникновения РАС. Их оппоненты заявляют, что это невозможно. Невозможно, потому что невероятно возникновение одинаковой мутации в разных странах одновременно у большого количества детей. А почему, собственно, мутации?
Если придерживаться гипотезы, изложенной выше, мутации нет, а есть нарушение механизма реализации генетической информации.
Программное обеспечение
Подробней рассмотрим, что же такое программное обеспечение мозга. Его классификация была предложена Тимати Лири (американским писателем, психологом, исследователем психоделиков, автором психодиагностических методик, разработчиком программного обеспечения к первым индексируемым на ЭВМ психологическим тестам) и представлена во второй главе книги Р.А. Уилсона «Психологии эволюции». Выглядит она следующим образом:
Каждый индивидуальный набор программ состоит из четырех основных разделов:
- Генетические императивы. Абсолютно жестко заданные на генетическом уровне программы или «инстинкты».
- Импринты. Жестко заданные программы, которые мозг воспринимает только в генетически предопределенные моменты своего развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости.
- Кондиционирование. Условные программы, накладывающиеся на импринты. Они заданы еще менее жестко и достаточно легко изменяются контркондиционированием.
- Обучение. Наиболее свободные и «мягкие» из программ, еще мягче, чем условные.
Первая часть – генетические императивы не может быть нарушена, т.к. если нарушение произойдет в этом блоке, ребенок окажется нежизнеспособен на биологическом уровне.
Вторая часть – импринты – это как раз та часть программного обеспечения, где, судя по–всему, мы имеем ситуацию программного сбоя в случаях с РАС. Тем более это подтверждается тем, что как сказано в книге Р.А. Уилсона «Психологии эволюции»:
«Как правило, первичный импринт всегда сильнее любого последующего кондиционирования или обучения. Импринт – это такой вид программного обеспечения, который неразрывно слился с аппаратным обеспечением, отпечатавшись на нейронах в момент их особой доступности и уязвимости. Импринты устанавливают те ограничения, параметры и периметры, в пределах которых происходит все дальнейшее кондиционирование и обучение».
Это и есть объяснение того, что единожды появившись, аутизм проявляет чудеса устойчивости на протяжении всей жизни человека. Однако, обратите внимание, перезапись крайне затруднена, но не невозможна. Разумеется, если мы все-таки овладеем технологией, позволяющей осуществлять перезапись. Сделать это надо как можно быстрее, потому что явно существует временной механизм, регламентирующий время и последовательность включения импринтов. Проще говоря, если вы выбьетесь из естественного временного ритма развития, вполне возможно, что все последующие инсталляции придется выполнять искусственно.
А почему, собственно говоря, мы думаем о сбое программы обеспечения? Это ведь сбой, всего-навсего, с нашей точки зрения, а с точки зрения работы мозга это может быть не сбой, а вполне адекватная реакция на условия внешней среды. Скорее всего, какой импринт переводить из базового хранилища информации в разряд рабочих программ решается с помощью какой-то подпрограммы, которая в свою очередь может быть классифицирована как генетический императив. Таким образом, если в силу каких-то причин мозг принял решение, что запуск программы развития, соответствующий современному человеку, представляет угрозу биологическому сосуществованию, он отдаст команду запустить какую-то другую программу. Выбор этих программ, по-видимому, очень большой, поскольку наша генная память хранит все типы поведения, которые были целесообразны с точки зрения выживания, когда бы то ни было по ходу эволюции. Если рассматривать случаи аутизма первого типа [12], мы наблюдаем, что у детей нарушена произвольная и мелкая моторика, но при этом их движения исключительно грациозны и точны. Скорость реакции во время движений явно быстрее, чем у среднего человека. Все это очень похоже на то, что оказалась задействована программа поведения, позволяющая осуществлять движения, опираясь исключительно на рефлексы.
Нечто подобное наблюдается в случаях феномена «Маугли». Когда иногда обнаруживают ребенка, которого воспитывала звериная стая, выясняется, что он неплохо социализировался в условиях этой стаи, т.е. его мозг проанализировал сложившуюся ситуацию и выбрал из «библиотеки» наиболее подходящие импринты поведения. Когда такой ребенок помещается в человеческий социум, происходит некоторая адаптация, но в полной мере социализировать его уже не удается. Время упущено и, самое главное, выбор программ уже сделан.
