Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста
статья на тему
Умственно отсталые дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, это является следствием низкого уровня сформированности временных представлений и понятий. Дети не знают дней недели, почти не владеют элементарной терминологией. Они часто не могут представить того, что время течёт не останавливаясь. Только при грамотном построении коррекционного процессе с опорой на его сохранные стороны, можно добиться положительного результата и помочь ребёнку с умственной отсталостью ориентироваться во времени в повседневной жизни, уметь применить полученные знания в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremennye_predstavleniya.docx | 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста
Время- это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями:
- необратимостью (протекание времени в одном направлении);
- текучестью (время связано с движением);
- отсутствием наглядных форм;
- относительностью словесных обозначений.
Временные представления у детей с нарушением интеллекта развиваются значительно поздно и медленно, но не следует преувеличивать их недоступность. Причинами затруднения усвоения понятий о времени являются: несформированность познавательных процессов, неспособность к образованию отвлечённых понятий, сильные речевые нарушения. Полученные знания, умения и навыки они применяют с трудом, как заученные штампы. Лишь незначительная часть детей с умственной отсталостью могут назвать правильно время года. Они путают названия месяцев, их последовательность, не могут определить время по часам. У детей с умственной отсталостью нет реальных представлений о единицах измерения времени. Они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдалённости событий. Им трудно представить отрезки времени, удалённые на десятки лет.
Обучаясь по коррекционной программе, умственно отсталые дети в первом классе должны усвоить понятие «неделя», последовательность дней недели. Уточняются представления о частях суток. Вводится понятие «сутки». Они должны овладеть определенной группой слов (рано, поздно, быстро, медленно).
На втором году обучения умственно отсталые дети должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Они получают понятие о единице измерения времени – часе, знакомятся с прибором измерения – часами. Дети должны научиться различать стрелки, называть их, уметь определить целый час.
В третьем классе умственно отсталые дети учатся определять время с точностью до 5 минут. Знакомятся с понятием «год».
В четвертом классе детьми уточняются временные представления, полученные в предыдущих классах. Необходимо знакомить детей с умственной отсталостью с трудом людей в городе и деревни в разные времена года.
Всё это возможно только при грамотном построении коррекционного процесса обучения с опорой на его сохранные стороны, используя наиболее эффективные, новые формы и методы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.
Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...
Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"
документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....
Проблемы формирования представлений о себе в младшем школьном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью
Конспекты занятий, доклад по теме...
Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста
Статья "Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста" посвящена обучению башкирскому языку в условиях специальной ко...
Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.
статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой"....
Специфические особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста
Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю рук...
СЦЕНАРИЙ Новогоднего представления «Школа добрых волшебников» (для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью)
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…Сергей Королев...