Методическая разработка "Создание ситуации успеха"
методическая разработка на тему
данный публикация представлена в сборнике материалов вторых педагогических педчтений им. В.В. Нестерова "Инклюзивное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как помочь стать успешным | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова И.А.
инструктор по труду ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Богдановичский детский дом»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Ситуация успеха, как средство формирования социально значимых качеств личности
Проблема развития личности в условиях учреждений государственного воспитания, особо – учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы приобретает все большую и большую актуальность.
Воспитанники детских домов характеризуются высокой степенью социальной обездоленности, трудностями в понимании материальной стороны жизни, в установлении продуктивных межличностных взаимоотношений, замедленным самоопределением, неразвитостью способностей к социальной интеграции и адаптации.
Сопровождение ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Сопровождение - это помощь в выборе пути преодоления той или иной проблемной ситуации, в которую попадает сопровождаемый.
Творческая деятельность является самым эффективным методом, «наикратчайшим путем» для преодоления негативного влияния факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, уверенности ребенка в своей значимости, в том, что он может самостоятельно чего-то достичь.
Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребенка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к познанию, к школе, обучению, к труду, то есть способствует эффективности обучения и воспитания.
. Сегодня детские дома реализуют программы по индивидуальному сопровождению воспитанников в различных направлениях, и наш детский дом - не исключение.
Я работаю в детском доме инструктором по труду. Приоритетными направлениями своей деятельности считаю не только формирование ручной умелости воспитанников, но и создание ситуации успеха на занятиях Дизайн-студии, руководителем которой я являюсь. В своей деятельности по формированию навыков, способствующих творческому самовыражению детей на занятиях «Дизайн-студии», как средства социализации воспитанников детского дома, я руководствуюсь принципами инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Я придерживаюсь, концепции дополнительного образования, которое представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Основные задачи дополнительного образования:
- Компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности;
- Содействие выбору индивидуального маршрута образования и развития ребенка, по которому он может двигаться в приемлемом для него темпе;
- Обеспечение ребенку комфортно эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения
Детям, воспитывающимся в учреждениях государственного воспитания, не так-то просто достигать состояний радости, удовлетворения, признания, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Успешным ребенок себя будет чувствовать, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая отметка, а оценивание его действий происходит через признание способностей, талантов, как взрослыми, так и сверстниками. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
По истечении трехлетнего срока работы в детском доме, я готова поделиться опытом по сопровождению воспитанников с особыми образовательными потребностями.
На этапе знакомства с детьми, выявления предпочтений и направлений деятельности в том или ином виде декоративно-прикладного творчества, я обратила внимание на Лилю, пятнадцати лет, которая старалась приходить ко мне в Дизайн-студию одна. Я для нее была интересна как новый собеседник, и важнее для нее было поговорить, чем что-то сделать. Лиля обучается в специальной ( коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, внешне она мало привлекательна. В связи с дефектом зрения (косоглазие) у Лили сформирован подростковый комплекс неполноценности, по причине которого она избегает общения со сверстниками. Сверстники ее не обижают, ее просто не замечают. В доверительных беседах с Лилей я почувствовала, что она ничем не увлекается, учёба для нее не является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания, что характерно для детей с нарушением интеллекта.
Во время одной из наших встреч я показала Лиле модель дерева, выполненного в технике бисероплетения, увидела, что Лиле оно понравилось. Я предложила ей самой сделать такое же. Первая реакция Лили на мое предложение была такая: «Я боюсь, что у меня не получится, но мне хочется сделать так же». Далее, изо дня в день, мы вместе, беседуя, с Лилей нанизывали бисер на проволоку, создавая ветки дерева. Сначала у Лили получалось не очень аккуратно и очень медленно.
Я, с целью создания ситуации успеха и преодоления неуверенности в собственных силах Лили, (снятие страха), после занятий переделывала некоторые ветки.
На следующий день я показывала девочке более аккуратные ветки, выдавая их за результат ее труда, и говорила, что сегодня у нее опять получится так же хорошо. Лиля искренне верила, что это она сама смогла так сделать (авансирование) и с готовностью принималась за работу.
Теперь Лиля приходила ко мне уже с конкретным желанием сделать бисерное дерево. Пока она плела очередные веточки, я собирала предыдущие - в большие ветки, и в результате у нас получилось сказочное Голубое дерево.
Это бисерное Голубое дерево Лиля представила на Областной фестиваль детского творчества для детей с ОВЗ «Мы все можем» и победила в своей возрастной группе! Весь наш детский дом поздравлял Лилю с победой, редколлегия разместила на самом видном месте поздравительную стенгазету с фотографией Лили. Про нашу Лилю-рукодельницу узнали и в школе, учащиеся которой тоже принимали участие в этом фестивале и рассказали всем о Лилиной победе. Лиля стала звездой! Это было очень важно для повышения уровня личной самооценки воспитанницы.
