Программа работы изостудии "Хрустальная палитра"
методическая разработка по теме
Программа работы изостудии, основанная на применении в детском рисовании нетрадиционных художественных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_izostudii.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы изостудии «Хрустальная Палитра»
Пояснительная записка
Программа школьной изостудии «Хрустальная палитра» основана на использовании методов и приёмов, направленных на всестороннее творческое развитие детей, с использованием нетрадиционных художественных техник. Преимущество этих техник заключается в том, что они доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь эффективность работы заключается не в художественной точности изображения, а в создании яркого, выразительного образа, что и служит проявлением детской одарённости в рисовании.
Изодеятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Рисуя что-либо, ребёнок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ему преодолеть отчуждённость, замкнутость. Рисунки – это изображение действительности, которое отображает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Большую роль может сыграть в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по причине совей доступности. Изодеятельность для них знакомое «Комфортное» действие. Поэтому оно способствует формированию необходимых личностных качеств, снижает психоэмоциональное напряжение, помогает сформировать положительную «Я – концепцию».
Основной целью занятий по изодеятельности является максимальное использование её в качестве важнейшего средства воздействия на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с учётом психо-физических особенностей.
Основные задачи:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
- развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократных повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистичного рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебно-трудовой и общественно-полезной деятельности;
- развитие у воспитанников эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики;
- развитие у воспитанников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, содействие нравственному и трудовому воспитанию;
Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды деятельности:
- рисование с натуры;
- рисование на темы;
- декоративное рисование.
Рисование с натуры
Для рисования с натуры применяются разнообразные предметы, подобранные с учётом графических возможностей детей. Объекты изображения располагаются немного ниже уровня глаз. Для активизации мыслительной деятельности воспитанников целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У воспитанников важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Важно научить их пользоваться вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Рисование на темы тесно связано с рисованием с натуры. Умения и навыки, полученные на занятиях рисования с натуры воспитанники переносят на рисунки тематические. В них изображается группа предметов, объединённых общим сюжетом и соответственно расположенных в пространстве. Необходимо предложить воспитанникам определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для обогащения зрительных представлений можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки.
Рисование декоративное
Содержанием занятий является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов.
В ходе занятий по декоративному рисованию отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение.
Во всех видах изодеятельности используются нетрадиционные изобразительные техники. Они являются основой данной программы.
Начинаем работу в этом направлении с самых простых техник (1-й год обучения). В дальнейшем (2-й и 3-й год обучения) эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных.
Программа рассчитана на 3 года. Количество часов, отводимых на освоение той или иной техники, зависит от индивидуальных особенностей воспитанников группы.
В 1-й год занятий применяем простейшие техники, совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках:
- Рисование пальчиками.
- Оттиск печатками из картофеля.
- Оттиск пробкой, пенопластом.
- Тычёк жёсткой полусухой кистью.
- Рисование ладошкой, свечой.
- По замыслу (самостоятельный выбор техник детьми).
Во 2-й год к вышеназванным техникам добавляются следующие:
- Восковые мелки – акварель.
- Печать по трафарету.
- Печать печатками из ластика.
- Комкание бумаги или обрывание.
- Монотипия предметная и пейзажная.
- Обведение ладошки и кулачка.
- Оттиск смятой бумаги.
В 3-й год занятий совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных изобразительных техниках. Развиваем изображение, творчество. Содействуем наиболее выразительному воплощению образа.
- Рисование ладошкой.
- Кляксография обычная.
- Кляксография с трубочкой.
- Граттаж чёрно-белый и цветной.
- Тычкование.
- Отпечатки листьев.
- Набрызг.
Также на занятиях применяются следующие типы заданий и упражнений, основанных на применение художесвенно-графических техник.
- Упражнения на развитее образного восприятия, воображения и символической функции:
- рисование по точкам (заранее готовится схема рисунка и предлагается ребёнку), соединить эти точки линией; получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название;
- рисование в воздухе (ребёнок повторяет за педагогом сначала в воздухе, потом на бумаге).
