Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
статья на тему
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_psihologiya.docx | 52.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 9»
«Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции»
Выполнила:
Учитель информатики
Тырина Л.В.
г. Печора, 2017 г.
Оглавление
Глава 1. Понятие раннего детского аутизма и его исторический аспект 3
Глава 2. Классификации раннего детского аутизма 5
Глава 3. Симптомы раннего детского аутизма 8
Глава 1. Понятие раннего детского аутизма и его исторический аспект
Слово “аутизм” пришло из греческого языка “autos”, что значит “сам”. Это нарушение «характеризуется серьезными недостатками социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипными интересами и паттернами поведения»[1]. Статистика Всемирной организации здравоохранения [2]отмечает, что встречается 1 случай аутизма на 160 человек, притом у мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще.
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств[3] выделяет следующие критерии для диагностики аутизма:
- Нарушения в сфере социальных взаимодействий (не поддерживает зрительный контакт, отсутствует символьная мимика, жесты, не устанавливает отношения со сверстниками, отсутствует социальная и эмоциональная взаимность и др.)
- Нарушения в коммуникативной сфере (задержка или полное отсутствие разговорной речи, стереотипный характер речи, отсутствие игр с проявлением спонтанности и др.)
- Стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий (поглощение одним видом занятий, следование специфическим и нефункциональным ритуалом, интерес к определенным деталям и предметам и др.)
Аутизм является спектральным расстройством: типичные симптомы могут встречаться в разных комбинациях и отличаться различной степенью тяжести.
Аутизм проявляется в возрасте до трех лет и обычно диагностируется не ранее 2-3 лет. Во многих случаях сопровождается снижением умственных способностей, различным по степени тяжести речевыми расстройствами. Стоит отметить, что это не всегда обуславливается нарушениями умственных способностей, как отмечает Е. С. Слепович, это происходит вследствие неспособности или нежелания ребенка «действовать произвольно, выполнять поставленные перед ним в ситуации обследования задачи, невозможностью установления контакта» [4].
В начале XX века термин аутизм использовался в психиатрии для описания шизофрении и других патологических состояний. С современной точки зрения аутизм был описан Лео Каннером в 1943 году. В своей работе «Аутистические нарушения аффективного контакта»[5] он описал истории восьми мальчиков и трех девочек. Основным расстройством у этих детей Л. Каннер выделял «неспособность вступать в обычные отношения с людьми и ситуациями, проявляющаяся с начала жизни». Он относил ранний детский аутизм к особому расстройству шизофренического спектра, подчёркивая его отличие от шизофрении и шизотимии.
Одна из первых теорий, объясняющих аутизм, возникла в 60-х годах. Теория заключалась в том, что аутистического расстройство появлялось у детей «с ненарушенным интеллектом, травмирующим его окружением, и, особенно, отсутствием теплых отношений к ребенку со стороны его родителей»[6]. Эту теорию поддерживал Бруно Беттелхейм, Нико и Элизабет Тинберген, Мариан Де Майер и др. Мариан Де Майер, однако, выделила еще одну возможные причины возникновения аутизма: биологическую предрасположенность.
Представление об аутизме были перевернуты Бернардом Римландом в труде 1964 года «Детский аутизм: Синдром и его значение для нейронной теории поведения». Он рассматривал аутизм как органическое нарушение мозга, полностью отвергая теорию о влиянии окружения и родителей. Его теория была поддержена Э. Шоплер и Р. Рейхлер. Это полностью изменило подход к проблеме аутизма, и как следствие, стали разрабатываться программы для обучения детей и взрослых с аутизмом.
С. Фолштейн и М. Раттер в 1971 году провели первое систематическое исследование с целью выявить генетические факторы, вызывающие аутизм.
С. Чесс, С. Корн и Ф. Фернандез в 1977 году исследовали возможность развития аутизма по причине специфических инфекций.
Е Дейкин и Б МакМахон в 1979 рассматривали возможных возбудителей инфекционных заболеваний в организме беременной матери как причина возникновения аутизма у ребенка.
Далее рассмотрим современные теории этиологии аутизма.