На последующие занятия в Дизайн-студии девочка уже не стремилась попасть одна; она приходила вместе с другими детьми, продолжала мастерить из бисера. Во время занятий Лиля даже давала советы и показывала другим, как лучше выполнить работу по бисероплетению.
Вскоре Лиля поделилась со мной желанием сделать из бисера «что-нибудь красивое и украсить свою комнату». В результате совместных обсуждений мы с Лилей остановились на том, что было бы удачно украсить комнату настенным панно из бисера. Тематику панно определил набор бусин крупных размеров и цветов. Здесь у Лили возникали проблемы в сочетании бусин, да она и не думала об их сочетании, а собирала, как придется, и узор не получался. Я старалась ей подсказать так, чтобы она верила, что это придумала она сама (скрытое инструктирование). Совсем скоро она стала проявлять творчество в сочетании цвета и размера бусин. Способ нанизывания бусин на проволоку не вызывал у Лили трудностей, так как был ей знаком по изготовлению дерева. И опять успех! Панно, изготовленное из бросового материала, стало украшением интерьера комнаты и вызвало восхищение всех, кто его видел (воспитанники, работники детского дома, социальные партнеры учреждения) .
Ожидание успеха, надежда на успех, вера в успех - всё это важнейшие побудители активности личности, они обладают огромным зарядом положительной энергии, которая питает и поддерживает человека в процессе выполнения работы. Лиле захотелось вновь выполнить что-нибудь красивое, что бы порадовать себя и других.
Очень кстати, детский дом получил приглашение участвовать в Международном конкурсе для детей с ОВЗ «Шаг навстречу!». Лиля проявила желание участвовать в этом конкурсе и выполнить для него панно в технике бисерной флористики. Мы вместе с ней ходили в магазин и по ее выбору купили красивые, мелкие бусины, бисер, рамку, и девочка приступила к работе. Маленький размер бусин предполагал другую технику выполнения веток, т.е здесь нужно было не просто нанизать их на проволоку, а сплести в виде растительных элементов. Возникли трудности. Во-первых: маленький размер бусин не давал Лиле в быстром темпе выполнять работу, во-вторых, она с большим трудом училась другому способу изготовления веток. Были моменты, когда Лиля решила, что она не сможет выполнить эту работу. Здесь моя задача была в том, чтобы убедить Лилю в ее исключительности на основе напоминания о предшествующем успехе (персональная исключительность). Приходилось убеждать девочку в нужности ее работы: потрачены деньги на приобретение материалов; она, как автор работы, будет участвовать, и сможет победить в таком важном конкурсе (Внесение мотива) В результате, Лиля выполнила панно так, что гости, которые пришли на праздник в детский дом, восхищались им и готовы были его купить за высокую цену. А по результатам участия Лиля была признана финалистом Международного конкурса для детей с ОВЗ «Шаг навстречу!» и, в очередной раз, заняла первое место на областном фестивале детей с ОВЗ «Мы все можем».
Этот успех так окрылил ее, что решив, в начале, сделать одну работу, она задумала выполнить следующую. Целый год, изо дня в день, она приходила в Дизайн-студию и плела веточки, которые мы собирали в букеты, а затем в панно. В результате, получилась целая коллекция работ Лили.
Эту коллекцию мы демонстрировали в виде персональной выставки Лили в краеведческом музее нашего города, в Совете ветеранов, в районном Деловом и культурном центре. Презентация выставки была с успехом проведена на Ирбитской ярмарке, на Покровских гуляниях в г. Сухой Лог. Работами Лили восхищались тысячи человек, бисерные панно и деревья пользовались спросом у покупателей, хотя и стоили недешево.
О мастерстве и творчестве Лили писали в районных газетах и показывали сюжет по телевидению.
Все воспитанники детского дома гордятся, что с ними рядом живет девочка, которая делает такие красивые вещи. У Лили повысился социальной рейтинг, она стала пользоваться авторитетом среди сверстников.
ВЫВОД: ситуация успеха является эффективным средством формирования социально значимых качеств личности, что подтверждают результаты использования данных методов в моей деятельности по формированию навыков, способствующих творческому самовыражению, как средства социализации воспитанников детского дома
(В процессе проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству мне удалось сформировать у Лили такие социально значимые качества личности, как уверенность в себе, коммуникативность, потребительскую культуру, осознание личной полезности для общества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке"
Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке", с рекомендациями для учителей и родителей....
методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»
Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
Методическая разработка Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний"
Разработка содержит способы и методы создания ситуаций успеха на уроках математики...
Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"
Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...
Методическая учеба для педагогов "Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку поверить в себя"
Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию ситуации успеха.Задачи:Проанализировать влияние ситуации успеха.Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.Содействовать повышению пр...
Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»
В методической разработке я попыталась раскрыть содержание работы по использованию приёмов создания ситуации успеха на уроках ру...