Как работают импринты. Возможно возражение, что никаких импринтов не существует вообще, т.е. нет никаких программ более сложных, чем инстинкты, которые заложены на генетическом уровне. Рассмотрим эксперимент, описанный Лебедевым В. И.: «Истории известны случаи развития детей в изоляции от человеческого общества. Около 400 лет назад один индийский падишах поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своей матери, даже если его никто не будет этому учить. Падишах усомнился в справедливости такого высказывания и провел довольно жестокий с современной точки зрения, эксперимент. Были взяты маленькие дети различных национальностей и посажены в отдельные комнаты по одному. Им прислуживали немые слуги. За семь лет эксперимента дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через семь лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, крики и мычание».
Казалось бы, это должно убедить нас в том, что все дело в общении и обучении. Да, так можно подумать. Только ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- почему ни одну обезьяну не удалось научить говорить? Что только не делали! Помещали в семью и воспитывали, как ребенка. А все потому, что хотя условия, казалось бы, должны вынудить включиться импринт речи, он не включается по той причине, что у обезьяны его просто НЕТ.
Для того, чтобы сформировалась речь, необходимо чтобы включился соответствующий импринт, на него наложилось определенное кондиционирование и обучение, а если импринта нет, то максимум что возможно, это выработать на уровне рефлексов понимание отдельных слов. Это то, что успешно осваивают и другие высшие млекопитающие.
Хорошо если обезьяну не удается научить говорить, потому что в ее генетической памяти нет надлежащего импринта, почему возникают проблемы у детей генетическая память которых данный импринт безусловно содержит? Что препятствует его полноценной инсталляции? Наиболее разумным объяснением является то, что все живые организмы в результате эволюции «научились» расти и развиваться максимально рационально, т.е. это режим экономии энергии и ресурсов. У всего живого развиваются те свойства и функции, которые необходимы для выживания, а угнетаются и деградируют те, которые оказываются бесполезными. Дело в том, что организму ничего не обходится даром. На все необходима энергия, а природа не может себе позволить тратить ее неосмотрительно. Мозг человека весьма энергозатратное удовольствие, его энергетические потребности составляют примерно половину энергозатрат всего организма. Можно предположить, что в процессе развития ребенка инсталляция, каких бы то ни было импринтов, не осуществляется просто в плановом порядке только потому, что пришло время. Скорее всего, существует механизм принятия решения: целесообразно или нет запускать какой-то импринт. Скорее всего, рациональные законы природы оценивают два обстоятельства:
- Необходим данный импринт с точки зрения выживания или нет.
- Не опасно ли его использование с точки зрения выживания.
Это очень ответственный момент, как говорилось ранее, замена импринта дело совсем непростое. Дело в том, что в отличие от обычного компьютера, мозг человека после загрузки какой бы то ни было программы, начинает менять свою структуру на физическом уровне для ее работы, т.е. мозг - это такой компьютер, который в состоянии изменить свою схему под конкретное программное обеспечение. Это с одной стороны крайне затрудняет любые изменения, а с другой стороны заставляет мозг быть крайне осмотрительным в выборе направлений своего развития. Кстати, это как раз то обстоятельство, которое объясняет, почему удается зафиксировать отклонения в работе мозга при различных расстройствах. То, что мы в некоторых случаях часто называем органическим поражением мозга, на самом деле является результатом его структурной перестройки вследствие реализации его программного обеспечения.
Что же происходит в случаях, когда диагностируется РАС? Одним из основных признаков наличия данного расстройства является отсутствие в большой или меньшей мере социализации.
