Программа работы изостудии "Хрустальная палитра"
методическая разработка по теме

Самойлова Лилия Алексеевна

Программа работы изостудии, основанная на применении в детском рисовании нетрадиционных художественных техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_izostudii.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы изостудии «Хрустальная Палитра»

Пояснительная записка

Программа школьной изостудии «Хрустальная палитра» основана на использовании методов и приёмов, направленных на всестороннее творческое развитие детей, с использованием нетрадиционных художественных техник. Преимущество этих техник заключается в том, что они доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь эффективность работы заключается не в художественной точности изображения, а в создании яркого, выразительного образа, что и служит проявлением детской одарённости в рисовании.

Изодеятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Рисуя что-либо, ребёнок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ему преодолеть отчуждённость, замкнутость. Рисунки – это изображение действительности, которое отображает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение. Большую роль может сыграть в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по причине совей доступности. Изодеятельность для них знакомое «Комфортное» действие. Поэтому оно способствует формированию необходимых личностных качеств, снижает психоэмоциональное напряжение, помогает сформировать положительную «Я – концепцию».

Основной целью занятий по изодеятельности является максимальное использование её в качестве важнейшего средства воздействия на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с учётом психо-физических особенностей.

Основные задачи:

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
  • развитие у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократных повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистичного рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебно-трудовой и общественно-полезной деятельности;
  • развитие у воспитанников эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики;
  • развитие у воспитанников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, содействие нравственному и трудовому воспитанию;

Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды деятельности:

  • рисование с натуры;
  • рисование на темы;
  • декоративное рисование.

Рисование с натуры

Для рисования с натуры применяются разнообразные предметы, подобранные с учётом графических возможностей детей. Объекты изображения располагаются немного ниже уровня глаз. Для активизации мыслительной деятельности воспитанников целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У воспитанников важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Важно научить их пользоваться вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

Рисование на темы тесно связано с рисованием с натуры. Умения и навыки, полученные на занятиях рисования с натуры воспитанники переносят на рисунки тематические. В них изображается группа предметов, объединённых общим сюжетом и соответственно расположенных в пространстве. Необходимо предложить воспитанникам определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для обогащения зрительных представлений можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Рисование декоративное

Содержанием занятий является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов.

В ходе занятий по декоративному рисованию отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение.

Во всех видах изодеятельности используются нетрадиционные изобразительные техники. Они являются основой данной программы.

Начинаем работу в этом направлении с самых простых техник (1-й год обучения). В дальнейшем (2-й и 3-й год обучения) эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных.

Программа рассчитана на 3 года. Количество часов, отводимых на освоение той или иной техники, зависит от индивидуальных особенностей воспитанников группы.

В 1-й год занятий применяем простейшие техники, совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках:

  1. Рисование пальчиками.
  2. Оттиск печатками из картофеля.
  3. Оттиск пробкой, пенопластом.
  4. Тычёк жёсткой полусухой кистью.
  5. Рисование ладошкой, свечой.
  6. По замыслу (самостоятельный выбор техник детьми).

Во 2-й год к вышеназванным техникам добавляются следующие:

  1. Восковые мелки – акварель.
  2. Печать по трафарету.
  3. Печать печатками из ластика.
  4. Комкание бумаги или обрывание.
  5. Монотипия предметная и пейзажная.
  6. Обведение ладошки и кулачка.
  7. Оттиск смятой бумаги.

В 3-й год занятий совершенствуем умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных изобразительных техниках. Развиваем изображение, творчество. Содействуем наиболее выразительному воплощению образа.

  1. Рисование ладошкой.
  2. Кляксография обычная.
  3. Кляксография с трубочкой.
  4. Граттаж чёрно-белый и цветной.
  5. Тычкование.
  6. Отпечатки листьев.
  7. Набрызг.

Также на занятиях применяются следующие типы заданий и упражнений, основанных на применение художесвенно-графических техник.