Глава 2. Классификации раннего детского аутизма
В 1944 году Ганс Аспергер описал группу детей, проявляющих некоторые симптомы аутизма: трудности в социальном взаимодействия, тенденции к повторяющимся и стереотипным действиям, но при этом, дети не проявляли отставания в развитии, и имели уровень интеллекта выше среднего. До настоящего времени неизвестно в чем его отличия от высокофункционального аутизма. В мае 2013 года DSM-5 Руководством по диагностике и статистике психических расстройств создало новый термин расстройство аутистического спектра (РАС), включив туда синдром Аспергера, аутизм, детское дезинтегративное расстройство, атипичный аутизм. Исключив из этого списка синдром Ретта, по причине различия происхождения синдрома.
Детское дезинтегративное расстройство проявляется в утрачивании значительной части приобретенных навыков к 10 годам. Первые два года жизни развитие соответствует норме. Как отмечает Э. Мэш, это может относиться «к восприятию, использованию речи, социальным навыкам и коммуникации, адаптивному поведению, усвоению игровых или моторных навыков, контролю кишечника и мочевого пузыря».[7]
Атипичный аутизм отличается от обычного аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием одного из трех диагностических критериев. Умственная отсталость присутствует не всегда.
Когда мы обращаемся к историям развития аутичных детей, то видим, что в раннем возрасте нарушения активности и ранимость присутствуют у таких детей в неравной степени, и, соответственно, перед ними встают различные проблемы. При этом первоочередными оказываются разные жизненные задачи, вследствие чего каждый ребенок и вырабатывает свои способы взаимодействия с миром и защиты от него.
На первый план в поведении аутичных детей выступают, конечно, яркие проявления патологических форм компенсаторной защиты. Сам аутизм может проявляться в разных формах:
- как полная отрешенность от происходящего;
- как активное отвержение;
- как захваченность аутистическими интересами и, наконец, просто;
- как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Таким образом, мы различаем четыре группы детей с совершенно разными типами поведения.
Для того чтобы не дать ребенку лишиться его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром. С этой целью рассмотрим перечисленные группы в их последовательности — от самых тяжелых к более легким.
Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы,— это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.
Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.
Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.
Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.
Глава 3. Симптомы раннего детского аутизма
Симптоматика детского аутизма отмечается стереотипностью в поведении. Для малыша присуща поглощенность однообразными действиями: потряхивание, раскачивание, прыжки, взмахивание руками. Один предмет длительное время становится объектом манипуляций, малыш его трясет, вертит, потряхивает, постукивает, крутит. Характерны стереотипные движения с книгами: малыш ритмично и быстро перелистывает страницы. Одна и та же тема преобладает у ребенка во время рисования, в разговоре, в игровых сюжетах. Малыш избегает любых жизненных нововведений, придерживается установленных правил поведения, активно сопротивляется всем изменениям.
Расстройство у ребенка – аутиста обнаруживают себя в задержке и нарушении речевого развития, а так же коммуникативных функций. Часто отмечается мутизм, речь носит штамповый характер. Малыш избегает разговоров, не реагирует на вопросы, а наедине с собой увлеченно декларирует стихи, комментирует свои действия.
Основные признаки аутизма, выделенные Л. Каннером[8]:
- полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми;
- настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях;
- привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках;
- мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации;
- хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов;
- проявляется с рождения или до 30 месяцев.
Аутичный ребенок с первых дней жизни отличается в своем поведении от нормальных сверстников. На первом году жизни аутичные дети практически постоянно молчат – если здоровый младенец постоянно лепечет и агукает, то малыш с аутизмом практически не реагирует на призывы родителей к общению.
Аутичные младенцы не отвечают улыбкой на улыбку. Их улыбки направлены куда-то в пространство, а при виде подошедшей матери или отца малыш замирает, и улыбка исчезает.
Родителям также следует насторожиться, если ребенок не просится к ним на руки. Здоровый малыш всегда протягивает ручки, когда видит, что мама собирается его поднять. Аутист не стремится к телесному контакту, а, оказавшись у мамы на руках, начинает изгибаться, выворачиваться, его очень неудобно держать.
Аутичные дети не фокусируют взгляд на предметах, которые им показывают. Двигательная активность глаз у малышей в норме, аутисты часто что-то сами рассматривают, однако эмоциональную реакцию, ответ на показываемую вещь они не дают. Зачастую дети с аутизмом страдают нарушениями сна, часто плачут, капризничают, не любят просыпаться.