Социализация
Что такое социализация? Это правила и способы взаимодействия с себе подобными. У разумных приматов это взаимодействие называется социумом, у неразумных – стаей. А зачем нужно это взаимодействие с точки зрения выживания? Ответ очевиден, для того, чтобы получать от социума необходимые для выживания ресурсы и блага. Это настолько важно, что необходимые для этого импринты начинают включаться один за другим буквально с момента рождения. Сначала для младенца социум состоит из его матери, присутствие которой является гарантом безопасности. Если ребенок только что родился, конечно, лучше всего, чтобы он вскармливался грудью матери, если у матери нет молока, можно кормить из бутылочки, но только обязательно на руках. Если ребенок будет кушать из бутылочки, не ощущая мать рядом, с этого момента начнутся проблемы с социализацией, потому что на данном этапе развития его биовыживательный контур – это мать или человек ее заменяющий. Если это не так, то значит, мир устроен иначе и нет смысла запускать из генетической памяти социальные программы, накопленные в ходе эволюции.
Короткие иллюстрации, о чем идет речь. Грудной ребенок хочет кушать. Он в состоянии информировать об этом только с помощью крика. Возможно несколько сценариев развития дальнейших событий:
1.Ребенок закричал, ему молча дали бутылочку с едой. В этой ситуации потребность удовлетворена и не произошло ничего, что заставляло бы включатся механизму социализации.
2. Ребенок точно так же закричал, но его взяли на руки, как – то успокоили, пообщались хотя – бы тактильно, а потом покормили. Эта ситуация принципиально другая. Здесь просматривается четкая схема: потребность – сигнал потребности – элемент социального взаимодействия – удовлетворение потребности.
3.Ребенок закричал. Сигнал: «Хочу кушать». Его крик вызывает негативную реакцию у окружающих и ребенку дают ощутить эту негативную реакцию: на него кричат, его трясут или что-то подобное, а затем кормят или не кормят – это уже не играет роли. Данное развитие событий весьма негативно отразится в формировании социализации ребенка. Мозг ребенка, скорее всего, в зависимости от отдельных деталей, будет принимать решения: хорошо это или плохо – социальное взаимодействие. Если будет принято решение, что элементы социального взаимодействия никак не способствуют удовлетворению естественных потребностей, можно ожидать, что в этой сфере начнут возникать проблемы.
4.Ребенок закричал. Сигнал: «Хочу кушать» (оптимальный вариант грудного вскармливания). Ласковая, любящая мама берет ребенка на руки и начинает кормить естественным образом. Казалось бы, это оптимальная ситуация, оптимальный для данного возраста совершенно естественный уровень социального взаимодействия. Может ли в такой ситуации сложиться что-то неблагоприятное. Вполне возможно, если в этот ответственный для ребенка момент, на него обрушивается дополнительная, неестественная информация. У ребенка работают все органы чувств, его слух настроен на максимальную чувствительность, чтобы услышать сердцебиение матери, а вместо этого он слышит весьма громкий информационный мусор от телевизора или других источников. Вместо четкой, предписанной природой последовательности: руки матери – тепло материнского тела – запах матери – ощущение биения ее сердца – вкусное молоко, ребенок получает другую схему: руки матери – тепло материнского тела – запах косметики – крики из телевизионной передачи «Сходим с ума вместе» - вкусное молоко. Смеем предположить, что прогноз дальнейшего развития ребенка в лучшем случаи непредсказуем, потому что с самого начала развития ребенок получает информацию, что мир устроен каким-то невероятно дурацким образом на что в его генетической памяти не находится сколько то бы ни было приемлемого шаблона поведения.
По мере взросления социум ребенка расширяется, усложняется взаимодействие с ним, появляется необходимость в сложных средствах коммуникаций, например, речевого общения и т.д. по мере взросления и развития. Весь этот процесс, по сути, направлен только на одно – обеспечение выживания, безбедного существования, а в дальнейшем продолжение рода. У каждого индивидуума, даже при нормальном развитии, этот процесс проходит по-разному и с разными результатами, потому что этот процесс не автоматический, запускаются только те импринты, которые необходимы для обеспечения какого – то уровня социализации. Проще говоря, в различных ситуациях для удовлетворения условно одной и той же потребности может потребоваться различный уровень коммуникации. Лишнего расхода ресурсов природа не допустит и запущен всегда будет тот импринт, который позволит удовлетворить потребность ценой минимальных затрат энергий и ресурсов.
