Методическая разработка логопедической НОД на тему: "День Победы" - 06.04.2015 г.
методическая разработка

Колесова Татьяна Владимировна

Подгрупповое логопедическое занятие «День победы» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «День победы». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знания о представителях разных родов войск. Способствует совершенствованию связной речи. Конспект составлен в соответствии с ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

по формированию лексико- грамматических категорий и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «Великий День победы»

Автор: Колесова Татьяна Владимировна,

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

р.п. Духовницкое

2015 год

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………3

Введение ……………………………………………………………3 - 4   Основная часть ……………………………………………………4 - 16 Заключение……………………………………………………………16                              Список литературы…………………………………………………...15

                                  Аннотация

Подгрупповое логопедическое занятие «День победы» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «День победы». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знания о представителях разных родов войск. Способствует совершенствованию связной речи.                                                                                                                                                       Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Он охватывает  образовательные области: познавательно - речевую и коммуникативно-личностную. Интеграция видов деятельности в НОД: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Вид занятия: путешествие в  музей. Данная разработка содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звука в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам ДОУ.

Введение

                                                                                                                                                                                                     Актуальность данной работы заключается в том, что  проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее главных.  Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.                                                                                                   Новизна разработки  заключается в тесной взаимосвязи между воспитателями ребенком  логопедом в работе по преодолению трудностей связной речи детей, а также способствует устранению грамматических ошибок  и применения  правильного звукопроизношения в речи. Разработка включает в себя использование на логопедическом занятии игровых технологий, способствующих коррекции стойких специфических нарушений речи. Таким образом, учащиеся 5-7 лет,  страдающие нарушением речи, будут обеспечены   специально организованной логопедической поддержкой.

Цель: систематизация знаний о Великой Отечественной войне.                                                                                                         Задачи                                                                                                                                                                                                       Образовательные: Уточнять и активизировать словарь по теме «День победы». Совершенствовать грамматический строй речи и навык слогового анализа слова. Расширять знания о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки.). Расширить  кругозор по теме.  Совершенствование связной речи;                                                                                                                                                        Воспитательные:  Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Поддерживать чувства гордости за солдат, сражавшихся за победу, и желание быть похожими на них.                                                                                                          Развивающие: Развивать связную речь, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение, координацию речи с движением, артикуляционную и тонкую моторику.                      Подготовительная работа: беседа на тему «Великая Отечественная война». Изготовление вырезание и раскрашивание букв для открытки.

Оборудование:  Песня «День Победы» Д. Тухманова, спокойная песня военных лет,  мульти-медийное оборудование (проектор, экран), указка,  сюжетные картины разных родов войск. Контейнер с буквами и цветами из бумаги, клей для открытки с поздравлением.

                                                     

Основная часть.


    Конспект предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Важную роль в  коррекционно-воспитательной работе является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция различных сторон познавательной деятельности.                                                                                                                            

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Добрый день! Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает вся наша страна в мае? Много лет назад, в 1941 году 22 июня, когда наши мальчики и девочки были маленькими на нашу страну напали фашисткие войска. Через 4 года нашему народу удалось одержать Победу, теперь каждый год 9 мая все отмечают день Победы.

-Ребята, 9 мая -  это День Победы  нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками. Вся наша страна празднует день освобождения нашей родины от врага. Победа была не легкой.

-Сегодня мне доставили письмо.
Директор музея предлагает нам совершить экскурсию в музей чтобы побольше узнать о великой отечественной войне и прислал нам билет.

Дети маршируют под марш Тухманова по дорожке.

 Встают полукругом

9 мая, День Победы.

ответы детей.

ответы детей


Читают письмо

1,5 мин.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Ребята мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто то узнает что, то нового для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания?  Итак, вперед…

- Давайте с вами закроем глаза  (звучит музыка военных лет) и  музыка перенесет нас в музей

Закрывают глаза, слушают музыку, по окончании – открывают глаза.

1,5 мин

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Логопед надевает бейджик – экскурсовод. Дети – группа туристов.

- вот мы очутились в первом зале.

1 Зал

 Игра «Разрезные картинки»

- В армии несколько родов войск, там несут службу люди разных военных специальностей. Давайте вспомним некоторые из них.

 - Перед вами разрезные картинки с изображением людей военных специальностей и их военная техника, ваша боевая задача их собрать и составить предложение, о том, что делает каждый военный: (например: танкист управляет танком.)

