Педагогический совет
материал на тему
Гигиенические требования к расписанию уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigienicheskie_trebovaniya_k_raspisaniyu_urokov.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок/занятие с точки зрения здоровьесбережения.
Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения приобрела в настоящее время особую актуальность. Это, во-первых, связано с устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции и, во-вторых, - с изменениями, произошедшими в школе, за последнее десятилетие. Как показывают наблюдения, выполненные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в течение последнего пятилетия сохраняется тенденция роста заболеваемости, причем особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативно-сосудистых расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Сегодняшних школьников уже на этапе обучения в начальной школе отличают сниженные, чем у их сверстников прежних лет, функциональные возможности. Все это диктует необходимость устранения причин, вызывающих нарушения здоровья детей, создание условий для сохранения и укрепления их здоровья в процессе обучения.
Начало школьного обучения всегда рассматривалось гигиенистами, педагогами и психологами как один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Поступление в школу связано с целым комплексом новых воздействий на детский организм, адаптация к которым сопряжена нередко со значительным напряжением. Кроме того, начало систематического обучения приходится на один из критических периодов в жизни ребенка, когда его организм более уязвим в отношении факторов среды обитания, что может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ – одно из самых важных – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
На протяжении многих лет приоритетной средой обитания для детей школьного возраста являются общеобразовательные учреждения, в которых должны быть созданы не только необходимые, но и безопасные условия для успешной образовательной деятельности детей. Организм ребенка может существовать, успешно развиваться и овладевать программами обучения и воспитания только, находясь в единстве с окружающей средой. В связи с этим, образовательная среда, под которой мы понимаем всю совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат, определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но состояние их здоровья.
В этой связи предлагаемая система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ в начальной школе сфокусирована на создание безопасных, комфортных условий обучения детей, а также устранения причин, вызывающих школьно-обусловленную патологию.
Современными научными исследованиями установлена зависимость уровня умственной работоспособности у детей школьного возраста от времени суток и дня недели. В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-Фз "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. На основании п. 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, общеобразовательным учреждением самостоятельно разрабатывается учебный план, а учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 44 утверждены СанПиН 2.4.2.1178-02, которые предъявляют обязательные санитарно-гигиенические требования к расписанию уроков. Так, в них в частности указано, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду (для обучающихся 9-11 кл.). На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Для обучающихся в 5 - 8-х классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах (см. таблицу).
Трудность предметов в баллах
предмет | количество баллов |
математика | 11 |
иностранный язык / информатика и ИКТ | 10 |
физика / химия | 9 |
история | 8 |
русский язык / литература | 7 |
естествознание / география | 6 |
физкультура | 5 |
технологии | 4 |
черчение | 3 |
ИЗО | 2 |
музыка | 1 |
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. «Самые здоровые и красивые люди – это те, которых ничего не раздражает», - говорил Георг Кристоф Лихтенберг (известный немецкий ученый, писатель, афаризмы).
В создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с адекватными средовыми факторами (микроклимат, освещенность, рациональная организация рабочего места мн. др.), а также организации учебной деятельности (расписание уроков, объем суммарной учебной нагрузки, педагогические методики и технологии, сменность занятий и др.) весьма значимая роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения детей, когда “погода в классе” зависит прежде всего от учителя, во многом определяя их степень адаптации к школе. Среди нежелательных свойств педагога большинство опрошенных школьников указали на недостаточное уважение к ученику. Учеба должна давать детям радость и протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирущие ситуации в школе, т.е. организация учебного процесса должна быть подчинена созданию психологического комфорта.
Актуальность этой проблемы современной школы подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей. Уже в дошкольном возрасте 12-19% детей имеет выраженные формы психических расстройств, а 40% - составляют группу риска по развитию психических нарушений. В подростковом возрасте частота психических заболеваний достигает 20-25%. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологическом портрете детей дошкольного и школьного возраста. Причина прогрессирующей невротизации школьников по мнению ряда авторов заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. От педагога, особенно на начальном этапе обучения, во многом зависит отношение школьника к учебе, к школе. Исследования социологов показали, что только 4-7% учащихся традиционной школы сохраняют интерес к учебе, только 10% детей радуются встрече с учителем.
