Презентация: "Как правильно говорить!"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интонация — одно из важнейших фонетических средств языка, выполняющее в речи следующие функции: 1 . Обеспечивает фонетическую цельнооформленность высказывания или его части. 2 . Служит для членения целого связного текста на части, обладающие признаками смысловой и фонетической цельнооформленности. 3 . Передает важнейшие коммуникативные значения — такие, как повествование, вопрос, побуждение и др. 4 . Указывает на определенные семантические отношения между единицами, образующими высказывание, и между высказываниями. 5 . Передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказыванию собеседника. 6 . Несет информацию об эмоциональном состоянии говорящего.
Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи. Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса. Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов. Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании. Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т.д.
Перечень ИК ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части. ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона. ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части. ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а : А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах. ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: - Ка кой сегодня день ! На ударной части - повышение тона. ИК-6 : сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания ( Какой ве чер тёплый! ), так и выражение недоумения ( Ка ки е у них обычаи? ); ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту .
Типы воздействия: 1) обязывание или побуждение ( приказ, требование, просьба ); 2) повеление прекратить ( запрещение, угроза, упрек ); 3) убеждение ( предложение, совет, инструкция ).
Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова. Девочка играет в саду с куклой. ( Играет девочка, а не мальчик .) Девочка играет в саду с куклой. ( А не просто унесла ее туда .) Девочка играет в саду с куклой. ( А не в парке, в лесу .) Девочка играет в саду с куклой . ( А не с другой игрушкой )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"
Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...
"Вижу,слышу и играю -правильно говорю""
Статья из авторского методического пособия...
Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"
Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...
Конспект занятия "Научим Хрюшу правильно говорить"
Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....
Мастер-класс "Давайте правильно говорить по-русски"
Мастер-класс был показан на семинаре директоров района....
Учусь правильно говорить звук Щ.
Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Щ и основные артикуляционные упражнения для звука Щ....
Учусь правильно говорить звук Ш.
Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Ш и основные артикуляционные упражнения для звука Ш (при отсутствии звука Ш,боковом,межзубном, носовом сиг...