Ох, уж эти безударные гласные!!!
статья на тему
Очень большое количество ошибок учащиеся начальной школы (и не только) допускают на употребление безударных гласных в корне слова.
Казалось бы, что может быть проще, чем выбрать правильную гласную? Но это не так. Даже многие взрослые часто допускают ошибки именно на это правило. Что же говорить о детях! Проблема эта существует, и особенно у детей, страдающих речевыми нарушениями. И в первую очередь она заключается в том, что понятие «безударные гласные» для части учащихся является просто словосочетанием без стоящего за ним смысла.очень большое количество ошибок учащиеся начальной школы (и не только) допускают на употребление безударных гласных в корне слова.
Как помочь ребенку выбрать правильную безударную гласную посвящена эта работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okh_uzh_eti_bezudarnye_glasnye.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ох, уж эти безударные гласные!
(из опыта работы).
Работая логопедом в школе, я неоднократно замечала, что очень большое количество ошибок учащиеся начальной школы (и не только) допускают на употребление безударных гласных в корне слова.
Казалось бы, что может быть проще, чем выбрать правильную гласную? Но это не так. Даже многие взрослые часто допускают ошибки именно на это правило. Что же говорить о детях! Проблема эта существует, и особенно у детей, страдающих речевыми нарушениями. И в первую очередь она заключается в том, что понятие «безударные гласные» для части учащихся является просто словосочетанием без стоящего за ним смысла.
Дело в том, что прежде чем говорить о безударных гласных, учащиеся должны четко уяснить само понятие «гласные». А в понятии «гласные» они должны четко уяснить разницу между звуками и буквами, соотнести каждый гласный звук с его графическим изображением - буквой; уметь дифференцировать гласные звуки от согласных по фонематическому восприятию и артикуляционным признакам, различать графическое изображение гласных и согласных букв как в печатном, так и в письменном вариантах. Кроме того, учащиеся должны четко уяснить, что значит слабая и сильная позиция гласного в слове. А для этого необходимо умение безошибочно выставлять ударение (думаю, что и учителя начальных класов, и логопеды сталкивалсь с тем, что дети называют ударным звуком даже согласные). Без этого сам процесс усвоения правописания безударных гласных в корне (пока мы говорим именно о них) либо не сформируется, либо сформируется не на должном уровне. А вот как раз озвученным темам в программах по русскому языку не всегда уделяется достаточно времени.
Многие педагоги в своей работе добиваются того, чтобы учащиеся четко заучивали правила и могли их озвучить. Но заучивание правила еще не гарантирует, что ребенок будет им пользоваться. Ребенок может отчеканить правило слово в слово, как в учебнике, но на практике абсолютно не сможет его применять. Это может свидетельствовать о том, что теоретический материал для учащегося существует сам по себе и не приносит грамотности в его копилку (такое явление я сравниваю с чемоданом, у которого оторвалась ручка: и ручка есть, и чемодан есть, но сама по себе ручка не нужна, а чемодан без ручки не понесешь).
Если учесть, что один и тот же звук [а] на письме может обозначаться буквами А или О, а звук[и]-буквами Я, Е, И, то перед ребенком стоит задача выбрать правильный вариант буквы на письме. А для этого он должен владеть определенным навыком.
Чтобы овладеть этим навыком, мы отрабатываем следующий алгоритм (2 класс):
- произнести слово и определить количество слогов, а следовательно, и количество всех гласных в слове;
- определить количество всех звуков в слове;
- определить ударный звук;
- записать слово схематично : каждому звуку соответствует одна горизонтальная черточка; причем, гласные звуки обозначаются красным, а согласные черным цветом (звуковой анализ );
- затем над черточками записываются буквы слова, кроме безударных гласных;
- после этого гласные, не вызывающие особого сомнения (у, ы, [йо], э);
- затем определяется словарное это слово или нет;
- если словарное, то проверяем написание по словарю, записываем и запоминаем (для этого я использую набор из серии «Слова в образах и картинках»:
- если слово не словарное, мы ищем пути проверки безударонй гласной: подбираем похожее по смыслу (родственное) слово, в котором этот гласный звук стоит в сильной (ударной) позиции, и записываем нужную букву.
Данный алгоритм выглядит так:
Произнеси слово
определи количество слогов
определи количество звуков в слове
найди ударный звук
запиши слово схематично, используя черную ручку для согласных и красную для гласных
над черточками запиши все буквы слова, кроме безударных гласных
впиши гласные у, ы, э (если есть)
определи, словарное это слово или нет
да нет
смотри в словаре ищи «главное» (проверчное) слово
В начале 2-го класса детям раздаются готовые карточки с алгоритмами, а со 2-го полугодия учащиеся записывают весь теоретический материал кратко или схематично в специально заведенных «Тетрадях для правил». Считаю, что это гораздо практичнее, чем использование уже готовых справочных материалов, потому что при заполнении этих тетрадей у детей задействованы несколько видов памяти: слуховая, зрительная, двигательная. А чем больше видов памяти задействовано, тем больше у детей возможности уяснить материал.
Каждая запись в «Тетради для правил» обязательно сопровождается практическим закреплением, причем, очень часто это проходит в игровой форме, соревновании между командами с помощью заготовленных печатных или компьютерных тестов.
Рассмотрим пример. Слово «заяц».
- Произносим, определяем количество слогов: [за] — [иц] -2;
- выделяем ударный звук: [заиц]- [заиц]- [за-а-а-аиц] - звук [а];
- определяем количество звуков в слове: [з],[а],[и],[ц]- 4,
- составляем схему слова: ____ _____;
- записываем буквы з, а, ц;
- определяем, словарное слово или нет;
- словарное — ищем в словаре;
- нащли — записываем и запоминаем,
- подчеркиваем безударную;
- обращаемся к картинке и создаем ассоциацию.