- Игры-упражнения с изобразительным материалом:
- экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей;
- рисунок на асфальте;
- рисунок восковой;
- отпечатки;
- пальцевая живопись;
- самоцветы (мокрая бумага заполняется разноцветными красками).
- Предметно-тематический тип – рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношение с предметным миром и окружающими людьми.
- Образно-символический тип – изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов, таких как «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств.
- Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше типов:
- работа в парах;
- совместное групповое рисование.
В основу программы положены ведущие принципы современной педагогики:
- детоцентризм;
- гуманизация и дифференциация;
- динамичность;
- наглядность;
- последовательность;
- актуальность;
- чередование наглядности и словесности.
В школьной изостудии занимаются воспитанники с 1 по 9 класс в свободное от уроков время.
Форма занятий – индивидуально-групповая. Группа сборная по 8 человек. Если возникает необходимость, проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком отдельно.
Механизм оценки получаемых результатов – это коллективных просмотр работ воспитанников с выявлением ошибок, их корректировкой.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в выставках, конкурсах как в стенах школы, так и на городском, региональном, федеральном уровне. Выставка детских работ помогает воспитанникам утвердиться в мысли о своей полезности для общества, им есть чем гордиться – детские работы занимаю призовые места и украшают стены родной школы.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
1-й год обучения | ||||
Сентябрь | ||||
Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), использую точку и линию как средство выразительности, воспитывать аккуратность | Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы | |
Весёлые мухоморы (первое занятие) | Рисование пальчиками | Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать | Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов | |
Весёлые мухоморы (второе занятие) | Рисование пальчиками | Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа) | Листы формата А4 голубого или серого цвета или ватманский лист, зелёная гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Октябрь | ||||
Ягоды и яблочки | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины) | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи | |
Моя любимая чашка | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |
Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (приманиванием). Закрепить данные приёмы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции | Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и жёлтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Ноябрь | ||||
Птички клюют ягоды | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробка, взятые из Интернета шаблоны птиц, клей, клеёнка, салфетки | |
Мои любимые домашние животные | Тычок полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги | Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котёнок, щенок, кролик), жёсткая кисть, гуашь чёрного, коричневого, серого цветов. Иллюстрации и изображения домашних животных | |
Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться? | Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины) | Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие | Индивидуальный лист (или ватманский лист) с жёлтым кругом в середине, жёлтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Декабрь | ||||
Маленькой елочке холодно зимой | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две ёлочки из зелёной бумаги, клей (если используется аппликация) | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Мои рукавички | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предметы несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Январь | ||||
Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность | Маленькая ёлочка. Вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Весёлый снеговичок | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Февраль | ||||
Моё любимое дерево | Сангина, уголь по желанию | Закрепить умение рисовать деревья сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля (чтобы линии были видны хорошо и чтобы мелок не сломался) | Лист формата А4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы | |
Мы рисуем. Что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток, закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции | Открытка для папы: на лицевой стороне - аппликация, на развороте – место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зелёная, синяя, оранжевая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки | |
Мои любимые животные из сказок | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом | |
Март | ||||
Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания | Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4 см), гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимозы | |
Мы рисуем. Что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Солнышко | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие | Ватманский лист с нарисованный посередине жёлтым кругом, гуашь алого, жёлтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. | |
Божьи коровки на лужайке | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) | 1-й вариант Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и тёмно-зелёного цвета, чёрная гуашь в мисочках, клей для педагога. 2-й вариант Листы формата А4, красная, чёрная, светло- и тёмно-зелёная гуашь, кисти, чёрная гуашь в мисочках | |
Мы рисуем. Что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Апрель | ||||
Жили у бабуси два весёлых гуся (из программы Т.Концетовой) | Рисование ладошкой | Продолжить учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями | Озеро, нарисованное на предыдущем занятии на большом листе или листы бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для дорисовывания деталей | |
Волшебные (волшебный дождик) | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает его | Свеча, чернила или тушь синего цвета, лист плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесёнными свечой рисунками | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Май | ||||
Травка | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Ватманский лист, тёмно- и светло-зелёная гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки | |
Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Всё имеющиеся в наличии | |