Если потребности удовлетворяются, без каких – либо воздействий со стороны самого индивидуума, то зачем запускать сложные системы взаимодействия с социумом? Если понаблюдать за поведением ребенка с РАС, то нетрудно заметить, что у него полностью отсутствует потребность в совершенствовании систем коммуникации. Несмотря на то, что ребенок может испытывать серьезный дискомфорт в этой сфере, беда состоит в том, что импринты могут включаться и выключаться только в определенное время, так называем момент импринтной уязвимости. И если в этот момент ситуация складывалась таким образом, что проанализировав ее, оказалось, что импринт социализации бесполезен и опасен, коммуникации не включатся. В дальнейшем, даже если потребности появились, запуск импринта самостоятельно уже невозможен.
Вполне естественно, что возникает вопрос: а как его включить? И возможно ли это. В какой то мере, видимо, да. Простого рецепта, безусловно, нет. В каждом конкретном случаи необходима работа аналитика для разработки индивидуального плана действий. Из общих рекомендаций можно перечислить следующее:
- Для того, чтобы появилась потребность социального взаимодействия, она должна ощущаться ребенком на уровне инстинктов, т.е. ребенок должен почувствовать необходимость социальных взаимодействий для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.
- Сразу после рождения социум ребенка - это его мать. Ребенок должен быть с матерью, но только до поры до времени. Социум должен расширяться, т.е. в процесс общения должны включаться другие члены семьи, затем детский коллектив и можно предположить, что, наверное, хорошо, если это очень рано и плохо, если это поздно или никогда.
- Необходимо, чтобы не было удовлетворения потребностей без взаимодействия.
- Потребность взаимодействия должна быть постоянной и не должно быть никаких альтернатив.
Двустороннее взаимодействие
Если установлен двусторонний контакт, взаимодействие ли это? Да, это взаимодействие, но социализация в широком смысле, это нечто большее. Социализация у ребенка по-настоящему начнется не тогда, когда он приобретает способность о чем-то попросить или сообщить, а тогда, когда он начинает понимать настроение и мотивацию окружающих.
В процессе коррекции детей с РАС ставится задача: добиться как можно большего уровня социализации. Часто бывает так, что работа считается успешной, когда нам удалось научить ребенка каким-то правилам самообслуживания и общежития, вести себя так, чтобы не привлекать внимание окружающих. И очень часто в подобных ситуациях мы заявляем, что ребенок хорошо социализирован. Это как раз пример некорректного использования термина. Человек – существо социальное, и развившееся в ходе эволюции это свойство, прежде всего, означает способность к коллективному взаимодействию, что само по себе подразумевает не просто сообщить друг – другу какую бы то ни было значительную информацию (информировать друг – друга об опасности умеют даже простейшие организмы), а прежде всего, это тот уровень общения, когда мы можем навязать окружающим свою волю или мнение, или подчиниться воли или мнению других. Именно это превращает физически слабое, плохо защищенное от воздействия окружающей среды, абсолютно не приспособленное к одиночному существованию существо в самый успешный, доминирующий на земле вид.
Получается, что главной целью коррекции является формирование потребности к взаимодействию, причем, взаимодействие обязательно должно быть двусторонним.
Используя различные приемы игры, необходимо сформировать у ребенка умение взаимодействовать. Начинать надо с простейшего, прорабатывая шаг за шагом все более сложные варианты. Добиваться надо того уровня коммуникаций, когда ребенок научится понимать мотивацию и настроение тех, с кем он общается. Это понимание, как раз и является той гранью, которая принципиально отличает общение в человеческом социуме от систем коммуникаций у животных других видов.
