Методическая разработка к дидактическому пособию "Зимняя сказка"
методическая разработка по теме
Методическая разработка к дидактическоему пособиею на развитие речевых и коммуникативных функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_didakticheskogo_posobiya.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Антошка» г. Павлово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР III УРОВНЯ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ»
РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД ПУЛИНА НИНА ПАВЛОВНА
Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от4 до 5 тысяч слов.
Иная картина наблюдается при Общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У детей с III уровнем недоразвития речи в 5 летнем возрасте словарный запас составляет 2,5 – 3 тысячи слов. В нём преобладают в искажённом виде слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и названия частей предметов и объектов, глаголов, выражающих уточнённость действий, антонимов, относительных прилагательных. В грамматическом строе речи распространены ошибки в согласовании разных частей, построении предложений. В фонетическом плане дети неправильно произносят звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Часто нарушено речевое дыхание.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, точно связанных с речевой деятельностью. А именно: нарушены внимание и память, пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно –логическое мышление.
Целью моего дидактического пособия «Зимняя сказка» на примере лексической темы «Зима» является коррекция всех речевых процессов, а именно:
-расширение и обогащение словарного запаса детей по данной теме,
-совершенствование грамматического строя речи,
-развитие связной речи детей,
-работа над слоговой структурой слов,
-автоматизация поставленных звуков в словах и фразах,
-развитие фонематических процессов,
-развитие мелкой моторики и ВПФ (внимания, памяти, словесно – логического мышления).
С этой целью я разработала ряд игр и упражнений для данного пособия «Зимняя сказка»
1.Игра №1 «Подбери пару» (дидактическое пособие, стр. 2)
Задачи:
-Развивать зрительное внимание детей.
-Совершенствовать зрительное восприятие.
-Совершенствовать динамическую и статистическую организацию движений (пристёгивание шнурка-резинки с помощью крючка).
Описание игры:
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на варежки и подобрать пары по цвету рисунка.
2. Игра №2» Снежные комья» (дидактическое пособие, стр. 3)
Задачи:
-Развивать умение узнавать предмет по одной его детали.
-Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (заячье, птичье).
-Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры:
Внимательно рассмотреть животных, затем «залепить» их снежками. Ребёнок должен догадаться, чьё крыло или чьи лапы выглядывают из-за снежного кома и назвать их (львиные, птичьи и т.д.).
3.Игра №2 «На новогоднем представлении» (дидактическое пособие, стр. 4-5)
Задачи:
-Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже с основой на мягкий согласный (новогоднее представление, зимняя сказка).
-Формировать и закреплять умения и навыки составления рассказов по сюжетной картине.
-Развивать логическое мышление.
Описание игры:
Внимательно рассмотреть сказочных героев, назвать их. Вспомнить свой личный опыт: посещение новогодних представлений. Расположить героев на странице книги по желанию ребёнка. Составить сюжетный рассказ, используя, выбранные персонажи.
4.Игра №4 «Украсим нашу ёлочку» (дидактическое пособие, стр. 6-7)
Задачи:
-Формировать умение подбирать новогоднюю игрушку на заданные звуки: С, Л.
-Закреплять умение определения позиции звука в слове.
-Совершенствовать умение составлять рассказ по сюжетной картине.
Описание игры:
Ребёнок рассматривает все новогодние игрушки, затем выбирает игрушки на звук «С», «вешает» их на ёлку, далее выбирает игрушки со звуком «Л», их тоже «вешает» на ёлку, определяет местоположение звуков в словах, чётко называет данную игрушку.
Как только ёлочка украшена, можно предложить придумать рассказ по сюжетной картине « Когда часы 12 бьют».
5.Игра №5 «Кто в домике живёт?» (дидактическое пособие, стр. 8)
Задачи:
-Развивать длительный ротовой выдох.
Описание игры:
Взрослый задаёт вопрос ребёнку: «Ты хочешь узнать, кто живёт в этом сказочном домике?». Когда последует согласие ребёнка, взрослый предлагает ребёнку набрать в рот воздуха и плавно, не надувая щёк, подуть на волшебную занавесочку. Ребёнок увидит сказочного героя (героев можно менять).
Результаты практического применения пособия «Зимняя сказка».
-Дети проявляют любознательность и интерес к данному дидактическому пособию.
-Пополнились знания детей по изучаемой теме «Зима».
-Дети умеют выделять заданный звук в слове, определять местоположение звука в слове.
-Словарный запас пополнен словосочетаниями: новогоднее представление, зимняя сказка.
-Дети пользуются монологической и диалогической речью. Составляют связный рассказ.
-Развивается мелкая моторика и ВПФ (внимание, память, мышление)
-Формируется речевое дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по сказке А.Погорельского "Черная курица или подземные жители"
материалы к уроку...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ ШАРЛЯ ПЕРРО
Цель: Закрепление знаний по творчеству Ш. Перро и развитие связной речи.Задачи:- Обогатить и уточнить представления детей о Ш.Перро и его творчестве.- Способствовать развитию начал ко...
Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....
Методическая разработка. Путешествие в сказку "Репка" на русском и французском языке.
Разработка содержит побробный конспект уроков и материалы и примеры видеопособий, которые позволят ознакомить учащихся с вариантами интерпретации сказки «Репка», обучить лексике и чтению сказки на рус...
Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»
В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...
Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".
Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план...
Комментарии
Зимняя сказка
Дидактическое пособие можно посмотреть в фотоальбоме "Зимняя сказка"