  1. Упражнения на развитее образного восприятия, воображения и символической функции:
  • рисование по точкам (заранее готовится схема рисунка и предлагается ребёнку), соединить эти точки линией; получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название;
  • рисование в воздухе (ребёнок повторяет за педагогом сначала в воздухе, потом на бумаге).
  1. Игры-упражнения с изобразительным материалом:
  • экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей;
  • рисунок на асфальте;
  • рисунок восковой;
  • отпечатки;
  • пальцевая живопись;
  • самоцветы (мокрая бумага заполняется разноцветными красками).
  1. Предметно-тематический тип – рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношение с предметным миром и окружающими людьми.
  2. Образно-символический тип – изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов, таких как «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств.
  3. Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше типов:
  • работа в парах;
  • совместное групповое рисование.

В основу программы положены ведущие принципы современной педагогики:

  • детоцентризм;
  • гуманизация и дифференциация;
  • динамичность;
  • наглядность;
  • последовательность;
  • актуальность;
  • чередование наглядности и словесности.

В школьной изостудии занимаются воспитанники с 1 по 9 класс в свободное от уроков время.

Форма занятий – индивидуально-групповая. Группа сборная по 8 человек. Если возникает необходимость, проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком отдельно.

Механизм оценки получаемых результатов – это коллективных просмотр работ воспитанников с выявлением ошибок, их корректировкой.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в выставках, конкурсах как в стенах школы, так и на городском, региональном, федеральном уровне. Выставка детских работ помогает воспитанникам утвердиться в мысли о своей полезности для общества, им есть чем гордиться – детские работы занимаю призовые места и украшают стены родной школы.


п/п

Тема

занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

1-й год обучения

Сентябрь

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), использую точку и линию как средство выразительности, воспитывать аккуратность

Два листа формата А4 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы

Весёлые мухоморы (первое занятие)

Рисование пальчиками

Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов

Весёлые мухоморы (второе занятие)

Рисование пальчиками

Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа)

Листы формата А4 голубого или серого цвета или ватманский лист, зелёная гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Октябрь

Ягоды и яблочки

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины)

Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

Моя любимая чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (приманиванием). Закрепить данные приёмы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции

Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и жёлтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Ноябрь

Птички клюют ягоды

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить

навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробка, взятые из Интернета шаблоны птиц, клей, клеёнка, салфетки

Мои любимые домашние животные

Тычок полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котёнок, щенок, кролик), жёсткая кисть, гуашь чёрного, коричневого, серого цветов. Иллюстрации и изображения домашних животных

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Оттиск печатками из картофеля (круги разной величины)

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие

Индивидуальный лист (или ватманский лист) с жёлтым кругом в середине, жёлтая, оранжевая, красная, малиновая гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Декабрь

Маленькой елочке холодно зимой

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две ёлочки из зелёной бумаги, клей (если используется аппликация)

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Мои рукавички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предметы несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Январь

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность

Маленькая ёлочка. Вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетка

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Весёлый снеговичок

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Вырезанный из бумаги снеговичок (два круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Февраль

Моё любимое дерево

Сангина, уголь по желанию

Закрепить умение рисовать деревья сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля (чтобы линии были видны хорошо и чтобы мелок не сломался)

Лист формата А4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы

Мы рисуем. Что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании с помощью печаток, закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции

Открытка для папы: на лицевой стороне - аппликация, на развороте – место для рисунка, печатки в форме цветов, гуашь зелёная, синяя, оранжевая, красная и т.п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки

Мои любимые животные из сказок

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д.), гуашь разных цветов, жёсткая кисть, иллюстрации, ватман с нарисованным лесом

Март

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания

Открытки из цветной бумаги с нарисованной

веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4 см), гуашь жёлтая в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимозы

Мы рисуем. Что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Солнышко

Рисование ладошками

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие

Ватманский лист с нарисованный посередине жёлтым кругом, гуашь алого, жёлтого, оранжевого, малинового цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски.

Божьи коровки на лужайке

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность)

1-й вариант

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки и бумага светло- и тёмно-зелёного цвета, чёрная гуашь в мисочках, клей для педагога.