Слово «морской».
Все шаги по алгоритму те же, кроме последних.
Слово не словарное.
Ищем «главное» (проверочное) — мо-о-оре.
Оформляем на письме следующим образом:
м___рской — море; ведем стрелочку от ударной О к безударной, как бы приходя на помощь в выборе нужной гласной; записываем букву О на месте безударного звука: мОрской, подчеркиваем безударную гласную. Еще раз объясняем выбор безударной гласной.
Со второй половины 2-го класса мы сокращаем этот алгоритм и переходим к следующему:
- произносим слово (мысленно или шепотом, если работа индивидуальная);
- выделяем ударный звук;
- записываем слово, проговаривая по слогам, кроме гласных, вызывающих сомнение;
- определяем, словарное или не словарное;
- дальше по предыдущему алгоритму.
Работе по выбору безударной гласной в корне слова с учащимися 2-х- 4-х классов, стралающими дисграфией и имеющими сложности в усвоении программного материала по русскому языку, я посвящаю, как минимум, 20часов в первой четверти. Затем эта работа систематическт проводится на каждом занятии по 3 минуты, но уже попутно с другими темами.
Следует помнить, что дети, имеющие сложности в овладении процессом письма страдают нарушением фонематических процессов восприятия и представления, звукового анализа и синтеза, пространственного восприятия и представления, вследствие чего страдает написание элементов букв; «зеркалят» (особенно часто праворукие), контаминируют буквы, слова и даже предложения. У них недостаточно развита связная речь, память, поэтому формирование орфографических навыков по выбору безударной гласной на наших занятиях включает в себя следующие моменты (2 класс):
- Что такое речь и для чего она нужна. Основные функции речи.
- Слово — основная смысловая единица речи. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, их дифференциация (пропедевтика).
- Звуки речевые и неречевые. Речевые звуки — основа любого слова.
- Гласные и согласные звуки, их дифференциация на слух и по артикуляционным признакам.
- Гласные звуки [а],[о],[у],[э], [ы], их дифференциация от других звуков, выделение данных звуков в разных позициях на фоне звучащих слов и по представлению. Деление слов на слоги. Ударение.
- Обозначение звуков [а],[о],[у],[э], [ы] буквами. Печатный и письменный варианты. Работа с написанным словом. Выделение гласных. Ударение. Безударные гласные. Деление на слоги.
- Гласные звуки [йа], [йо], [йу], [йэ], [и], их дифференциация от других звуков, выделение данных звуков на фоне звучащих слов и по представлению в начальной позиции (И — в любой позиции). Деление слов на слоги. Ударение.
- Обозгначение звуков [йа], [йо], [йу], [йэ], [и] буквами. Печатный и письменный варианты. Работа с написанным словом. Выделение гласных. Ударение. Безударные гласные. Деление на слоги.
- Родственники. Кто они такие? Родственные слова (на уровне представлений). Практическая отработка умения находить «родственников» разным словам.
- Корень — основная часть родственных слов (пропедевтика). (На этом занятии дети много рисуют, т.к. проводится аналогия с деревом: корень дерева — корень слова; веточки — родственные слова. Для каждого слова дети рисуют дерево, на корне записывают «главное» слово, а на веточках — «родственников»).
- Представление о «главном» слове-помощнике (с ударной корневой гласной). Выбор «главного» слова на фоне ряда родственных слов. (2 ч.)
- Мы похожи, но мы не родственники (представление о похоже звучащих словах, но имеющих разное лексическое значение). Практическая отработка умения на фоне похожих по звучанию слов находить родственные слова с объяснением своего выбора. (2ч.)
- Проверочная работа с использованием компьютерных тестов на нахождение родственных слов на фоне похожих по звучанию, но разных по лексическому значению.
- Выделение корня слова по соотнесению повторяющихся в словах букв, его обозначение (пропедевтика). Практическая отработка умения выделять корень в родственных словах по соотнесению повторяющихся в словах букв. Ударение. Безударные гласные. «Главное» слово. Выбор корневой гласной в безударной позиции по корневой гласной в «главном» слове.
- Выделение корня слова по соотнесению повторяющихся в словах букв, его обозначение (пропедевтика). Практическая отработка умения выделять корень в родственных словах по соотнесению повторяющихся в словах букв. Ударение. Безударные гласные. «Главное» слово. Выбор корневой гласной в безударной позиции по корневой гласной в «главном» слове.
- Выделение корня слова по соотнесению повторяющихся в словах букв, его обозначение (пропедевтика). Практическая отработка умения выделять корень в родственных словах по соотнесению повторяющихся в словах букв. Ударение. Безударные гласные. «Главное» слово. Выбор корневой гласной в безударной позиции по корневой гласной в «главном» слове.
- Компьютерный тест на выбор безударной гласной в корне слова с опорой на «главное» слово.
- Итоговое занятие по теме «Выбор безударной корневой гласной в родственных словах проводится в виде игры «А я знаю...».
Следует отметить, что помимо основной работы, на каждом занятии уделяется внимание обозначению твердости и мягкости согласных на письме с помощью гласных и Ь, развитию устной речи, работе с предложением; обязательно присутствуют элементы игровой деятельности.
Макарова Е.Р.,учитель-логопед,
педагог – психолог, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №21, п. Чульман.
Республика Саха (Якутия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне».
Урок изучения новой темы....
Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные"....
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Безударные гласные в корне слова
Урок включает в себе задания, способствующие развитию творческих способностей учащихся...
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...