Картинки:

артиллерист + пушка;

летчик + штурвал самолета;

пулеметчик + пулемет;

разведчик;

пограничник;

десантник + парашют;

моряк + корабль.

Артикуляционная гимнастика.

- Солдаты на войне сильные. Я вижу, что вы сильные как наши солдаты, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем  упражнение для язычка.

 (взяли зеркала)

 “Стрельба”. Четко произносить чередование звуков {к}, {г}.

  “Гудит пароход”. Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук {ы}.

  “Танк”. Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…

-  Молодцы! 

Повторение чистоговорки. 

Командиры четко  отдавали команды, а солдаты отдавали раппорт. А мы с вами сможем?

  

- Умелый боец - везде молодец.

 - Солдатское дело воевать смело

Координация речи с движением “Солдатик”.

На одной ноге постой-ка,                           будто ты солдатик стойкий.                                                                Ногу левую к груди,                                                   Да смотри - не упади.                                                А теперь постой на левой,                                      Если ты солдатик смелый.                                  Раз, два, - дружно в ногу.                                              Три, четыре – тверже шаг.

Упражнение на развитие дыхания «Салют» 

Как вы думаете, что делает праздничным, запоминающимся, праздник 9 Мая – День Победы. В день победы обязательно бывает салют.

- Ребята, вдох делаем носом, а выдох ртом через вытянутые вперед губы.

артиллерист стреляет из пушки.

летчик сидит за штурвалом самолета

пулеметчик стреляет из пулемета

разведчик ходит в разведку

пограничник охраняет границу

десантник прыгает с парашютом

моряк плавает на корабле

выполняют упражнения

Сначала проговаривают чистоговорку хором, потом, делают это поочереди

Стоят на правой ноге

Стоят на левой ноге

Шагают

Дуют на султанчики.

10 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- давайте пройдем во второй зал (звучит музыка)

2 Зал

Игра “Почемучка”. 

- ребята посмотрите на экран.

Почему в войне участвовали моряки?  

Почему в войне участвовали лётчики?

Почему в войне участвовали врачи?

Почему в войне участвовали медсёстры?

Почему в войне участвовали партизаны?

Почему в войне участвовали разведчики.-

Отгадывание загадок

- давайте отгадаем загадки.

Я – на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая.

***

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу он немеет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу.

***

Под водой железный кит,

Днем и ночью он не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет мой покой.

***

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

***

Зонтик я – весь белый-белый,

Я большой и очень смелый.

Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю.

- Все загадки отгадали

(отгадки появляются на слайдах)

Физкультминутка. Речевая подвижная игра «Самолет»

- а теперь давайте отдохнем

Руки в стороны – в полет      

 Отправляем самолет.              

 

Правое крыло вперед,            

 Левое крыло вперед,              

 Полетел наш самолет.            

Закрывают глаза

Потому что они защищали нашу Родину на море

потому что они защищали Родину на небе

Потому что они спасали раненых

Потому что они помогали врачам спасать раненых

Потому что они защищали нашу Родину в тылу врага

Потому что они разведывали какие силы у врага

отгадывают

Танк

Пограничник

Подводная лодка

Вертолет

Парашют

Бегут на носочках по кругу,

расставляют руки в стороны

Поворот через правое плечо

Поворот через левое плечо

Бегут по кругу, расставив руки в стороны

5 мин

5

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- а теперь пройдем в третий зал

3 зал

Игра «Один - много»

- на фтонте было много людей военных специальностей, оружия, техники

Давайте поиграем в игру «Один - много» кому попадет мяч, тот должен сказать - много.

Смелый летчик –

Железная каска –

Быстрая ракета –

   

Военный корабль -

 Взлетная полоса –

 Пограничная полоса –

 Опасный путь –

  Государственная граница -

- С заданием справились все. Молодцы!

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

 для того чтобы метко стрелять из пистолетов, автоматов, пулеметов и т.д. солдатам нужны были крепкие пальчики.  Давайте  потренируем свои пальчики.

 Пальцы наши – все бойцы,                                                 Удалые молодцы.                                                                            Два – больших и крепких малых,                                               И солдат в боях бывалых,                                                           Два – гвардейца-храбреца,                                                    Два – сметливых молодца,                                                  Два – героя безымянных,                                                        Но в работе очень рьяных.                                                           Два – мизинца-коротышки                                                        Очень славные мальчишки.                                 1,2,3,4,5,6,7.8,9,10 Встали пальцы дружно в ряд - Десять крепких солдат.