Психологический дискомфорт, который испытывают учащиеся на уроках, снижает продуктивность их учебы, увеличивает затраты времени на приготовление уроков и дефицит сна, сокращает время прогулки. Перенапряжение, страх, тревога, особенно в ходе пристрастного опроса в начале каждого урока, унизительные эпитеты, получаемые в школе и дома, становятся причиной невротических изменений психики, которые с полным правом можно расценивать как дидактогенные неврозы. Культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к ученику - важная составляющая профилактики нарушений в состоянии здоровья детей.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Для сохранения работоспособности детей в течение учебного дня существенное значение имеет рациональное построение урока, его структура в первом классе должна быть дробной, т.е. включать несколько видов деятельности. Установлено, что общая продолжительность письма на уроке для детей 6-летнего возраста не должна превышать – 8 мин, в возрасте 7-8 лет – 10 минут. Продолжительность непрерывного письма для 7-летних школьников – 2мин.40сек. в начале урока, и 1 мин. 45 сек. в конце. Весьма утомительно для младших школьников длительное сохранение рабочей позы, выносливость к статическим нагрузкам у них еще невелика. Для поддержания оптимального функционального состояния детей важно, чтобы плотность урока (процент чистого времени на уроке, затраченного на учебную работу) составлял не менее 60% и не более 80%.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Для профилактики утомления школьников продолжительность перемен между уроками не должна быть не менее 10 минут, а продолжительность большой перемены – не менее 20 минут; продолжительность ежедневной динамической паузы в середине учебного дня – не менее 40 минут. Продолжительность перемены, отводимой для организации питания детей, должна обеспечивать возможность спокойного принятия пищи. Динамическую паузу желательно проводить на свежем воздухе. Ограничением этой возможности могут быть только неблагоприятные погодные условия.
Проведение физкультминуток на 10 и 20-й минутах 35 минутного или 15-20 и 30-й минутах 40 минутного урока является достаточной эффективной профилактикой утомления детей. В середине третьей – самой длинной учебной четверти для учащихся первых классов проводят дополнительные недельные каникулы.
Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий с учетом хода дневной кривой работоспособности учащихся – 16 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Для учащихся 2-х классов время самоподготовки – не более 1,5 часов; для учащихся 3-4-х классов – не более – 2-х часов. Для организации полноценного отдыха детей не следует задавать уроки на выходные дни и каникулы.
В режиме работы групп продленного дня особого внимания требует контроль за соблюдением продолжительности самоподготовки (ее не следует начинать ранее 16 часов) и проведением прогулки (не менее 2 часов). Для учащихся 1-х классов наиболее эффективным способом снятия «учебного» утомления является организация дневного сна. Организация дополнительного образования должна предоставлять детям возможность выбора занятий по своему желанию, особенно это касается двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий, которые призваны компенсировать дефицит двигательной активности детей, профилактировать наступление «учебного» утомления. Для первоклассников дополнительные занятия (особенно в первом полугодии) должны быть минимальными, поскольку адаптация к школе у большинства из них сопровождается значительным напряжением. Предпочтительно проводить их в форме экскурсий, прогулок. При подборе занятий дополнительным образованием следует ориентировать детей и их родителей на такой их выбор, в котором бы соблюдался баланс между интеллектуальными (статическими) и двигательно-активными занятиями. Для большинства детей оптимальным является занятия не более, чем в 2-х кружках (секциях), одно из которых должно быть двигательно-активным.
Средняя продолжительность сна (ночного и дневного) для детей в этом возрасте составляет для первоклассников –11-12 часов, для учащихся 2-3-х классов – 11 часов, для учащихся 4-классов - 10,5 часов.
И давайте помнить о том, что Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, самим собой.
Будьте здоровы и помните слова Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»
Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"
Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...
Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...