2-й вариант

Листы формата А4, красная, чёрная, светло- и тёмно-зелёная гуашь, кисти, чёрная гуашь в мисочках

Мы рисуем. Что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Апрель

Жили у бабуси два весёлых гуся (из программы Т.Концетовой)

Рисование ладошкой

Продолжить учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями

Озеро, нарисованное на предыдущем занятии на большом листе  или листы бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для дорисовывания деталей

Волшебные (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает его

Свеча, чернила или тушь синего цвета, лист плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 с уже нанесёнными свечой рисунками

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Май

Травка

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие

Ватманский лист, тёмно- и светло-зелёная гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки

Мы рисуем, что хотим

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Всё имеющиеся в наличии

Цветочек радуется солнышку

Печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой.  Закрепить приём примакивания. Развивать чувство композиции

Лист светло-зелёной бумаги, печатки в форме цветков, гуашь различных цветов в мисочках, тёмно- и светло-зелёная гуашь, кисти, иллюстрации и эскизы

Выставка рисунков детей данной группы

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе (понравившихся и непонравившихся рисунков)

Рисунки детей за год (выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребёнка)


п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

2-й год обучения

Сентябрь

Подсолнухи

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 с нарисованным кругом и лепестками, выполненными на занятии по аппликации, чёрная тушь в мисочках, зелёная гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации

Укрась платочек

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, использование печатание, рисование пальчиками и приём примакивания. Развивать чувство композиции и ритма

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации

Осеннее дерево

Оттиск печатками из листьев

Познакомить с приёмом печатания печатками. Упражнять в рисовании углём и сангиной

Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатка в форме листьев гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Октябрь

Мои игрушки

Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы

Нарисуй воздушные шарики и укрась их

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы, закрепить умение располагать рисунок по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков пальчиками

Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлинённой формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы

Грибы в лукошке

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоски из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Ноябрь

Мои любимые рыбки

Восковые мелки и акварель

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации

Первый снег

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4, тонированный тёмно-синим, тёмно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, чёрная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото

Укрась шарфик

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-и шарфик для игровой ситуации

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Декабрь

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым (снег); гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины. Фото и иллюстрации, эскизы

Два петушка ссорятся

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушки). Развивать воображение, творчество

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Укрась елочку бусами

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма

Можно использовать готовые ёлки из цветной бумаги, наклеенные на занятиях по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисочках, пробка, ёлочные бусы, эскизы

Январь

Ёлочные игрушки

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой

Вырезанные из плотной бумаги ёлочные игрушки (шары, сосульки, звезда, месяц и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, ёлка, нарисованная на ватманском листе, ёлочные игрушки

Мой воспитатель

Чёрно-белый граттаж (готовый лист), чёрный маркер, сангина

Учить рисовать портрет человека, использую выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передачи отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа или лист формата А3 белый (на выбор), чёрный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы

Снеговичок

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картину со снеговиком (метла, ёлочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Февраль

Нарисуй какую хочешь чашку и укрась её

Оттиск печатками, печать по трафарету

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма

Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы

Кораблики в море

«Знакомая форма – новый образ»; чёрный маркер и акварель

Учить рисовать кораблики, использую в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации

«Портрет» зимы

Восковые мелки + акварель, чёрный маркер + акварель

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинками), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие

Лист формата А4, синий восковой мелок, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Март

Нарисуй и укрась вазу для цветов

«Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритм

Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации

Открытка для мамы

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции

Лист формата А3с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы

Весеннее солнышко

Рисование ладошкой

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, оранжевую, красную) кистью прямо на ладошке

Ватманский лист бедно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Апрель

Ракета в космосе

Печать по трафарету

Продолжить учить смешивать краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки

Лист формата А3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках. Трафареты звёзд, эскизы и иллюстрации

Цыплята

Комканье бумаги или обрывание

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовать детали пастелью (травку, цветы) и чёрным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки жёлтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, чёрный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации

Укрась свитер

Тычок жёсткой кистью, печатание печатками

Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жёсткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Май

Одуванчики

Восковые мелки и акварель, печатание печатками

Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительных образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 белого или бледно-зелёного цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры

Как я вырос за год (авто-портрет)

