"Совместные развивающие занятия детей и родителей"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для специалистов, ведущих групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися начальных классов СКОУ VII вида и их родителями , а так же прдусматривает взаимодействие родителей и специалистов, предполагает развитие педагогической помощи семьям, в которых есть дети с проблемами в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovmestnye_razvivayushchie_zanyatiya_detey_i_roditeley.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРОРТНОГО РАЙОНА
ГОРОДА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
ПРОГРАММА
«СОВМЕСТНЫЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ»
Автор – составитель
Учитель – дефектолог ГБОУ ЦПМСС
Воробьева Н.А.
2015
Санкт - Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Однако проблемы современного общества не могут не влиять на благополучие семьи, семейных отношений. Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей.
Психолого-педагогическая наука неоднократно поднимала вопрос о значении общения взрослого и ребенка, важности такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов общения взрослых является ознакомление их со способами общения с детьми, для создания в семье, школе благоприятного эмоционального климата. Особую значимость приобретает данный вопрос для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как одним из необходимых условий их личностного развития являются комфортные условия. Если отношения в семье противостоят в своем содержании обучающей среде, то это может стать разрушительным фактором развития личности.
Актуальность программы:
Значимость взаимодействия семьи и школы в процессе образования состоит в том, что оно должно осуществляться постоянно, начиная с момента поступления ребенка в школу. Недооценивание данной проблемы приводит к затруднению обучения учащихся, особенно имеющих какие-либо нарушения развития.
Данная программа предусматривает взаимодействие родителей и специалистов, предполагает развитие педагогической помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитии. Это попытка научить их строить свои отношения с ребенком на основе уважения личности ребенка, принятие его таким, каков он есть, учитывая его интересы, возможности, умение ставить себя на его место.
Одним из возможных способов привлечения родителей к сотрудничеству семьи, специалистов и ребенка может стать проведение совместных развивающих занятий родителей и учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предусматривает взаимодействие родителей и детей через проведение совместных развивающих занятий.
Цель программы: Обучение родителей умению строить отношения с ребенком на основе уважения его личности и с учетом психо – физических особенностей, а так же построение партнерских отношений с ребенком.
Задачи программы:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения.
- Развитие познавательной и эмоционально-волевых сфер учащихся.
Структура программы:
- Введение.
- Пояснительная записка.
- Практический курс.
- Приложение.
Программа предполагает 4 серии занятий. Каждое занятие включает в себя краткий теоретический материал, подборку игр и упражнений для детей по теме занятия, тесты и задания, выполнение которых вместе с ребенком помогут родителям лучше узнать своих детей и дадут возможность оказать более существенную помощь во внеурочной деятельности.
Серии занятий:
Первая – цикл из трех занятий, направленных на развитие внимания и восприятия детей.
Вторая – цикл из трех занятий, направленных на развитие основных функций памяти.
Третья – цикл из трех занятий по развитию основных операций мышления.
Четвертая – цикл из двух комбинированных занятий, которые предполагают развитие основных познавательных процессов (внимание, память, мышление).
Заканчивается курс проведением круглого стола для родителей.
Тема | Часы | Распределение времени на занятии | |
Теоретич.матер. | Практич.матер. | ||
1. Внимание и восприятие. | 3 | 10 минут | 30 минут |
2. Память. | 3 | 10 минут | 30 минут |
3. Мышление. | 3 | 10 минут | 30 минут |
4. Комбинированное занятие. | 2 | 7 минут | 33 минуты |
5. Круглый стол. | 1 | 40 минут | |
Итого | 12 |
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
Программа рассчитана на родителей и учащихся начального звена. Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. Периодичность проведения – 1 раз в неделю (12 занятий). Время – 40 минут. Групповые занятия проводятся в парах постоянного и сменного состава.
Задачи каждого занятия:
- Повышение интереса родителей к успешному обучению их детей.
- Наглядное объяснение родителям проблем, имеющихся у ребенка в познавательной сфере и нахождение путей их решения.
- Развитие основных познавательных процессов и коррекция эмоционально – волевой сферы учащихся.
1 занятие.
Цель: развитие внимания учащихся на основе слухо-зрительного восприятия.
Оборудование: стимульный материал, секундомер, схема, доска, диагностический лист (приложение 3), анкета (приложение 2).
Ход занятия:
- Организация начала занятия (ОНЗ) – вступительное слово. От чего зависит успешное обучение ребенка в школе.