Цветочек радуется солнышку | Печатание печатками из картофеля (в форме цветка) | Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой. Закрепить приём примакивания. Развивать чувство композиции | Лист светло-зелёной бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, тёмно- и светло-зелёная гуашь, кисти, иллюстрации и эскизы | |
Выставка рисунков детей данной группы | Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков) | Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребёнка) |
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
2-й год обучения | ||||
Сентябрь | ||||
Подсолнухи | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, выполненными на занятии по аппликации, чёрная тушь в мисочках, зелёная гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации | |
Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, использование печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции и ритма | Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации | |
Осеннее дерево | Оттиск печатками из листьев | Познакомить с приёмом печатания печатками. Упражнять в рисовании углём и сангиной | Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатка в форме листьев гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Октябрь | ||||
Мои игрушки | Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы | |
Нарисуй воздушные шарики и укрась их | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Учить рисовать предметы овальной формы, закрепить умение располагать рисунок по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков пальчиками | Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлинённой формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы | |
Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоски из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Ноябрь | ||||
Мои любимые рыбки | Восковые мелки и акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие | Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации | |
Первый снег | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4, тонированный тёмно-синим, тёмно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, чёрная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото | |
Укрась шарфик | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции | Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-и шарфик для игровой ситуации | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Декабрь | ||||
Зимний лес | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым (снег); гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины. Фото и иллюстрации, эскизы | |
Два петушка ссорятся | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушки). Развивать воображение, творчество | Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Укрась елочку бусами | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма | Можно использовать готовые ёлки из цветной бумаги, наклеенные на занятиях по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисочках, пробка, ёлочные бусы, эскизы | |
Январь | ||||
Ёлочные игрушки | Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой | Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой | Вырезанные из плотной бумаги ёлочные игрушки (шары, сосульки, звезда, месяц и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, ёлка, нарисованная на ватманском листе, ёлочные игрушки | |
Мой воспитатель | Чёрно-белый граттаж (готовый лист), чёрный маркер, сангина | Учить рисовать портрет человека, использую выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передачи отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа или лист формата А3 белый (на выбор), чёрный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы | |
Снеговичок | Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картину со снеговиком (метла, ёлочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции | Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Февраль | ||||
Нарисуй какую хочешь чашку и укрась её | Оттиск печатками, печать по трафарету | Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма | Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы | |
Кораблики в море | «Знакомая форма – новый образ»; чёрный маркер и акварель | Учить рисовать кораблики, использую в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | |
«Портрет» зимы | Восковые мелки + акварель, чёрный маркер + акварель | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинками), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие | Лист формата А4, синий восковой мелок, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Март | ||||
Нарисуй и укрась вазу для цветов | «Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритм | Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации | |
Открытка для мамы | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции | Лист формата А3с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы | |
Весеннее солнышко | Рисование ладошкой | Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, оранжевую, красную) кистью прямо на ладошке | Ватманский лист бедно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Апрель | ||||
Ракета в космосе | Печать по трафарету | Продолжить учить смешивать краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки | Лист формата А3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках. Трафареты звёзд, эскизы и иллюстрации | |
Цыплята | Комканье бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовать детали пастелью (травку, цветы) и чёрным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки жёлтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, чёрный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации | |
Укрась свитер | Тычок жёсткой кистью, печатание печатками | Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность | Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жёсткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Май | ||||
Одуванчики | Восковые мелки и акварель, печатание печатками | Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительных образ одуванчиков. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 белого или бледно-зелёного цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры | |
Как я вырос за год (авто-портрет) | Чёрно-белый граттаж (готовый лист), чёрный маркер, сангина | Закрепить умение рисовать портрет человека, использую выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции | Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа ил илист бумаги формата А3 белый на выбор, палочка для процарапывания, чёрный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество | Все имеющиеся в наличии | |