Чёрно-белый граттаж (готовый лист), чёрный маркер, сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, использую выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Приготовленный лист для чёрно-белого граттажа ил илист бумаги формата А3 белый на выбор, палочка для процарапывания, чёрный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

Итоговая выставка за год

Продолжить учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков

Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребёнка)


№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

3-й год обучения

Сентябрь

Летний луг

Восковые мелки + акварель, печать по трафарету

Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отображению впечатлений о лете

Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти

Укрась вазу для цветов

Печать (печатками по трафарету). «Знакомая форма – новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «Знакомая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «Знакомая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Ёжики

Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техникой «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями

Иллюстрации с изображением ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей

Ветка рябины (с натуры)

Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.  Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Дымковские игрушки, рисунки детей за прошлые годы гуашь, кисть, бумага квадратного формата

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Октябрь

Осенние листья (первое занятие)

Тиснение

Познакомить с техникой теснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию срисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти

Осенний пейзаж (второе занятие)

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём тычкования – учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги 9около 40 штук), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях

Астры и георгины в вазе (с натуры)

Учить анализировать натуру, выделять ей особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

Букет осенних цветов, лист бумаги тёмного цвета, пастель

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Лист формата А3 чёрного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

Роспись дымковского коня

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Вылепленные из глины или вырезанные из бумаги фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти

Моё любимое платье или свитер

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, использую в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту – мелкий узор в полосе

Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках, одежда кукол

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Ноябрь

Моё любимое дерево осенью

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить отображать особенности изображаемого предмета, использую различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они жёлто-зелёные, в ноябре листьев мало, зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках  

Уголь, сангина, печатки, трафарет, жёсткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам)

Я люблю пушистое, я люблю колючее

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная) скомканная бумага, поролоновые тампоны

Узор на разделочной доске (городецкая роспись)

Закрепить знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Первый снег

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 тёмно-серого, тёмно-голубого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, эскизы и иллюстрации

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции

Овощи или их муляжи, бумага тёмного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта

Узор на тарелочке (городецкая роспись)

Продолжить закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции

Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги. Гуашь, кисти

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Декабрь

Животные, которых я сам придумал

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «знакомая форма – новый образ»

Чёрная и цветкная тушь, листы бумаги (20 х 20 см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы. Кольца, ложки и др.), восковые мелки

Зимняя ночь

Чёрно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы, иллюстрации

Мои любимые снежинки (декоративные)

Учить украшать тарелочки и поносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Сухой букет (с натуры)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь

Уголь, тушь, лист формата А3, сухой букет в вазе, эскизы

Птицы волшебного сада (городецкая роспись)

Продолжить закреплять знания детей о городецкой росписи. Ознакомить с приёмами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции

Гуашь, кисть, предметы с городецкой росписью, лист формата А3, эскизы

Ёлочка нарядная

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками

Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Январь

Я в волшебном еловом лесу

Чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умения в нетрадиционных графических техниках 9чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Бумага белая формата А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, чёрная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы

Обои в моей комнате

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

Бумага формата А3, печатки. Поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев

Филин

Тычок полусухой жёсткой кистью

Учить создавать выразительный образ филина, использую технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами

Бумага формата А3. Уголь, жёсткая и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации. Эскизы, рисунки детей за прошлые годы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Мой портрет

Чёрно-белый граттаж, акварель + восковые мелки

Дать знания о портрете как о жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности (причёска и др.). Развивать чувство композиции

Репродукции портретов (автопортреты), зеркало, бумага формата А3, акварель, восковые мелки, полукартон формата А4, тушь чёрная с жидким мылом, свеча, палочка для процарапывания

Растения в нашей группе (с натуры)

Продолжить учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приёмы работы с пастелью

Комнатные растения (сансевьера, декабрист, хлорофитум), пастель, тёмная бумага формата А3, эскизы, иллюстрации натюрмортов

Сказочные цветы

Закрепить умение рисовать необычные цветы, использую разные приёмы работы пастелью. Развивать воображение. Чувство ритма, цветовосприятие

Пастель, бумага разных цветов формата А4, А3, фотографии, иллюстрации

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Февраль

Я в подводном мире

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Голубой или белый лист бумаги формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

Пингвины на льдине (два занятия). Занятие первое – снег, лёд и полярная ночь

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, использую гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа

Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации

Пингвины на льдине. Второе занятие – пингвины

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передовая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Семёновские матрёшки (мама с дочкой). Первое занятие

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины

Семёновские матрёшки, бумага формата А3. Гуашь или чёрный маркер, акварель

Семёновские матрёшки (мама с дочкой). Второе занятие

Рисование пальчиками

Продолжить знакомство с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуке ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие

Семёновские матрёшки, ранее нарисованные детьми матрёшки, гуашь или чёрный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Ветка с первыми листьями (с натры0

Оттиск печатками

Продолжить учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции

Лист формата А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураспустившимися листьями в вазе, эскизы  

Март

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному

Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

Моя мама

Продолжить знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графическими изобразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции

Листы бумаги формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов

Чудесные платки

Познакомить с павлово-посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

Чёрная бумага (20 х 20 см), пастель или гуашь, павлово-посадские платки, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Подснежники для моей мамы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации. Эскизы

Чудесные платки рисуем вместе

Продолжить знакомить детей с павлово-посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

Бумага (20 х 20 см), гуашь, кисти, павлово-посадские платки, схемы, эскизы

Фрукты на блюде (с натуры)

Восковые малки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки на рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели

Фрукты или их муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Апрель

Моя воспитательница

Продолжить учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной

Бумага различного формата, сангина, эскизы

Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

Чёрная бумага формата А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы

Звёздное небо

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисунках с помощью данных техник

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

Красивые букеты (жостовский поднос)

Продолжить знакомство с росписью жостовских подносов. Учить рисовать подносы разной формы, составлять красивые букеты из простых цветов. Развивать чувство ритма, композиции

Чёрная бумага формата А3, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы

Мы гуляем. Первое занятие

Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции.

Ватманский лист, пастель, гуашь, кисти

Мы гуляем. Второе занятие

Тиснение

Продолжить знакомство с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснение карандашами различных оттенков зелёного цвета. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

Тонкая бумага формата А4, карандаши различных оттенков зелёного цвета, простой карандаш, предметы с разной фактурой для тиснения, ножницы, клей

Чудесный букет

Монотипия

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии

Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Май

Наши черепахи на прогулке

Восковой мелок + акварель, чёрный маркер + акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунках облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Бумага формата А3, чёрный маркер, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

Как я люблю одуванчики

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно использовать необычные материалы для создания выразительного образа

Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки или квадраты (2 х 2 см) из жёлтой бумаги, синтепон, пеноплен и др., клей

Игрушки, которые мне нравятся (дымковские игрушки и семёновские матрёшки)

Закрепить знания о дымковских игрушках и семёновских матрёшках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажные шаблоны или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции

Бумажные шаблоны или ранее вылепленные игрушки, кисти, гуашь, дымковские игрушки, семёновские матрёшки

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

Берёзовая роща

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции

Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы

Я составляю букет (павлово-посадские платки, жостовские подносы, городецкая роспись)

Продолжить закреплять знания о павлово-посадских, жостовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, павлово-посадские платки, жостовские подносы, городецкие доски

Вишня в цвету (с натуры)

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка

Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или тёмно-голубого цвета, педагогические эскизы

Итоговая выставка рисунков за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой"

Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой", разработанна педагогом дополнительного образования Аверкиной Г.Н. в соответствии с требованиями  к содержанию и оформлению образ...

Программа кружка "Цветная палитра" по ФГОС

Программа для учащихся 1-2 классов по ИЗО, составлена с учетом ФГОС....

Программа объединения "Весёлая палитра"

Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, котор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»

Направленность: художественнаяНормативный срок освоения программы:- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)...

Программа дополнительного образования "Палитра"

Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества...

работа кружка "Палитра" по изобразительному искусству

краткое описание деятельности кружка...

«Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" (из опыта работы)

Выступление по теме «Опыт инновационной деятельности в организации работы студии «Палитра творчества» как средство совершенствования творческой личности" в рамках...