В поведении детей постарше можно выделить три ключевых момента – нарушения в поведении, общении и в эмоциональной сфере. Движения аутичных детей неуклюжи, несбалансированны и дисгармоничны, аутисты могут производить впечатление неуклюжих, однако бывают и очень подвижны. Известны случаи, когда такой ребенок мог моментально забраться на шкаф. Движения аутистов также отличаются однообразием – часто встречается постоянное верчение пальцами, «манежный бег» (по кругу, так бегать ребенок может часами), вращение вокруг своей оси, раскачивание из стороны в сторону.
В плане эмоциональных проявлений аутичные дети отличаются крайней холодностью и могут производить впечатление абсолютно равнодушных, эгоистичных, жестоких. На самом деле это совершенно не так. Все без исключения аутисты отличаются крайней ранимостью и обидчивостью. Внешне жестокое и бездушное обращение с игрушками, с близкими людьми или домашними животными – всего лишь следствие гиперболизированной чувствительности аутиста, из-за которого он закрывается от мира. Любое взаимодействие с миром для аутичного ребенка – испытание.
Что касается общения, часто аутисты могут производить впечатление глухих или слепых – они словно не слышат, когда к ним обращаются, не видят протягиваемые им предметы. Обследование же показывает, что и зрение, и слух у ребенка в норме. Отсутствие реакции объясняется крайне ранимой психикой малыша, которая, не выдерживая нагрузки при контакте с реальностью, блокирует реакцию, сводя контакт на нет.
Наблюдения за поведением аутичных детей в детском садике показывают, что интеллект у малышей в полном порядке. Обычно поначалу, попав в детский коллектив, аутист уходит в сторону, стараясь избегать раздражающих его шумных детских компаний. Однако он всегда внимательно наблюдает за происходящим. Обычно аутичный ребенок не реагирует на прямые просьбы сделать что-либо, однако он подражает действиям других детей. Это касается как простых навыков (например, гигиены), так и интеллектуальных действий. Зачастую дома аутичный малыш легко воспроизводит то, чем занимались в детском саду его сверстники, будь это лепка, музыка или постройка домика из кубиков.
Многие малыши с диагнозом «детский аутизм» с раннего возраста предпочитают общаться со взрослыми. Что характерно, при таком общении ребенок видит во взрослом не цельную личность, а только лишь отдельные свойства или качества, которые интересуют малыша. Например, ребенка может интересовать красивая заколка, но никак не владелица этой заколки.
Если говорить о синдроме аутизма, который может быть составляющим компонентом серьезного психического расстройства, то синдром включает в себя признаки измененного мышления, усиление пассивного воображения и нарушения логики рассуждений. Исследования показали, что независимо от того насколько развит его интеллект, испытывает трудности понимания неверных высказываний и обмана. При аутизме прослеживаются определенные пересечения со сложностью понимания самого себя, недостаточностью автобиографической памяти, нарушением способности к рассуждениям.
Глава 4. Методы коррекции
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности[9].
Опыт показывает, что у большинства детей, на начальном этапе работы по лечению аутизма запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игрушек, не возникает ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре[10].
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игры, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроизводят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживается декодирование слов. Этап от этапа должна решаться задача усложнения деятельности, должен увеличиваться предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание “Я”, способность к отграничению себя от других лиц[11].
И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям.
Логопедическая работа
Логопедическая работа должна начинаться с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной остается задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, “проигрывания”, драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач[12].
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказываются игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем у аутистов возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем[13].
Психотерапевтическая работа
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Данный подход к оценке структуры психического дефекта у аутистов, прежде всего как к асинхронному развитию всех сфер деятельности ребенка, позволят вскрыть значимость в становлении его не только эндогенных, но и экзогенных факторов, на основании чего возможно обосновать необходимость проведения реабилитации. Реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки: в возрасте 2-3 - 7 лет, несмотря на то, что коррекционные мероприятия естественно необходимы и в последующие годы: 8 - 18 лет. Сроки реабилитации при этом должны рассчитываться индивидуально[14].
Дневные стационары могут быть и смешанными, но с обязательным знанием работы по реабилитации с аутистами. Они могут формироваться как на базе больницы, так и амбулатории, а также в группах яслей, садов и школ. Такое их расположение только приблизит помощь ребенку-аутисту, облегчит его доставке.