Итоговая выставка за год | Продолжить учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков | Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребёнка) |
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
3-й год обучения | ||||
Сентябрь | ||||
Летний луг | Восковые мелки + акварель, печать по трафарету | Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отображению впечатлений о лете | Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти | |
Укрась вазу для цветов | Печать (печатками по трафарету). «Знакомая форма – новый образ» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «Знакомая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции | Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках | |
Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «Знакомая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Ёжики | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Закрепить умение пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями | Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей | |
Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти | |
Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек | Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовосприятия | Дымковские игрушки, рисунки детей за прошлые годы гуашь, кисть, бумага квадратного формата | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Октябрь | ||||
Осенние листья (первое занятие) | Тиснение | Познакомить с техникой теснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию срисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти | |
Осенний пейзаж (второе занятие) | Тычкование | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём тычкования – учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги 9около 40 штук), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях | |
Астры и георгины в вазе (с натуры) | Учить анализировать натуру, выделять ей особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой | Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, пастель | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Я шагаю по ковру из осенних листьев | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Лист формата А3 чёрного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты | |
Роспись дымковского коня | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Вылепленные из глины или вырезанные из бумаги фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти | ||
Моё любимое платье или свитер | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, использую в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту – мелкий узор в полосе | Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках, одежда кукол | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Ноябрь | ||||
Моё любимое дерево осенью | Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить отображать особенности изображаемого предмета, использую различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они жёлто-зелёные, в ноябре листьев мало, зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | Уголь, сангина, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам) | |
Я люблю пушистое, я люблю колючее | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная) скомканная бумага, поролоновые тампоны | |
Узор на разделочной доске (городецкая роспись) | Закрепить знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 тёмно-серого, тёмно-голубого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, эскизы и иллюстрации | |
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | Овощи или их муляжи, бумага тёмного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта | ||
Узор на тарелочке (городецкая роспись) | Продолжить закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги. Гуашь, кисти | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Декабрь | ||||
Животные, которых я сам придумал | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «знакомая форма – новый образ» | Чёрная и цветкная тушь, листы бумаги (20 х 20 см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы. Кольца, ложки и др.), восковые мелки | |
Зимняя ночь | Чёрно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих | Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы, иллюстрации | |
Мои любимые снежинки (декоративные) | Учить украшать тарелочки и поносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Сухой букет (с натуры) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь | Уголь, тушь, лист формата А3, сухой букет в вазе, эскизы | ||
Птицы волшебного сада (городецкая роспись) | Продолжить закреплять знания детей о городецкой росписи. Ознакомить с приёмами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции | Гуашь, кисть, предметы с городецкой росписью, лист формата А3, эскизы | ||
Ёлочка нарядная | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Январь | ||||
Я в волшебном еловом лесу | Чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умения в нетрадиционных графических техниках 9чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага белая формата А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, чёрная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы | |
Обои в моей комнате | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) | Бумага формата А3, печатки. Поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев | |
Филин | Тычок полусухой жёсткой кистью | Учить создавать выразительный образ филина, использую технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами | Бумага формата А3. Уголь, жёсткая и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации. Эскизы, рисунки детей за прошлые годы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Мой портрет | Чёрно-белый граттаж, акварель + восковые мелки | Дать знания о портрете как о жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности (причёска и др.). Развивать чувство композиции | Репродукции портретов (автопортреты), зеркало, бумага формата А3, акварель, восковые мелки, полукартон формата А4, тушь чёрная с жидким мылом, свеча, палочка для процарапывания | |
Растения в нашей группе (с натуры) | Продолжить учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приёмы работы с пастелью | Комнатные растения (сансевьера, декабрист, хлорофитум), пастель, тёмная бумага формата А3, эскизы, иллюстрации натюрмортов | ||
Сказочные цветы | Закрепить умение рисовать необычные цветы, использую разные приёмы работы пастелью. Развивать воображение. Чувство ритма, цветовосприятие | Пастель, бумага разных цветов формата А4, А3, фотографии, иллюстрации | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Февраль | ||||