- Теоретические основы развития внимания и восприятия.
- «Найди букву А». Упражнение на развитие устойчивости внимания. Заполнение диагностического листа (д/л).
- «Назови цифры по порядку». Упражнение на развитие распределения внимания. Д/л.
- «Муха». Упражнение на развитие концентрации внимания. Выполняется упражнение по 1 этапу – передвижение «мухи» по полю руками (пуговица по квадрату).
- Подведение итогов занятия
- впечатления от занятия детей и родителей;
- необходимость дальнейшего проведения;
- рекомендации родителям – домашнее задание (д/з).
2 занятие.
Цель: развитие основных функций внимания учащихся на основе слухо-зрительного восприятия и слуховой памяти.
Оборудование: стимульный материал, секундомер, диагностический лист.
Ход занятия.
- ОНЗ.
Приветствие.
Снятие эмоционального напряжения – «Скажите друг другу добрые слова».
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач. Ознакомление с планом работы.
- Теоретические основы развития внимания и восприятия.
- «Найди букву». Устойчивость внимания. Д/л.
- «Запомни 10 слов». Кратковременная слуховая память Д/л.
- «Назови цифры в прямом и обратном порядке». Распределение внимания. Д/л.
- Подведение итогов.
- впечатления от занятия;
- домашнее задание.
3 занятие.
Цель: развитие основных функций внимания на основе слухо-зрительного восприятия и зрительной памяти.
Оборудование: стимульный материал, диагностический лист, секундомер, анкета (приложение 3).
Ход занятия.
- ОНЗ.
Приветствие.
Снятие эмоционального напряжения – «Зеркало».
- Проверка домашнего задания.
- Теоретические основы развития внимания и восприятия.
- Постановка целей и задач занятия.
- «Муха». Выполнение по 2 этапу – движение воображаемой мухи по полю.
Развитие концентрации внимания.
- «Запомни картинки» – 10 штук.
Развитие зрительной кратковременной памяти. Д/л.
- Заполнение анкеты участниками пары.
Цель: Определить чувства, возникающие на занятии.
- «Назови цифры в прямом и обратном порядке».
Распределение и объем внимания. Д/л.
- Подведение итогов занятия.
- сравнение результатов з-х занятий;
- впечатление от занятия;
- домашнее задание.
4 занятие.
Цель: развитие смешанной формы памяти на основе слухо-зрительного восприятия и основных операций мышления.
Оборудование: стимульный материал, д/л.
Ход занятия.
- ОНЗ.
Приветствие. Снятие эмоционального напряжения. «Азбука хороших слов.
А, Б, В». Придумать хорошие слова (прилагательные) на предложенные буквы.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач занятия.
Переход к развитию нового познавательного процесса – памяти.
- Теоретические основы развития памяти.
- «Запомни предметы». Проговаривание и показ. Воспроизведение. Обсуждение выполнения – что помогло запомнить: называние или изображение?
- «Найди буквы Д и Н». Развитие распределения и переключения внимания. Д/л.
- «Запомни образы». Картинка с 16-ю предметами.
Развитие зрительной памяти на образы. Родитель называет и показывает каждый предмет, потом ребенок воспроизводит.
- Подведение итогов.
- впечатления от занятия;
- домашнее задание.
5 занятие.
Цель: развитие смысловой и механической памяти на основе слухо-зрительного восприятия и операции анализа.
Оборудование: стимульный материал, д/л.
Ход занятия.
- ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Г, Д, Е»
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач занятия.
- Теоретические основы развития памяти.
- «Запомни картинки». Развитие смысловой памяти. 15 картинок – по пять к определенной лексической теме. Проговаривание и показ. Вопрос учителя: как можно лучше запомнить? Нахождение смысловой связи через выделение лексических тем.
- «Найди буквы К и Т». Распределение и переключение внимания. Д/л.
- «Запомни картинки». Зрительная механическая память. 10 картинок, не связанных между собой по смыслу. Д\л.
- Подведение итогов.
- какие упражнения было легче выполнять? Почему?
- впечатления от занятия;
- домашнее задание.
6 занятие.
Цель: Развитие основных функций памяти на основе слухового восприятия и операций мышления.
Оборудование: стимульный материал, д\л.
Ход занятия.
- ОНЗ. Приветствие. «Азбука хороших слов – Ж, З, И».
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач занятия.
- Теоретические основы развития памяти.