Наконец, возможно открытие дневных стационаров и групп смешанного типа, с частичным введением в них детей с задержанным речевым и психическим развитием органического генеза. Такой подход решает проблему организации системы реабилитации для детей аутистов и в поселках с небольшой численностью населения. Важнейшей задачей для развития реабилитационных структур является обучение персонала подходам в коррекционной работе к детям с РДА, как и создание специальных воспитательских, дефектологических, логопедических программ для работы с ними. В последнее время стали появляться многочисленные работы из других стран, которые подтверждают высокую результативность в плане психической коррекции детей-аутистов при воздействии многопрофильных форм коррекции.
Заключение
Результат теоретического исследования психолого-педагогической литературы показывает, что выполнен ряд исследований сущности, механизмов формирования, признаков и проявлений эмоционально-волевых нарушений первичного характера у аутистов. За два последних десятилетия в отечественной специальной литературе появился ряд исследований, посвященных коррекционной работе с аутичными детьми. Однако коррекционных занятий направленных на коррекцию эмоционально – волевой сферы и личности у данных детей в полной мере не представлено.
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Главное - не терять надежды взрослому, находящемуся рядом с ребенком, на благоприятный исход его дальнейшего развития и социализации.
Список литературы
- Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев»: H-Л; Санкт-Петербург; 2012
- Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного и современного образования "Теревинф". - 1997. - 212с.
- Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Материалы сервера http://autist.narod.ru/bashina.HTM.
- Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика Донецк: «Лебедь», 1999. – 112 с. [Электронный ресурс]. - URL http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=0 (05.06.2015).
- Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума.// Человек, - 2002, № 1. - 146с.
- Иванов Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004. 80 с
- Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей - ранний детский аутизм.// Дефектология. - 1998, № 2. с. 89-92.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция»Москва 2000г. - 321с.
- Орпик Н.И. Ранний детский аутизм.// Сургутский государственный университет. // Материалы сервера http://psychology.ru/ lomonosov/ tesises/in.htm.
- Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372 (05.06.2015).
- «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция»Москва 2011г. - 243с.
- Каннер Л. «Аутистические нарушения аффективного контакта» [Электронный ресурс]. - URL http://autism-russian.livejournal.com/19993.html (05.06.2015).
- Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье : учебное пособие / А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстов. М. : МПГУ, 2014. - 252 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275030 (05.06.2015).
- Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф – СПб : Прайм-Еврознак. 2003. — 384 с.
[1] Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф – СПб : Прайм-Еврознак. 2003. — 328 с.
[2]World Health Organization http://www.who.int/features/qa/85/en/
[3] Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф – СПб : Прайм-Еврознак. 2003. — 331 с.
[4] Слепович, Е.С. Специальная психология : учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. – с. 399. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372 (05.06.2015).
[5] Лео Каннер «Аутистические нарушения аффективного контакта» http://autism-russian.livejournal.com/19993.html
[6] Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика Донецк: «Лебедь», 1999. – 112 с. [Электронный ресурс]. - URL http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=0 (05.06.2015). Гл.1
[7] Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф – СПб : Прайм-Еврознак. 2003. — 331 с.
[8] Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика Донецк: «Лебедь», 1999. – 112 с. [Электронный ресурс]. - URL http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=0 (05.06.2015). Гл.1
[9] Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного и современного образования "Теревинф". - 1997. – 187 стр.
[10] Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума.// Человек, - 2002, № 1. - 146с.
[11] Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума.// Человек, - 2002, № 1. - 146с.
[12] Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей - ранний детский аутизм.// Дефектология. - 1998, № 2. с. 89-92.
[13] «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 2011г. - 243с.
[14] Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М.: - Центр традиционного и современного образования "Теревинф". - 1997. - 212с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...
Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом
Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
Описывается аутизм (причины, классификация, симптомы) и методы коррекции....
Ранний детский аутизм. Основные симптомы, подходы к коррекции.
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгоро...
Выступление на семинаре "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"
Дети с РАС- это актуальная и очень важная тема. В своем выступлении я выделяю роль музыки как средство социализации ребенка- аутиста в обществе, ее положительное влияние на развитие интеллекта, творче...