Я в подводном мире | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции | Голубой или белый лист бумаги формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации | |
Пингвины на льдине (два занятия). Занятие первое – снег, лёд и полярная ночь | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, использую гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа | Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации | ||
Пингвины на льдине. Второе занятие – пингвины | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передовая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Семёновские матрёшки (мама с дочкой). Первое занятие | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины | Семёновские матрёшки, бумага формата А3. Гуашь или чёрный маркер, акварель | ||
Семёновские матрёшки (мама с дочкой). Второе занятие | Рисование пальчиками | Продолжить знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуке ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие | Семёновские матрёшки, ранее нарисованные детьми матрёшки, гуашь или чёрный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Ветка с первыми листьями (с натры0 | Оттиск печатками | Продолжить учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции | Лист формата А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися листьями в вазе, эскизы | |
Март | ||||
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному | Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки | |
Моя мама | Продолжить знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графическими изобразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции | Листы бумаги формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов | ||
Чудесные платки | Познакомить с павлово-посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | Чёрная бумага (20 х 20 см), пастель или гуашь, павлово-посадские платки, эскизы | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Подснежники для моей мамы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие | Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации. Эскизы | |
Чудесные платки рисуем вместе | Продолжить знакомить детей с павлово-посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции | Бумага (20 х 20 см), гуашь, кисти, павлово-посадские платки, схемы, эскизы | ||
Фрукты на блюде (с натуры) | Восковые малки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки на рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели | Фрукты или их муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Апрель | ||||
Моя воспитательница | Продолжить учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной | Бумага различного формата, сангина, эскизы | ||
Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | Чёрная бумага формата А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы | ||
Звёздное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисунках с помощью данных техник | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации | |
Красивые букеты (жостовский поднос) | Продолжить знакомство с росписью жостовских подносов. Учить рисовать подносы разной формы, составлять красивые букеты из простых цветов. Развивать чувство ритма, композиции | Чёрная бумага формата А3, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы | ||
Мы гуляем. Первое занятие | Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции. | Ватманский лист, пастель, гуашь, кисти | ||
Мы гуляем. Второе занятие | Тиснение | Продолжить знакомство с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснение карандашами различных оттенков зелёного цвета. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу | Тонкая бумага формата А4, карандаши различных оттенков зелёного цвета, простой карандаш, предметы с разной фактурой для тиснения, ножницы, клей | |
Чудесный букет | Монотипия | Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии | Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Май | ||||
Наши черепахи на прогулке | Восковой мелок + акварель, чёрный маркер + акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунках облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага формата А3, чёрный маркер, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы | |
Как я люблю одуванчики | Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно использовать необычные материалы для создания выразительного образа | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки или квадраты (2 х 2 см) из жёлтой бумаги, синтепон, пеноплен и др., клей | |
Игрушки, которые мне нравятся (дымковские игрушки и семёновские матрёшки) | Закрепить знания о дымковских игрушках и семёновских матрёшках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажные шаблоны или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции | Бумажные шаблоны или ранее вылепленные игрушки, кисти, гуашь, дымковские игрушки, семёновские матрёшки | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Берёзовая роща | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции | Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы | |
Я составляю букет (павлово-посадские платки, жостовские подносы, городецкая роспись) | Продолжить закреплять знания о павлово-посадских, жостовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его | Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, павлово-посадские платки, жостовские подносы, городецкие доски | ||
Вишня в цвету (с натуры) | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка | Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или тёмно-голубого цвета, педагогические эскизы | |
Итоговая выставка рисунков за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой"
Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой", разработанна педагогом дополнительного образования Аверкиной Г.Н. в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образ...
Программа кружка "Цветная палитра" по ФГОС
Программа для учащихся 1-2 классов по ИЗО, составлена с учетом ФГОС....
Программа объединения "Весёлая палитра"
Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, котор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»
Направленность: художественнаяНормативный срок освоения программы:- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)...
Программа дополнительного образования "Палитра"
Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества...
работа кружка "Палитра" по изобразительному искусству
краткое описание деятельности кружка...
«Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" (из опыта работы)
Выступление по теме «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" в рамках...