Причины нарушений речи
статья на тему
В данном материале рассматриваются причины нарушений речи и их классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniy_rechi.odt | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины нарушений речи
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Выделяют следующие причины речевых нарушений:
- Наркомания матери ребёнка.
- Алкоголизм и курение матери ребёнка во время беременности.
- Токсикозы первой или второй половины беремености.
- Острые и хронические заболевания матери ребёнка во время беременности (грипп, краснуха, эндокринные расстройства, почечная недостаточность и т. п.).
- Осложнённое протекание родов.
- Асфиксия и родовая травма.
- Резус - конфликт.
- Падения и ушибы матери во время беременности.
- Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие у ребенка к снижению или даже полной утрате слуха.
- Стрессовые ситуации.
- Профессиональные вредности, продолжающие действовать во время уже наступившей беременности, тяжёлые физические нагрузки.
- Воспалительные заболевания головного мозга (менингит и прочие).
- Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга.
- Минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
- Приобретённые до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребёнком пальца и т. п. ).
- Неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение.
Наличие нарушений речи у окружающих ребёнка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию. Неблагоприятное влияние на формирование речи ребёнка оказывает также быстрая, сбивчивая речь окружающих его людей.
- Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (родители с нарушениями речи, глухонемые родители, ограничение социальных контактов из - за различных тяжелых заболеваний), отстают в развитии речи.
«Сюсюкание» с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с возпроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей, является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребёнка. В этом случае ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, так как взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении её качества.
- Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (переживания в связи с разлукой с близкими, испуг, длительно травмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в некоторых случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: невротическое заикание, мутизм.
Существует классификация причин нарушений речи.
Причины речевых нарушений принято делить на две большие группы - органические и функциональные.
К органическим относят те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. К органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушения нормальных условий внутриутробного развития плода, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственностью или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности, а также могут быть приобретены уже после рождения ребёнка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу. В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение.
Таким образом, вопрос о причинах речевых нарушений достаточно сложен и требует одновременного учёта многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.
Литература
Логопедия/ под. Ред. Л. С. Волковой. - 5 - е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.
Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - Спб.: Питер, 2004. - 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины нарушения речи у ребенка
В статье систематизированы различные причины нарушения речи у детей. Рекомендуется родителям, обеспокоенным задержкой речи (или ее нарушением) у ребенка....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"
Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...
Причины нарушений речи
Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало ...
Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...
Причины нарушений речи у детей
Данный материал раскроет причины речевых нарушений у детей и условия, способствующие их возникновению и развитию, поможет разобраться родителям и педагогам в этом вопросе и подойти более осознанно к с...