игра-соревнование "Я и закон"
классный час (8 класс) на тему
проверить правовые знания учащихся, расширить их кругозор, развивать различные типы мышления, формировать мотивы к активному изучению права, способствовать творческой и познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-sorevnovanie_ya_i_zakon.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Правовая игра
8-9 классы
« Я и закон»
Разработала и провела:
социальный педагог
Минеева Татьяна Александровна
Правовая игра «Я и закон»
Цель: проверить правовые знания учащихся, расширить их кругозор, развивать различные типы мышления, формировать мотивы к активному изучению права, способствовать творческой и познавательной активности учащихся.
Задачи игры: научить учащихся уважать Международные документы по правам человека, законы РФ; формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Оформление: плакаты по теме, листы А-4, маркеры.
Предварительная работа:
- учащимся подготовить приветствие
Целевая группа: учащиеся 8-9 классов коррекционной школы
Добрый день участники и гости нашей игры!
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить знаем ли мы закон, по которому живёт наше государство и общество.
Я вижу, что команды готовы выяснить, кто лучше разбирается в законах.
Но для начала я представлю вам наше жюри …….
Итак, мы начинаем игру.
1 конкурс «Знаете ли вы закон»
Давайте вспомним, вы говорили об этом на уроках обществознания, в школе имеется стенд.
Какие бывают виды ответственности? Отвечают дети……
Это Административная ответственность и уголовная ответственность. Которые, прописаны в административном и уголовном кодексах.
По каким критериям различают эти виды ответственности? Отвечают дети……
В зависимости от совершённого поступка и нанесённого ущерба.
Административное наказание – выносит КДН или администрация,
и назначают штраф или предупреждение.
Уголовное наказание – выносит только суд, наказаний в нашей стране 12 видов: штраф; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; лишение специального воинского или почётного звания и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничения по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной части; лишение свободы на определённый срок; пожизненное лишение свобода. Существует такое наказание как смертная казнь, но в нашей стране введён мараторий.
Сейчас я по порядку буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие это виды ответственности и правильно поднять табличку. Уголовная ответственность или административная ответственность.
За правильный ответ вы получите жетоны, затем сдадите их жюри
За каждый верный ответ по 1 жетон.
1к. - Ученик разбил стекло (адм)
2к. – Гражданин сознательно купил краденную машину (уг)
1к. – Гражданин без лицензии поймал на удочку 25 кг. рыбы (адм)
2к. – Браконьеры выловели 30 кг. осетров (уг)
1к. – Гражданин из мести поджог дом соседа (адм)
2к. – школьник случайно попал из рогатки в прохожего (адм)
1к. – Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)
2к. – Водитель не справился с управлением и помял рядом стоящую машину (адм)________________________________________________
1к. – Учащийся 11 класса угнал машину и разбил её (уг)
2к. – Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)
1 конкурс завершился, жюри подводит итоги.
А мы с вами поговорим о правонарушениях
В 2012 году, 19 тыс. несовершеннолетних находились в исправительных колониях.
Статистика по нашему району.
В 2012 году на территории Селивановского района несовершеннолетними было совершено 17 преступлений.
Вид преступлений: кража – 9, побои – 5, оскорбление сотрудника полиции – 1, угроза убийства – 1
К счастью ни одного подростка не отправили в колонию. Суд определил условное наказание.
2 конкурс «Преступление и наказание»
(работа по карточкам) Определить наказание за данное преступление.
Карточка №1
Пётр в состоянии алкогольного опьянения, ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в бар. В баре Пётр подрался с посетителями. Когда бармен пытался его остановить, Пётр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские. (отв.№1)
Карточка №2
Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 краж мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденные вещи. Деньги хранились у него дома и ущерб был практически возмещён полностью. (отв.№5)
Карточка №3
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на автобусной астановке совершили нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьёзную травму, а девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньги.
Судья, оглашая приговор, сказал, что в будущем девушки подумают, прежде чем вновь решатся совершить нечто подобное. (отв.№3)
Варианты ответов:
- Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
- Условное осуждение.
- Лишение свободы с отбыванием в исправительной колонии.
- Освобождение от наказания с передачей на поруки.
- Отсрочка исполнения наказания.
Жюри подводит итоги , а мы с вами немного поговорим об условном наказании несовершеннолетних.
Наш закон гуманен и позволяет в некоторых случаях осуждать виновных условно. Эта мера часто применяется судьями в отношении подростков, совершивших преступление. Учитываются обстоятельства дела: раскаяние виновного, его добровольное признание вины, его личность , возраст, характеристика из образовательного учреждения, ходатайства педагогического коллектива. Суд решает не приводить приговор в исполнение, если в течение определённого испытательного срока осуждённый не совершит нового, умышленного преступления и не будет подвергаться административным наказаниям.
Жюри подвело итоги. И мы продолжаем.
Давайте вспомним, что такое моральная ответственность и юридическая ответственность.
Как вы думаете?
Моральная ответственность – это совесть человека, ответственность человека перед обществом, коллективом, перед своими родителями, педагогами, природой. За моральную ответственность наказания нет. (если только душевная боль)
Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, перед судом, это уже совершение правонарушения или преступления. В этом случае бывает наказание.
Давайте ещё раз проверим себя. Я буду называть вам ситуации, вы должны определить какая это ответственность моральная или юридическая.
За эти вопросы вы получите жетоны.