Игра «Подбери слово»                                           (с мячом)
 
-  Ребята, встаньте в круг и слушайте  боевую задачу! Я буду бросать вам снаряд и называть слово, а вы — называть профессию, связанную с этим словом.

танк — танкист;

артиллерия – артиллерист;

корабль – матрос, капитан, боцман, штурман; самолет – летчик, пилот;

пехота – пехотинец;

разведка – разведчик;

 парашют – парашютист, десантник;

 рация – радист;

 ракета – ракетчик;

 граница – пограничник;

 мина – минер, сапер

пулемет — пулеметчик

Упражнение «Сирена» (На развитие силы голоса).

- для того, чтобы предупредить об опасности, военные использовали сирену. Она звучит сначала тихо, а затем громко. (иу) - Если опасность миновала, то сирена затихает. (иу) - Так же существует специальный sos-сигнал. (а ааа ааа)

- Молодцы

Игра «Двойной противник».

- Войска созданы, для того чтобы охранять и защищать нас от противников. Наша боевая задача: их победить, для этого нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима - теплое лето. Длинный день - короткая ночь. Грустный мальчик - веселая девочка. Смелый друг - трусливый враг. Горькая правда - сладкая ложь. Маленький карлик - большой великан. Правдивый мудрец — лживый глупец. Скучное начало — интересный конец.

Закрывают глаза звучит музыка

Отвечают:

Смелые летчики

Железные каски

Быстрые ракеты

Военные корабли

Взлетные полосы

Пограничные полосы

Опасные пути

Государственные границы

Называют профессии

Выполняют

Ответы детей

5 мин

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

- а теперь пройдем в четвертый  зал

4 зал

- Мы всегда должны помнить о солдатах, которые сражались за нашу Родину.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою!

-Со времен войны прошло 70 лет, и мало осталось людей, кто пережил ту страшную войну. В праздник Победы им всегда дарят цветы. Давайте и мы с вами сделаем открытку для наших ветеранов. (Включается песня «Майский Вальс»)

 - Что бы вы хотели пожелать ветеранам Великой Отечественной войны?

Закрывают глаза, по окончании музыки открывают.

 приклеивают голубей, и буквы «С Днем Победы» на готовый ватман

Здоровья, счастья, чтобы их всегда помнили……

5 мин

7

Рефлексия

Я рада, что вам понравилось. А какое задание вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложно сделать?

Подведение итогов учителем: вы сегодня старались, ...оценка деятельности детей...  

Чтение стихотворения хором.

-  Мы всегда должны помнить о солдатах, которые сражались за нашу Родину.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою!

Давайте

встанем в круг, возьмемся за руки,  улыбнемся друг другу.

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Давайте будем дружить друг с другом,

Как дружит солнце с травой и лугом.

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад

(Звучит музыка «День Победы»)

Дети отвечают за ответы получают георгиевские ленточки

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

Под марш уходят в группу

2 мин

Заключение.

Данная методическая разработка была посвящена систематизации знаний детей о Великой Отечественной Войне к празднованию семидесятилетия победы.


Источники.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/09/podgruppovoe-logopedicheskoe-zanyatie-velikiy-den-pobedy 

http://www.logoped.ru/lyapen01.htm 

http://www.maam.ru/detskijsad/-salyut-pobeda-konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-logopedichesko.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "День Святого Валентина"

Разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия по английскому языку в 5-6 классах....

Методическая разработка классного часа по теме: "День героев Отечества".

Сценарий и презентация мероприятия, посвященного Дню героев Отечества....

Методическая разработка внеклассного занятия по теме "День космонавтики"

Внеклассное занятие посвящёно первому полёту человека в космос и влиянию, которое он оказал на развитие науки....

Методическая разработка классного часа на тему: «День Единства народов Дагестана»

Дагестан – республика с древнейшей историей и богатейшей самобытной культурой. Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятник...


 

Комментарии

Пузакова Оксана Eвгеньевна

Очень гармонично сочетаются патриотическое воспитание и развитие речи - два важнейших направления в работе с дошкольниками. Детям нравится, когда занятие проходит в динамике, когда одно задание сменяет другое, и сами дети находятся в постоянном движении.

Фименкова Светлана Анатольевна

Очень хороший конспект составлен грамотно в соответствии с ФГОС