Базовые команды и стимулы
Что скрывается за тем явлением, когда у ребенка с РАС наблюдается устойчивое, на грани упрямства, нежелание выполнить простые команды – указания, а именно: сядь, посмотри и т.п. Он их, безусловно, понимает, но не выполняет. Для того чтобы понять это, проанализируем, как обычный человек реагирует на подобные предложения. Когда Вам говорят, сядь или посмотри, в большинстве случаев Вы это выполняете рефлекторно, практически без анализа целесообразности этого действия, и так происходит потому, что имеющаяся у Вас программа социализации предусматривает постоянную готовность к коллективным действиям, а если имеются нарушения программного обеспечения отвечающие за социальное поведение, это не работает. Поэтому, если мы хотим добиться, чтобы ребенок выполнял команды: посмотри, сядь, необходимо сделать так, чтобы у него появился стимул их выполнять. Возникает вопрос: зачем нам вообще необходимо добиваться выполнения этих команд? Это что, самоцель? Дело в том, что мы не умеем одним движением «волшебной палочки» взять и восстановить сложный программный комплекс социального взаимодействия. Если это не произошло естественным путем в соответствующие периоды импринтной уязвимости, вряд ли можно надеяться, что мы вернем время вспять и начнем все с чистого листа. Однако, хорошо известно такое явление, как обратимость рефлексов, проще говоря, если у Вас плохое настроение, на вашем лице можно наблюдать соответствующее выражение, если – хорошее, Вы улыбаетесь. А теперь попробуйте насильно заставить себя улыбаться, когда на душе «кошки скребут». Удивительное дело, через некоторое время Вы обнаружите, что настроение начинает улучшаться.
Для коррекции РАС необходимо использовать аналогичный прием. Неспособность выполнения простых команд обусловлена отсутствием социализации, добившись же тем или иным способом, выполнение этих команд, мы эту социализацию начинаем формировать. Главная задача найти тот стимул, который заставит ребенка это делать. Стимулы должны быть различными и подбираться строго индивидуально. Их надо терпеливо искать для каждого ребенка. Чем проще, тем лучше (под простотой подразумевается легкость реализации). Например, если вы обнаружите, что ребенок прекрасно стимулируется, если ему дать лизнуть конфету, то это надо использовать. Надо хорошо понимать, что не стоит рассчитывать на то, что будут срабатывать стимулы, базирующиеся на социальном взаимодействии. Например, если для обычного ребенка стимулом может являться то, что его похвалили, на начальном этапе при взаимодействии с ребенком, страдающим РАС – это работать не будет, потому что: похвалили, отругали, приласкали – это все эксплуатация базовых социальных установок, а мы их только начали формировать.
Речевое развитие и самосознание
Почему при РАС всегда в той или иной мере наблюдаются проблемы с речью, причем в ряде случаев она полностью отсутствует и имеются серьезные проблемы при попытках ее формирования? Ценой значительных усилий иногда удается научить ребенка произносить названия предметов, удается сформировать фразу и простое предложение. Однако надо признать, что назвать это полноценной речью нельзя. Надо понимать, что речь это не умение произносить звуки и слова, а это инструмент общения. Поэтому овладел ребенок речью или не овладел речью можно определить только по тому, в какой мере он способен на речевое общение.
Так почему именно при РАС возникают такие проблемы с речью? Здесь мы как раз имеем наглядную иллюстрацию того обстоятельства, что в процессе развития ребенка ничего не происходит просто так. РАС – это прежде всего серьезное нарушение или полное отсутствие социализации. Если по каким – то причинам в процессе развития ребенка не произошло включение программ, ответственных за социализацию, автоматически исчезает необходимость в средствах коммуникации, а речь, как раз, и является основным средством коммуникации. Зачем природе запускать этот весьма затратный механизм развития, если отсутствуют программные установки на взаимодействие с социумом. Отсутствие у ребенка с диагнозом РАС дифференциации таких понятий, как: Я, ОН, ОНА, МОЙ, МОЯ и т.д. так же объясняется отсутствием, какого бы то ни было ощущения и восприятия социума. Все эти понятия являются не чем иным, как определением того или иного позиционирования в социуме, а если для ребенка социум не существует, то и эти понятия не имеют никакого смысла. Понятно, что и самосознание формируется как ответная реакция на ощущения наличия социума, а если для ребенка социума нет, то ему незачем формироваться.
Отсюда следует простой и очевидный вывод: перед тем, как приступать к коррекции направленной на формирование речи необходимо любой ценой добиться хотя – бы каких – то элементов социализации и самосознания, т.е. создать ситуацию, когда речевое общение станет для ребенка потребностью.
Чтобы сформировалось самосознание, социум вокруг ребенка должен быть ему не только жизненно необходимым, но и понятен. Он должен быть таким, чтобы ребенок в принципе мог определить свое место в нем.