3 конкурс «Мораль и право»
1к. – Сергей солгал матери (мор)
2к. – Террорист пытался угнать самолёт (юр)
1к. – Дмитрий принял дозу наркотиков (мор)
2к. – Сергей сломал дерево (мор)
1к. – Рабочий без уважительной причины прогулял рабочий день (юр)
2к. – Ученик без уважительной причины прогулял занятия в школе (в этом случае ученик несёт моральную ответственность т.к. он несовершеннолетний. За его воспитание и обучение несут ответственность родители, если ребёнок не учится значит родители недолжным образом исполняют родительские обязанности, а это уже статья административного кодекса РФ, которое влечёт наложением штрафа или предупреждение.)
1к. – Девушка украла чужую сумку (юр)
2к. – Ваня обманул своего младшего брата (мор)
1к. – Дмитрий снял щётки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юр)
2к. – Сергей выражался нецензурными словами в адрес педагога (юр)
. Как вы думаете, какая самая распространённая причина совершения преступления?
Как показывает юридическая практика, а также исследования учёных и педагогов, одной из таких причин, является слабая правовая осведомлённость подростков, неправильное представление о требованиях Российских законов и ответственности за их нарушение.
- 33% несовершеннолетних преступников, были уверены, что уголовная ответственность наступает с 18 лет. Но они ошибаются, я уверена в том, что вы знаете, с какого возраста наступает уголовная ответственность. С 14 лет подлежат уголовной ответственности: умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, грабёж, разбой, терроризм, хищение оружия. С 16 лет уголовную ответственность несут по всем статьям Конституции РФ.
- 40% несовершеннолетних надеялись остаться безнаказанными.
- 2/3 несовершеннолетних считали, что их преступление будет нераскрыто.
4 конкурс «ЭКЗАМЕН»
I тур
Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
1. Как правильно официально называется наша страна?
А) Россия
Б) Российская федерация
В)Союз Советских Социалистических Республик
2. Кем является Президент России?
А) Глава государства
Б) Верховный главнокомандующий
В)Президент
3. Наличие тяжелого заболевания у обвиняемого в разбойном нападении
А) увеличивает ответственность за преступление
Б) уменьшает ответственность за преступление
В) освобождает от ответственности
Г) никак не учитывается
4.С какого возраста в РФ наступает уголовная ответственность?
А) с 10 лет
Б) с 14 лет
В) с 18 лет
5. Какие есть обязанности у граждан РФ?
А) соблюдать Конституцию и законы РФ,
Б) платить налоги
В) охранять природу
6. С какого возраста ребенок может обращаться в суд для защиты своих прав?
А) с 10 лет
Б) с 14 лет
В) с 18 лет
7. С какого возраста можно принимать участие в выборах в РФ?
А) с 20 лет
Б) с 14 лет
В) с 18 лет
8. Какие вы знаете наказания за правонарушения?
А) штраф
Б) лишение права заниматься определенной деятельностью
В) лишение специального воинского или почетного звания
9. Кто вправе лишить нерадивых родителей родительских прав?
А) Директор школы
Б) Суд
В) Комиссия по делам несовершеннолетних
10. Что такое преступление?
А) Бездействие
Б) Общественно-опасное действие
В) Истязание
II тур Определите, какие права нарушены в следующих обстоятельствах:
Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».
А) Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица
посягнула на
- личную неприкосновенность, жизнь и свободу
- здоровье
- имущество
Б) Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял…
1. право на неприкосновенность жилища
2. право на собственность
3. право на жизнь
В) Когда был заключен брак царевны и королевича Елисея, то…
1. он был свободным и по обоюдному согласию
2. по принуждению
3. по расчёту
Г) Богатыри, заботясь о царевне, запрещали ей покидать дом. Какое право они нарушили?
1. на свободу передвижения
2. свободу совести
3. свободу на гражданство
Д) Царица, узнав, что Чернавка обманула ее, жестоко избила служанку, тем самым нарушила статью уголовного кодекса…
1. ст.116 Побои
2. ст.117 Истязание
3. ст.118 Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности
Е) Выгоняя царевну из дворца, какое право нарушила царица…
1. Никто не может быть лишён жилища
2. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
3. Мелкое хищение
Жюри подводит итоги, а мы с вами вспомним в каких документах прописаны законы РФ……..?
Конституция РФ; закон «Об образовании»; Конвенция о правах ребёнка (документ, где прописаны права детей); Гражданский кодекс; уголовный кодекс; административный кодекс; Семейный кодекс.
Немного хочется остановиться на Конвенции о правах ребёнка. Конвенцию приняли в 1959 году, она называлась Декларация, в которой были указаны принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, в ней было 10 статей. В 1989 году, Генеральной ассамблеей ООН, была принята Конвенция о правах ребёнка, в ней уже было 54 статьи. Конвенция является документом, в котором права ребёнка приобретают силу. В конвенции включены такие группы как:
- право на жизнь и имя
- обеспеченное семейное благополучие
- здоровье детей
- образование и т.д.
В России Конвенция вошла в силу в 1990 году.
В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, одни способствуют воспитанию положительных черт личности, другие ситуации проявлению отрицательных, аморальных поступков.
Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. И как бы обстоятельства ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твёрдым. Я хочу пожелать вам оставаться именно такими людьми .
Жюри подвело итоги.
Объявление победителя и награждение.
Литература
- Фалькович Т.А. психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях М. «Вако» 2006
- Методический журнал. Работа социального педагога в школе и микрорайоне №5/2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»
Тема данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»
Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...
Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.Закон расщепления.
цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн...