Внеклассное занятие в 5 классе история возникновения математики и счета
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Цель:    Ознакомить учащихся с историей возникновения счета,

                показать связь математики с жизнью.

Задачи:

 - рассмотреть историю возникновения счета;

 - развить логическое мышление, память, математические способности;         

-  воспитывать интерес к изучению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Костромской Краснодарского края

Внеклассное занятие в 5 классе

«История возникновения математики и счета»  

Учитель: Хрикина В.В.

Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.

Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.

Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.


Цель:    Ознакомить учащихся с историей возникновения счета,

            показать связь математики с жизнью.

Задачи:

 - рассмотреть историю возникновения счета;

 - развить логическое мышление, память, математические способности;          

-  воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование: фонограмма песни «Дважды два - четыре», мультимедиа, карточки с набором предметов, счет древних племён.

 Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Изложение беседы по теме.

1. Беседа по теме.

Песня “Дважды два – четыре”

- Как называется песня?

- О чем говорят: “Дважды два – четыре”?

Когда речь идет о чем-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: “Дело ясное, как дважды два – четыре!” А ведь прежде чем додуматься до этого пришлось учиться много – много тысяч лет.

Конечно, учение шло не за партой в школе. Человек постепенно учился жить, строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые давние времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета.

2. Беседа по теме.

1. Учиться считать люди начали с незапамятных времен, а учителем у них была сама жизнь.

- Как древние люди добывали себе пищу?

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями – различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

- Каким образом здесь нужен был счет?

Командовал облавой самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее нужно было окружить. Ну, хотя бы так: 5 человек справа, 7 сзади, 4 слева. Тут уж без счета никак не обойтись. И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать число на пальцах рук. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как “один” и “много”.

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: “Много”. Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д.

Игра «Посчитай предметы»

Учитель показывает карточку с определенным количеством предметов, а учащиеся пытаются сосчитать их как древние люди.

Одна луна на небесах,

Две стрелки ходят на часах.

Три огонька у светофора

Четыре лапы у Трезора.

        

Пять пальцев на одной руке,        

Пять братцев – пальцев в кулачке.

Шесть быстрых лапок у жука

Семь дней у нас в неделе.

Есть восемь ног у паука

И девять дырочек в свирели.

А десять пальцев на руках.

На двух руках, в двух кулачках.

2. - Послушайте рассказ.

Проезжая однажды мимо стойбища чукчей, я заметил на склоне небольшое стадо оленей. Я насчитал 128 оленей. Когда я спросил у хозяина, сколько у него оленей, он ответил:

“Мы не считали. Но если хоть один олень пропадет из стада, глаза мои узнают сразу.

- А можешь ты посчитать?

- Если тебе нужно, посчитаю. Долго буду считать, поезжай пока в ярангу, а потом я принесу счет.

В яранге мы успели попить чаю, перекусить, поговорить с хозяином обо всем, а часа через два пришел наш подсчетчик. Он назвал число 128. Старик – хозяин удивился такому множеству оленей.

- Наверное, ты ошибся. Так много оленей никогда у нас не было.

Старик решил проверить:

Для этого он разулся, и через три часа сообщил, что все верно подсчитали. Для подсчета не хватило своей семьи из пяти человек, пришлось пригласить еще двух человек из соседней яранги.

- Как сосчитали оленей?

                                               Ф И З М И Н У Т К А

3. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа – собственной пятерней. Иногда говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с того ли времени пошло это выражение, надо знать, что пальцев 5, зачем тогда считать. И пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им, копье с каменным наконечником на пять, шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Вот и еще одно крылатое выражение «перечесть по пальцам».

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах.

Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают пятерками и десятками.

Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.

Специальные названия чисел имелись – поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 – это два и один, 4 – это два да два, 5 – это два, еще два и один.

Например, у одного из австралийских племен счет ведется так: 1 – энэа, 2 – петчевал, 3 – петчевал-энэа, 4 – петчевал-петчевал,5 – петчевал-петчевал-энэа

А в другом племени считали так: 1 – мал, 2 – булан, 3 – гулиба, 4 – булан-булан, 5 – булан-гулиба.

А на берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа- 1, 2 и 3, причем число 3 называлось “поэттаррароринкоароак”.

Вот как трудно было людям научиться считать!

Игра «Мы из племени».

Учащиеся должны продолжить счет австралийских племен до 10.

(Назовите числа австралийского  племени  23, 15, 21,14, 51. 35,

Запись чисел зарубками на палках, черточками или точками на коре и листьях растений была распространена у многих народов. В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего- либо необходимо сделать зарубку. Слово «нос» в данном случае произведено от слова «носить». В старые времена многие люди носили при себе для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос», а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу» соответствующее число зарубок-меток.

IV. Подведение итогов беседы.

- Что нового узнали?

- Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка факультативного занятия по алгебре в 11 классе "История возникновения показательной функции".

Данное занятие проводится лекционно. Его цель познакомить учащихся с историей возникновения и выяснить мотив появления показательной функции, показать её связь с другими предметами. И дать ответ ребят...

Конспект занятия «Знакомство с историей возникновения ДПТ»

Знакомство с историей возникновения декоративно – прикладного искусства, его видами; Привитие любви и уважение к традициям русского народа...

Внеклассное занятие "Путешествие в историю Пензенской губернии"

Материал рассказывает об истории возникновения Пензенской области и ее достопримечетельностях. Может пригодиться учителям истории и классным руководителям....

Внеклассное занятие в коррекционной школе КВН "Математика повсюду", проводимое в рамках недели математики

Занятие рассчитонно на 5-7 класс коррекционной школы, для детей с нарушениеем слуха и речи. Все вопросы сопровождаются картинками соответствующие ответам....

Презентация по теме: "История возникновения математики"

Презентация "История возникновения математики" рассматривает период древнейшей истории человечества. Может быть использована для обощения материалов в старших классах....

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «История возникновения сувениров».

Тема:    История возникновения сувениров. Тип занятия:  урок – путешествие. Цель занятия: Познакомить с  историей возникновения сувениров. Дать представление п...

Конспект урока по олимпийскому образованию для обучающихся 7 класса «История возникновения паралимпийских игр»

История возникновения паралимпийского движения врачом Людвигом Гуттманом...