- «Скажи пару». Развитие смысловой памяти. Учитель называет пары слов, связанных друг с другом по смыслу (10 пар). после прочтения ученик воспроизводит второе слово из пары. Д\л.
- «Найди буквы С и Л». Распределение и переключение внимания. Д\л.
- «Запомни картинки». Зрительная кратковременная память Д\л.
- «Собери разрезанную картинку» Развитие операции синтеза. Д\л.
- Подведение итогов.
- сравнение результатов 3-х занятий;
- впечатление от занятия;
- домашнее задание.
7 занятие.
Цель: Развитие операций обобщения и классификации на основе слухового восприятия и концентрации внимания.
Оборудование: стимульный материал, д\л.
Ход занятия.
- ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – К, Л, М».
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач занятия. Знакомство с новым познавательным процессом – мышление.
- Теоретические основы развития мышления.
- «4-й лишний». Операция классификации. Чтение 10 рядов слов учителем. Учащиеся выбирают правильный ответ. Д\л.
- «Найди букву А». Концентрация внимания. Сравнение с результатом 1-го занятия. Д/л.
- «Назови одним словом». Операция обобщения. Родители читают по бланку 10 рядов слов – дети выполняют задание. Д\л.
- «Вспомни 4-й лишний». Долговременная смысловая память. Возвращение к 1-му упражнению. Вспомнить правильные варианты.
- Подведение итогов.
- впечатление от занятия;
- домашнее задание.
8 занятие.
Цель: развитие операций анализа и синтеза на основе слухо-зрительного восприятия.
Оборудование: стимульный материал, д/л.
Ход занятия:
- ОНЗ. Приветствие. «Азбука хороших слов – Н, О, П».
- Проверка домашнего задания.
- Теоретические основы развития мышления.
- «4-й лишний». Операция классификации. 10 рядов картинок на доске, выбрать лишнюю. Д\л.
- «Отгадай загадки». Операция анализа. Чтение учителем правильных вариантов, проверяет родитель (5 загадок). Д\л.
- «Найди букву Г». Концентрация внимания. Д/л.
- «Собери разрезанную картинку». Операция синтеза. Фиксируется время выполнения. Д/л.
- Подведение итогов.
- впечатление от занятия;
- домашнее задание.
9 занятие.
Цель: развитие операций сравнения, анализа и синтеза на основе слухо-зрительного восприятия и долговременного запоминания.
Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.
Ход занятия.
- ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Р, С, Т».
- Проверка домашнего задания. Постановка целей и задач занятия.
- Теоретические основы развития мышления.
- «Собери картинку». Д/л.
- «Найди букву З». Концентрация внимания. Д/л.
- «Вспомни загадки». Долговременное запоминание, операция анализа. Использование материала предыдущего занятия.
- «Отгадай загадки». Операция анализа. 5 вариантов. Д\л.
- «Сравни картинки». Сравнение 2-х картин. 10 вариантов. Родитель проверяет. Д\л.
- Подведение итогов.
- впечатление от занятия;
- рекомендации.
10 занятие.
Цель: развитие основных операций мышления на основе слухо-зрительного восприятия, концентрации внимания и долговременного запоминания.
Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.
Ход урока.
- ОНЗ. Приветствие. «Азбука хороших слов – У, Ф, Х».
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач занятия.
- Теоретические основы развития мышления.
- «Найди букву Л». Концентрация внимания. Д\л.
- «4-й лишний». Операция классификация. Использование 10 рядов слов. Д\л.
- «Собери разрезанную картинку». Операция синтеза. Д\л.
- Подведение итогов занятия.
- сравнение результатов данного и предыдущих занятий;
- рекомендации родителям.
11 занятие.
Цель: развитие основных познавательных процессов.
Оборудование: стимульный материал, диагностический лист, анкета.
Ход занятия.
- ОНЗ. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Ц, Ч, Щ».
- Проверка домашнего задания.
- Постановка целей и задач.
- Обобщение теоретического материала по основным познавательным процессам.
- «Запомни предметы». Кратковременное, зрительное запоминание. Картинка с 20-ю предметами. Пары имеют смысловую связь.
- «Назови одним словом». Операция обобщения. Использование 10 вариантов. Д\л.
- «Сосчитай цифры». Распределение и переключение внимания. Д\л.
- Анкетирование (приложение 4).
Цель: определить виды упражнений, вызывающих максимальный интерес.
- Подведение итогов.
- впечатление от занятия;
- рекомендации родителям.
12 занятие.
Цель: развитие основных познавательных процессов.
Оборудование: стимульный материал, диагностический лист.
Ход занятия.
1.ОНЗ. Приветствие. Снятие эмоционального напряжения – «Азбука хороших слов – Щ, Э, Ю, Я».
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка целей и задач занятия.
4. Обобщение теоретического материала по основным познавательным процессам.
5. «Найди букву Р». Концентрация внимания. Д\л.
6. «Сравни животных». Операция сравнения. Назвать сходства и отличия кошки и собаки.
7. «Вспомни предметы». Долговременное запоминание. Использование материала предыдущих занятий.
8. «Кто что делает?». Умозаключения. Тема: животные. Слова поделены в 2 столбика. Соединить название животного с действием, которое оно выполняет.
- «Собери разрезанную картинку». Операция анализа. Д\л.
- Подведение итогов занятия.
- впечатление от занятия;
- домашнее задание.
13 занятие.
Проведение круглого стола для родителей.
Цель: Определить значимость и необходимость совместных занятий с родителями для развития познавательной сферы ребенка.
Ход занятия.
- Приветствие
- Анализ диагностических листов.
- Обмен впечатлениями.
- Анкетирование.
- Определение дальнейшего плана работы.
- Рекомендации специалистов.
- Подведение итогов.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
- Как Вы оцениваете уровень развития познавательных процессов своего ребенка по 5-ти бальной шкале:
- внимание___________________
- восприятие _________________
- память _____________________
- мышление __________________
- Что Вы считаете необходимым для формирования личности Вашего ребенка. Оцените каждый пункт по 5-ти бальной шкале:
- физическое воспитание _________________
- нравственное воспитание ________________
- трудовое воспитание ____________________
- учебная деятельность ____________________
- развитие мыслительных операций _________
- другое _________________________________
- Считаете ли Вы необходимым (нужное выделить):
- проведение специальных занятий по развитию познавательных процессов;
- включение развивающих моментов в урок;
- включение развивающих моментов во внеклассную работу;
- проведение развивающих занятий совместно с родителями;
- другое ____________________________________________________________
- Какие качества ребенка Вы считаете наиболее значимыми для усвоения учебной программы?
_____________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета для участников занятий.
Какие чувства возникают у Вас на занятиях (нужное выделить)?
Чувство | Родитель | Ребенок |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Фамилия Имя __________________________
ДАТА/ Упражнение | 20.09 | 4.10 | 18.10 | 15.11 | 29.11 | 13.12 | 27.12 | 17.01 | 31.01 | 14.02 | 28.02 | 21.03 | 4.04 | 18.04 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Айзенк Х., Эванс Д., Как проверить способности вашего ребенка, М., 1998 год
- Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991
- Брэдвей Л., Хил Б., Ребенок от 7 до 14 лет, М., 1997 год
- Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
- Гринченко И.С., Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Издательство: «Центр гуманитарной литературы» Год: 2002
- Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986
- Ермолаева– Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводина В.К., Обучение через развитие познавательных процессов, М.,1998 год
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
- Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
- Локалова Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников, М.,2000 год
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984
- Родионов В., Ступницкая М., Кирилина Т., Психолог и педагог: взаимодействие в учебном процессе, М., 2000 год.
- Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная игра-беседа детей и родителей "Как правильно питаться"
В виде игры дети и родители узнают много нового о правильном питании и о полезной и вредной пище...
Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....
Презентация к совместному занятию детей и родителей в "День открытых дверей"для будущих первоклассников.
Материал для беседы "Цветы в окружающем мире" (сокращено)...
Мастер - класс для совместных занятий детей и родителей "Изготовление настенных панно с помощью декоративных, природных и вторичных материалов"
Часто в семьях где дети и родители занимаются совместным творчеством собираются остатки этого творчества: бисер, пайетки, нитки, ленточки, бусины, природный материал. Все эти остатки можно использоват...
Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"
Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...
Сценарий совместного внеклассного мероприятия детей и родителей
Данное мероприятие способствует сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций. Оно проходит в форме игры-соревнования и создаёт праздничное настроение, даёт возможность родителям и дет...
Совместный мастер – класс детей с родителями ко Дню матери «Ты моё солнышко»
Цель: формировать желание участвовать в творческой деятельностиЗадачи: Øвоспитывать любовь и уважение к маме, желание доставлять радость близкому, родному человеку;Øучить выражать положитель...