Причины нарушений речи
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале рассматриваются причины нарушений речи и их классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniy_rechi.odt20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Причины нарушений речи

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие,   которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Выделяют следующие причины речевых нарушений:

  • Наркомания матери  ребёнка.
  • Алкоголизм и курение матери ребёнка во время беременности.
  • Токсикозы первой или второй половины беремености.
  • Острые и хронические заболевания матери ребёнка во время беременности (грипп, краснуха, эндокринные расстройства, почечная недостаточность и т. п.).
  • Осложнённое протекание родов.
  • Асфиксия и родовая травма.
  • Резус -  конфликт.
  • Падения и ушибы матери во время беременности.
  • Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие  у ребенка к снижению или даже полной утрате слуха.
  • Стрессовые ситуации.
  • Профессиональные вредности, продолжающие действовать во время уже наступившей беременности, тяжёлые  физические нагрузки.
  • Воспалительные заболевания  головного мозга (менингит и прочие).
  • Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга.
  • Минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
  • Приобретённые до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм,  постоянного сосания ребёнком пальца и т. п. ).
  • Неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение.

Наличие нарушений речи у окружающих ребёнка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию. Неблагоприятное влияние на формирование речи ребёнка оказывает также быстрая, сбивчивая речь окружающих его людей.

  • Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (родители с нарушениями речи, глухонемые родители, ограничение социальных контактов из - за различных тяжелых заболеваний), отстают в развитии речи.

«Сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с возпроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей, является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка. В этом случае ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, так как взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении её качества.

  • Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (переживания в связи с разлукой с близкими, испуг, длительно травмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в некоторых случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: невротическое заикание, мутизм.

Существует классификация причин нарушений речи.

Причины речевых нарушений принято делить  на две большие группы - органические и функциональные.

К органическим относят те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. К органическим повреждениям   речевых отделов головного мозга может приводить нарушения нормальных условий внутриутробного развития плода, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственностью или явиться результатом  неблагоприятного протекания беременности, а также могут быть приобретены уже после рождения ребёнка.

К функциональным причинам принято относить такие, действие  которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь   нарушает его нормальную работу. В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение.

Таким образом, вопрос о причинах речевых нарушений достаточно сложен и требует одновременного учёта многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

Литература

Логопедия/ под. Ред. Л. С. Волковой. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2007. - 703 с.

Парамонова Л. Г.  Логопедия для всех. - Спб.:  Питер, 2004. - 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины нарушения речи у ребенка

В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи  (или ее нарушением) у ребенка....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...

Причины нарушений речи

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало ...

Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...

Причины нарушений речи у детей

Данный материал раскроет причины речевых нарушений у детей и условия, способствующие их возникновению и развитию, поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к с...