Если для ребенка ощущение социума в значительной мере искажено большим потоком неестественной информацией, или ему предлагаются действия и задания, которые не соответствуют возрасту его реального развития, то он не может определить свое место и соответственно ломается весь механизм формирования самосознания. Приведем достаточно отвлеченный пример: предположим, Вы человек совсем с гуманитарным образованием оказались на семинаре математиков. Вы очень заинтересованы что–то понять, вступить в контакт, но у Вас ничего не получается. Вы слышите выступления, диалоги, но ничего не можете понять. Естественно, через какое – то время, Вам становится очевидно, что вы чужие на этом «празднике интеллекта», и Вы оставляете любые попытки коммуникации.
Коррекция
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сформулировать пример возможного алгоритма действия для коррекции РАС, но надо иметь в виду, что перед тем, как приступать к коррекции в каждом конкретном случае должна быть проделана серьезная аналитическая работа, которая должна состоять из двух частей:
- Анализ причин, приведших к развитию РАС и, соответственно, принятие мер по их устранению.
- Индивидуальный анализ тяжести проявления.
Анализ причин
Некоторые специалисты высказывают мнения, что знание причин, приведших к развитию РАС не самое главное. Ситуация такая, какая она есть, ее надо анализировать и проводить коррекцию. С таким мнением нельзя согласиться. Наверное, при наличии соответствующей квалификации можно добиться некоторых результатов, не отвечая на вопрос: с чего все началось? Вполне возможно! Только такой подход очень похож на ту ситуацию, когда мы лечим кашель и не замечаем наличие туберкулеза.
Подробные рекомендации по анализу причин содержатся в публикации «Аутизм. Этиология и коррекция» А.Ю. Насонов, Т.Р. Насонова стр. 21 – 24.
Индивидуальный анализ тяжести проявления
Под классификацию аутизм попадает очень широкий спектр симптомов. «Сам аутизм может проявляться в разных формах: 1) как полная отрешенность от происходящего; 2) как активное отвержение; 3) как захваченность аутистическими интересами и, наконец, просто 4) как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.[]»
Если первая форма - это, безусловно, нарушение, вызванное неправильным выбором импринта, а в некоторых, наиболее тяжелых случаях можно заподозрить, что не все в порядке и с генетическими императивами, то с другой стороны под четвертую форму можно попасть и в случаях тяжелой педагогической запущенности, т.е. тут с импринтами все в порядке, корректировать необходимо самую простую часть программного обеспечения – обучение. Разумеется, есть и случаи, когда проблема лежит на уровне коррекции кондиционирования. Вполне понятно, что и стратегия коррекции и методики должны быть разными.
Ниже приведенный пример больше подходит для первой формы аутических расстройств:
- Анализ причин.
- Устранение факторов, вызвавших выбор неверного импринта.
Необходимо кардинально поменять информационную среду. Возможно создание обстановки информационного голода. Использование диет и проведение других мероприятий, снижающих информационную нагрузку. Нельзя забывать, что информацией является все, в том числе и эмоциональная сфера.
- Создание условий, при которых невозможно существование ребенка при использовании имеющего имприннта поведения.
- Проведение комплекса индивидуальных занятий, направленного на то, чтобы был выбран новый импринт поведения.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий по индивидуальной программе.
Это основы коррекции для детей с диагнозом аутизм.
Что надо сделать
1. Необходимо создать такую среду для ребенка с РАС, когда создадутся условия, требующие полной замены импринта поведения. Это невозможно сделать в рамках занятий по одному два часа в день, это надо делать 24 часа в сутки. Создаваемые условия должны не только делать невозможным использование имеющегося импринта поведения, но и должны всячески стимулировать переход к поведению, соответствующему возрасту ребенка в норме.
2. Особое внимание необходимо уделять тому, что такой ребенок не испытывает, как правило, никакого дискомфорта на уровне удовлетворения своих физиологических потребностей, их ему удовлетворяют, а, стало быть, генетические императивы, проще говоря, инстинкты выживания не включаются. По всей видимости, только они могут синтезировать команду на перезапись импринта. Приведем высказывание Ивара Ловааса - основоположника методики АВА: « Все живые организмы демонстрируют изменчивость в поведении. Чарльз Дарвин первым признал важность такой изменчивости для выживания вида. Мы можем рассматривать людей с нарушением развития как пример такой изменчивости. Поведенческая изменчивость (отклонение от нормы) не считается симптоматичной для подразумеваемого психического расстройства или отклонения и, следовательно, здесь нужна собственная исключительная форма лечения. Книга « Я» [10]
3. Независимо от того, сколько в данный момент ребенку лет, восстановление необходимо начинать с того момента, когда произошло нарушение. Если нарушение произошло в возрасте полутора лет, а сейчас ребенку 8 лет, мы должны сначала восстановить у него нормальное поведение полуторагодовалого ребенка, а затем шаг за шагом, терпеливо, пройти весь путь его развития. Разумеется, когда столько лет потеряно, нельзя рассчитывать на стопроцентную компенсацию.
4. При взаимодействии с ребенком, особенно на начальном этапе, должны присутствовать не только поощрения, но и некоторые элементы насилия, которые заставят включиться инстинкты и положительная динамика будет наблюдается.
Делать все надо крайне осторожно, потому что мы вторгаемся в базовое программное обеспечение человеческого организма. Дело в том, что какие – то условия, восприятие которых нам кажется вполне очевидным, с точки зрения генетических императивов могут вызывать совсем другую реакцию или не вызывать вообще никакой. Вообще-то, надо провести серьезные исследования, в ходе которых необходимо суммировать все накопленные данные по алгоритмам работы мозга и проанализировать их с этой точки зрения.
Данных много и часто они получены при исследовании совершенно других проблем. Например, такое заболевание как анорексия. В этом случае просматривается ситуация, когда на первом этапе развития заболевания человеку удается подавить базовые инстинкты – перестать есть. Сам по себе этот факт лишний раз подтверждает, что корректировать можно практически все, но в то же время, когда человек осознает, что кушать все-таки надо и понимает, что он может просто умереть, начать есть не удается. Это подтверждает то, что и выключить тяжело, но и включить нисколько не легче. В ряде случаев, осознавая все происходящее, человек все–таки погибает.
Это хорошая иллюстрация того, на сколько опасны могут быть игры с базовым программным обеспечением мозга.
Список, используемой литературы:
1. http://www.cdc.gov
2. http://www.growthdynamics.com/articles/End_Internet_Boom .htm.
3. http://www.futureofchildren.org/futureofchildren/ publications/docs/10_02_AppendixA.pdf
4.Бернарда Римленд Рост заболеваемости аутизмом: необходимо исследование связи с прививками. Свидетельство д-ра Бернарда Римленда перед комитетом по правительственным реформам палаты представителей конгресса США 6 апреля 2000 г. - http://www.whale.to/v/rimland.html
5. Bryan Jepson Понимание аутизма. http://www.childneurologyinfo.com
6. Гилберг К., Питерс Т. Медицинская диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты.
http://www.autism.ru/read.asp?id=61&vol=31
7. Джон Элдер Робинсон Аутизм и страх. http://www.psychologytoday.com/blog/my-life-aspergers/201102/autism
8. Е.Янушко Игры с аутичным ребенком. - Москва 2007 Теревинф
9. Е.С Иванов. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма.
http://www.autism.ru/read.asp?id=61&vol=31
10. Ивар Ловаас Книга Я - http://www.autism.ru/read.asp?id=136&vol=0
11. Кэтрин Морис Услышать голос твой. История триумфа одной семьи над аутизмом. http://www.childneurologyinfo.com/education-text-let_me_hear_your_voice_1.php
12. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи.—М.: «Теревинф», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
Описывается аутизм (причины, классификация, симптомы) и методы коррекции....
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции...
Ранний детский аутизм. Основные симптомы, подходы к коррекции.
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгоро...
Семинар по теме: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции».
Семинар на тему: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции»....
План семинара по теме: : «Аутизм- проблемы, диагностика, методы и приемы коррекции».
План семинара....
Выступление на семинаре "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"
Дети с РАС- это актуальная и очень важная тема. В своем выступлении я выделяю роль музыки как средство социализации ребенка- аутиста в обществе, ее положительное влияние на развитие интеллекта, творче...
Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей
В Памятке содержится информация о симптомах аутизма у детей и возможностях взаимодействия....